Per interrogationem: опыт электронного опроса избирателей в г. Новомосковске (Тульская область) 12 октября 2008 г

(Митин Г. Н.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2008, N 11)

PER INTERROGATIONEM: ОПЫТ ЭЛЕКТРОННОГО ОПРОСА ИЗБИРАТЕЛЕЙ В Г. НОВОМОСКОВСКЕ (ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ) 12 ОКТЯБРЯ 2008 Г.

Г. Н. МИТИН

Митин Г. Н., аспирант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, советник Аппарата ЦИК России.

Одним из перспективных направлений в организации государственных органов за последнее десятилетие стало широкое применение электронных коммуникационных технологий. Разрабатываются проекты по переводу на электронную основу различных форм деятельности граждан и органов государства. Экспериментальным стал электронный опрос на территории одномандатного избирательного округа N 3 по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования «Город Новомосковск» (Тульская область). Эксперимент состоял в изучении отношения избирателей к возможному использованию в процессе выборов различных способов фиксации выбора гражданина, в частности, с использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации Постановлением от 9 сентября 2008 г. N 130/957-5 <1> поручила Российскому центру обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в ходе подготовки и проведения эксперимента по электронному опросу избирателей оказать Избирательной комиссии Тульской области необходимую помощь в подготовке методики и порядка проведения эксперимента, а также организации информационно-разъяснительной работы среди избирателей. Федеральным центром информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации была разработана технология проведения эксперимента по электронному опросу избирателей и обеспечена подготовка необходимых программных и технических средств. Непосредственно организацией электронного опроса на территории избирательного округа занималась территориальная избирательная комиссия Новомосковского района Тульской области под руководством Избирательной комиссии Тульской области. Участниками экспериментального электронного опроса стали избиратели, внесенные в списки избирателей на избирательных участках N 550 — 554 одномандатного избирательного округа N 3 по выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования города Новомосковск Тульской области. ——————————— <1> Документ не опубликован.

Все процедуры в ходе проведения электронного опроса, включая технологические, мероприятия, обеспечивающие участие общественности в наблюдении за ходом подготовки и проведения эксперимента, порядок проведения социологических исследований по результатам опроса определялись Методикой и порядком проведения эксперимента по электронному опросу избирателей в г. Новомосковске 12 октября 2008 г., согласованной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, ФЦИ при ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России и Избирательной комиссией Тульской области <2> (далее — Методика). ——————————— <2> Методика и порядок проведения эксперимента по электронному опросу избирателей в г. Новомосковске 12 октября 2008 г. М., 2008.

Следует отметить, что понятие «электронный опрос» отсутствует в российском законодательстве и практически не применяется. Проведенный в Новомосковске электронный опрос по смыслу подп. 62 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» <3> (далее — Закон об основных гарантиях) электронным голосованием не является. Его следует относить к опросам общественного мнения, т. е. разновидности информирования избирателей. Электронный опрос можно определить как форму выявления воли избирателей на соответствующих выборах с использованием специальных программных средств и информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. Порядок проведения электронного опроса в период избирательной кампании должен соответствовать положениям ст. 46 Закона об основных гарантиях. ——————————— <3> СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

Экспериментальный электронный опрос в отличие от электронного голосования проводился без применения специальной техники — комплексов для электронного голосования, с использованием бытовых персональных компьютеров, техническими требованиями к которым были наличие дисковода для оптических дисков и выход в сеть Интернет. Участники эксперимента пользовались специальной компьютерной программой, записанной на оптический диск, изготовленный ФГУП «НИИ «Восход», который раздавался избирателям на выходе с избирательного участка. Выбор места выдачи дисков с программой позволил уменьшить вероятность их использования лицами, не обладающими активным избирательным правом. Регистрация избирателей, согласившихся принять участие в электронном опросе, не велась. В случае если имелись сомнения в том, что желающему принять участие в эксперименте исполнилось 18 лет, до выдачи компакт-диска лицо, ответственное за выдачу дисков, должно было удостовериться в том, что гражданин достиг указанного возраста. Методика не предусматривает обязанности ответственного за выдачу дисков убедиться, что гражданин, которому выдается диск, может принимать участие в электронном опросе. Таким образом, нельзя исключать возможности выдачи диска лицу, не являющемуся избирателем. Избиратель, получивший диск со специальной программой, имел право выбора места и способа участия в электронном опросе. При работе избирателя с диском вне помещения участковой комиссии соблюдение тайности выбора избирателя зависело только от него самого. Тем не менее электронный опрос был анонимным, а IP-адреса персональных компьютеров при непосредственном голосовании на сайте блокировались и были не видны лицам, организующим подсчет голосов. В отличие от процедуры голосования избиратель после проставления соответствующих отметок должен был подтвердить свой выбор. В случае неподтверждения первоначального выбора избиратель мог проставить отметки по-новому. Диск со специальной программой имел соответствующую защиту и подлежал однократному применению. Результаты электронного опроса поступали в Избирательную комиссию Тульской области и ЦИК России. Эти результаты не имеют никакой юридической силы и не могут служить основанием для определения итогов голосования на указанных избирательных участках. Проведенный эксперимент выявил ряд позитивных и негативных моментов использования сети Интернет при проведении опроса общественного мнения на выборах. Во-первых, можно отметить положительное отношение избирателей к проводимому эксперименту. По словам члена ЦИК России Г. И. Райкова, в электронном опросе участвовали 53% избирателей, проголосовавших на избирательных участках. Во-вторых, была выбрана недорогая процедура голосования: требовались оптический диск с программой и персональный компьютер, имеющий доступ в Интернет. Для сравнения на муниципальных выборах в Эстонии в 2005 г., чтобы проголосовать через Интернет, помимо персонального компьютера были необходимы идентификационная карта (ID-kaarti) с действительными сертификатами, пин-коды к ней и считыватель (kaardilugejaga), который можно было приобрести в компьютерном магазине или банке <4>. В-третьих, для избирателей, не имеющих дома персональных компьютеров либо дисководов для оптических дисков, на избирательных участках были помещения для голосования, оснащенные компьютерами. В-четвертых, процедура голосования по сети Интернет и обработка его результатов значительно превосходят по скорости обычное голосование, что уже неоднократно подтверждалось и за рубежом. ——————————— <4> Internet Voting at the Elections of Local Government Councils on October 2005. Report // www. vvk. ee. Стоимость считывателя варьировалась в зависимости от комплектации от 85 до 295 крон. Программное обеспечение можно было бесплатно скачать из сети Интернет по адресу: installer. id. ee.

Недостатками экспериментального электронного опроса являются: а) упор на технологическую сторону процесса, неразвитость его юридической базы: Методика, в соответствии с которой проводился электронный опрос, не является нормативным правовым актом; б) необходимость наличия защищенного канала доступа в сеть Интернет <5> и оснащение компьютеров источниками бесперебойного питания на случай отключения электроэнергии; ——————————— <5> Проблема защиты передаваемых данных отмечалась, как правило, во всех зарубежных докладах об интернет-голосовании (Internet voting) и, как правило, оказывалась нерешенной. См.: Final Report from the Election Technique 2000 Commission. Stockholm, Swedish Government Official Reports, SOU 2000:125 (Ministry of Justice) // http://www. justitie. regeringen. se/propositionermm/sou/pdf/sou2000_125.pdf; A Report on the Feasibility of Internet Voting. California Internet Voting Task Force, 2000; Coleman K. Internet Voting. CRS Report for Congress, 2003 // www. fps. state. gov.

в) относительная достоверность результатов, обусловленная возможностью по воле избирателя использования диска с программой лицом, не обладающим активным избирательным правом, в частности лицом, не достигшим 18 лет; г) возможность нарушения принципа тайного голосования при голосовании вне избирательного участка; д) сложность общественного контроля за процессом электронного опроса: наблюдателям доступно лишь помещение избирательного участка, а не любое помещение, в котором стоит компьютер. Несмотря на в общем позитивный опыт электронного опроса в г. Новомосковске 12 октября 2008 г., одного такого эксперимента недостаточно. Следующим этапом должен стать электронный опрос в масштабах целого муниципального образования, возможно использовать форму электронного опроса и при проведении федеральных выборов за рубежом. Главной задачей юристов на этом этапе является разработка нормативного правового акта, регулирующего отношения по проведению электронных опросов избирателей на выборах, на уровне Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, который в будущем стал бы основой для внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации о выборах.

——————————————————————