Правовая информация: теоретические аспекты понимания и особенности законодательного закрепления

(Азизов Р. Ф.) («История государства и права», 2007, N 4)

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Р. Ф. АЗИЗОВ

Азизов Р. Ф. оглы, аспирант кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета.

Восприятие информации в контексте теории права предполагает прежде всего решение проблемы соотношения понятий «право» и «информация». Право неотделимо от общесоциальных процессов и с необходимостью реагирует на происходящие изменения. В частности, оно «переводит» на собственный язык новые социальные и экономические константы, которые начинают тем или иным образом определять жизнь общества. Именно так появляются новые объекты правового регулирования (к примеру, «информация», «сайт», «доменное имя», «электронная подпись» и т. п.). Вхождение нового объекта в общую систему правовых норм сопровождается выработкой его легальной (законодательной) дефиниции. В текстах нормативных актов понятие «информация» использовалось уже давно и достаточно широко, однако самостоятельное значение данное понятие приобрело только в середине 90-х годов прошлого века, с началом интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий, способствовавших вовлечению России в глобальные процессы, связанные с информатизацией. Следовательно, с самого начала необходимо различать правовое использование понятия «информация» в его общеупотребительном смысле и, с другой стороны, его использование в качестве центрального понятия для регулирования конкретных правоотношений, непосредственно связанных с информационными процессами в обществе. Потребность в дефиниции, определяющей границы применения понятия, возникает только во втором случае. Рассмотрим легальное определение информации в российском законодательстве. В ст. 128 Гражданского кодекса РФ информация включена в перечень видов объектов гражданских прав. Иными словами, информация выделена в самостоятельный вид объектов, однако никакие специфические качества, благодаря которым такое выделение производится, в Кодексе не приводятся. С другой стороны, при буквальном прочтении Кодекса (глава 6 которого содержит не только перечень видов объектов гражданских прав, но также их общую характеристику) к информации следует относить только служебную и коммерческую тайну. Очевидно, что такое понимание информации не только является предельно узким, но и не отвечает сложившейся практике применения понятия в гражданско-правовой сфере. Легально закрепленное определение информации впервые появляется в Федеральном законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. <1>, где под «информацией» понимаются «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» <2>. Отметим, что наряду с определением собственно информации Закон также содержит определение «документированной информации», т. е. различает информацию как таковую, как нематериальный объект, и информацию, связанную с материальным носителем. Проблема заключается в том, что правовой режим устанавливается только для документированной информации. Приведенное определение информации, очевидно, является слишком общим, а последующая «расшифровка» (ограничивающая информационные ресурсы документированной информацией) — слишком частной. Малоэффективность Федерального закона Российской Федерации «Об информации…» не в последнюю очередь была обусловлена именно этими его недостатками. ——————————— <1> Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Российская газета. 1995. 22 февраля. <2> Данное определение практически продублировано в Законе Азербайджанской Республики «Об информации, информатизации и защите информации» от 3 апреля 1998 г. N 460-IQ.

Во вновь принятом Федеральном законе Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон) дается еще более общее определение информации. Законодатель включает в данное понятие любые «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» <3>. В Законе также проводится разграничение между понятиями «информация» и «документированная информация». Последняя определяется как «зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель» <4>. Данная дефиниция представляется неудачной, поскольку построена по принципу «определения понятия через само понятие». В соответствии с Законом «документированная информация — это информация… зафиксированная путем документирования». При этом отсутствие в Законе дефиниций таких понятий, как «документ» и «документирование», создает ситуацию многозначности пониманий категории «документированная информация». Кроме того, Закон закрепляет понятие «электронное сообщение» и определяет его как «информацию, переданную или полученную пользователем информационно-телекоммуникационной сети» <5>. К сожалению, в Законе не рассматривается соотношение понятий «документированная информация» и «электронное сообщение». Подобная неопределенность, безусловно, снижает практическую эффективность Закона. В частности, непонятно, каким статусом будет обладать электронная цифровая подпись <6>. ——————————— <3> См.: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 29 июля 2006 г. <4> Там же. <5> Там же. <6> В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» электронная цифровая подпись является реквизитом электронного документа, предназначенным для защиты данного электронного документа от подделки, полученным в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющим идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Получается, что с равной вероятностью электронную цифровую подпись можно отнести и к документированной информации, и к электронному сообщению.

Анализ законодательных актов, содержащих дефиниции информации и связанных с ней категорий, позволяет говорить о том, что единой логически последовательной системы в данной области пока не создано. Во многом это можно объяснить тем, что в области общей теории права вплоть до настоящего времени не решена проблема соотношения понятий «право» и «информация». По мнению автора, соотношение этих понятий целесообразно рассматривать в нескольких плоскостях: — посредством выделения и характеристики феномена «правовая информация»; — путем определения критериев правовой оценки информации и информационных отношений; — путем выделения и юридического закрепления принципов и техники правового регулирования в информационной сфере; — путем определения мер и конструирования механизма реализации юридической ответственности за правонарушения в области информационно-коммуникативных технологий. Правовая информация представляет собой сведения о форме и содержании правовых предписаний, которые с определенной долей условности могут быть сведены к нескольким группам: информации историко-теоретического характера (гносеологии, антологии, аксиологии, антропологии права); информации инструментального характера (отраслевой теории права, информации, получаемой в процессе правотворчества и правореализации). Нас в рамках данного исследования в первую очередь интересует функциональный аспект правовой информации. Выделенный аспект предполагает рассмотрение в качестве правовой информации сведений, позволяющих осуществлять результативные манипуляции поведением субъектов общественных отношений в сфере правового воздействия. Правовая информация может быть систематизирована по различным критериям: — по нормативности: нормативная и ненормативная правовая информация. Нормативная информация предполагает закрепление в нормативных источниках права (законах, подзаконных актах, нормативных интерпретационных актах и т. п.). Данный вид содержит сведения обобщенного, неперсонифицированного характера и предполагает многократное применение субъектами. Ненормативная информация содержится в актах правоприменения и включает в себя сведения о конкретных юридически значимых поведенческих актах, совершенных конкретными лицами. Ненормативная информация значима только для тех лиц, к которым она адресована. Документы, содержащие ненормативную информацию, относятся к однократно применяемым; — по источнику выражения: правовая информация, содержащаяся в актах национального законодательства, и правовая информация, содержащаяся в международных актах; — по форме носителя: документальная правовая информация (законы, подзаконные акты, интерпретационные акты, документальные акты правоприменения); конклюдентная правовая информация (сигналы регулировщика дорожного движения); правовая информация на машинных носителях (перфоленты, перфокарты и т. д.); правовая информация на электронных носителях (дискеты, диски, система Интернет и т. д.); — по форме допуска: открытого доступа (общедоступная); ограниченного доступа (конфиденциальная). Восприятие права как информационного канала сочетается с представлением о праве как о системе оценочных критериев, при помощи которых осуществляется контроль за поведением участников информационных отношений. При этом, говоря о правовых критериях оценки информации, следует прежде всего назвать ее юридическую квалификацию. Ведь, как уже отмечалось, сами по себе сведения об объекте могут трактоваться по-разному. К примеру, если мы возьмем в качестве примера абстракцию — информацию о насильственной смерти, то в зависимости от обстоятельств эта информация может быть воспринята как позитивная, правомерная (уничтожение в ходе выполнения специальной силовой операции федеральных силовых структур одного из лидеров чеченских сепаратистов Ш. Басаева), так и как негативная, противоправная (убийство в СПб. агрессивно настроенными подростками таджикской девочки Х. Султановой). Юридическая квалификация информации имеет основополагающее значение для определения формы доступа к тем или иным информационным ресурсам. В ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» говорится о том, что в зависимости от порядка представления или распространения информация подразделяется на свободно распространяемую, представляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях, информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит представлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. Обобщая сказанное, следует сделать следующие выводы: — в наиболее общем смысле информация представляет собой субстанцию, возникающую в процессе информационного взаимодействия типа «субъект — объект — субъект»; — анализ соотношения понятий «право» и «информация» позволяет выделить несколько аспектов: а) право несет в себе информативную нагрузку и выступает в качестве источника юридически значимой информации; б) в нормативно-правовых актах закрепляются легальные дефиниции информации и связанных с ней феноменов (документированная информация, информационные ресурсы, информационная система и т. п.); в) при помощи права осуществляется юридическая квалификация информации, а также закрепляются формы допуска к ней; г) в правовых актах закрепляются меры юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере; — информация является предпосылкой юридизации общественных отношений, а также критерием эффективности юридических доктрин, законодательных актов, технико-юридических конструкций; — правовая информация включает в себя сведения о праве как о теоретической модели и реальной регулятивно-охранительной системе. Получение правовой информации является важнейшим условием эффективного правового регулирования.

——————————————————————