Административно-правовой статус корреспондентов иностранных средств массовой информации в Российской Федерации

(Купреев С. С., Ляхов Б. А.) («Юридический мир», 2013, N 8)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КОРРЕСПОНДЕНТОВ ИНОСТРАННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. С. КУПРЕЕВ, Б. А. ЛЯХОВ

Купреев Сергей Сергеевич, доцент кафедры Института международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, кандидат юридических наук.

Ляхов Борис Алексеевич, Департамент информации и печати МИД России.

Статья посвящена содержанию административно-правового статуса корреспондентов иностранных средств массовой информации. Рассматриваются правовые вопросы их пребывания в России, аккредитации в качестве журналистов, а также порядок профессиональной деятельности и применяемые в отношении их меры административного воздействия.

Ключевые слова: иностранный корреспондент, средства массовой информации, аккредитация, административно-правовой статус, журналист.

Administrative-legal status of foreign mass media correspondents in the Russian Federation S. S. Kupreev, B. A. Lyakhov

The article is devoted to administrative-legal status of foreign mass media correspondents. The authors consider legal aspects of their residence in Russia, their accreditation as journalists. Besides, the procedure of professional activity and measures of administrative influence are analyzed.

Key words: foreign correspondent, mass media, accreditation, administrative-legal status, journalist.

В связи со стабильно высоким интересом международного сообщества к событиям, происходящим в России, высоким авторитетом нашей страны при обсуждении глобальных проблем внешней политики, проведением в ближайшие годы целого ряда крупных общественно-политических и спортивных мероприятий Россия находится в числе мировых лидеров по числу работающих здесь корреспондентов иностранных средств массовой информации (СМИ). Они обладают специальным административно-правовым статусом, который базируется на нормах Конституции Российской Федерации и российского законодательства <1>, а также общепризнанных принципах и нормах международного права. ——————————— <1> См.: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации»; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1055.

Для признания лица представителем иностранного СМИ на территории России необходимо специальное решение государства в лице его полномочных органов (МИД России) об аккредитации в качестве иностранного корреспондента, представляющего конкретное СМИ. Аккредитация одновременно служит разрешением на осуществление трудовой (журналистской) деятельности и подтверждается выдачей удостоверения или карточки специального образца. В качестве корреспондентов иностранных СМИ могут быть аккредитованы журналисты независимо от их гражданства, представители периодических печатных изданий, радио-, телепрограмм, иных форм периодического распространения массовой информации. В то же время не могут быть аккредитованы в указанном качестве сотрудники иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений и военных атташатов, сотрудники зарегистрированных в России представительств авиакомпаний, банков, торгово-промышленных и посреднических фирм, а также лица, являющиеся сотрудниками российских СМИ <2>. Для рассмотрения вопроса об аккредитации представителя иностранного СМИ в Департамент информации и печати МИД России (ДИП МИД России) представляется письмо на официальном бланке за подписью руководства СМИ или дипломатическая нота посольства соответствующей страны в Российской Федерации, сведения о СМИ, биография, справка о журналистской деятельности корреспондента, две фотографии. Решение об аккредитации принимается МИД России в сроки, не превышающие двух месяцев со дня получения обращения, после чего выдается аккредитационное удостоверение <3>. Под аккредитованными иностранными журналистами понимаются иностранные граждане, представляющие зарубежные СМИ, находящиеся на территории России по обыкновенной деловой или рабочей визе (в зависимости от срока действия), где в графе «цель поездки» указывается «КОМАНДИРОВКА СМИ», либо «ПРЕССА/КОР», либо «ПРЕССА/ТЕХ», а в графе «принимающая организация», как правило — «ДИП МИД России» <4>. ——————————— <2> П. 21 Правил аккредитации иностранных корреспондентов. <3> П. 4 и 5 Правил аккредитации иностранных корреспондентов. <4> Визы с подобными параметрами в системе российских государственных учреждений принято называть журналистскими, хотя такое наименование не нашло отражения в официальных документах.

Иностранных корреспондентов, находящихся в нашей стране, можно условно разделить на несколько категорий: 1. Корреспонденты, постоянно аккредитованные при ДИП МИД России, или постоянные корреспонденты. Корреспонденты данной категории въезжают на территорию России по въездной журналистской визе, которая выдается консульским учреждением Российской Федерации за рубежом по согласованию с ДИП МИД России после завершения двухмесячной процедуры аккредитации. Им выдается аккредитационное удостоверение постоянного иностранного корреспондента сроком действия, как правило, один год, а также оказывается поддержка при оформлении в органах ФМС России многократной въездной-выездной визы на срок действия аккредитации. 2. Корреспонденты, аккредитованные временно на срок до трех месяцев, или специальные корреспонденты. Как правило, их прибытие в Россию связано с подготовкой репортажей, документальных фильмов большой продолжительности, а также написанием объемных аналитических статей по российской проблематике. К данной группе могут быть также отнесены журналисты, прибывшие в Россию для подмены в случае отпуска, болезни, командировок в другие страны постоянных корреспондентов. Процедура аккредитации специальных корреспондентов проходит по упрощенной схеме. Руководство зарубежного СМИ направляет в ДИП МИД России письмо на официальном бланке с просьбой об аккредитации с приложением копии российской журналистской визы, полученной журналистом в консульском учреждении Российской Федерации за рубежом, копию его национального паспорта и две фотографии. Сроки рассмотрения такого обращения строго не регламентированы, однако на практике это занимает от 3 до 5 рабочих дней. По прибытии в Россию специальные корреспонденты, так же как и постоянные, получают аккредитационное удостоверение (карточку) специального корреспондента. 3. Корреспонденты, прибывшие при визовой поддержке различных организаций (ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», Союз журналистов России и т. д.), федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Особенностью положения этих журналистов, а они составляют около 5% от общего потока приезжающих в Россию представителей иностранных СМИ, является то, что, имея журналистскую визу, они не обязаны получать аккредитацию МИД России, но при этом должны осуществлять свою деятельность строго в рамках программы, предусмотренной принимающей стороной. Это может быть ознакомительный пресс-тур по региону, освещение открытия нового предприятия, участие в конференции и т. д. В ходе занятия журналистской деятельностью корреспонденты иностранных СМИ пользуются правами и несут обязанности журналистов в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», причем законом не предусматриваются какие-либо ограничения в отношении исключительно журналистов из других государств, что, безусловно, в целом не исключает разницы в правовом положении российских граждан и иностранцев. В то же время зарубежные корреспонденты наделяются рядом специфических прав, не свойственных их российским коллегам. Они вправе ввозить и вывозить для осуществления профессиональной деятельности офисное оборудование, компьютерную, радио — и телевизионную технику и т. п., информационные материалы на различных носителях, предметы бытового назначения, личные автомобили (не более одного на каждого корреспондента и иностранного сотрудника корреспондентского пункта) в течение всего срока аккредитации в Российской Федерации с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии вывоза указанного имущества с территории России по завершении срока аккредитации. Кроме того, аккредитованные корреспонденты и технические сотрудники корреспондентских пунктов, а также члены их семей могут пользоваться услугами, предоставляемыми соответствующими подразделениями МИД России, осуществляющими обслуживание находящегося в России дипломатического корпуса <5>. Иностранные журналисты имеют право на основе взаимности на свободное передвижение по территории Российской Федерации, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение <6>. ——————————— <5> В настоящее время Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России. <6> Пункты 32 — 34 Правил аккредитации иностранных корреспондентов. См. также: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. N 754 «Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение».

Важно отметить, что льготы, предоставляемые статусом иностранного корреспондента, официально аккредитованного при МИД России, не должны использоваться зарубежными журналистами в корыстных целях для получения личной выгоды, а журналистская работа в России не должна совмещаться или вовсе подменяться коммерческой деятельностью. В соответствии с российским миграционным законодательством все корреспонденты иностранных СМИ, находящиеся в России на основании визы, подлежат учету по месту пребывания <7>. ——————————— <7> Ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Как правило, корреспонденты иностранных СМИ стараются тщательно соблюдать установленные для них правила пребывания и занятия журналистской деятельностью в России. В случае несоблюдения соответствующих правил к иностранным журналистам могут быть применены определенные меры административного воздействия. Система таких мер является неотъемлемой частью административно-правового статуса корреспондентов иностранных СМИ. Так, МИД России может отказать в аккредитации, лишить ее или сократить срок аккредитации, если: — журналист нарушил российское законодательство; — журналист или редакция нарушили установленные правила аккредитации либо распространили не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда <8>; ——————————— <8> См.: ст. 48 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

— журналистом нарушается принцип уважения прав и репутации других лиц <9>; ——————————— <9> См.: п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.

— это необходимо в целях охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения <10>; ——————————— <10> Там же.

— имело место подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию <11>. ——————————— <11> См.: ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Все иностранцы, представляющие в России зарубежные СМИ, полностью подпадают под действие российской юрисдикции и в случае совершения уголовных, административных или иных правонарушений подлежат ответственности в соответствии с российским законодательством <12>. В частности, корреспонденты иностранных СМИ могут быть привлечены к административной ответственности за злоупотребление свободой массовой информации, разглашение информации с ограниченным доступом, оскорбление (унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, в том числе содержащееся в СМИ), а также к уголовной ответственности за клевету (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, в том числе содержащееся в СМИ). ——————————— <12> Ст. 4 и 33 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

МИД России может предпринять ответные меры в отношении корреспондентов СМИ тех стран, где действуют ограничения в отношении российских граждан <13>. Когда имеются веские доказательства того, что иностранный журналист принимает участие в противоправных действиях по поручению государственных органов или организаций своей страны, то МИД России вправе помимо принятия мер к самому журналисту заявить протест конкретному государству в связи с враждебной деятельностью его гражданина. Протест против таких противоправных действий журналистов может быть заявлен как в письменной, так и в устной форме, когда данные действия с позиций международного права могут классифицироваться как вмешательство во внутренние дела государства. Перечисление ряда противоправных действий, связанных с вмешательством во внутренние дела государства, содержится в Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государства, об ограждении их независимости и суверенитета 1965 г., а также Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств 1981 г. ——————————— <13> Например, в 2009 г. власти Чехии приняли решение о непродлении аккредитации российскому журналисту, постоянно работавшему в Праге, на что российский МИД отреагировал отказом в продлении аккредитации московскому корреспонденту телевидения Чехии, когда в 2010 г. заканчивался срок действия его журналистского удостоверения.

При определении характера правового воздействия за те или иные правонарушения, совершенные иностранным журналистом, государство при наличии веских причин в административном порядке может принять решение о нежелательности пребывания (проживания) данного корреспондента в Российской Федерации, после чего тот обязан выехать из страны. Подобные действия основаны на применяемых в международной практике ответных мерах за противоправные деяния. Иностранные журналисты в случае нарушения российского законодательства могут быть выдворены из страны «во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом» <14>. При этом журналист, «если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, имеет право на представление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентной властью или лицом или лицами, специально назначенными компетентной властью» <15>. ——————————— <14> Ст. 13 Международного пакта о гражданских и политических правах. <15> Там же.

Необходимо иметь в виду, что, несмотря на отсутствие у корреспондентов иностранных СМИ каких-либо правовых иммунитетов, спектр применяемых в отношении конкретного иностранного журналиста мер административного воздействия может корректироваться по политическим причинам, что связано прежде всего с особой значимостью осуществляемой журналистами деятельности, а также с конкретной международной обстановкой и двусторонними отношениями России с государством, СМИ которого он представляет. Активная вовлеченность иностранных корреспондентов в освещение российской проблематики, частые командировки по регионам страны, в том числе в горячие точки (зона ЧС, зона проведения контртеррористической операции и др.), порождают многообразие сложных правовых ситуаций, которые требуют неукоснительного соблюдения требований закона как со стороны иностранных журналистов, так и со стороны государственных структур, взаимодействующих с медиа, что требует постоянной разъяснительной работы со стороны сотрудников ДИП МИД России, «курирующих» деятельность зарубежных корреспондентов. Учитывая особую общественную важность данной категории иностранцев, пребывающих (проживающих) на территории России, набирает актуальность вопрос о детальной переработке Правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации в направлении обобщения в этом подзаконном акте правовых норм, напрямую или косвенно влияющих на юридический статус представителей зарубежных СМИ в России. Подобная детальная регламентация среди прочего будет способствовать снижению числа инцидентов с участием иностранных корреспондентов, которые часто приобретают политический оттенок в ущерб международному имиджу страны.

Список литературы

1. Дугенец А. С. Проблемы применения административной ответственности к иностранным гражданам и лицам без гражданства // Российский следователь. 2007. N 18. 2. Купреев С. С. Аккредитация как современный метод административно-правового воздействия // Административное право и процесс. 2013. N 5. 3. Купреев С. С., Рябчиков Ю. И. Институт административной высылки иностранцев по законодательству Российской Федерации // Полицейская деятельность. 2012. N 4. 4. Куракин А. В. К вопросу об административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административного права // Юрист. 1999. N 9. 5. Минбалеев А. В. Защита персональных данных при осуществлении профессиональной деятельности журналистов // Юрист. 2011. N 15.

——————————————————————