Реализация миссии компании «Bkr-Интерком-Аудит» через развитие налогового и юридического консалтинга России
(Семенихин В. В.)
(«Налоги» (газета), 2006, N 25)
РЕАЛИЗАЦИЯ МИССИИ КОМПАНИИ «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ»
ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО И ЮРИДИЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА РОССИИ
В. В. СЕМЕНИХИН
В. В. Семенихин, заместитель генерального директора ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».
Уважаемые коллеги!
Компания ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» 12 лет успешно работает на рынке консалтинговых и аудиторских услуг. Нами сформирована крупнейшая в России аудиторско-консалтинговая партнерская сеть и к концу года планируется выход на количество клиентов около 20000. Обычный клиент на абонементном обслуживании консультируется у нас в среднем по 500 вопросам, в итоге получается, что мы за год отвечаем почти на 10 миллионов вопросов.
Компания ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» предлагает предприятиям и организациям абонентное консультационное обслуживание по любым вопросам, возникающим в процессе финансово-хозяйственных отношений.
При этом все клиенты разнообразны по масштабам, формам собственности, а также по сферам деятельности. Мы на одинаковых ценовых условиях и с одинаковым качеством консультируем и РАО «ЕЭС» и «Газпром», и киоскера с одним киоском.
По итогам 2005 г. среди аудиторско-консалтинговых групп России (по данным рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ-РА») ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» заняло 1-е место по налоговому консалтингу, 11-е — по юридическому.
Основная масса консультаций, благодаря опыту консультантов и повторяемости вопросов, осуществляется в реальном масштабе времени. Благодаря качественному построению технологического процесса мы добились того, что наши консультанты имеют производительность труда, превышающую отраслевую в пять раз — до 120 проконсультированных клиентов в день. Мы применяем очень жесткий кадровый отбор, и рядовыми консультантами становятся сотрудники, работающие в предыдущих фирмах начальниками или заместителями начальника отдела. При этом специалист становится полноценным консультантом только через девять месяцев ежедневного тренинга.
Ответы на вопросы клиентов всегда даются со ссылкой на нормативную базу. В обязательном порядке предусматриваются аналитические оценки операций с целью предупреждения возможных рисков и оптимизации налогообложения и учета. В ходе консультаций мы утрясаем гражданско-правовую квалификацию сделок между юристом и бухгалтером заказчика, т. е. работаем внутренними переводчиками с юридического языка на бухгалтерский и наоборот. Нам заказывают и консультации для иностранных партнеров на иностранных языках.
Как вы понимаете, задача по написанию книг не является прямой задачей консалтинговой компании. Но, проанализировав множество путей по обслуживанию клиентов (что является основной задачей любой организации), мы одним из направлений выбрали написание книг. Поясняем почему: в рамках оказания консультационных услуг наши специалисты столкнулись с тем, что многие компании-клиенты обращаются для консультаций не только со сложными, неоднозначно решаемыми вопросами, но и с достаточно простыми, хотя и требующими детальной методологической проработки отраслевыми вопросами. Вопрос звучал примерно так: «Расскажите мне, что такое лизинг» или «Мы собираемся построить дом. Как это отражать в бухучете?». В итоге мы тратили время не на консультирование, а на обучение клиентов. Тогда именно для наших клиентов решено было написать Методические разработки по всем темам. Теперь они описывают почти все отрасли бухгалтерского и налогового учета, экономического законодательства, все отрасли права.
Когда мы начали ежеквартально передавать на дисках наши разработки клиентам и они с ними ознакомились, то нами были получены крайне благоприятные отзывы.
Мы разместили образцы Методических разработок на нашем информационном портале РОСЭК и стали продавать на открытом рынке до тысячи Методических разработок ежемесячно.
Тогда и пришло решение о новом проекте — подготовке книг для публикации на бумажном носителе. Мы выбрали крупнейшее издательство России «ЭКСМО» и заключили с ним договор о передаче неисключительных прав, и вот уже около полутора лет продолжаем сотрудничество.
В настоящее время нами написаны, в том числе для издательства «ЭКСМО», 540 книг, что составляет около 150000 страниц, более 400 миллионов знаков. Примерно 120 книг уже опубликованы, общим тиражом около полумиллиона экземпляров. Этих результатов мы добились всего за полтора года, так что мы еще в начале пути.
Для того чтобы проект развивался успешно, было принято решение о создании в нашей компании методического отдела. Основными задачами отдела являются координация процесса написания книг и контроль качества.
Для эффективного решения задач проекта мной был разработан бизнес-процесс написания и актуализации книг. Конечная цель бизнес-процесса — это постоянное улучшение качества наших изданий.
Бизнес-процесс состоит из нескольких этапов.
Первый этап — разработка плана написания, распределение книг авторам (в зависимости от специализации) и рецензентам. При разработке плана написания учитываются проблемы как производителей, так и потребителей. Хочу отметить, что рецензентами мы выбираем консультантов, которые специализируются по вопросам, непосредственно связанным с темой книги. Они постоянно осуществляют работы и проводят бесплатные семинары по предложенной теме для наших клиентов.
Кроме того, через наш сайт и посредством адресной рассылки нашим клиентам мы предлагаем темы книг, которые готовятся, и учитываем присланные вопросы при написании книг.
Далее план написания предлагается на согласование в издательство и на основании его формируется перечень книг, который издательство включает в свой план издания на соответствующий период. Но даже если конкретно издательство «ЭКСМО» не включает книгу в свой план издания, она все равно пишется. Потому что главное для нас — это охватить все проблемы, и книги пишутся не для издательства, а для наших сегодняшних клиентов.
Второй этап — для авторов книги формируется пакет документов, литературы, ответов на письменные вопросы. После этого автор разрабатывает оглавление будущей книги, в котором отражает те вопросы и проблемы, которые лягут в основу будущей книги. Уже на этом этапе оглавление рецензируется. Причем эту работу осуществляю и я, и начальник методического отдела, и прикрепленный к автору рецензент.
Третий этап — автор пишет книгу. При этом мы стараемся, чтобы писал не один автор, а юрист и консультант одновременно.
В книгу включаются полный правовой анализ поставленной темы, бухгалтерский учет и налогообложение. Обязательно размещаются наши ответы на вопросы клиентов, анализ полной арбитражной практики.
Четвертый этап — автор направляет написанную книгу рецензентам, консультанту и юристу.
Задача рецензента — отразить в написанной книге весь свой опыт и знания. После получения замечаний и предложений рецензента автор дорабатывает книгу и направляет ее в редакционный блок.
На пятом этапе к книге подключается наш редакционный блок. В него входят юристы, которые тщательно проверяют применение нормативной базы в тексте книги, редактор — проверяет книгу с точки зрения стиля и доступности изложения материала, верстальщик — который приводит текст в соответствие со стандартом верстки.
На шестом этапе книга направляется начальнику методического отдела. Его задачей является прочтение перед отправкой в издательство и внесение при необходимости замечаний и предложений. Но это еще не все. Книга направляется высококвалифицированному специалисту, методологу, лучшему из наших авторов, который улучшает книгу.
И только после этого книга передается мне в работу. Кстати, моей дополнительной обязанностью является рассмотрение изменений в законодательстве, и наша фирма часто дает комментарии к любым ключевым законам раньше всех в России. Вы можете проанализировать мои старые книги, которые у вас на диске, если вначале мои точки зрения кажутся слишком страшными и противоречат консультациям государственных органов, то затем они с пугающе высокой вероятностью сбываются. У нас, кстати, отличные отношения с ответственными сотрудниками Минфина и ФНС, и мы учитываем их точку зрения при написании книг. После моей работы книга направляется клиентам и в издательство.
Как видите, наши книги имеют много ступеней контроля.
Я вам рассказал о наиболее значимых этапах написания книги. Всего же наш бизнес-процесс написания и актуализации книги включает около 200 пунктов. Каждый специалист отчитывается и несет ответственность за свой участок работы.
Книги пользуются большим спросом и в Москве, и в регионах. Поэтому от издательства постоянно поступают заявки на вторые и даже третьи и четвертые издания книг ежегодно. Нами проводится постоянная работа по актуализации книг (по нескольку раз в год), в том числе при переиздании. На сегодняшний день переиздано более 40 процентов книг, и это за один год.
Кроме книг во многих уважаемых изданиях печатаются статьи наших авторов. Для них мы используем как материалы книг, так и специально написанные статьи для журналов. Назову только несколько изданий — «Налоговый вестник» (в нем мы постоянные авторы больших тематических статей), «Главный бухгалтер», «Российская газета», «Расчет». В итоге нами опубликовано более полутысячи статей в более чем ста печатных СМИ. Только благодаря этому на нашем форуме в качестве инфоспонсоров представлено более 120 печатных СМИ. И это не считая более 10 тысяч размещений наших статей в Интернете.
По договору с разработчиком СПС компанией «Референт» нашим книгам выделен целый информационный модуль «Практические комментарии». При этом специалисты «Референта» часто начинают презентацию своих продуктов с нашего информационного модуля, основной акцент делается на полноту базы, отраслевые книги и бренд «Интерком-Аудит». Кроме этого, электронные версии книг регулярно направляются для размещения в СПС «ЭЛЕКС». С компанией «КонсультантПлюс» заключен договор о передаче части электронных версток книг, которые они размещают в своей информационной базе, подписан договор и передана часть книг в компанию «Гарант». Заключен договор о передаче книг в электронном виде с библиотечными коллекторами, так как им постоянно поступали заявки на электронные версии книг. Причем эти договора заключены по их инициативе.
В результате нашей такой деятельности пишутся и издаются книги, которые, по нашему мнению, имеют большое преимущество перед остальными аналогичными изданиями. Назову несколько.
1. Написаны или планируются к написанию до конца 2006 г. книги по всем типам сделок, отраженных в гражданском законодательстве, по всем налогам, видам имущества и отраслям деятельности организаций, а теперь и по всем областям права, связанным с хозяйственной деятельностью.
2. Все книги имеют единую законченную структуру:
— правовые основы;
— бухгалтерский учет;
— налоговый учет;
— сравнительный анализ бухгалтерского и налогового учета.
Читателям нет необходимости искать ответы на вопросы в смежных книгах.
3. Книги содержат большое количество примеров с бухгалтерскими проводками.
4. Учитывается наша консультационная практика (а это освещение более 1 миллиона наиболее сложных вопросов, которые поступают от наших клиентов).
5. Книги содержат наиболее актуальную информацию. В условиях, когда законодательство по бухучету и налогам постоянно меняется, нам часто приходится направлять автору на актуализацию уже почти законченную книгу.
6. Мы стараемся не только привести анализ спорных ситуаций, но и предлагаем читателям наши рекомендации по выходу из них.
7. Мы приводим арбитражную практику, которая поможет читателям найти аргументы в споре с налоговыми органами или при подготовке к судебным спорам.
8. Книги выходят в нескольких сериях: «Портфель бухгалтера», «Справочник руководителя и главного бухгалтера», «Отдел кадров», «Портфель юриста». Каждая серия оформлена в одном художественном стиле.
9. Книга имеет небольшой формат при издании. Это, несомненно, удобно специалистам, которым она адресована. Но в электронном виде имеются приложения с нормативными документами. Применение гиперссылок в файлах помогает не только читателям, но и подразделениям справочно-правовых систем. Приведу пример. СПС «Референт» повысило производительность труда специалистов, работающих над нашим информационным модулем, в несколько раз.
10. До сих пор не поступало отрицательных отзывов ни на книги, ни на статьи наших авторов. Хотя можно сказать, что часто обращали наше внимание на устаревание информации после публикации, но это уже вина не наша, а законодателей, мало где в мире такая неустойчивая система налогообложения.
Нас, бывает, критикуют за то, что мы трактуем законодательство не в пользу налогоплательщика и указываем наименее рискованные точки зрения. Тут существуют два момента. Во-первых, мы не хотели бы быть в соответствии с п. 5 ст. 33 Уголовного кодекса Российской Федерации соучастниками налоговых преступлений под термином «пособник», ведь пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами и указаниями. Во-вторых, я бы здесь повторил слова многих квалифицированных специалистов из фирм, лидирующих на рынке: «Мы не заинтересованы в осторожном консультировании клиентов, так как мы умеем зарабатывать деньги только при судебном сопровождении».
Наша миссия не состоит в том, чтобы заработать денег в суде, в том числе предоставляя рискованные консультации, а в том, чтобы не допустить у клиента вообще споров, например с налоговыми органами.
11. Наши книги — это служебные произведения, поэтому все книги продолжают актуализироваться даже при отсутствии предыдущего автора, и исключительные права на произведения принадлежат ЗАО «BKR-Интерком-Аудит», которые, кстати, мы никому не продаем.
В 2006 г. проект продолжает развиваться, назову ряд новых позиций.
Мы приступили к написанию юридических книг, сформирован авторский коллектив из более чем 20 выделенных юристов. Одновременно планируется провести углубленный анализ всей арбитражной практики России.
Затем напишем своеобразные словари по переводу с бухгалтерского на юридический, где доступным языком расскажем, что имеют в виду эти специалисты, которые почти никогда друг друга не понимают.
Летом приступаем к написанию статей, а затем книг по банковской тематике, затем восстановим работу над серией книг по страховой тематике и инвестиционной сфере.
Мы усилили работу над книгами по бюджетной сфере для бюджетных учреждений.
Готовим большую серию для отдела кадров.
Мы начинаем работу над серией книг по экономической специфике, например ценообразование, и планируем ввести разделы, посвященные экономическому блоку в отраслевые книги. Одновременно готовится серия статей, а затем книг по управленческому консалтингу.
Начата работа над серией статей, а затем книг по международным стандартам бухгалтерского учета, по международному налогообложению, планируется работа над материалами по аудиту.
Недавно нами было принято решение по изданию в ближайшие два года семи огромных энциклопедий, которые рассматривают не только налогообложение и право, но и специфические экономические и прочие отраслевые моменты. Вот их названия: «Труд», «Строительство», «Налоги», «Торговля», «Интеллектуальная сфера», «Услуги», «Производство».
В связи с огромным перечнем наших книг мы планируем сотрудничество не только с издательством «ЭКСМО», но и с другими издательствами, для публикации предлагается список из 60 книг.
Это направление продолжает успешно развиваться, мы готовы к сотрудничеству не только с крупными издательскими компаниями, но и с другими структурами, работающими на рынке.
В рамках договорных отношений передаются неисключительные права на наши произведения. При необходимости можем передать неисключительные права на издания на монопольной основе. Но такой договор требует дополнительного согласования.
Я рассказал о нашей миссии только в части книг и думаю, что наша работа поможет не только нашим клиентам, а ведь в организациях — наших клиентах работает более двух миллионов человек, но и остальным организациям России, которые воспользуются нашей помощью.
Наряду с вышеназванным мы поддерживаем информационный портал РОСЭК, на котором уже побывало более полумиллиона посетителей, и он в ближайшие полгода изменится до неузнаваемости, в лучшую сторону. Пишем ежедневные новости для бухгалтеров, аудиторов, руководителей и юристов, которые рассылаем по подписке по более чем 10 тысячам электронных адресов. Нами проводится более ста бесплатных семинаров по всем темам, на которые приходят все желающие, или около пяти тысяч человек. Планируем продолжить работу по налаживанию сотрудничества с более чем тысячью региональных СМИ и быть представленными во многих отраслевых непрофильных СМИ. Запускаем уникальный интернет-проект, на основе которого сможем стать отраслевыми информационными центрами.
Подытожу — наша миссия состоит в том, чтобы помочь всем специалистам и руководителям, работающим в экономическом и правовом поле, и предпримем все, что в наших силах, чтобы наши клиенты были благополучны. Но одним такую задачу выполнить сложно, поэтому мы просим вас помочь в рецензировании наших книг, материалами и т. д. Единственный из партнеров, кто нам помогает, — директор «Интерком-Аудит-Челябинск» Новикова Ирина Андреевна, за что Вам наша большая благодарность, теперь жду помощи от остальных. Наша миссия реализуется через то, что мы отдаем, не требуя взамен платежей, и только затем получаем не конкретные быстрые деньги, а лидирующие позиции на рынке.
Для партнеров, думающих, не воспользоваться ли брендом «Интерком-Аудит», мой доклад тоже может быть интересен.
——————————————————————