Банковская тайна и банкротство: спорные моменты открытия информации
(Кайнов В. И., Кайнова Ю. В.) («Банковское право», 2007, N 2)
БАНКОВСКАЯ ТАЙНА И БАНКРОТСТВО: СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ ОТКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ
В. И. КАЙНОВ, Ю. В. КАЙНОВА
Кайнов В. И., доктор юридических наук, профессор.
В соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», как и Законом РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», при открытии конкурсного производства наступают определенные последствия <1>. ——————————— <1> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // АИПС; Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» // АИПС.
Законами запрещаются передача либо другое отчуждение имущества должника (кроме случаев, когда разрешение на отчуждение дано собранием кредиторов), погашение его обязательств. Сроки исполнения всех обязательств считаются наступившими. Прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности организации-должника. Все претензии имущественного характера могут быть предъявлены к должнику только в рамках конкурсного производства. В Законе о банкротстве, кроме перечисленных, предусмотрены еще два последствия открытия конкурсного производства: сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер, либо являться коммерческой тайной, и снимаются ранее наложенные аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. Введение (наложение) новых арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом должника не допускается. В зарубежном праве открытие конкурсного производства имеет своим важным последствием установление так называемого периода «подозрительности». Суть данного периода заключается в том, что конкурсный управляющий имеет право опротестовывать сделки, совершенные должником в течение установленного законом времени. В российском Законе о банкротстве данный принцип закреплен в п. 3 ст. 129: при осуществлении своих полномочий конкурсный управляющий предъявляет иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершает иные действия, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами РФ, направленные на возврат имущества. Все перечисленные последствия применяются и к банкам. Каких-либо специальных последствий открытия конкурсного производства для банков не предусматривается. Тем не менее некоторые последствия для банкротства банков имеют специфику по сравнению с юридическими лицами и гражданами. Рассмотрим лишь следующее из перечисленных последствий: сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Правовой режим информации различается в зависимости от степени ее доступности для пользователей. Общедоступной (открытой) является информация из государственных информационных ресурсов, за исключением информации, отнесенной к государственной тайне. Конфиденциальной является информация о гражданах, то есть персональные данные о них. Эта информация характеризуется ограниченным доступом к ней пользователей. Понятие коммерческой тайны дается в ст. 139 ГК РФ. Информация составляет служебную или коммерческую тайну, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к ее охране и конфиденциальности <2>. ——————————— <2> Гражданский кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5.
Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Информация о платежеспособности организации, об участии ее руководителей в товариществах и обществах и некоторых других сведениях, названных в Постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», как не составляющих коммерческую тайну, может быть подчинена режиму коммерческой тайны. Вместе с тем следует сказать о том, что режим коммерческой тайны не распространяется на доступ к ней государственных органов, их должностных лиц, действующих в пределах их компетенции, получающих информацию при выполнении ими надзорных, контрольных и иных функций. Для рассмотрения данной проблемы важен и еще один факт. В ст. 139 ГК РФ дается определение служебной или коммерческой тайны, но не приводится перечень сведений, составляющих ее. На мой взгляд, ввиду изложенного было бы целесообразно в Законе о банкротстве дать примерный перечень сведений, относящихся к коммерческой тайне, которые с открытием конкурсного производства перестают быть таковыми. Относительно неплатежеспособных банков это могли бы быть сведения о потенциальных вкладчиках, кредиторах и т. д. <3> ——————————— <3> Гражданский кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5.
Вопрос о сведениях, носящих конфиденциальный характер и перестающих быть таковыми с открытием конкурсного производства, также нуждается в уточнении. Полагаю, что из всего перечня сведений, носящих конфиденциальный характер, при открытии конкурсного производства перестают быть таковыми лишь служебные сведения, а также сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна, коммерческая тайна). Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 <4>. ——————————— <4> Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188.
Согласно данному Перечню к сведениям, носящим конфиденциальный характер, относятся: сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна); сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее); сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна); сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. Закон о банкротстве перечисленные вопросы не регулирует. В п. 1 ст. 143 данного Закона лишь говорится о том, что конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету или собранию кредиторов информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию <5>. ——————————— <5> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // АИПС.
Проанализировав основные проблемы конфиденциальной информации, коммерческой и служебной тайны, связанные с проведением конкурсного производства организации-должника, рассмотрим следующую проблему, связанную с проведением конкурсного производства банка-должника. С понятием «банк» неразрывно связано понятие «банковская тайна». В соответствии со ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков (п. 2, 3 ст. 857 ГК РФ) <6>. ——————————— <6> Гражданский кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5.
Согласно ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит Федеральному закону. Проблема банковской тайны должна рассматриваться из следующих общих положений: понятие банковской тайны является одним из видов правовых режимов информации; этот режим соотносится с такими режимами, как режим коммерческой, религиозной, медицинской, следственной и судебной тайны; подчиняясь общим правилам, режим банковской тайны обладает специальными правилами и процедурами, регламентированными на законодательном уровне. Закон о банкротстве либо Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее — Федеральный закон о банкротстве кредитных организаций), в соответствии с которым в настоящее время осуществляется банкротство банков, должен был определить судьбу банковской тайны. Ведь согласно Федеральному закону о банкротстве кредитных организаций за счет имущества кредитной организации, составляющего конкурсную массу, в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации, по заключенным с ними договорам банковского вклада и договорам банковского счета, требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Согласно Закону о банкротстве конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований, в котором в соответствии со ст. 16 этого Закона указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования <7>. ——————————— <7> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // АИПС.
Федеральный закон о банкротстве кредитных организаций предусматривает, что после составления реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее шести месяцев после открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором содержатся сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения (п. 3 ст. 48 Федерального закона о банкротстве кредитных организаций). Таким образом, получается, что конкурсный управляющий получает доступ к банковской тайне. Более того, Закон о банкротстве предусматривает, что кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника. Данное требование может быть реализовано в течение десяти лет после окончания дела о банкротстве. Однако, на мой взгляд, реализация указанного требования возможна лишь при условии ознакомления кредитора, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме, с реестром требований кредиторов, в соответствии с которым производились расчеты с кредиторами. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что для банков-должников с момента открытия конкурсного производства не только сведения об их финансовом состоянии прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной, но и сведения, составляющие банковскую тайну, прекращают относиться к таковым. Порядок прекращения действия режима банковской тайны должен определяться законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
——————————————————————