Реализация права на информацию по запросу (особенности применения)

(Андрианова В. В.) («Законодательство и экономика», 2008, N 8)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ ПО ЗАПРОСУ (ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ)

В. В. АНДРИАНОВА

Андрианова В. В., кандидат юридических наук.

В российской науке идея о наличии специального законодательства, регулирующего доступ к информации по запросу, только витает в воздухе. Мало того, еще продолжаются дискуссии по поводу предмета регулирования законодательного акта, который должен регламентировать информационные права граждан и организаций, и его содержания. Так, по мнению И. Л. Бачило <1>, Федеральный закон «О праве на информацию» должен включать определение права на информацию в соответствии с конституционной нормой, закрепленной в статье 29 Конституции РФ, и раскрывать его содержание; устанавливать виды субъектов права на информацию, принципы реализации указанного права, порядок доступа граждан к информационным ресурсам архивов и библиотек, фондов и других систем публичной информации, порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением (получением) информации; регламентировать вопросы обеспечения права на распространение информации; закреплять право органов государственной власти и местного самоуправления на информацию, информационные технологии и информационные системы, право на информацию юридических лиц и общественных объединений в сочетании с обязанностями этих субъектов в информационной сфере; регламентировать вопросы распространения информации в глобальных сетях, защиты интеллектуальной собственности в глобальных сетях, ответственности за нарушения права на информацию. ——————————— <1> См.: Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: Учебник / Под ред. Б. Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 239.

Безусловно, базовые нормы для получения информации по запросу мы найдем в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <2>. Это и право на получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения законодательно установленных требований; возможность не обосновывать необходимость получения информации; обязанности органов власти и возможность обжалования отказа в предоставлении информации в суд; возмещение убытков. ——————————— <2> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

Это также запрет на ограничение доступа к определенным видам информации. Законодательство об обращениях регулирует и информационный процесс: обращение гражданина в орган власти с информацией о какой-либо проблеме и с просьбой принять решение составляет общий смысл различных видов обращений (индивидуальных жалоб, заявлений, предложений, а также петиций, т. е. коллективных обращений) <3>. Однако Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не регулирует запрос на информацию по следующим причинам: ——————————— <3> СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

— право на доступ к информации при получении ответа от органа власти направлено не на проверку учета поставленной гражданином проблемы, а на раскрытие информации, находящейся в распоряжении органа власти, для того чтобы решить возникшую проблему самостоятельно; — при реализации права на доступ к информации граждане не должны обосновывать причину своего интереса, как это происходит при направлении обращений, они запрашивают у органов власти информацию, т. е. фактические или нормативно-правовые данные, а не разъяснения, комментарии и проч. Тем не менее законодатели субъектов Федерации в некоторых случаях на обращают внимания на указанные различия и предпринимают попытки урегулировать процедуру получения информации по запросу законодательством об обращениях, как, например, в Волгоградской области <4>. ——————————— <4> См.: Закон Волгоградской области от 28 января 2003 г. N 782-ОД «О порядке предоставления информации органами государственной власти Волгоградской области» (принят обл. Думой 26 декабря 2002 г.) // Волгоградская правда. 2003. N 23.

Можно согласиться с мнением о том, что все проблемы доступа, в том числе по запросу, к правительственной информации обусловлены тем, что отечественная доктрина обеспечения прозрачности деятельности органов власти является пока еще очень юной. Она молода и за рубежом, поскольку большинство национальных законов о доступе к информации в различных странах приняты в последние два-три десятка лет. Однако потребности текущей административной реформы в России, проблема повышения эффективности деятельности органов власти, а также антикоррупционная проблематика способны выдвинуть вопросы гарантирования доступа граждан к информации о деятельности органов власти на передовой фронт <5>. ——————————— <5> См.: Шевердяев С. Обзор регионального законодательства, регулирующего порядок предоставления гражданам информации // Законодательство и практика масс-медиа. 12 декабря 2006 г.

На федеральном уровне и в региональном законодательстве большое распространение получили специальные правовые акты относительно порядка предоставления отдельных видов информации. В субъектах Федерации устанавливаются порядок и условия предоставления информации о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с их предоставлением для строительства; о результатах экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства; о деятельности мэра и администрации городского округа; об объектах социальной инфраструктуры <6> и др. ——————————— <6> См.: Постановление администрации Томской области от 16 апреля 2007 г. N 57а «О Порядке обеспечения доступа граждан и организаций к информации о результатах экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства»; Постановление администрации Томской области «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры»; распоряжение администрации Томской области от 30 декабря 2002 г. N 629-р // СПС «КонсультантПлюс».

Однако это попытки урегулировать предоставление информации по запросу только по некоторым вопросам и у определенных органов власти, что противоречит конституционной всеобъемлющей формулировке: «каждый имеет право на информацию», следовательно, от всех и обо всем. Правомерно ограничение группы информационных прав на основании закона, воспринятое в действующем законодательстве России. Однако демократические принципы баланса интересов в подходе по ограничению доступа к информации, такая категория, как «общественный интерес», в рамках определения секретных режимов различных видов информации в России пока не разработаны. Определение понятия «общественный интерес», его сочетание с государственным и личным интересом исследовались еще в советское время <7>. По понятным причинам они являются предметом изучения и сегодня <8>. Проводятся научные мероприятия по обмену опытом <9>, переводится зарубежная литература <10>. ——————————— <7> Сабикенов С. Сочетание общественных и личных интересов в советском праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1969; Степанян В. В. Обеспечение сочетания общественных и личных интересов в правовом регулировании социалистических общественных отношений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1978; Витрук Н. В. Сочетание общественных и личных интересов в правах и обязанностях граждан СССР // Советское государство и право. 1984. N 9. С. 3 — 10; Кравцов Б. Охрана государственных и общественных интересов // Социалистическая законность. 1982. N 5. С. 26 — 28. <8> Петрова Д. Политические и правовые препятствия на пути развития права общественных интересов // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1997. N 1(18). С. 20 — 30; Трофимов М. С. О создании правового механизма согласования общественных интересов при принятии управленческих решений органами местного самоуправления // Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. Ставрополь: Сервисшкола, 2006. Вып. 13. С. 61 — 65. <9> Джунусов М. С. Принцип приоритетности в иерархии общественных интересов // Многообразие интересов и институты власти. Материалы Международной конференции социологов, 15 — 16 июня 1993 г. М.: Луч, 1994. С. 212 — 214. <10> Правовая защита общественных интересов. Работа общественных организаций при поддержке фонда Форда. Международный опыт / Пер. с англ. М.: Юристъ, 2001; В защиту общественных интересов: Руководство для юристов и правозащитников / Пер. с англ. / Под ред. К. Бучко, Э. Рекош, В. Терзиева. М.: Юристъ, 2004.

В международных актах предпринимается попытка урегулировать обозначенную проблему. Так, Иоганнесбургские принципы «Национальная безопасность, свобода самовыражения и доступ к информации», принятые 1 октября 1995 г., закрепляют базовую позицию в данном вопросе: во всех законах и решениях, относящихся к праву получения информации, в первую очередь необходимо учитывать общественный интерес к получению информации <11>; закреплен принцип раскрытия секретной информации <12>: никто не может быть наказан под предлогом национальной безопасности за раскрытие информации, если это раскрытие не наносит действительного ущерба и, по всей вероятности, не может причинить ущерба законным интересам национальной безопасности или общественный интерес к получению этой информации перевешивает ущерб от ее раскрытия. Согласно тексту Принципов никто не может стать объектом преследования под предлогом национальной безопасности за разглашение информации, полученной на государственной службе, если общественный интерес к получению этой информации перевешивает ущерб от ее раскрытия <13>. ——————————— <11> Принцип 13. Общественный интерес к раскрытию информации. <12> Принцип 15. Общее правило раскрытия секретной информации. <13> Принцип 16. Информация, полученная на государственной службе.

В Хартии телерадиовещателей, подписанной 28 апреля 1999 г., дано, к сожалению, неудачное определение понятия «общественный интерес»: как необходимость защиты основ конституционного строя; предотвращение угрозы безопасности государства; обнаружение преступления; защита общественного здоровья и безопасности населения; предупреждение общества от введения в заблуждение какими-либо действиями, документами или сообщениями лица или организации. Для выработки определения общественно значимой информации можно опираться на такую категорию, как информация, которую запрещается относить к категории информации с ограниченным доступом. Так, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <14> установил, что не может быть ограничен доступ к: ——————————— <14> СЗ РФ. 2006. N 31(ч. I). Ст. 3448.

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; 2) информации о состоянии окружающей среды; 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; 5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Обратившись к практике Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ, можно сделать вывод: к общественному интересу относится информация о том, как выполняются должностными лицами должностные обязанности и соблюдаются ли ими правовые и этические нормы, информация о деятельности государственных органов власти <15>. ——————————— <15> Решение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ от 27 июня 1998 г. N 11 «Об обращении министра строительства РФ Е. В. Басина в связи с публикацией Ю. Калининой «Золотой теленок» Чеченской Республики» в N 2 журнала «Итоги».

Таким образом, у теоретиков и практиков не существует единственно верного определения общественного интереса. Общественные интересы населения, как правило, проявляются: в обеспечении благоприятных условий проживания и ограничении вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, улучшении экологической обстановки, развитии инженерной, транспортной и социальной инфраструктур городских и сельских поселений и прилегающих к ним территорий и сохранении территорий объектов историко-культурного и природного наследия; в доступе к информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; о состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

——————————————————————

Вопрос: Где можно получить дополнительную информацию о подключении к ТКС? («Налоги» (газета), 2008, N 34)

Вопрос: Где можно получить дополнительную информацию о подключении к ТКС?

Ответ: Информацию об участниках информационного обмена, о порядке подключения и представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи Вы можете получить как непосредственно в инспекции ФНС России по месту учета, так и на интернет-сайте Управления ФНС России субъекта Российской Федерации.

По материалам: http://www. nalog. ru

——————————————————————

Вопрос: Какие требования предъявляются ФНС России к операторам связи? («Налоги» (газета), 2008, N 34)

Вопрос: Какие требования предъявляются ФНС России к операторам связи?

Ответ: Деятельность специализированного оператора связи регулируется: Федеральным законом от 16.02.1995 N 15-ФЗ «О связи»; Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»; Федеральным законом от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»; другими федеральными законами; Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169; Положением о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 N 642; Положением о порядке разработки, производства, реализации и использования средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну (Положение ПКЗ-99), утвержденным Приказом ФАПСИ от 23.09.1999 N 158, зарегистрированным в Минюсте России 28.12.1999 N 2029; Инструкцией об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, утвержденной Приказом ФАПСИ от 13.06.2001 N 152, зарегистрированным в Минюсте России 06.08.2001 N 2848; Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@, а также другими нормативными актами.

По материалам: http://www. nalog. ru

——————————————————————

Вопрос: Как выбрать оператора связи? («Налоги» (газета), 2008, N 34)

Вопрос: Как выбрать оператора связи?

Ответ: Налогоплательщик может воспользоваться услугами любого специализированного оператора связи из числа прошедших аккредитацию в качестве доверенного удостоверяющего центра. К примеру, на территории Московской области работают следующие операторы связи (в алфавитном порядке): Компания «Гарант Телеком», ООО «Д — Фин Экспресс», ЗАО «Коломна — Связь ТВ», ООО «Компания «Контакт», ООО «РЦ СКБ Контур», ООО «Спринт — ЭЛ», ООО «Такском». При выборе специализированного оператора связи налогоплательщику в первую очередь необходимо удостовериться в том, что: — данный специализированный оператор связи удовлетворяет всем требованиям, перечисленным в разд. 4 Методических рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; — программное обеспечение, предлагаемое налогоплательщику для представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, включает в себя услугу по доступу к своим персонифицированным данным, а также обеспечивает получение в электронном виде от налогового органа информации об изменениях действующего законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах; — специализированный оператор связи исполняет функции удостоверяющего центра. Если все в порядке, можно смело заключать договор с выбранным оператором связи.

По материалам: http://www. nalog. ru

——————————————————————

Вопрос: В чем особенности сдачи электронной отчетности без посредничества операторов связи? («Налоги» (газета), 2008, N 34)

Вопрос: В чем особенности сдачи электронной отчетности без посредничества операторов связи?

Ответ: В марте 2007 г. в России начался эксперимент по сдаче электронной отчетности без посредничества операторов связи. Данный эксперимент был начат в четырех регионах (Москва, Тверская область, Кемеровская область, Республика Татарстан) в целях реализации с 1 января 2008 г. положений ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации согласно Приказу ФНС России от 12.12.2006 N САЭ-3-13/848@. Была проведена опытная эксплуатация унифицированного программного обеспечения приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций (расчетов) (ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ» и ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ-Регион»), которое предназначено для: — взаимодействия между налоговыми органами для доставки налоговых деклараций (расчетов) из межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, где налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения обособленных подразделений организации, а также по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации; — приема от налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в том числе и отнесенных к категории крупнейших, которые с 01.01.2008 должны будут представлять все налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. В настоящее время ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ» и ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ-Регион» внедряются в промышленную эксплуатацию во всех регионах и межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам согласно Приказу ФНС России от 04.04.2007 N ММ-3-25/194@, и проводится дооснащение регионов техническими средствами. На последующих этапах по мере готовности программного обеспечения специализированных операторов связи к взаимодействию с ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ» и ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ-Регион» будет осуществляться переход на использование в налоговых органах только унифицированного программного обеспечения приема налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с прекращением эксплуатации на стороне налогового органа программного обеспечения специализированных операторов связи. Для этого специализированным операторам связи необходимо доработать программное обеспечение в соответствии с Унифицированным форматом транспортного сообщения при информационном взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом ФНС России от 08.08.2007 N ММ-3-13/469@. До завершения процесса перехода в налоговых органах параллельно используется программное обеспечение специализированных операторов связи. Процесс перехода на один унифицированный программный комплекс приема налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи не отразится на налогоплательщике, который пользуется услугами специализированного оператора связи для представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган.

По материалам: http://www. nalog. ru

——————————————————————

Вопрос: Что следует предпринять, если отчетность не дошла до инспекции по техническим причинам? («Налоги» (газета), 2008, N 34)

Вопрос: Что следует предпринять, если отчетность не дошла до инспекции по техническим причинам?

Ответ: Если налоговая декларация (расчет) налогоплательщиком была направлена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и в течение шести часов с момента отправки налогоплательщик не получил соответствующее подтверждение об отправке, налогоплательщик должен, во-первых, обратиться к специализированному оператору связи и, во-вторых, заявить о данном факте в налоговый орган. При техническом сбое в программно-аппаратных средствах, обеспечивающих представление налоговых деклараций (расчетов), для принятия решения при возникшей форс-мажорной ситуации (налоговая декларация (расчет) налогоплательщиком была направлена, но в налоговый орган не поступила) создается комиссия из числа сотрудников налогового органа и специализированного оператора связи. Комиссия определяет причины возникшей ситуации, анализирует выявленное состояние направленной налоговой декларации (расчета) и фиксирует его в акте, после чего принимает решение об исполнении обязанности налогоплательщика в части представления налоговой декларации (расчета) в установленный срок. Кроме этого, в решении определяется перечень мероприятий по доведению до налогового органа налоговой декларации (расчета) и подтверждению о дате представления.

По материалам: http://www. nalog. ru

——————————————————————

Вопрос: В каких случаях налогоплательщик должен получить у оператора связи новый криптографический ключ? («Налоги» (газета), 2008, N 34)

Вопрос: В каких случаях налогоплательщик должен получить у оператора связи новый криптографический ключ?

Ответ: Замена сертификата ключа требуется в случае смены руководства предприятия или реквизитов налогоплательщика. Порядок замены и уничтожения «старых» (замененных) сертификатов ключей определяет Удостоверяющий центр, который выдает их налогоплательщику в соответствии с действующим законодательством.

По материалам: http://www. nalog. ru

——————————————————————