Использование информационных технологий в правовой работе подразделений МВД по Республике Башкортостан

(Антонов В. В., Андреев Н. Д.)

(«Административное право и процесс», 2008, N 1)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВОВОЙ РАБОТЕ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

В. В. АНТОНОВ, Н. Д. АНДРЕЕВ

Антонов В. В., кандидат технических наук (МВД по Республике Башкортостан).

Андреев Н. Д., кандидат юридических наук (Уфимский ЮИ МВД России).

Министерством внутренних дел по Республике Башкортостан в настоящее время уделяется значительное внимание вопросам применения вычислительной техники и программного обеспечения органами внутренних дел Республики. Для повышения эффективности использования автоматизированных информационных систем разработаны и размещены на Web-сервере методические рекомендации по использованию и организации доступа практическими работниками ОВД Республики автоматизированных информационных систем и баз данных, инструкции, правовая информация.

В органах внутренних дел используются компьютерные правовые системы — это связано с тем, что сотруднику ОВД необходим доступ к максимально полному информационному массиву, содержащему сведения о документах различной ведомственной принадлежности во всех их взаимосвязях, отражающему эволюцию законотворческого процесса и его актуальное состояние. Кроме того, существенным является незамедлительное получение требуемого нормативного акта в актуальном состоянии, возможность получения консультационной и дополнительной информации о связи искомого материала с другими нормативными актами, порядку действия, источникам официального опубликования, правовой анализ документа, формы правовых документов и т. п. Лучшие современные ИПС представляют собой уже не только огромные массивы нормативных документов, обладают развитыми средствами поиска необходимой правовой информации, но и имеют системы поддержки принятия решения, позволяющие оперативно решить возникшую правовую проблему. К основным задачам, решаемым сотрудником ОВД, при использовании ИПС можно отнести:

— возможность использования фрагментов правовых документов для составления собственных служебных документов;

— эффективную обработку правовой информации;

— удобный поиск требуемых документов;

— возможность обращения при работе к большому объему документов и аналитических материалов;

— составление подборок документов по интересующей теме или за определенный период.

При рассмотрении требований к ИПС, прежде всего, следует отметить то огромное количество правовых документов, которые изданы в России за последние годы. Число их продолжает неуклонно расти, при этом далеко не все издающиеся документы, даже открытого характера, публикуются, те же, что публикуются, могут поступать в печать с большими опозданиями, т. е. ко многим важным документам отечественного законодательства не организовано широкого доступа. Эту задачу и призваны решать информационные правовые системы.

Важным результатом внедрения данной системы является автоматическое обеспечение актуальности данных на нижнем уровне и создание «бесплатного» источника актуализации баз данных более высоких уровней. Число АРМов заранее определено (с небольшой степенью возможности изменения), функции каждого АРМа достаточно жестко регламентированы. Таким образом, количество выполняемых функций строго ограничено. В качестве АРМа используется специально разработанное, написанное на языке низкого уровня программное обеспечение. При отсутствии средств унификации защищенность от несанкционированного использования находится на достаточно высоком уровне. При этом в зависимости от выполняемых функций используются следующие технологические построения:

— АРМы, связанные через общие файлы, лежащие на сервере или на компьютере с общим ресурсом и не связанные по функциям;

— АРМы, использующие переходную технологию от «файл-сервер» к «клиент-сервер», сильно связанные по данным через общие структуры базы данных и слабо связанные по функциям;

— АРМы, связанные как по данным, так и по функциям в пределах локальной сети.

Повышенное внимание уделено помехозащищенности и надежности хранения данных, реализованы технологии распределенного взаимодействия задач, возможность выборочного копирования информации, создания резервных копий, работает поисковый генератор с поиском по любой совокупности признаков с возможностью задания сложных формул (с использованием операторных скобок, макросредств, запоминанием транзакций запроса и возможностью его повторения в любое время). Реализована возможность дополнительного санкционирования доступа, включая использование в одноранговых сетях и на одиночном компьютере.

Программа автоматически производит необходимое масштабирование текста, требуемые замены и предлагает для просмотра оформленный вариант, который при необходимости можно поправить.

Информационная безопасность обеспечивается за счет комплексного применения совокупности организационно-технических мероприятий и программно-технических средств, включающих организационные меры защиты от несанкционированного доступа, ограничение прав доступа к определенным видам информации, обеспечение целостности баз данных средствами журнализации в СУБД.

Функционирование интерпретатора в телекоммуникационной среде также несет дополнительные преимущества, появляется возможность распределенного хранения метаданных и метаописаний и отдельных участков к ним, что позволяет их использовать и разрабатывать совместно разными подразделениями.

Как только запускается генератор отчетов, среда выполнения загружает модуль в память и обращается к метаданным за информацией. При этом производится подробный анализ задания для преобразования его в инструкции исходного кода одного из выбранных языков программирования (выполнение которых осуществляется наиболее быстро).

Благодаря метаданным среда выполнения имеет доступ к любой информации, для выбора и использования одного из компиляторов в целях оперативного преобразования исходного текста в машинный код и создания наиболее эффективного исполнимого модуля. Посредством компилятора решены вопросы включения инструкции для загрузки, сохранения, инициализации и вызовов методов для объектов, а также инструкции для арифметических и логических операций, передачи управления, прямого доступа к памяти, обработки исключений и других операций и т. д.

Элементы общих метаданных имеют непротиворечивые определения и семантику, включают определения объектов, относящихся к словарям определенных данных, включают данные о физических объектах — названиях таблиц, статистическую информацию о различных процессах.

——————————————————————

Вопрос: Каковы функции налоговых органов по пресечению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем?

(«Законодательство и экономика», 2007, N 12)

Вопрос: Каковы функции налоговых органов по пресечению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем?

И. Ю.Миронов, г. Москва

Ответ: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 24 июля 2007 г.) направлен на формирование правового механизма противодействия легализации криминальных доходов и финансированию терроризма. Данный Закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

По мнению специалистов ФНС России, действующими правовыми актами не предусмотрены функции налоговых органов по осуществлению мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, однако вопросы оздоровления экономики страны и сокращения теневого сектора должны носить вневедомственный характер. Поэтому налоговые органы в целях борьбы с легализацией «грязных» денег и в рамках предоставленных им полномочий используются как эффективный инструментарий противодействия созданию номинальных юридических лиц (фирм-однодневок). Как правило, их учредители, для придания формального соответствия нормам законодательства, зачастую фальсифицируют документы, используют утерянные паспорта, предъявляют фиктивные договоры аренды. При этом более 50% этих организаций создается для участия в схемах уклонения от налогообложения, а также в схемах легализации и вывода активов за рубеж, что создает угрозу экономической безопасности государства. Так, уклонение от уплаты налогов является не только прямым нарушением основных принципов налогообложения и сборов, но и разрушает механизм функционирования налоговой системы изнутри, искажая ее фискальный характер.

В связи с этим ФНС России считает целесообразным использование банками рассылаемых налоговыми органами списков адресов массовой регистрации и списков массовых заявителей для реализации их права по принятию решений об отказе в открытии счета потенциальному клиенту в совокупности с другими источниками информации. Это позволит кредитным организациям эффективно осуществлять действия, предусмотренные пунктом 5.2 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма». Согласно данной норме кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в следующих случаях:

— отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;

— непредставления физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в настоящей статье сведения, либо представления недостоверных документов;

— наличия в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности, полученных в соответствии с вышеназванным Федеральным законом.

Вместе с тем ФНС России в письме от 16 июня 2006 г. N 09-1-03/3103 указывает, что составление списков адресов массовой регистрации и списков массовых заявителей является частью текущей контрольной работы налоговых органов и не противоречит действующему законодательству, а также то, что:

— рассылка указанных списков в адрес других ведомств, Банка России и коммерческих банков производится в инициативном порядке с целью обеспечить доступ к информации, существенной в определении рисков участия организаций, имеющих номинальные адреса и заявителей, в противозаконных схемах;

— ни один из получателей данной информации не обязан действующим законодательством к безусловному использованию полученных сведений в работе;

— ФНС России не призывает использовать указанную информацию как безусловную обязанность банков или как единственный и достаточный повод для принятия решения об отказе в открытии счета потенциальному клиенту.

В настоящее время ФНС России осуществляется доработка программных ресурсов, что позволит обеспечить полноту и корректность списков адресов массовой регистрации и массовых заявителей и существенно снизит количество искажений и ошибок.

Н. В.Герасименко

Советник Аналитического управления ФАС России,

кандидат юридических наук

——————————————————————

Вопрос: Должна ли организация — собственник наружной рекламной конструкции, на которой информация о третьих лицах размещена безвозмездно, уплачивать ЕНВД?

(«Налоги» (газета), 2008, N 2)

Вопрос: Должна ли организация — собственник наружной рекламной конструкции, на которой информация о третьих лицах размещена безвозмездно, уплачивать ЕНВД?

Ответ: Как было рассмотрено выше, обязанность применять систему налогообложения в виде ЕНВД зависит от того, в какие отношения по договору вступает собственник рекламной конструкции. Если отношения с контрагентом возникают по договору аренды, то данный вопрос решается в соответствии с общим порядком налогообложения. Поэтому рассмотрим ситуацию, когда собственник рекламной конструкции размещает на поверхности средства наружной рекламы рекламу заказчика на безвозмездной основе.

В Налоговом кодексе понятие «безвозмездной» передачи раскрывается только в главе 25 (п. 2 ст. 248 НК РФ), именно для целей налогообложения прибыли организаций. Поэтому в остальных случаях следует руководствоваться гражданским законодательством.

Статья 423 ГК РФ содержит следующее определение: «Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления». Таким образом, отсутствие платы за размещение информации о третьих лицах не изменяет того факта, что ведется предпринимательская деятельность по размещению наружной рекламы. Следовательно, организация-собственник является плательщиком ЕНВД.

На безвозмездной основе может размещаться в том числе и социальная реклама. В отношении порядка налогообложения услуг по размещению социальной рекламы на безвозмездной основе у специалистов финансового ведомства нет однозначной позиции.

Так, в письме Минфина России от 15.05.2006 N 03-11-04/3/257 высказано мнение, что безвозмездное размещение и (или) распространение социальной наружной рекламы и социально значимой городской наружной информации не подлежит переводу на ЕНВД. Свои выводы специалисты ведомства делают на основании положений ст. 18 Закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ «О рекламе», в которой деятельность организаций по распространению социальной рекламы на безвозмездной основе признается благотворительной деятельностью. На дату подготовки письма Закон N 108-ФЗ еще действовал, поэтому выводы вполне правомерны.

Однако в более позднем письме Минфина России от 19.06.2007 N 03-11-04/3/222 в отношении социальной рекламы приведены такие же доводы, что представляется необоснованным по следующим причинам. Новый Закон «О рекламе» (Закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ вступил в силу с 01.07.2006) содержит принципиально иные положения относительно социальной рекламы. Со вступлением в силу новой редакции Закона «О рекламе» ее размещение перестало быть безвозмездным. Оплата размещения и распространения социальной рекламы производится на основании договора. В рассматриваемом письме даются ссылки на Законы «О рекламе» и «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ) без указания конкретных положений, которые обосновывают такой вывод специалистов. Приведенное мнение вызывает сомнения, так как заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным в определенном объеме (п. 3 ст. 10 Закона N 38-ФЗ), что противоречит добровольности благотворительной деятельности (ст. 1 Федерального закона N 135-ФЗ).

Рассматриваемое письмо N 03-11-04/3/222 содержит разъяснения о порядке корректировки коэффициента К2 при размещении социальной рекламы в течение нескольких дней налогового периода. Так как принципиальный вывод специалистов Минфина России по вопросу, относится ли деятельность по безвозмездному размещению социальной рекламы к облагаемым ЕНВД, вызывает сомнения, то применять дальнейшие рекомендации о пересчете суммы налога представляется рискованным.

Напомним, что существуют письма Минфина России и с другой точкой зрения. Например, в письме от 01.02.2005 N 03-06-05-04/14 сотрудники финансового ведомства указывали, что в гл. 26.3 НК РФ не предусмотрено каких-либо ограничений по видам рекламной информации. Таким образом, под действие ЕНВД подпадает распространение и (или) размещение любой наружной рекламы, в том числе и рекламы, носящей социальную направленность, независимо от того, бесплатная она или нет.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что главой 26.3 Кодекса не предусмотрено каких-либо особых положений относительно бесплатно предоставляемых услуг, под действие специального налогового режима (ЕНВД) подпадает распространение и (или) размещение наружной рекламы на безвозмездной основе.

——————————————————————

Вопрос: Обязан ли собственник здания и размещенных на нем рекламных щитов оплачивать ЕНВД, если эти щиты предоставляются по договору аренды рекламного места?

(«Налоги» (газета), 2008, N 2)

Вопрос: Обязан ли собственник здания и размещенных на нем рекламных щитов оплачивать ЕНВД, если эти щиты предоставляются по договору аренды рекламного места?

Ответ: Плательщиком ЕНВД по такому виду деятельности, как распространение и (или) размещение наружной рекламы, является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).

«Распространение и (или) размещение наружной рекламы» для целей применения главы 26.3 определяется как «деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие» (ст. 346.27 НК РФ).

Как видно из приведенной цитаты, в описании облагаемого ЕНВД вида деятельности используется термин предоставление средств наружной рекламы. Такая формулировка порождает неясность. Поэтому сразу же после включения в перечень видов предпринимательской деятельности, облагаемых ЕНВД, деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы (Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ) возникли многочисленные вопросы налогоплательщиков к уполномоченным органам.

В ответ ФНС России уже в ноябре 2004 г. разъяснила порядок применения некоторых положений главы 26.3 НК РФ (письмо N 22-2-14/1841@ от 30.11.2004). Позиция налогового органа состоит в том, что существенным признаком распространения и (или) размещения рекламы является то, что предпринимательская деятельность организации направлена на доведение до потребителей рекламной информации. То есть при осуществлении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы плательщиком единого налога на вмененный доход признается организация, занимающаяся непосредственно распространением и размещением рекламы для заказчика. Лицо же, предоставляющее средство наружной рекламы для размещения на нем рекламной информации или предоставляющее место для установки средства наружной рекламы, действует в рамках договора аренды и соответственно вступает в отношения по предоставлению права пользования имуществом, но не выполнения услуг для заказчика. Следует обратить внимание, что определяющим моментом является не название договора, а экономическая суть возникающих отношений.

При этом доходы, полученные от передачи по договорам аренды (субаренды) во временное владение или пользование другим хозяйствующим субъектам принадлежащих организации (арендованных или используемых ими на иных правовых основаниях) стационарных технических средств наружной рекламы, подлежат налогообложению в порядке, предусмотренном гл. 25 или гл. 26.2 НК РФ.

Данная позиция неоднократно подтверждалась и специалистами Минфина России, правда, в ответах на конкретные вопросы (письма Минфина России от 02.03.2006 N 03-11-04/3/106, от 05.10.2006 N 03-11-04/3/440, от 07.07.2005 N 03-11-04/3/8, от 20.01.2005 N 03-06-05-04/05).

Письма Минфина России от 09.02.2006 N 03-11-04/3/74 и ФНС России от 30.11.2004 N 22-2-14/1841@ адресованы неопределенному кругу налогоплательщиков, поэтому следование данным указаниям признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111), а также препятствующим начислению пени на сумму недоимки (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Таким образом, собственник здания и размещаемых на нем рекламных щитов, предоставляемых в пользование по договору аренды, не является плательщиком ЕНВД.

Следует отметить, что в случае если налогоплательщик одновременно занимается двумя видами деятельности (размещает рекламу третьих лиц и помимо этого сдает средства размещения рекламы в аренду), то он является плательщиком ЕНВД по первому виду деятельности и плательщиком налогов в соответствии с общей системой налогообложения — по второму (письма Минфина России от 12.09.2006 N 03-11-04/3/408, ФНС России от 30.11.2004 N 22-2-14/1841@, УФНС России по г. Москве от 14.02.2007 N 18-11/3/13710).

——————————————————————

Вопрос: Обязан ли собственник здания и размещенных на нем рекламных щитов оплачивать ЕНВД, если эти щиты предоставляются третьим лицам по договору оказания рекламных и промо-услуг?

(«Налоги» (газета), 2008, N 2)

Вопрос: Обязан ли собственник здания и размещенных на нем рекламных щитов оплачивать ЕНВД, если эти щиты предоставляются третьим лицам по договору оказания рекламных и промо-услуг?

Ответ: Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД) может применяться в отношении отдельных видов деятельности, перечисленных в пункте 2 статьи 346.26 НК РФ. В том числе в указанном пункте поименован такой вид предпринимательской деятельности, как распространение и (или) размещение наружной рекламы.

Плательщиком ЕНВД по рассматриваемому виду деятельности является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).

«Распространение и (или) размещение наружной рекламы» для целей применения главы 26.3 определяется как «деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие» (ст. 346.27 НК РФ). Описанные в вопросе услуги соответствуют характеристике данного облагаемого ЕНВД вида деятельности: организация оказывает услуги по предоставлению стационарного технического средства для размещения наружной рекламы заказчика.

Так как собственник рекламных щитов в данном случае оказывает рекламные услуги, заключающиеся в распространении и размещении наружной рекламы, то в отношении такой деятельности он обязан применять систему налогообложения в виде ЕНВД.

——————————————————————

Вопрос: Где можно найти и ознакомиться с: методикой проверок защиты и сохранности активов организации; методикой проверок организации процесса продаж продукции (работ, услуг); методикой проверок материально-технического обеспечения; методикой контроля движения материальных запасов?

(«Налоги» (газета), 2008, N 2)

Вопрос: Где можно найти и ознакомиться с:

— методикой проверок защиты и сохранности активов организации;

— методикой проверок организации процесса продаж продукции (работ, услуг);

— методикой проверок материально-технического обеспечения;

— методикой контроля движения материальных запасов?

Ответ: Перечисленные в вопросе методики организации являются закрытой информацией организаций, так как разрабатываются на заказ или самостоятельно специалистами предприятия и охраняются Законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

По имеющейся у нас информации в доступных для общего пользования базах данных запрашиваемая вами информация отсутствует.

——————————————————————

Вопрос: Должна ли организация — собственник наружной рекламной конструкции, на которой размещена информация о себе или если конструкция не передана третьим лицам, уплачивать ЕНВД?

(«Налоги» (газета), 2008, N 2)

Вопрос: Должна ли организация — собственник наружной рекламной конструкции, на которой размещена информация о себе или если конструкция не передана третьим лицам, уплачивать ЕНВД?

Ответ: В отношении первой части вопроса специалисты Минфина придерживаются следующей позиции. Деятельность организаций по самостоятельному распространению и (или) размещению рекламной информации о своих товарах не может быть признана соответствующей установленному ст. 2 ГК РФ понятию «предпринимательская деятельность», и, следовательно, в отношении данной деятельности не может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (письма Минфина России от 13.04.2006 N 03-11-04/3/198, от 14.02.2006 N 03-11-04/3/82, от 01.02.2005 N 03-06-05-04/14, от 16.03.2005 N 03-03-02-04/1/74).

По нашему мнению, приведенная выше позиция вполне логична и обоснованна.

В ряде ответов в качестве аргумента используются положения Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Так, нормы ст. 9 данного Закона обязывают доводить до сведения потребителей информацию об изготовителе, исполнителе или продавце (фирменное наименование организации, место ее нахождения, режим работы и т. п.). На этом основании в письмах Минфина России от 25.05.2005 N 03-06-05-04/14 и ФНС России от 30.11.2004 N 22-2-14/1841@ в отношении размещаемой на вывесках информации сделан вывод, что такая информация не является рекламой и, соответственно, ее размещение не влечет обязанности применять режим налогообложения в виде ЕНВД.

Представляется, что применение данных разъяснений на практике с целью снижения налогового риска достаточно затруднительно, так как законодательство не содержит четких указаний, что считать вывеской. Сложившаяся арбитражная практика весьма неоднородна и не позволяет сделать вывод, какие именно составляющие информации, содержащиеся в вывеске, могут обеспечить положительное для организации решение в споре, является ли она наружной рекламой.

В отношении второй части вопроса — о неиспользуемых конструкциях сообщаем.

Размер единого налога на вмененный доход в отношении деятельности по размещению и распространению наружной рекламы определяется на основании физического показателя площади информационного поля наружной рекламы и установленной законодательством базовой доходности. Часто возникает вопрос, корректируется ли установленный размер базовой доходности, если имеющаяся рекламная площадь какое-то время не используется, то есть не приносит доход налогоплательщику.

Возможность корректировки базовой доходности предусмотрена ст. 346.29 НК РФ. Для этой цели используется коэффициент К2 — «корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе и режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения» (ст. 346.27 НК РФ). Как видно, фактический период времени работы предусмотрен в качестве фактора, влияющего на размер коэффициента К2. Однако текст НК РФ не дает ответа, может ли применяться этот показатель дополнительно.

Вопрос о дополнительной корректировке базовой доходности на фактическое время использования объекта является спорным, так как по этому поводу у Федеральной налоговой службы и финансового ведомства разные позиции.

Так, в письме от 21 сентября 2006 г. N 02-7-11/188@ специалисты ФНС разъясняют, что неправомерно производить корректировку коэффициента К2 на период фактического использования средства наружной рекламы. Свою точку зрения они обосновывают тем, что у данного вида деятельности есть специфические особенности, в силу которых местом его осуществления, а следовательно, и местом постановки налогоплательщика на учет признается место их нахождения (жительства).

В этой связи отсутствие рекламной информации на одном из стационарных технических средств наружной рекламы не может служить основанием для корректировки базовой доходности на коэффициент, учитывающий фактический период времени осуществления предпринимательской деятельности. Право на это возникает только у тех налогоплательщиков-рекламораспространителей, которые полностью приостанавливали в течение налогового периода ведение своей предпринимательской деятельности.

В данном случае с налоговым ведомством можно не согласиться. Ведь в п. 6 ст. 346.29 НК РФ указано, что возможность корректировать базовую доходность на фактический период осуществления предпринимательской деятельности применяется ко всем видам деятельности, облагаемым ЕНВД. Для распространения наружной рекламы никаких исключений не предусмотрено.

Представляется, что вышеописанный подход к вопросу корректировки ЕНВД в части деятельности по размещению и распространению рекламы основывается на общей позиции ФНС в отношении применения положений п. 6 ст. 346.29 НК РФ. Налоговики ставят акцент на том, что «отсутствие в течение того или иного календарного месяца (отдельных календарных дней календарного месяца) налогового периода заказов на выполнение работ (оказание услуг) не может служить для налогоплательщиков единого налога на вмененный доход основанием для отнесения данного периода времени к периоду времени, в течение которого предпринимательская деятельность ими не осуществлялась» (письма ФНС России от 23.11.2006 N 02-7-12/291, от 01.11.2006 N 02-7-12/261, от 09.10.2006 N 02-7-11/223@).

Причем специалисты финансового ведомства в письме от 26 января 2007 г. N 03-11-04/3/21 не согласны с такой позицией относительно деятельности по размещению и распространению наружной рекламы. Чиновники указали, что, если в определенный период времени одна из сторон двусторонней рекламной конструкции не используется под размещение рекламы, фирма вправе уменьшить налог. То есть скорректировать коэффициент К2 с учетом фактического времени ведения пре дпринимательской деятельности, независимо от причины простоя. Основанием для такой корректировки может служить соответствующее распоряжение руководителя организации. Аналогичное мнение высказали финансисты в письме от 28 декабря 2006 г. N 03-11-04/3/558.

Корректирующий коэффициент определяется как среднеарифметическое величин, полученных в результате отношения количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение каждого календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данных календарных месяцах налогового периода. Исключение составляют предприятия только в тех регионах, в которых местными нормативными актами установлены значения подкоэффициентов К2, учитывающих период ведения деятельности.

Несмотря на то что позиция Минфина России удобна для налогоплательщиков, следование данным рекомендациям может привести к разногласиям с налоговыми органами. По нашему мнению, справедливо, если при налогообложении дохода (даже вмененного) сумма налогового обязательства зависит от результата деятельности налогоплательщика, а не от факта обладания определенным имуществом.

Представляется, что в отношении наружной конструкции, которая еще не предоставлялась для размещения рекламы (такое использование только планируется), правомерно говорить о том, что деятельность по размещению и (или) распространению, облагаемая ЕНВД, не ведется.

——————————————————————