Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина

(Белевская Ю. А.) («Конституционное и муниципальное право», 2007, N 12)

ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Ю. А. БЕЛЕВСКАЯ

Белевская Ю. А., доцент кафедры конституционного и муниципального права Орловской региональной академии государственной службы, кандидат юридических наук.

В рамках развивающегося информационного общества и соответствующих отношений в информационной сфере, получивших сегодня название информационных, в значительной мере формирующихся в условиях широкого использования новых информационных технологий, проблема правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере приобретает совершенно иное содержание и обусловливает актуальность и своевременность решения задачи развития отрасли и законодательства информационного права. Это, в свою очередь, предполагает необходимость исследования и развития научно-методологических аспектов информационного права. Среди первоочередных задач этой проблемы можно выделить задачу развития и уточнения понятийного базиса теоретических основ информационного права и его центрального понятия «информация». Многообразие и разнообразие содержания этого понятия в рамках реальной действительности требует своего уточнения в связи с тем, что оно непосредственно связано с рядом особенностей и свойств информации как предмета информационных отношений и объекта правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере. Кроме того, рассматриваемые понятия информации охватывают значительную часть сфер и видов деятельности человека и гражданина современного информационного общества. Анализ известных результатов исследования отечественных и зарубежных ученых и специалистов позволяет говорить о широком спектре взглядов на содержание этого понятия — от наиболее широкого, в общесистемном, философском смысле <1>, до более узкого, технократического и прагматического смысла (информация есть все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования) <2>. ——————————— <1> См.: Философский словарь. М., 1991. С. 146. <2> См., например: Берг А. И. Информация и управления. М.: Экономика, 1966. С. 13 — 19.

Решая задачу выбора того или иного понятия информации, можно обратится к известному подходу, где предлагается рассматривать содержание понятия информации на научном и обыденном уровнях с учетом необходимости познания и преобразования реальной действительности <3>. С учетом этого, рассматривая информацию как объект правового регулирования, целесообразно оперировать прежде всего понятиями, которые закреплены и определены в нормативных правовых актах. ——————————— <3> См.: Блуменау Д. И. Информация и информационный сервис. М.: Наука, 1989. С. 23 — 25.

Конституция Российской Федерации не дает определения понятия «информация». Тем не менее анализ ее норм позволяет выделить следующие важные положения: 1) защита прав субъектов в информационной сфере в Российской Федерации в достаточной степени определена и закреплена в Конституции Российской Федерации, гарантирующей государственную защиту прав и свобод человека и гражданина; 2) Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; 3) важной особенностью положений Конституции Российской Федерации является право каждого человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения; 4) Конституция Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обязанность по обеспечению каждому заинтересованному лицу возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; 5) гражданам России затруднен непосредственный простой доступ к необходимой информации, определяющей их права и обязанности в конкретных бытовых ситуациях, в силу ведомственных и корпоративных ограничений; 6) граждане имеют практическую возможность узнать о надежности тех или иных фирм, предприятий, банков, организаций. Налогоплательщики не всегда и не везде могут узнать, где находятся бюджетные средства, кем, когда и на что они расходуются. Более того, такую информацию не всегда с достаточной степенью достоверности получают и федеральные и иные органы государственной власти; 7) в целом в государстве имеются проблемы, связанные с предоставлением информационных продуктов и услуг в различных сферах деятельности, отвечающих требованиям полноты и достоверности при информировании физических и юридических лиц <4>; ——————————— <4> См., например: Черешкин Д. С. и др. Защита информационных ресурсов в условиях развития мировых открытых сетей. М.: ИСА РАН, 1997. С. 9 — 18.

8) практика органов власти и иных субъектов общественных отношений в определенной мере проводит политику информационной закрытости, лишая общественность какой-либо информации о своей деятельности. Проблема доступа к информации оборачивается проблемой информационной открытости различных систем, или, используя другой популярный термин, информационной прозрачности общественных отношений и деятельности различных социальных, государственных и общественных систем. Таким образом, проблемы, возникающие при реализации права на информацию, можно свести к следующим: несовершенство механизма поиска имеющейся информации или усложненность этого механизма, ухудшающая процесс доступа к ней; необоснованные правовые ограничения на доступ к информации, несмотря на наличие соответствующих норм в законодательстве; отсутствие механизма ответственности должностных лиц органов государственной власти за нарушения прав граждан в информационной сфере. Так, средства массовой информации, выступающие для большинства граждан в качестве основного источника сведений об окружающей действительности, также испытывают на себе все возрастающие трудности в получении информации. На сегодняшний день цензура средств массовой информации переместилась из сферы контроля за публикациями в сферу контроля над предоставляемой журналистам информацией. Тем не менее в общественном сознании граждан укоренились как само понятие «свобода доступа к информации», так и выражаемая этим понятием идея перевода закрепленных Конституцией России положений о том, что каждый гражданин вправе знать, правильно ли федеральные и иные органы государственной власти распоряжаются вверенными им властью и ресурсами. Дальнейшее закрепление понятия «информация» как объекта правового регулирования нашло отражение в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <5>, в котором по сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» <6> приводится еще более обобщенная дефиниция понятия «информация» и ее производных. Здесь информация представляется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Закон прямо определяет, что информация является объектом правовых отношений. Кроме того, в рассматриваемом нормативном правовом акте определены основания, в зависимости от которых информация различается по нескольким видам. Это важное дополнение, закрепленное в Законе, позволяет определять эффективный способ правового регулирования конституционных прав человека и гражданина в зависимости от вида информации. ——————————— <5> См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). С. 3448. <6> См.: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609; 2003. N 2. Ст. 167. В настоящее время утратил юридическую силу.

В развитие информации как объекта правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина и в развитие норм Конституции Российской Федерации можно рассмотреть и другие официальные документы и нормативные правовые акты <7>. Важное место среди них занимает Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» <8>. В этом документе, исходя из того что право на информацию является одним из фундаментальных прав человека, определено, что в России деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципе информационной открытости, который предполагает, во-первых, доступность для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; во-вторых, систематическое информирование граждан о предполагаемых или принятых решениях; в-третьих, осуществление гражданами контроля за деятельностью государственных органов Российской Федерации, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан. При этом установлено, что в информационных программах государственных телерадиовещательных компаний до сведения граждан в обязательном порядке доводятся основные положения правовых актов и решений государственных органов по основным вопросам внутренней и внешней политики в день их выпуска. Это подтверждается наличием ряда нормативных правовых актов, в том числе Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» <9>, Закона Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» <10> и других нормативных правовых актов. В рамках этих документов нашло отражение формирование понятийного базиса, новых правовых дефиниций, отражающих содержание развивающейся информационной сферы в условиях широкого использования новых информационных технологий. ——————————— <7> См., например: Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // ВВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865; Всеобщая декларация прав человека, утв. Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.; Рекомендательный законодательный акт СНГ «О принципах регулирования информационных отношений в государствах — участниках Межпарламентской ассамблеи» от 23 мая 1993 г. <8> См.: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» // СА ПП РФ. 1994. N 2. Ст. 74; СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 367; 2000. N 36. Ст. 3636. <9> См.: Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» // ВВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2866; 2004. N 30. Ст. 3090. <10> См.: Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // ВВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2325; СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5133; 2004. N 45. Ст. 4377; 2006. N 6. Ст. 636.

Проведенный анализ содержания информации, в том числе и как объекта правового регулирования, позволил выделить ее основные виды, подлежащие правовой защите: сведения, отнесенные к государственной тайне, конфиденциальная документированная информация, персональные данные, сведения, составляющие банковскую, служебную, коммерческую и иные виды тайн. На основе рассмотренных дефиниций, существующих (в широком и узком смысле) понятий информации и других понятий, используемых в информационной сфере, нетрудно заключить, что рассмотренные дефиниции понятий информации разнообразны и многообразны в своем содержании; существующие понятия по содержанию в основном адекватны родовому понятию информации, как сведений о предметах, объектах, явлениях, процессах, независимо от формы их представления, отображаемые в сознании человека или на каком-либо носителе для последующего восприятия их человеком или в информационной системе; независимо от содержания используемых понятий информации все они, как правило, выражаются через содержание компонентов, как однозначно, так и неоднозначно определенных, форм ее представления, отражающих наличие материально-энергетического носителя (сигнала), воспринимаемого сенсорно или с помощью прибора (в широком смысле). Информация носит двойственный характер: во-первых, она является информационным ресурсом общества, обладающим определенными свойствами и необходимым для информационного обеспечения общественной деятельности и повседневной жизни людей, являясь объектом субъект-объектных отношений. Во-вторых, информация — это специфическое сырье, подлежащее обработке специальными технологиями, техническими средствами, новыми информационными технологиями с целью получения определенного информационного продукта, обладающего заданным свойством (качеством). Независимо от сфер деятельности личности, общества и государства обеспечение безопасности информации тесно взаимосвязано с ее получением, накоплением, обработкой, использованием и поступлением от различных источников. Поэтому источник информации является неотъемлемой частью объекта правового регулирования в информационной сфере. Под источником информации понимается объект, обладающий определенной информацией, которую можно получить (получать) одноразово или многократно для поставленных целей, и связан с определенным получателем (субъектом), имеющим ту или иную возможность доступа к информации. К таким источникам относятся люди, документы, публикации, технические носители, технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности, промышленные и производственные отходы. Информация, являясь атрибутом материи и характеристикой движения, существует объективно в пространстве и времени. В науке пока нет общепринятого единого понятия информации. Тем не менее при рассмотрении информации как объекта правового регулирования конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере приходится оперировать определением, закрепленным в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Информация — сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления. Использование данного понятия является оправданным, так как рассматриваемый Закон впервые закрепил информацию как объект правовых отношений, и в процессе создания, потребления, распространения информации подавляющее большинство правоотношений возникает именно по поводу информации как сведений или сообщений. В силу этого понятие и содержание информации могут быть рассмотрены только в рамках реальной действительности, конкретной сферы деятельности личности, общества и государства, посредством которой они реализуют свои информационные интересы. Вышесказанное дает основания для нескольких предложений. Прежде всего, необходимо активизировать процесс разработки информационного законодательства, которое и является основным инструментом реализации прав граждан на информацию. Необходимо актуализировать деятельность институтов гражданского общества по осуществлению высококвалифицированной подготовки органов государственной власти для обеспечения эффективной деятельности в информационной сфере. Кроме того, в условиях активного развития компьютерных и телекоммуникационных технологий должны быть предусмотрены меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина от недостоверной и неполной информации, в том числе информации, которая оказывает разрушающее воздействие на психику человека. Исключительно важным является вопрос о защите информации в сетях для охраны интересов личности, общества и государства.

——————————————————————