Налоговая консультация главного редактора

(Семенихин В. В.)

(«Налоги» (газета), 2009, N 2)

НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

В. В. СЕМЕНИХИН

Налоговая система России

Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

«1. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах».

2008: На основании Федерального закона от 26.06.2008 N 103-ФЗ с 28 июля 2008 г. в соответствии с п. 1 ст. 4 НК РФ в данный пункт внесена техническая правка.

«2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов».

2008: На основании Федерального закона от 26.06.2008 N 103-ФЗ с 28 июля 2008 г. в соответствии с п. 2 ст. 4 НК РФ в данный пункт внесена техническая правка.

Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

«1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2008 г. в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

«Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации)».

2008: На основании Федерального закона от 26.06.2008 N 103-ФЗ с 28 июля 2008 г. в соответствии с п. 4 ст. 9 НК РФ в данный пункт внесена техническая правка.

Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога или сбора

«5. Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Пересчет суммы налога, исчисленной в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога».

2009: На основании Федерального закона от 24.11.2008 N 205-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 5 ст. 45 НК РФ пересчет суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, осуществляется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты налога.

В соответствии с п. 5 ст. 45 НК РФ при приобретении у иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете в Российской Федерации, работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные российской организацией в рублях по курсу Банка России на дату осуществления расходов и фактически уплаченные в бюджет в качестве налогового агента. Норма о пересчете иностранной валюты в рубли по курсу Банка России на дату принятия на учет товаров (работ, услуг, имущественных прав), предусмотренной п. 1 ст. 172 Кодекса, в случае уплаты налога на добавленную стоимость налоговыми агентами не применяется.

(Письмо Минфина России от 03.07.2007 N 03-07-08/170.)

Статья 54. Общие вопросы исчисления налоговой базы

«Справочно: Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».

2010: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2010 г. в соответствии п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщик при выявлении переплаты по налогам может не сдавать уточненные декларации, а внести эти данные в текущую налоговую декларацию.

Статья 59. Списание безнадежных долгов по налогам и сборам

«3. Суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с вновь введенным п. 3 ст. 59 НК РФ суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в лопнувших банках, но не перечисленные в бюджет, признаются безнадежными к взысканию и списываются в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы. Данное положение не распространяется на платежи через лопнувшие банки в 1998 или 2008 гг., соответственно, в 2009 г. планируются большие проблемы с банками.

Статья 63. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов

«1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее — уполномоченные органы), являются:

1) по федеральным налогам и сборам — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3 — 5 настоящего пункта и пунктами 2, 4 и 5 настоящей статьи)».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. до 1 января 2010 г. в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ решение об изменении сроков уплаты налогов и сборов по федеральным налогам и сборам, предусмотренным п. 4 и 5 ст. 63 НК РФ, принимает не ФНС России.

«5. В случае, предусмотренном статьей 64.1 настоящего Кодекса, решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов принимается Министром финансов Российской Федерации».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. до 1 января 2010 г. в соответствии с вновь введенным п. 5 ст. 63 НК РФ решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов по федеральным налогам, предусмотренные ст. 64.1 НК РФ, принимаются Министром финансов Российской Федерации.

«3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы».

2008: На основании Федерального закона от 26.06.2008 N 103-ФЗ с 28 июля 2008 г. в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 63 НК РФ, ст. 9 НК РФ в данный пункт внесена техническая правка.

Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

«1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей главой, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. до 1 января 2010 г. в соответствии с п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных не только ст. 64 НК РФ, но и ст. 64.1 НК РФ.

«В случае, предусмотренном статьей 64.1 настоящего Кодекса, отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий пять лет, может быть предоставлена по решению Министра финансов Российской Федерации».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. до 1 января 2010 г. в соответствии с п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий пять лет, может быть предоставлена по решению Министра финансов Российской Федерации, но только по основаниям, указанным в ст. 64.1 НК РФ.

Статья 64.1. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению Министра финансов Российской Федерации

«1. Отсрочка или рассрочка по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам может быть предоставлена по решению Министра финансов Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Отсрочка или рассрочка, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, может быть предоставлена, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки (далее в настоящей статье — заявление) превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

2. Организация, претендующая на получение отсрочки или рассрочки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обращается в Министерство финансов Российской Федерации с заявлением, к которому прилагаются следующие документы:

1) справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;

2) предполагаемый график погашения задолженности;

3) документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности;

4) письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации.

3. Копия заявления направляется организацией в налоговый орган по месту ее учета.

4. Решение по заявлению организации принимается в течение одного месяца со дня его получения.

Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, подлежит согласованию с финансовыми органами субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.

Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм единого социального налога, подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов, подлежит согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.

5. На сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Отсрочка или рассрочка, предусмотренная настоящей статьей, может предоставляться без способов ее обеспечения».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. до 1 января 2010 г. в соответствии с вновь введенной ст. 64.1 НК РФ решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов по федеральным налогам принимаются Министром финансов Российской Федерации, рассмотрены порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки. В том числе если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 млрд. руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

«1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с вновь введенным пп. 4 п. 1 ст. 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, выполняющей государственный оборонный заказ.

«2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

2) по основаниям, указанным в подпунктах 2 — 4 пункта 1 настоящей статьи, — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 67 НК РФ инвестиционный налоговый организации, выполняющей государственный оборонный заказ, может быть предоставлен на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Статья 76. Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей

«1. Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании пеней и (или) штрафа.

«Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов.

«2. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ прекращение банком расходных операций по счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, производится в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.

«3. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, а не операционного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.

«4. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде.

Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 4 ст. 76 НК РФ решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка под расписку только по месту нахождения этого банка, также может быть предусмотрен иной способ, свидетельствующий о дате его получения банком. Ограничен срок направления решения — не позднее дня, следующего за днем его принятия.

«Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 4 ст. 76 НК РФ копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения, в ограниченный срок — не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

«7. Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 7 ст. 76 НК РФ приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, то есть банку указывается, что нельзя разблокировать счет до получения решения.

«8. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 8 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется при подтверждении факта взыскания в том числе пеней, штрафа.

«9.1. Действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке приостанавливается (решение отменяется) в случаях, предусмотренных настоящей статьей и федеральными законами».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с вновь введенным п. 9.1 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке может быть приостановлено.

«Справочно: 9.2. В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке».

2010: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2010 г. в соответствии с вновь введенным п. 9.2 ст. 76 НК РФ государство начнет платить за свои ошибки, и в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

Статья 88. Камеральная налоговая проверка

«2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета)».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета), а не от срока представления приложенных к ней соответствующих документов.

(Письмо Минфина России от 13.04.2007 N 03-02-07/2-69.)

В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ Кодекс не содержит такого понятия, как «повторная камеральная проверка», и проведение камеральной налоговой проверки за тот же отчетный (налоговый) период возможно в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. Налоговый орган осуществляет проверку уточненной налоговой декларации, по результатам которой в соответствии со ст. 101 НК РФ может быть вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

(Письмо Минфина России от 31.05.2007 N 03-02-07/1-267.)

В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ начало проведения камеральной налоговой проверки связано с наличием одновременно двух условий, а именно с представлением налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и представлением в случаях, предусмотренных Кодексом, прилагаемых к декларации необходимых документов.

(Письмо Минфина России от 13.04.2007 N 03-02-07/2-69.)

В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ и с п. 9 информационного письма от 17.03.2003 N 71 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что установленный указанной статьей НК РФ срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. Перечень документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) по конкретному виду налога, установлен соответствующими главами части второй Кодекса. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 Кодекса или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ). Пунктом 8 указанной статьи НК РФ предусмотрено, что при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом, на основании налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. В силу п. 2 ст. 176 НК РФ по окончании камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение, в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении этой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

(Письмо Минфина России от 30.07.2008 N 03-02-07/1-323.)

Рекомендую: применять данные письма, они действуют и после 1 января 2009 г.

«9.1. В случае если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с вновь введенным п. 9.1 ст. 88 НК РФ, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет), камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета).

Статья 100. Оформление результатов налоговой проверки

«5. Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем)».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, в течение пяти дней с даты этого акта, при уклонении от получения акта налоговой проверки нужно добавить шесть дней на доставку заказного письма.

Статья 101. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

«4. При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных настоящим Кодексом, то полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются те доказательства, что уже имеются у налогового органа, но если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением установленных сроков, то полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением. Использование иных доказательств, полученных с нарушением, не допускается. При рассмотрении не может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

«9. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должны быть вручены в течение пяти дней после дня их вынесения.

Статья 101.4. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях

«7. Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса. Если документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных настоящим Кодексом сроков, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 7 ст. 101.4 НК РФ при рассмотрении акта не допускается использование доказательств, полученных с нарушением, кроме тех случаев, если документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных сроков.

Статья 102. Налоговая тайна

«3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела».

2008: На основании Федерального закона от 26.06.2008 N 103-ФЗ с 28 июля 2008 г. в соответствии с п. 3 ст. 102 НК РФ в данный пункт внесена техническая правка.

Статья 132. Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику

«1. Открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 1 ст. 132 НК РФ открытие банком счета без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица, влекут взыскание штрафа в размере не 10 тыс. руб., а 20 тыс. руб.

«2. Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 2 ст. 132 НК РФ несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, влечет взыскание штрафа в размере не 20 тыс. руб., а 40 тыс. руб. Причем наказывается не просто несообщение, а несообщение в установленный срок. Аналогичное наказание следует за несообщение об изменении реквизитов счета.

Статья 133. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа

«Нарушение банком установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, местной администрации или организации федеральной почтовой связи о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с новой редакцией ст. 133 НК РФ наказывается нарушение банком установленного срока исполнения поручения местной администрации или организации федеральной почтовой связи. Наказывается неперечисление не только налога (сбора), но и авансового платежа, пеней, штрафа.

Статья 134. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента

«Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии со ст. 134 НК РФ наказывается исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам поручения налогоплательщика на перечисление средств с одного его счета на другой. В соответствии с новой редакцией закона с банка, нарушившего законодательство, взыскивается штраф в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 10 тыс. руб.

На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии со ст. 134 НК РФ при отсутствии задолженности наказывается исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам поручения налогоплательщика — в размере 10 тыс. руб., раньше наказание в данной ситуации было возможно, но его сумма составила бы 0 руб.

В соответствии со ст. 134 НК РФ под суммой задолженности для целей данной статьи понимается сумма, подлежащая взысканию, указанная в решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации.

(Письмо Минфина России от 26.04.2007 N 03-02-07/1-206.)

Статья 135. Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа

«1. Неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок поручения налогового органа о перечислении налога или сбора, а также пени и штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 1 ст. 135 НК РФ налагаются санкции за неправомерное неисполнение банком в установленный срок поручения налогового органа о перечислении авансового платежа.

«2. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с п. 2 ст. 135 НК РФ исключены слова «в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса».

Статья 135.1. Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган

«Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей».

2009: На основании Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с новой редакцией ст. 135.1 НК РФ наказывается непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения.

——————————————————————