Актуальные новости

(Редакционный материал)

(«Налоги» (газета), 2009, N 2)

АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Оптимальный договор с аудиторами

Проведение обязательного аудита для некоторых организаций является «почетной обязанностью». Однако к услугам аудиторов многие прибегают и на добровольных началах, не ограничиваясь при этом лишь проверкой бухгалтерской отчетности.

К. Волошин,

эксперт Федерального агентства

финансовой информации

Кому это нужно?

Как известно, аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица). Об этом говорится в Законе от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 119-ФЗ).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации (п. 3 ст. 1 Закона N 119-ФЗ).

Сотрудничество с аудиторами условно подразделяется на два вида: обязательное и добровольное. Под первым из них понимается обязательный аудит — ежегодная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйствующего субъекта. Данный вид независимого контроля осуществляется, если:

1) юрлицо имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) фирма является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой компанией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом (источник образования средств — предусмотренные действующим законодательством обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами) либо НПФ;

3) объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 тыс. раз превышает установленный МРОТ, или сумма активов баланса на конец отчетного года в 200 тыс. раз больше данной величины. В настоящее время минимальный размер оплаты труда составляет 2300 руб., а с 1 января 2009 г. он будет увеличен до 4330 руб. (Закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ);

4) обязательный аудит предусмотрен федеральным законодательством. Как правило, это жизненно необходимо государственным корпорациям (компаниям с госучастием).

В случае, когда деятельность фирмы не подпадает под указанные признаки, она может провести независимую проверку учета и отчетности в добровольном порядке, а также воспользоваться сопутствующими аудиту услугами. Согласно п. 6 ст. 1 Закона N 119-ФЗ к таковым относятся:

— постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

— анализ финансово-хозяйственной деятельности фирм и предпринимателей;

— различные виды консультирования (бухгалтерское; налоговое; экономическое; финансовое; правовое; управленческое, в том числе связанное с реструктуризацией организаций);

— представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

— автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

— оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

— разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

— проведение маркетинговых исследований;

— проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

— обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

— оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Нюансы договорного оформления

Итак, компания решила заключить договор оказания аудиторских услуг. В таком случае заказчику нелишне будет узнать о специфике данного контракта и порядке его оформления.

В первую очередь аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия в отношении условий выполнения работ (проведения аудита, выполнения специального задания либо оказания сопутствующих услуг). На данном этапе переговоров оформляется предварительное письмо — документ, направляемый исполнителем предполагаемому заказчику и подписываемый руководством последнего в случае согласия с основными условиями задания по проведению проверки. Пример данного письма приведен в приложении к Федеральному стандарту аудиторской деятельности N 12 (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. N 532).

С точки зрения интересов аудитора и аудируемого лица целесообразно заблаговременное подписание контракта. Как правило, в нем отражается следующее:

— предмет договора (проведение аудиторской проверки, восстановление бухгалтерского учета и др.);

— цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

— права и обязанности сторон согласно ст. ст. 5 и 6 Закона N 119-ФЗ;

— ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

— объем аудита, включая ссылки на действующее законодательство;

— аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

— предупреждение о неизбежности риска того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными. Это связано с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и с другими свойственными аудиту ограничениями, а также с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;

— требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;

— цена работ (либо способ ее определения), порядок приемки оказанной услуги и порядок расчетов;

— ответственность сторон и порядок разрешения споров;

— условия соблюдения коммерческой тайны. Для подстраховки заказчик должен настоять на включении в договор данного пункта. Особое внимание следует уделить объему передаваемой информации и тому, какие сведения являются конфиденциальными;

— реквизиты и подписи сторон. Указываются юридические адреса, ОГРН, ИНН, КПП, расчетные счета и банковские реквизиты.

При необходимости в договоре или приложении к нему фиксируется договоренность о привлечении аудитором к работе по каким-либо вопросам экспертов, оценщиков и других специалистов. Если между аудитором и аудируемым лицом существуют какие-либо дополнительные соглашения, то информацию об этом также придется отразить в тексте контракта.

Опубликовано на Audit-it. ru.

Составлять учетную политику на 2009 год

нужно по новым правилам

Увидели свет еще два Положения. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений». Приказ Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н.

Со следующего года вводится в действие новая редакция Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), а также совсем новое Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008).

Пунктом 3 Приказа Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н установлено, что новые Положения по бухгалтерскому учету вступают в силу с 1 января 2009 г. Это значит, что учитывать установленные в них правила нужно уже при подготовке годовой бухгалтерской отчетности за 2008 г.

Кроме того, новые требования к учетной политике необходимо применять уже в этом году при разработке учетной политики организации на 2009 г.

П. Прудников,

журнал «Главбух» N 23/2008

Обновленное Положение по учетной политике

Новое ПБУ 1/2008 будет применяться вместо ПБУ 1/98, просуществовавшего практически без изменений 10 лет.

Общие положения, которыми открывается ПБУ 1/2008, не претерпели существенных изменений. По-прежнему оно предписывает формировать учетную политику всем организациям.

А компании, публикующие свою бухгалтерскую отчетность, должны раскрывать положения учетной политики в пояснительной записке.

На отдельных правилах нового ПБУ остановимся подробнее.

Формирование учетной политики

Кто составляет учетную политику. Принципиально новым в ПБУ 1/2008 является то, что теперь формированием учетной политики вправе заниматься не только главный бухгалтер. Эту обязанность можно возложить и на иное лицо, которое ведет бухучет в организации. Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель организации может:

— учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером;

— ввести в штат должность бухгалтера;

— передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

— вести бухгалтерский учет лично.

В свою очередь руководитель организации своим приказом должен утвердить подготовленный документ и ввести его в действие.

Что должна содержать учетная политика. В учетной политике необходимо утвердить:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета;

— формы первичных учетных документов;

— формы регистров бухгалтерского учета;

— формы документов внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации;

— способы оценки активов и обязательств;

— правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями;

— иные решения по организации бухгалтерского учета.

Новшеством ПБУ 1/2008 является требование утвердить в учетной политике все формы первичных документов, которые применяются организацией, а не только те, по которым нет унифицированных форм, как было предусмотрено ранее. При этом по-прежнему все первичные учетные документы организации должны создаваться по унифицированным формам, приведенным в соответствующих альбомах.

А документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные Законом о бухучете (наименование документа, дату составления, содержание хозяйственной операции, личные подписи и т. д.).

В дальнейшем планируется предоставить компаниям право разрабатывать и утверждать все формы «первички» самостоятельно. Но пока действуют унифицированные формы, в учетной политике придется их перечислить.

Другим существенным новшеством ПБУ 1/2008 является требование раскрывать в учетной политике формы регистров бухгалтерского учета. К таковым можно отнести журнал регистрации хозяйственных операций, журналы-ордера, вспомогательные ведомости, мемориальные ордера, Главную книгу, оборотную ведомость и т. д.

Важный нюанс: если по конкретному вопросу в российском законодательстве не установлены способы ведения бухучета, при формировании учетной политики организация может исходить из принципов МСФО (п. 7 ПБУ 1/2008). Такого положения в ПБУ 1/98 нет. При этом, как и раньше, если правила бухучета допускают несколько вариантов учета, организация должна выбрать один, наиболее оптимальный с ее точки зрения. Если же в учете тех или иных операций никакой вариантности нет, дублировать в учетной политике положения нормативных актов не следует.

Когда нужно составить приказ об учетной политике. Учетная политика действует с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. На это следует обратить особое внимание, так как зачастую приказ об утверждении учетной политики на текущий год регистрируют началом года (например, 9 января). Очевидно, что юридически утвержденная таким приказом учетная политика начнет действовать только с 1 января следующего года.

Вновь созданные организации должны разработать и утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента государственной регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008). И применять ее с момента регистрации.

Учетную политику должны применять все филиалы, представительства и обособленные подразделения организации независимо от их местонахождения. Разработка для них отдельной учетной политики не допускается.

Изменение и дополнение учетной политики

Изменить свою учетную политику согласно п. 10 ПБУ 1/2008 компания может:

— если внесены поправки в законодательство России или нормативные акты по бухгалтерскому учету;

— если организация разработала новые способы бухгалтерского учета;

— в случае существенного изменения условий хозяйствования, к которым относятся реорганизация, переход к новым видам деятельности и т. п. Ранее в данный список входила также смена собственника организации. Однако теперь это основание исключено.

Измененная учетная политика вводится в действие с начала следующего отчетного года, «если иное не обусловливается причиной такого изменения» (п. 12 ПБУ 1/2008). То есть новое ПБУ разрешает это сделать и в текущем году. Такая оговорка весьма логична, учитывая, что смена деятельности или реорганизация может произойти в начале или середине текущего года.

По-прежнему допускается без ограничения вносить дополнения в учетную политику. Это актуально, например, в случае, если организация в отчетном году впервые возьмет кредит у банка.

Внося изменения в учетную политику, необходимо дополнительно оценить в денежном выражении то влияние, которое окажет это изменение на финансовое положение организации.

При существенном характере такого влияния организация обязана будет скорректировать бухгалтерскую отчетность на начало года, с которого произошли изменения в учетной политике. Если в бухгалтерской отчетности приводятся данные за несколько лет, то отразить изменения необходимо и за более ранний период. Такой метод получил в новом ПБУ 1/2008 название «ретроспективный».

При этом впервые введен алгоритм действий при ретроспективном методе. Предлагается корректировать входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в отчетности период, а также значения связанных с этой статьей показателей бухгалтерской отчетности. При этом нужно исходить из предположения, что вносимые изменения применялись с самого начала. То есть с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Нередко изменения в учетную политику трудно, а то и просто невозможно оценить. В этом случае предлагается применять новый способ бухучета только в отношении тех хозяйственных операций, которые совершены уже после нововведений, т. е. «перспективно». Очевидно, что в связи с существенной трудоемкостью корректировки показателей бухгалтерской отчетности при ретроспективном методе большинство малых и средних организаций будут использовать именно перспективный метод.

Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности

Для организаций, публикующих свою бухгалтерскую отчетность, ПБУ 1/2008 содержит требование раскрывать в пояснительной записке существенные способы ведения бухгалтерского учета. Состав и содержание информации, которую надо раскрыть, конкретизируются в отдельных Положениях по бухгалтерскому учету, например в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» или в ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Кроме того, для случая, когда изменения в учетную политику внесены после того, как составлена годовая бухгалтерская отчетность, их следует раскрыть в промежуточной бухгалтерской отчетности.

К обязательной информации об учетной политике, раскрываемой в пояснительной записке, относятся:

— способы амортизации основных средств, нематериальных и других активов;

— методы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

— способы признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и т. д.

Если компания вносит изменения в учетную политику, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности дополнительно указывается:

— причина, по которой вносятся изменения;

— содержание таких изменений;

— порядок отражения их последствий в бухгалтерской отчетности;

— суммы корректировок по каждой статье бухгалтерской отчетности, а для акционерных обществ также данные о базовой и разводненной прибыли (убытке) на каждую акцию;

— факт применения нового нормативного акта — для изменений, вызванных его применением;

— факт невозможности отразить в бухгалтерской отчетности корректировки за предшествующие периоды, связанные с изменением учетной политики.

Новое Положение «Изменения оценочных значений»

Оценочными значениями, согласно п. 3 нового ПБУ 21/2008, являются:

— величина создаваемых организацией оценочных резервов (по сомнительным долгам, под снижение стоимости материально-производственных запасов и т. д.);

— сроки полезного использования основных средств, нематериальных и иных амортизируемых активов;

— оценка ожидаемых поступлений от использования амортизируемых активов и т. д.

Изменением же оценочных значений признается корректировка стоимости актива (обязательства) из-за появления новой информации о величине будущих выгод или обязательств. При этом исправление ошибки в бухгалтерской отчетности не признается изменением оценочных значений.

Примером изменения оценочных значений служит, в частности, изменение срока полезного использования основного средства или нематериального актива (НМА).

Обнаружив данное обстоятельство, организация обязана внести исправления в показатели бухгалтерской отчетности на начало отчетного года. А также начать применять новый срок полезного использования амортизируемого актива в бухгалтерском учете.

Вышедшее в конце прошлого года ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» уже предусматривает ежегодное уточнение сроков полезного использования НМА как оценочного значения (п. 27). Принимая во внимание постоянное сближение отечественного бухгалтерского учета с международными стандартами, очевидно, что аналогичные изменения будут внесены и в другие положения по бухгалтерскому учету, связанные с оценочными значениями (например, в ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Согласно ПБУ 21/2008 изменение оценочного значения признается в составе доходов или расходов в том периоде, в котором оно произошло.

Если же такое изменение влияет и на бухгалтерскую отчетность будущих периодов, то оно отражается в составе доходов и расходов также и этих периодов. При этом корректировать предыдущие периоды не нужно. То есть корректировка происходит перспективно.

Пример.

В I квартале 2009 г. ООО «Время» в бухгалтерском учете по результатам инвентаризации создало резерв по сомнительным долгам в сумме 500 000 руб.

Однако во II квартале сумма созданного резерва была пересмотрена и увеличена на 200 000 руб.

Бухгалтер компании сделал такие записи в учете:

в I квартале 2009 г.

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы», Кредит 63

— 500 000 руб. — создан резерв по сомнительным долгам;

во II квартале 2009 г.

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы», Кредит 63

— 200 000 руб. — скорректирована сумма созданного резерва по сомнительным долгам.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности дополнительно нужно раскрывать информацию об изменениях оценочных значений. И в том числе влияние таких изменений на будущие периоды, если это влияние можно оценить. Если оценить нельзя, это также нужно указать в пояснительной записке.

Очевидно, что применение на практике нового ПБУ еще более отдаляет бухгалтерский учет от налогового. Дело в том, что Налоговый кодекс РФ не позволяет, например, изменять сроки полезного использования амортизируемого имущества и строго прописывает порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Опубликовано на Audit-it. ru.

ГНИВЦ ФНС представил новые шаблоны

форм налоговых деклараций

На сайте ГНИВЦ ФНС размещены шаблоны форм налоговых деклараций и расчета (версия от 26.11.2008). Откорректированы шаблоны 1151006_5.01000_05, 1151050_3.00003_04, 1151058_3.00002_04, 1152026_5.01000_05 для Налоговой декларации и расчета авансовых платежей по земельному налогу, применяемых с 01.01.2009.

Источник: Audit-it. ru.

В России вступил в силу новый порядок уплаты

авансовых платежей по налогу на прибыль

В РФ вступил в силу новый порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. Данное положение содержится в размещенном 27 ноября 2008 г. в «Российской газете» Федеральном законе «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ст. 3 данного документа установлено, что налогоплательщики, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по итогам отчетного (налогового) периода, вправе применить следующий порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих уплате за IV квартал 2008 г. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале 2008 г., исчисляется исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата авансового платежа. При этом сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль должно быть отражено в учетной политике организации. Налогоплательщики, применившие предусмотренное настоящей статьей право, обязаны уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета не позднее срока уплаты, установленного для уплаты соответствующего авансового платежа, в том числе в случае, если рассчитанная сумма авансового платежа отрицательна или равна нулю.

Указанное положение вступило в силу с момента официального опубликования Закона.

Закон был принят Государственной Думой 21 ноября, одобрен Советом Федерации 26 ноября и подписан Президентом РФ Дмитрием Медведевым 26 ноября 2008 г.

Источник: РБК.

Что ждет компании на упрощенной системе

Понедельник 1 декабря 2008 г. был последним сроком подачи заявления о переходе на «упрощенку». Однако, принимая решение об использовании УСН для оптимизации налогов, стоит учитывать: правила игры могут измениться. Приводим информацию о главных проектах по «совершенствованию» этого спецрежима.

Проект N 1. Снизить ставку

Одна из поправок в Налоговый кодекс, которые приняли депутаты Госдумы, дает право местным властям понизить ставку УСН с 15 до 5 процентов при объекте налогообложения «доходы минус расходы».

Кстати, Совет Федерации одобрил законопроект, который разрешает новым компаниям сменить объект налогообложения уже через год. Для этого достаточно было уведомить налоговую инспекцию до 20 декабря. Также могут изменить объект те компании, которые перешли на «упрощенку» в 2008 г.

Проект N 2. Увеличить лимит выручки

В Госдуме на рассмотрении находится проект закона, который предлагает разрешить переход на «упрощенку» при доходе за девять месяцев в 42 млн. руб. (сейчас — 20 млн. 100 тыс. руб. с учетом коэффициента-дефлятора). А ограничение годового дохода компании составит 56 млн. руб. (сейчас — 26 млн. 800 тыс. руб.).

По словам Юрия Подпорина, замначальника отдела специальных налоговых режимов Минфина России, проект нежизнеспособен.

Проект N 3. Обяжут платить взносы во внебюджетные фонды

Решение о том, что компании на «упрощенке» в принципе должны платить взносы наравне со всеми, уже согласовано с правительством. В этом участников конференции «УНП» в Москве заверила Любовь Котова, замначальника отдела налогообложения граждан и единого социального налога Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. Предусмотрен переходный период, в течение которого для «упрощенки» совокупная ставка взносов будет постепенно повышена до 34 процентов (такого размера она достигнет после запланированной на 2010 г. отмены ЕСН).

Проект N 4. Вовсе отменят «упрощенку»

Ранее в Минфине заявляли о том, что «упрощенный» режим крайне невыгоден бюджету, поэтому нужно существенно сократить масштабы его применения. Правда, по словам Сергея Разгулина, заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина, это планы долгосрочной реформации, раньше 2010 г. «упрощенку» точно не отменят.

Источник: Учет. Налоги. Право.

——————————————————————