Оформление преступлений
(Дмитриев В.)
(«ЭЖ-Юрист», 2007, N 14)
ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
В. ДМИТРИЕВ
Владимир Дмитриев, канд. юрид. наук, эксперт «ЭЖ-Юрист».
6 марта 2007 г. Минюст России зарегистрировал Инструкцию о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах РФ сообщений о преступлениях, утвержденную Приказом ФТС от 12.01.2007 N 23.
Инструкция определяет порядок приема, регистрации, разрешения сообщений о преступлениях, а также контроля за соблюдением указанного порядка. В первом разделе дан перечень терминов и определений, используемых в Инструкции.
Например, сообщением о преступлении является заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления, которые оформляются следующими процессуальными и иными документами, предусмотренными ч. 2 ст. 20 и ст. ст. 141 — 143 УПК РФ: заявление потерпевшего по уголовному делу частного обвинения; письменное заявление о преступлении; протокол принятия устного заявления о преступлении; заявление о явке с повинной и т. д.
Прием сообщений о преступлениях
Прием сообщений о преступлениях и их оформление в соответствии с требованиями УПК РФ отнесены к полномочиям дознавателя, а также начальника органа дознания, его заместителя (п. 17 ст. 5 УПК РФ), иных уполномоченных должностных лиц. В приеме сообщений о преступлениях не может быть отказано по причинам недостаточной полноты сообщаемых сведений и формы представления сообщения (устной или письменной), невыполнения правил о подследственности, а также в зависимости от таких факторов, как территория и время совершения преступных деяний.
При этом указанные сообщения принимаются круглосуточно. Подтверждением принятого сообщения о преступлении является талон-уведомление о принятии данного сообщения с указанием в нем данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
Полученное таможенным органом сообщение о преступлении подлежит незамедлительной передаче для регистрации в Книге учета сообщений о преступлениях (КУСП N 1), которая ведется в оперативно-дежурных подразделениях таможенных органов и содержит краткую информацию обо всех принятых сообщениях о преступлениях. Что касается преступлений, совершенных в отношении должностных лиц таможенных органов, таможенных объектов и объектов таможенной инфраструктуры, а также совершенных должностными лицами и работниками таможни, то сообщения о данных преступлениях подлежат регистрации в КУСП N 2.
Категорически запрещается передача незарегистрированного в КУСП сообщения о преступлении исполнителю для проведения проверки. Книга учета сообщений о преступлениях является документом строгой отчетности и хранится в таможенном органе в течение 5 лет с момента внесения в нее последней записи.
Разрешение сообщений о преступлениях
Руководитель органа дознания или его заместитель организует проверку сообщений о преступлениях, принятых им лично, а также при изучении докладываемых ему зарегистрированных сообщений, в том числе тех, по которым были приняты меры неотложного реагирования. Указанная проверка осуществляется в соответствии с требованиями УПК РФ и проводится в срок не позднее 3 суток со дня поступления данного сообщения. В исключительных случаях прокурор, начальник органа дознания по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий — до 30 суток.
Анонимные сообщения о преступлениях, которые в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, направляются по решению начальника органа дознания или его заместителя в оперативно-розыскные подразделения таможенного органа для организации проверки.
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимается одно из следующих решений (ст. 145 УПК РФ): о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подследственности или в суд (по уголовным делам частного обвинения).
При этом «отказные» постановления незамедлительно регистрируются в журнале учета с присвоением очередного порядкового номера и в течение суток направляются прокурору для рассмотрения и утверждения в случае согласия с принятым решением.
Персональная ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях возложена на начальника органа дознания и его заместителя. Кроме того, за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по приему, регистрации и проверке сообщений о преступлениях должностное лицо несет ответственность, установленную законодательством РФ.
——————————————————————