Охота на сп@меров

(Бодрягина О.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 22)

ОХОТА НА СП@МЕРОВ

О. БОДРЯГИНА

Оксана Бодрягина, газета «ЭЖ-Юрист».

Законодатели вышли на тропу войны со спамом. В Думе предложили бороться с несанкционированными рекламными сообщениями, которые ежедневно переполняют электронные почтовые ящики, с помощью законодательных мер и штрафных санкций.

Вам знакомо чувство разочарования и досады, когда вызвавшее интерес электронное письмо на поверку оказывалось очередным рекламным сообщением? Уверены, что ответ будет утвердительный. Купить при этом предлагают что угодно — от арбалетов до кабриолетов. На какие только хитрости и изощренные уловки не идут спамеры, чтобы достучаться до получателя писем. Спам приходит якобы от друзей, знакомых, от деловых партнеров и даже официальных органов власти.

Понятно, что, хотим мы этого или нет, реклама преследует и будет преследовать нас буквально на каждом шагу: на улицах, в транспорте, по телевизору и радио. Однако если избавиться от телевизионной рекламы можно, переключившись на другой канал, а мимо рекламного плаката — просто пройти, то со спамерскими письмами дело обстоит сложнее. Мы ежедневно убиваем свое драгоценное время, причем в основном рабочее, на то, чтобы пролистать и избавиться от навязчивых непрошеных рекламных сообщений. Самое неприятное во всем этом то, что в процессе «генеральной уборки» своих почтовых ящиков мы можем не заметить и удалить действительно важную и полезную корреспонденцию.

Депутат Сергей Капков решил поставить заслон спаму и внес на рассмотрение своих коллег законопроект, который поможет противодействовать несанкционированной массовой рассылке информации и сообщений.

Во-первых, поправки вносятся в статью 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Автор законопроекта предлагает ввести правило, согласно которому распространитель информации, прежде чем приступить к рассылке почтовых отправлений и электронных сообщений, должен в обязательном порядке получить предварительное согласие адресата. Сейчас в указанном Законе говорится только об обязанности распространителя информации обеспечить ее получателям возможность отказаться от такой информации.

Нововведение полностью согласуется с положениями ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», где сказано, что распространение рекламы по сетям электронной связи допускается только при предварительном согласии получателя рекламы.

Это означает, что беспокоить нас рекламными сообщениями могут исключительно тогда, когда мы сами дали добро и выразили готовность принимать эту информацию (к примеру, оставили свой e-mail при заполнении часто предлагаемых анкет в магазинах и ресторанах). В противном случае речь идет о нарушении буквы закона.

Во-вторых, в качестве «тяжелой артиллерии» против спамеров Кодекс РФ об административных правонарушениях дополняется новой специальной статьей 13.25, устанавливающей штрафы за нарушение порядка распространения и предоставления информации.

Привлекать распространителя к ответственности согласно поправкам будут в том случае, если он не заручился предварительным согласием адресата или если рассылаемая информация вводит получателя в заблуждение относительно характера сообщения и обратного адреса. Поисками нарушителей займется милиция и сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

В новоиспеченной статье КоАП РФ предлагается наказывать штрафами в следующих размерах: граждан — от 300 до 1000 руб., должностных лиц — от 1000 до 2000 руб., юридических лиц — от 10000 до 50000 руб.

В отношении распространителей, которых уличат в массовой рассылке, законопроект предусматривает более серьезные санкции. За незаконную массовую рассылку почтовых отправлений или электронных сообщений штрафы для граждан составляют от 500 до 3000 руб., для должностных лиц — от 2000 до 5000 руб., а для юридических лиц — от 50000 до 200000 руб. При этом под такой рассылкой понимается распространение информации в более чем 1000 адресов в течение суток, или более чем 10000 адресов в течение месяца, или более чем в 100000 адресов в течение одного года.

Можно предположить, что аналогичные штрафы будут грозить и тем, кто присылает нам без нашего согласия рекламную информацию по факсу, нарушает покой и названивает по телефону с различными рекламными предложениями, а также тем, кто увлекается почтовым спамом и забрасывает почтовые ящики рекламной макулатурой.

Разумеется, спамеров одними только штрафами не возьмешь и их бизнес не искоренишь, однако поправки в случае их принятия все-таки несколько облегчат жизнь нашему почтовому ящику, а значит, и нам.

——————————————————————