Правовой аспект информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и управления
(Глушаченко Ю. Б.) («История государства и права», 2006, N 11)
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
Ю. Б. ГЛУШАЧЕНКО
Глушаченко Ю. Б., Государственный университет управления, кафедра государственного управления и политики, кандидат военных наук, доцент.
В основе информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и управления должна лежать информационно-аналитическая деятельность. Исходной категорией информационно-аналитической деятельности выступает информация. Существует целый ряд структур, как государственных, так и частных, которые профессионально работают с информацией. Информация в условиях информационного общества приобретает субстратные свойства «товара». Рациональная организация информационно-аналитической деятельности в органах государственной власти и управления является одним из важнейших факторов реализации как государственной политики и социального управления, так и обеспечения эффективного взаимодействия власти и народа, формирования общественного сознания народа как главного субъекта исторического процесса. Информационное обеспечение осуществляется в рамках правового поля Российской Федерации информационно-аналитическими структурами (службами), которые работают с информацией повседневно, поэтому их деятельность должна основываться прежде всего на законодательстве, в частности содержащем основные положения о работе с информацией (поиск, использование, предоставление информации и т. д.). К такому законодательству относится: 1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., составляющая фундамент всего российского законодательства. Здесь целесообразно выделить ключевые статьи 24, 29 (п. 4), отнесенные к информационной сфере. В указанных статьях говорится о том, что органы государственной власти и управления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а также то, что граждане и организации имеют право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. 2. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Данный Закон регулирует отношения, связанные с формированием и использованием информационных ресурсов, использованием информационных технологий и защитой информации. Также можно выделить Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне». Теперь раскроем такое понятие, как «информация». Сегодня ему даны десятки определений, поэтому необходимо выделить сущностные аспекты понятия. Во-первых, к таковым относится гносеологический аспект, когда информация выступает как важнейший атрибут материи, продукт отражения ее многообразия. Во-вторых, адаптационный аспект, который выражается в приспособлении информации к материальному миру. В-третьих, функциональный аспект, который заключается в том, что информация выполняет различные функции (информирование, коммуникация, предупреждение и др.). В-четвертых, коммуникативный аспект, суть которого — в передаче сообщений. Классическими определениями информации (от лат. Informatio — передача, изложение) являются следующие: — это передача разнообразия (Эшби); — это передача сообщения (Винер); — это оригинальность, новизна, мера сложности структур (Моль); — это вероятность выбора (Яглом) и др. Информация — это сведения, передаваемые людьми различными способами, в различных целях. Данное определение правомерно назвать социологическим, поскольку оно предполагает наличие объектно-субъектных отношений (объект отражается субъектом), субъектно-объектных информационных отношений (передача полученной информации от источника, т. е. субъекта отражения, к массовому потребителю), а также субъектно-субъектных отношений (при обмене информацией между различными социальными субъектами). Такое определение отражает в большей степени процесс, поскольку речь идет о передаче. А вот то, что передается, и есть информация. Поэтому правомерно применение субстанционального подхода, согласно которому выделяется некая частица, от которой происходит информация. Она выступает затем единицей анализа информационных процессов <1>. ——————————— <1> Попов В. Д. Информациология и информационная политика. М., 2001. С. 136.
Такой частицей является факт как философская категория. Факт в этом смысле есть многообразие событий, явлений, действий, поступков, отражающих состояние и общественного бытия, и общественного сознания. От факта происходит сообщение. Нет факта — нечего передавать и сообщать. Далее может складываться ряд возможных процессов между фактом и сообщением (см. рис. 1) <2>. ——————————— <2> См.: там же.
Рисунок 1. Возможные процессы между фактом и сообщением
факт > осознание > умозаключение > его передача
факт > интерпретация > передача
факт > реакция > диспозиция > ее выражение
факт > осмысление > коммуникация
В этих процессах между фактом и сообщением, между фактом и его осознанием, выражением существует еще одна субстанция — слово, язык. С их помощью происходит интерпретация, передача отражаемого. Слово и язык — это атрибуты мышления субъекта. Они являются субстратами информации и связей в массовых и других коммуникациях. Н. Винер отмечал, что «никакая теория коммуникации не может избежать рассмотрения языка. Язык фактически является в известном смысле другим названием самой коммуникации, а также термином, который употребляется для обозначения кодов, посредством которых осуществляется сообщение», «обычно мы мыслим коммуникацию и язык как средства, соединяющие человека с человеком» <3>. ——————————— <3> Винер Н. Человек управляющий. СПб., 2001. С. 288.
В-пятых, следует выделить еще один аспект, который практически не выделяется в научной литературе, — социально-психологический, или точнее — психосоциологический аспект (по Уледову), т. е. когда рассматривается социальное и психическое в единстве <4>. В данном контексте социально-психологическая или психолого-социологическая информация отражает то сущностное, что составляет единство психики и сознания в человеке, социуме. Известный социолог П. Сорокин отмечал: «Социальное явление есть социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов, выступая в то же время по содержанию и продолжительности за ее пределы» <5>. ——————————— <4> Уледов А. К. Психосоциология как интегральная отрасль научного знания. М., 1995. С. 152. <5> Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 543.
В реальности этот аспект понятия «информация» есть момент отражения и функционирования социальной коммуникации, процессов социального общения. Это взаимные ощущения, восприятия людей друг другом; социально значимые переживания, страдания и общие радости, дружелюбие и ненависть, доброта и злость, алчность и щедрость, например в семейных, межгрупповых, межэтнических отношениях. Это информация о характере того или иного этноса, о его глубинной психологии, главное — о его менталитете, о нашем российском «коллективном бессознательном» (К. Юнг), «социальном бессознательном» (Э. Фромм), о социально-психологическом здоровье нашего общества. Это информация об информации, т. е. о том, как передаваемая СМИ и СМК информация воспринимается, усваивается психикой и сознанием и какую мотивацию поведения людей формирует. Отсюда, очевидно, исходит степень доверия к тому или иному источнику информации. Источник информации — это система, компоненты которой обеспечивают размещение, доступность и целостность информации в соответствии с ее назначением <6>. ——————————— <6> Демидов В. В. Основы информационно-аналитической работы. 2001. С. 156.
В рамках этой системы размещение информации должно обеспечиваться соответствующей структурой, а доступность и целостность информации — соответствующими функциями управления. Назначение информации не может определяться самим источником информации и предполагает выход за его пределы путем установления связей с другими источниками. Что касается классификации, то в отечественном источниковедении наиболее распространенной является классификация источников по типам и видам. Тип объединяет источники, различающиеся способом кодирования информации и ее хранения. До недавнего времени выделялось семь типов источников: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фото-, кинодокументы. По-видимому, целесообразно в приведенный ряд добавить и восьмой тип — документы на электронных носителях <7>. Эта классификация фиксирует, с одной стороны, наиболее существенные признаки, характерные для тех или иных источников (происхождение, содержание, форма), а с другой — объекты исследования конкретных областей науки. Однако данная классификация достаточно условная. Так как этнографические, устные и лингвистические источники могут быть представлены в письменной форме или в виде фотодокументов, а этнографические — в виде вещественных памятников и фото-, кинодокументов. Поэтому с точки зрения форм фиксирования социальной информации иногда выделяют следующие типы источников: вещественные, художественно-изобразительные и графически-изобразительные, письменные и фотодокументы. ——————————— <7> См.: там же.
Известный советский источниковед С. О. Шмидт предлагал свою примерную схему типологической классификации источников (см. рис. 2) <8>. ——————————— <8> Демидов В. В. Основы информационно-аналитической работы. Новосибирск, 2001. С. 156.
Рисунок 2. Схема типологической классификации источников информации по С. О. Шмидту
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Вещественные источники (во всем их многообразии)
2. Изобразительные Художественно-изобразительные источники
3. Словесные Изобразительно-графические источники Изобразительно-натуральные (фотографии и кинокадры) 4. Конвенциональные источники (знаковые системы обозначения)
5. Поведенческие источники (обычаи, ритуалы)
6.Звуковые источники (аудиальные)
Видовая классификация разработана преимущественно для системы письменных источников. Разработка видовой классификации отразила углубление и расширение знаний о связях источника и действительности. Обычно понятие вида связывается с единством происхождения и внутренней формы конкретных групп источников. Под видом понимается исторически сложившаяся совокупность источников, которая характеризуется одинаковостью внутренней формы источника (структурой), что обусловлено единством происхождения источников, их содержания, назначения при создании. Выделение больших комплексов источников, обладающих видовой общностью, позволяет увидеть повторяемость свойств источников, что служит основанием выработки общих методов их исследования. Необходимо подчеркнуть, что классификация источников по виду не связана с решением проблемы достоверности источников. Видовой признак не является признаком достоверности (т. е. необходимая и достаточная степень соответствия между явлением и его отображением, описанием в источнике), и на основании его не может быть оказано предпочтение одному источнику перед другим. Информация в государственных органах власти должна быть полной, актуальной, достоверной, охватывать весь спектр интересующих государственную структуру проблем, собираться регулярно, с определенной периодичностью и в необходимых объемах. В любой организации в той или иной форме существует и функционирует система информационного обеспечения — информационная инфраструктура организации, построенная на некоторой технологической базе. Она работает, подобно нервной системе организма. Однако созданное ранее обеспечение информационных связей перестало в полной мере соответствовать современным требованиям. Это объясняется прежде всего тем, что переход страны к рыночной экономике потребовал нового подхода к информационной и информационно-аналитической поддержке в сфере государственного управления. Информация стала рассматриваться как ресурс, без которого нельзя использовать современные технологии и методы управления. Информационное обеспечение структур государственного управления постоянно видоизменяется, совершенствуется, приобретает новое качество, а законодательная база для осуществления информационного обеспечения не соответствует современным требованиям. В этой связи автор считает необходимым уделять больше внимания развитию современной нормативно-правовой базы для осуществления эффективного информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
——————————————————————