Информационная безопасность как объект юрисдикционной охраны
(Косякин А. В.) («Административное и муниципальное право», 2009, N 2)
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ЮРИСДИКЦИОННОЙ ОХРАНЫ
А. В. КОСЯКИН
Косякин Андрей Валентинович, соискатель АНО «Международная академия предпринимательства» (Институт).
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ. Национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Согласно Конституции России каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ст. 29), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Обеспечивает право на информацию целый комплекс законодательных и иных нормативных правовых актов. Особое место в механизме административно-правового регулирования к доступу информации о деятельности органов государственной власти играет Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» <1>. ——————————— <1> См.: Собрание законодательства РФ. 2003. N 7. Ст. 658.
Информация играет важную роль в жизнедеятельности общества. Как отмечает Н. Н. Лебедева, «… доступная в электронном виде информация может способствовать развитию открытого информационного взаимодействия между государством и общественностью, обеспечению открытости и прозрачности процедур разработки и принятия государственных решений, реализации права граждан на доступ к информации о деятельности органов власти» <2>. ——————————— <2> См.: Лебедева Н. Н. Доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. N 5. С. 76.
Процедуры доступа граждан к публичной информации играют важную роль. Такие процедуры неоднозначны, в целях настоящего исследования можно учесть систему процедур доступа граждан к публичной информации, которая имеет место в научной литературе. Так, А. Е. Помазуев выделяет: 1. Общие процедуры доступа к публичной информации. 2. Специальные процедуры доступа к публичной информации, которые в свою очередь подразделяются на: а) процедуру устного запроса; б) процедуру запроса информации из учетных систем; в) исключительную процедуру. 2.2. Процедуры доступа к информации с ограниченным доступом: а) процедура доступа к информации с ограниченным доступом; б) процедура доступа к персональным данным <3>. ——————————— <3> См.: Помазуев А. Е. Административные процедуры доступа граждан к публичной информации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 19.
Информация — это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемая человеком или специальным устройством. В свою очередь, сведения — это познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представление о чем-либо <4>. ——————————— <4> См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 253.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <5> определяет, что информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2). Информация имеет различный социально значимый характер, а также может иметь различную целевую направленность. Информация может носить как социально полезный характер, так и представлять угрозу безопасности личности, общества и государства. В этой связи в настоящее время актуализировались проблемы информационной безопасности. Информационная безопасность занимает особое место в системе общественной и национальной безопасности. Информационная безопасность, так же как и другие виды социальной безопасности, сама по себе не существует, она обеспечивается комплексом технических, экономических, организационных и правовых средств. Правовые средства обеспечения информационной безопасности достаточно разнообразны. Так, информационная безопасность обеспечивается нормами международного права, конституционного права, уголовного права. Особое место в системе правовых средств обеспечения информационной безопасности занимают административно-правовые средства, составляющей названных средств являются юрисдикционные средства, а именно меры административной ответственности. Предписания КоАП РФ занимают важное место в системе административно-правовых средств обеспечения информационной безопасности. Перед рассмотрением юрисдикционных средств обеспечения информационной безопасности следует определить, что понимается под информационной безопасностью. Необходимо отметить, что информационная безопасность является составной частью общественной безопасности. В этой связи объективно необходимо сопоставить информационную безопасность с такой категорией, как безопасность. Связано это с тем, что информационная безопасность является частью безопасности вообще, а, как известно, основой методологического подхода в исследовании правовых категорий является их исследование от общего к частному. Кроме того, информационная безопасность является объектом административно-правовой охраны. Как отмечает О. А. Судоргин, «… информационная безопасность занимает одно из ключевых мест в системе обеспечения жизненно важных интересов всех стран, и, безусловно, РФ» <6>. ——————————— <5> См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448. <6> См.: Судоргин О. А. Императивы и приоритеты политики обеспечения информационной безопасности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 3.
Следует сказать, что Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» <7> определяет, что безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ст. 1). ——————————— <7> См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769.
Приведенное определение является общим для всех видов безопасности. В литературе, посвященной исследованию феномена «безопасность», данная категория приобретает широкое распространение в западноевропейских государствах и означает состояние, ситуацию спокойствия, появляющуюся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальные, экономические и политические условия, способствующие созданию данной ситуации <8>. ——————————— <8> См.: Антонов А. Б., Балашов В. Г. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. М., 1996. С. 25.
В настоящее время имеется целый ряд исследований, в которых раскрывается категория «безопасность» <9>. Каждое из определений безопасности раскрывает данную категорию в различных аспектах. Так, в научной литературе ведется дискуссия относительно содержания безопасности личности, общества и государства <10>. ——————————— <9> См.: Мирошниченко В. М. Национальная безопасность РФ. М., 2002; Воронов А. М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности. М., 2006; Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности РФ. М., 2006; и др. <10> См.: Рушайло В. Б. Специальные административно-правовые режимы в сфере обеспечения общественной безопасности. М., 2003. С. 12.
С. В. Степашин под безопасностью понимает защищенность качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях от опасностей, источником возникновения которых являются внутренние и внешние противоречия <11>. ——————————— <11> См.: Степашин С. В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности РФ: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 1994. С. 10.
Б. П. Кондрашов отмечает, что безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов объектов безопасности — личности, общества и государства, обеспечиваемых субъектами безопасности от общественно опасных деяний и иных вредоносных явлений социального, техногенного и природного характера посредством использования системы мер и средств, предусмотренных законом <12>. ——————————— <12> См.: Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998. С. 6.
Как отмечает В. Б. Рушайло, в законодательстве отсутствует единое определение «общественная безопасность», имеются определения различных видов общественной безопасности (пожарная безопасность, безопасность дорожного движения, экологическая безопасность и др.). В основу деления общественной безопасности на различные виды положен круг и характер общественных отношений, складывающихся в той или иной сфере жизнедеятельности <13>. ——————————— <13> См.: Рушайло В. Б. Указ. раб. С. 12.
Так, следует сказать, что в настоящее время нормативно определено, что понимается под национальной безопасностью. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. «Об утверждении Концепции национальной безопасности РФ» <14> национальную безопасность определяет как безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ. В административно-правовой литературе к сфере общественной безопасности обычно относят те общественные отношения, которые связаны с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при неправильном пользовании ими. ——————————— <14> См.: Российская газета. 1997. 26 декабря.
Как отмечается в научной литературе, в сферу общественной безопасности включают отношения людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность дорожного движения; правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах; правил противопожарной безопасности; правил пользования предметами, подпадающими под лицензионно-разрешительную систему и др. <15>. ——————————— <15> См.: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. М., 1996. С. 32.
Г. А. Туманов и В. И. Фризко говорят о том, что общественная безопасность в юридическом смысле представляет собой совокупность опосредованных источниками повышенной опасности отношений, регулируемых юридическими и техническими и организационными нормами с целью предотвращения и устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде <16>. ——————————— <16> См.: Туманов Г. А., Фризко В. И. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстремальных условиях // Советское государство и право. 1989. N 8. С. 21.
Доктрина информационной безопасности определяет, что под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Обращение к научной литературе дает возможность сделать вывод о том, что «информационная безопасность» определяется далеко не однозначно. Так, Т. А. Мартиросян пишет, что информационная безопасность — это состояние защищенности личности, общества и государства в информационной сфере от возможных внутренних и внешних угроз <17>. Во многом аналогичную позицию занимает О. А. Федотова, которая пишет о том, что информационная безопасность — это состояние защищенности национальных интересов страны (жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалансированной основе) в информационной сфере от внутренних и внешних угроз <18>. ——————————— <17> См.: Мартиросян Т. А. Правовое обеспечение информационной безопасности РФ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 10. <18> См.: Федотова О. А. Административная ответственность за правонарушения в сфере обеспечения информационной безопасности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 11.
Как отмечает А. В. Кисляковский, «… информационная безопасность носит концептуальный характер и предполагает решение комплекса задач поддержания безопасности информационных ресурсов (информации), а иными словами — безопасности отношений физических и юридических лиц между собой и с государством. Безопасность информации в современных условиях компьютеризации информационных процессов имеет принципиальное значение для предотвращения незаконного и часто преступного использования ценных сведений, особенно в связи с вхождением отечественных компьютерных систем в международные компьютерные сети» <19>. ——————————— <19> См.: Кисляковский А. В. Административно-правовое обеспечение информационной безопасности: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 40.
По мнению Т. А. Поляковой, информационная безопасность рассматривается как состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, состоящих из совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, от внутренних и внешних угроз, что, по мнению автора, соответствует принципу обеспечения национальной безопасности в информационной сфере, определенному в Стратегии развития информационного общества в РФ. В. Д. Курушин, В. А. Минаев под информационной безопасностью понимают состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства <20>. ——————————— <20> См.: Курушин В. Д., Минаев В. А. Компьютерные преступления и информационная безопасность. М., 1998. С. 168.
По нашему мнению, информационная безопасность — это состояние защищенности личности, общества и государства в информационной сфере, которая позволяет обеспечить всех заинтересованных субъектов необходимым объемом информации, обеспечить социальную полезность соответствующей информации, а также обеспечить права доступа всех заинтересованных субъектов необходимым объемом информации. Как уже отмечалось, информационная безопасность обеспечивается различными правовыми средствами, особое место среди правовых средств занимают административно-правовые средства, а именно — юрисдикционные средства. КоАП РФ обеспечивает информационную безопасность по целому ряду направлений. Так, в гл. 13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольную установку или эксплуатацию узла проводного вещания (ст. 13.1), самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования (ст. 13.2), самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установку или эксплуатацию радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.3), нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.4), нарушение правил охраны линий или сооружений связи (ст. 13.5), использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи (ст. 13.6), несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (ст. 13.7), изготовление, реализацию или эксплуатацию технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех (ст. 13.8), самовольные строительство или эксплуатацию сооружений связи (ст. 13.9), изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей (ст. 13.10), нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), нарушение правил защиты информации (ст. 13.12), незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13), разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15), воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16), нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17), воспрепятствование уверенному приему радио — и телепрограмм (ст. 13.18), нарушение порядка представления статистической информации (ст. 13.19), нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20), нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21), нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22), нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23), повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24), использование служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21), разглашение сведений о мерах безопасности (ст. 17.13), непредставление сведений (информации) (ст. 19.7), незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности (ст. 20.24) и др. Несмотря на достаточно большое количество составов административных правонарушений, говорить о том, что в настоящее время созданы все необходимые юрисдикционные средства обеспечения информационной безопасности, пока не приходится. Так, в настоящее время объективно необходимо закрепление ответственности за нарушение требований информационной безопасности.
Библиографический список
1. Антонов А. Б., Балашов В. Г. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. М., 1996. 2. Воронов А. М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности. М., 2006. 3. Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998. 4. Курушин В. Д., Минаев В. А. Компьютерные преступления и информационная безопасность. М., 1998. 5. Кисляковский А. В. Административно-правовое обеспечение информационной безопасности: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. 6. Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности РФ. М., 2006. 7. Лебедева Н. Н. Доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. N 5. 8. Мирошниченко В. М. Национальная безопасность РФ. М., 2002. 9. Мартиросян Т. А. Правовое обеспечение информационной безопасности РФ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 10. Помазуев А. Е. Административные процедуры доступа граждан к публичной информации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. 11. Рушайло В. Б. Специальные административно-правовые режимы в сфере обеспечения общественной безопасности. М., 2003. 12. Степашин С. В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности РФ: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 1994. 13. Судоргин О. А. Императивы и приоритеты политики обеспечения информационной безопасности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 14. Туманов Г. А., Фризко В. И. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстремальных условиях // Советское государство и право. 1989. N 8. 15. Федотова О. А. Административная ответственность за правонарушения в сфере обеспечения информационной безопасности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.
——————————————————————