Проблемы информационной открытости органов конституционного правосудия в сети Интернет
(Станских С. Н.) («Журнал конституционного правосудия», 2009, N 6)
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ <1>
С. Н. СТАНСКИХ
——————————— <1> В основу публикуемого материала положены тезисы выступления на четвертой Международной школе-практикуме молодых ученых-юристов и специалистов в области юриспруденции «Правовые проблемы научного прогресса» (Московская область, ИЗиСП при Правительстве РФ, 28 — 30 мая 2009 г.).
Станских С. Н., заместитель главного редактора «Журнала конституционного правосудия», член Ассоциации юристов России.
Политический и технологический контекст
Мировой финансовый кризис и государственная политика по введению электронного правительства обусловили необходимость форсирования решения вопросов, связанных с введением электронного документооборота и обеспечением информационной открытости органов публичной власти, в том числе и через сеть Интернет <2>. ——————————— <2> Например, дайджесты по конституционному правосудию, готовящиеся в аппарате полномочного представителя Президента в Конституционном Суде России, с середины 2009 г. начали рассылаться по электронной почте.
Как отмечается в литературе, «если то или иное учреждение не предоставляет информации относительно того, что оно делает, трудно ожидать от общества, граждан открытости, активности и большого количества обращений к этому учреждению, одним словом, диалогу между гражданами и властями, государственными органами. В современных условиях социальные отношения, социальный капитал все в большей степени зависят от капитала правовых отношений. Правовые отношения, в свою очередь, зависят от эффективности использования правовых ИТ. Поэтому лучший способ гарантировать онлайновое вовлечение граждан в процессы принятия решений состоит в том, чтобы внедрить диалоговые инструменты в официальные демократические процессы и таким образом обеспечить систематический и полный доступ к легальной, правовой общественной информации, особенно о конституционных правах граждан» <3>. ——————————— <3> Ваганян Г. А. Применение интернет-технологий в деятельности конституционных судов // Современный конституционализм. 2008. N 1; URL: http://www. kspmr. idknet. com/MAG/?id=150&id;_article=bd650f7a63b8b42e1f0d4c1b73a453cc〈=ru#150.
Новые технологии позволяют в некоторых государствах направлять судебные повестки по социальным сетям (российский аналог — «Одноклассники», «В контакте» и др.), голосовать через Интернет, осуществлять обнародование актов через Интернет, подавать жалобы через Интернет в суд, смотреть судебные и иные заседания в Интернете. Не преувеличивая значения научно-технического прогресса, стоит признать тем не менее его важную роль в деятельности по отправлению правосудия.
Правовой контекст, замечания общего порядка
Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» предусмотрен ряд мер, направленных на обеспечение доступа заинтересованных лиц к информации о деятельности Конституционного Суда России, а также конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет. Однако до вступления в силу этого Федерального закона 1 июля 2010 года требования и процедуры открытости государственного органа уже были предусмотрены федеральным законодательством. К сожалению, многие достаточно простые с технической точки зрения механизмы, имеющие одновременно и антикоррупционную направленность, не стали реальностью. Например, вопреки требованию федерального законодательства ни Администрация Президента России, ни Конституционный Суд России, ни ряд других государственных органов не размещают на своих официальных сайтах («в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования») следующую информацию о конкурсе на соответствующие должности гражданской службы: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы <4>. ——————————— <4> См., напр.: Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».
Региональная конституционная юстиция
В соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ создание официального сайта является обязанностью (а не правом) Конституционного Суда России, региональных органов конституционного контроля. Закон устанавливает основные требования при обеспечении доступа к информации о деятельности судов, а также обязательный перечень информации о деятельности судов, размещаемой в сети Интернет. К лету 2009 года из 16 конституционных (уставных) судов свои сайты имели только 6 (Алания, Калининградская область, Карелия, Татарстан, Санкт-Петербург, Свердловская область), при этом 2 суда (Бурятия, Якутия) осуществляли свое интернет-представительство на сайтах, посвященных всему региону или всей системе органов власти субъекта Российской Федерации.
Особенности конституционного судопроизводства и правосудия
Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ закрепляется, что в сети Интернет размещаются «фамилии, имена и отчества председателя суда, заместителей председателя суда, судей, руководителя аппарата суда, а при согласии указанных лиц — иные сведения о них». Для суда общей юрисдикции, возможно, и нецелесообразно придание публичности его руководителям, однако для органов конституционного контроля должна существовать обязанность, а не право, размещать на сайте иные сведения о руководстве суда и всех судьях, в первую очередь профессиональную биографию. Сама природа этого института обязывает к этому. Подробную профессиональную биографию было бы желательно сопровождать списком опубликованных работ (в случае наличия таковых).
Некоторые предложения
Органы конституционного правосудия часто под своей эгидой проводят научно-практические мероприятия, максимальное количество материалов которых желательно размещать на сайтах этих судов (как минимум выступления судей и работников секретариатов). Например, это можно отнести к сборнику «Конституция Российской Федерации: доктрина и практика: Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации и 60-летию Всеобщей декларации прав человека. Санкт-Петербург, 13 — 14 ноября 2008 года / Отв. ред. В. Д. Зорькин. М.: Норма, 2009. 320 с.», который был опубликован ограниченным тиражом (500 экз.), без поступления в продажу, и полностью выкуплен Судом. Г. А. Ваганян отмечает, что иногда эффективность научных мероприятий «не так высока, что связано с трудностью организации или перемещений, с потерей времени (или нерациональным использованием времени)». В связи с этим им делается предложение, к которому стоит прислушаться: «Нам кажется, что возможности Интернет сегодня таковы, что можно больше уделять внимания на организацию научных э-дискуссий и обсуждений по заранее проработанной проблематике, а также электронные семинары по тем или иным конкретным проблемам, которые стали или могут стать предметом рассмотрения в конституционном суде. Этот новый механизм электронного диалога может быть открытым, доступным для специалистов, других общественных организаций, которые не только смогут общаться с актуальными проблемами, но и возникнет интересная обратная связь с человеком, с гражданином, чьи интересы и права должны обеспечить конституционные суды. Подобный электронный форум для специалистов организует Венецианская Комиссия Совета Европы» <5>. ——————————— <5> Ваганян Г. А. Указ. соч.
Кроме предусмотренной федеральным законодательством информации, на сайтах федерального Конституционного Суда, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации желательно размещать: 1) видеозапись судебного заседания, а в случае такой возможности — и транслировать on-line свои открытые заседания и иные мероприятия <*>; ——————————— <*> С такими пожеланиями выступил в своем Послании Федеральному Собранию и Президент России Д. А. Медведев 12.11.2009.
2) все судебные материалы <6>, стенограммы публичных заседаний, включая тексты заключений экспертов и специалистов по рассмотренным делам, а также тексты выступлений полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде России в силу его особенного процессуального статуса, представителей других государственных органов. Кстати, тексты выступлений полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде России целесообразно размещать и на сайте Президента России; ——————————— <6> Г. А. Ваганян в цитируемом сочинении использует понятие «услуги электронного конституционного суда», а в пример онлайнового доступа к решениям приводит опыт Конституционного Суда Армении, «где стороны, участвующие в судебных делах, имеют возможность свободного диалогового доступа к решениям по аналогичным или близким случаям».
3) информацию о ходе исполнения решений судов. Например, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации систематически анализирует состояние дел по исполнению решений Суда, причины неисполнения или ненадлежащего исполнения этих решений и представляет судьям Конституционного Суда полугодовые и годовые информационно-аналитические отчеты об исполнении решений Конституционного Суда. Что мешает такую информацию размещать на официальном сайте Суда? <7> ——————————— <7> В связи с этим положительной представляется публикация на официальном сайте Конституционного Суда в начале лета 2009 г. (пусть и с небольшим опозданием) информации Конституционного Суда об исполнении решений Конституционного Суда, утвержденной решением Суда от 21 апреля 2009 г.
4) все аналитические материалы, которые не содержат государственной или иной установленной и защищаемой законом тайны. Например, в Конституционном Суде готовятся специализированные обзоры зарубежной практики и международного опыта, на которых ставится гриф «Для служебного пользования». Что же служебного в такой информации? Такие аналитические обзоры после завершения производства по делу могли бы быть доступными любому желающему <8>; ——————————— <8> Список всех обзоров см.: Обзоры международного и зарубежного права и судебной практики органов конституционного контроля // Библиография по конституционному правосудию / Авт.-сост. М. А. Митюков. М., 2008. С. 902 — 910.
5) сведения о доходах, особенно связанных с выплатами из государственного бюджета, и ином имущественном состоянии судей; 6) профессиональную биографию каждого судьи с приложением списка опубликованных работ, а также любой публичной информации о судье (выступления на конференциях и т. д.); правовые позиции или взгляды, которые указываются при рассмотрении кандидатуры судьи, также желательно придавать публичности; 7) электронные архивы дел. Кроме этих инициатив в целях более эффективного развития канала «Закон-ТВ» предлагается полностью сделать все его передачи доступными (бесплатными) на собственном сайте в Интернете, а на канале транслировать в прямом эфире или в записи судебные заседания в Конституционном Суде, конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд, многие региональные конституционные (уставные) суды размещаются в исторических, подчас уникальных, зданиях. На сайтах могла бы содержаться информация об этих зданиях, чтобы любой желающий мог принять участие в виртуальной экскурсии по ним (такая возможность предусмотрена, например, на сайте Верховного Суда США) <9>. Во многих судах есть замечательная музейная часть, которая также могла бы быть доступна более широкому кругу лиц. ——————————— <9> Интересным представляется опыт Уставного суда Свердловской области, на сайте которого размещается информация об историческом здании суда, о проводимых в нем художественных выставках и даже сами изображения местных шедевров.
Региональным органам конституционного контроля, особенно тем, которые не имеют собственных судов, стоит отказаться от идеи создания своего сайта только в формальном ключе. Конечно, тяжело придется тем судам, которые за год ни одного дела не рассматривают (такие есть), но налогоплательщики должны иметь возможность контролировать власть, в том числе и судебную. Положительной динамикой своего развития можно охарактеризовать, например, сайты Конституционного Суда Республики Северная Осетия — Алания, Уставного суда Санкт-Петербурга и др. На сайтах целесообразно размещать мнения и особые мнения судей по рассмотренным делам, чего не удалось найти, например, на сайте Уставного суда Санкт-Петербурга. В этом плане полезным представляется недавний опыт Украины, где появилась новелла, обязывающая обнародовать на официальном веб-сайте Конституционного Суда Украины определения, решения и заключения Конституционного Суда Украины вместе с особым мнением судей в течение следующего рабочего дня после их подписания <10>. ——————————— <10> Закон Украины от 13 марта 2009 г. N 1168-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно полномочий Конституционного Суда Украины, особенностей производства по делам по конституционным обращениям и недопущении злоупотребления правом на конституционные представления» / Пер. с укр. яз. М. А. Митюкова // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 4. С. 47.
Предлагается ввести ответственность за неверную или устаревшую официальную информацию на сайте. Каждый должен быть уверен, что, обращаясь на официальный сайт Конституционного Суда, регионального конституционного (уставного) суда, он получит адекватную и актуальную поддержку по вопросу компетенции данного органа. Обсуждение поднятых проблем, а также реализация названных инициатив могут способствовать повышению эффективности работы государственных органов, осуществляющих конституционное правосудие; помогут сделать их более доступными для населения такой огромной федеративной страны, как Россия, повысить доверие граждан к ним, расширить документальную базу для исследователей и решить многие иные насущные задачи.
——————————————————————