Правовые проблемы обеспечения раннего выхода груза в морских портах
(Бразовская Я. Е.) («Транспортное право», 2009, N 2)
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАННЕГО ВЫХОДА ГРУЗА В МОРСКИХ ПОРТАХ
Я. Е. БРАЗОВСКАЯ
Бразовская Я. Е., преподаватель ОУ «Академия гуманитарного образования (институт)», ведущий специалист юридической фирмы «Санкт-Петербургская ассоциация морского права».
Целью данной статьи является анализ международно-правовых норм, регламентирующих применение электронных технологий в области торгового мореплавания. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности, а также закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы <1>. ——————————— <1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
Вместе с тем сложившаяся сегодня в России правовая система, в частности система, регулирующая морское судоходство, далека от международной практики. Во многих государствах мира свобода экономической деятельности сопряжена с процессами ускорения, упрощения процессов перемещения товаров не только фактически, но и на правовом уровне. Наиболее важным критерием в транспортировке груза является сбор и распределение информации в реальном времени, что может быть сделано только с использованием новейших компьютерных технологий, которые должны использоваться в морских портах. Создание единого центра оформления связано с ростом количества судов, заходящих в морские порты, и необходимостью контролировать этот процесс более тщательно, что возможно с использованием EDI — «процедуры электронного обмена документами» (англ. — Electronic Documentation Procedure/Electronic Data Interchanhe). В международной практике первоначально существовала аббревиатура «EDP» — «процедуры раннего выхода» (англ. — Early Departure Procedure), которая со временем трансформировалась в «EDI». Как следует из материалов Экономической и социальной комиссии Азии и Тихого океана, электронный обмен данных можно определить как прямую передачу коммерческой информации между компьютерными системами в различных организациях (без человеческого вмешательства) при использовании широко согласованных стандартов, чтобы структурировать сделку или данные сообщения <2>. ——————————— <2> Seaport Information Infrastructure: Its Vulnerabilities and Information Warfare Attack, Mokhzani Zubir, Researcher Maritime Security and Diplomacy Maritime Institute of Malaysia (MIMA). P. 2.
Электронная инфраструктура морского порта взаимодействует с банками, таможенными органами, операторами порта, транспортно-экспедиторскими агентами и судовыми агентами. При EDI таможня может иметь все данные, необходимые для таможенного оформления судна, еще до прихода судна в порт назначения. Технология предполагает, что еще до прихода в порт назначения документы направляются в электронном виде, а таможня производит предварительные операции и согласование действий с федеральной пограничной службой и другими контролирующими организациями. В результате появляется реальная возможность сократить продолжительность таможенного оформления судна в два-три раза. EDI позволяет судну разгружаться немедленно по прибытии в морской порт, что, соответственно, уменьшает время, стоимость разгрузки, обработки и складирования груза, а также использование электронного варианта коносамента позволяет грузоотправителю изменять инструкции поставки в течение транспортировки <3>. ——————————— <3> Georgios I. Zekos, The Use of Electronic Technology in Maritime Transport: the Economic Necessity and the Legal Framework in European Union Law, 1998, 5 EDI, iv. Paperless documents of title.
< >
Shippers Shipping Shipping Import Customs Forwarders Warehouse agents companies agents brokers operator B to B Network
/ \ / \ Port Users (Internet) (Dedicated Lines)
Single Window System
V V
< > Port EDI Connecting NACCS Networks (Custom Clearance) < > < > Governmen / \ / \ > < / \ / \ / \ / \ Offices > Immigration Control
V V V V V V V V V
Port Harbor Quarantine Customs Quarantine Quarantine Quarantine Ministry of Managment Master (Hum an) Immigration (Food) (Animal) (Plant) Economy, Trade Authority and Industry
Port administration procedures Export / Import administration procedures
Автоматизированная компьютерная система, как можно видеть на рисунке, связывает воедино таможенные службы и участников внешнеэкономической деятельности. Разрешение выдается путем введения сотрудником таможенного органа соответствующей команды в компьютерную систему. Как только разрешение считается действительным, оно сразу же появляется на дисплее вводного устройства декларанта. Если товар подлежит обложению таможенными платежами, разрешение передается после того, как система получит подтверждение уплаты (перечисления) необходимой суммы. Если система находит, что необходимо произвести проверку документов, то разрешение на выпуск будет получено только после такой проверки. О результатах проверки электронной таможенной декларации уполномоченное должностное лицо таможенного органа проставляет соответствующие отметки (о выпуске/условном выпуске, разрешении на вывоз, об отказе в выпуске, о внесении изменений в электронную декларацию, об отзыве электронной декларации и др.). Декларирующему товары лицу направляются авторизованное сообщение и электронная декларация с отметками о выпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. С помощью данной системы достигается значительное ускорение процедуры таможенного оформления, а процесс становится прозрачным, а следовательно, исключающим злоупотребления в таможенной сфере. Следует отметить, что в перспективе такие крупные объекты, как суда, могут оформляться до захода в порт <4>. ——————————— <4> Начальник Владивостокской таможни А. Косолапов // Золотой Рог. 2005. 4 октября.
Как показывает опыт зарубежных стран, именно переход к EDI является единственно верным направлением совершенствования процедуры таможенного декларирования товаров, когда подача, прием и обработка данных осуществляются в электронной форме. В международной таможенной практике электронная форма таможенного декларирования товаров используется с начала восьмидесятых годов двадцатого столетия. При полной автоматизации процедуры производства таможенного оформления течение сроков измеряется уже не в днях, а в часах и минутах. Например, механизм прохождения таможенных формальностей в Японии основан на автоматизированной системе обработки сведений, необходимых для таможенных целей (NACCS), которая подразделяется на воздушную (air — NACCS) и морскую (sea — NACCS) <5>. Сейчас эти системы обслуживают приблизительно 90% всего оборота экспортно-импортных таможенных деклараций <6>. ——————————— <5> NACCS — компьютеризированная система разрешения таможни на ввоз и вывоз товара в/из Японии, используемая таможней, банками и связанными с торговлей частными секторами с целью выполнения быстрой и точной обработки таможней для воздушного и морского груза. <6> Обе системы управляются специальным центром — NACCS, созданным в 1978 г. за счет бюджета и средств частных компаний.
Начиная с 6 июля 2004 г. в соответствии с Таможенной инструкцией и Законом о торговле США постановка на якорь, к портовому причалу или в док в любой гавани в пределах таможенной территории государства возможна, только если капитану порта наряду с документами на бумажных носителях предварительно поступит вся информация в электронной форме, необходимая для очистки судна, груза, экипажа и пассажиров <7>. ——————————— <7> CBP Form 1302 Trade Act Regulations.
В плане Китая предусмотрено активное внедрение системы «электронных портов» в рамках развития более общей программы создания «электронного правительства» (e-government construction) <8>. ——————————— <8> Из выступления вице-премьера председателя Правительства КНР г-на Wu Yi 25 ноября 2005 г. // URL: http://english. mofcom. gov. cn/index. shtml.
В портах Тайваня системы EDI «вживляются» начиная с 1990 г., разработано 79 форм (26 — на воздушном транспорте, 46 — на морском и 7 фискальных). <9>. ——————————— <9> http://www. benlineagencies. com/asp/Disp_PAItem. asp? CtryCd=VN&PortInfoItemId;=50
В портах Новой Зеландии электронное сообщение о входящем грузе (англ. — Inward Cargo Report) может быть передано на таможню судовладельцем, оператором или уполномоченным судовым агентом. Такое сообщение должно быть направлено не позднее 48 часов до подхода судна к территориальным водам государства и включать полную информацию о грузе, предполагаемом к разгрузке и следующем транзитом. Для передачи таких сообщений введен в действие специальный формат — NZCS (англ. — Electronic Cargo Information (ECI) message), который является версией UN/EDIFACT CUSCAR <10>. ——————————— <10> http://www. customs. govt. nz
В апреле 2002 г. Правительство Вьетнама приняло решение (No: 55/2002/QD-TTg) о реформе в административных формальностях в порту Хошимина <11>. В соответствии со статьей 7 этого документа inward clearance on board осуществляется только в отношении пассажирских или линейных судов от буя 0 (Vung Tau) до момента захода судна в порт. В любом случае отводимый на клиренс период времени не должен превысить один час после представления судовладельцем документов. ——————————— <11> Данное решение было основано на Законе от 25 декабря 2001 г. «Об организации правительства СРВ» (англ. — The government organization law) и Постановлении премьер-министра (No. 136/2001/QD-TTg) от 17 сентября 2001 г. относительно утверждения программы правительственной реформы на период 2001 — 2010 гг.
Статья 10 устанавливает, что документы для получения разрешения на вход и выход судна, запрашиваемые документы могут быть представлены в Информационный центр администрации порта Сайгон самим судовладельцем, курьерской службой, а также с помощью средств электросвязи (по факсу) или с помощью электронной почты. Таможенные органы осуществят свою часть работы по осуществлению очистки судна и груза на основании полученного документа и осуществляют интрузивный досмотр судна и груза только в случае, если программа идентифицирует адекватные риски. Сокращение времени стоянки судна в порту связанно не только с применением новых компьютерных технологий, но и с урегулированием вопроса процедур представления таможенным и иным органам необходимых сведений и документов для получения разрешения на очистку судна и груза. С введением новых процедур оборота документов в морских портах Саудовской Аравии время таможенной очистки груза сократилось с 3 дней до 15 минут, за счет чего увеличился объем грузов, обрабатываемых в портах. В развитых странах электронный документооборот достаточно давно из инструмента, упрощающего ведение бизнеса, трансформировался в один из ведущих приоритетов стратегии развития и управления экономикой. Оптимизировать процесс обработки грузов в портах позволяет заблаговременная доставка сопроводительных документов в морской порт. Очевидно, что одним из факторов, который вносит вклад в конкурентоспособность порта и делает его привлекательным, является способность управлять, обрабатывать и транспортировать груз с помощью эффективных способов. Использование информационных технологий позволяет использовать различные информационные системы типа EDI — это одна из причин, повышающая качество выполненных работ порта Кланг (Малайзия), который в 2002 г. занимал 11-е место в мире по объему грузовых операций <12>. ——————————— <12> Seaport Information Infrastructure: Its Vulnerabilities and Information Warfare Attack, Mokhzani Zubir, Researcher Maritime Security and Diplomacy Maritime Institute of Malaysia (MIMA). P. 10.
Следует отметить, что используемые таможенными службами системы автоматизации позволяют не только избавиться от большого количества бумажных документов и ускорить таможенное оформление документов, но и повысить качество работы таможенных органов. Также ускорение таможенного оформления и прохождения портового контроля возможно при исключении некоторых видов контроля. В данном отношении примечательно предложение Л. А. Лозбенко, заместителя руководителя Федеральной таможенной службы, оставить на лини контроля две службы — таможенную и пограничную. Данное «предложение вовсе не означает, что другие контролирующие органы «выйдут из обоймы». Они физически никуда не денутся. И продолжат свою работу. Мало того, вся документация этих контролирующих органов благодаря «одному окну» в режиме реального времени будет «стекаться» на общий сервер в единую информационную базу. Сократится время таможенного оформления буквально до минут» <13>. ——————————— <13> Таможня включает счетчик. Оформление грузов на границе сократится до минут // Таможенное регулирование и таможенный контроль. 2006. N 1. С. 25 — 26.
Сегодня в России декларирование производится, как правило, в письменной форме, процесс упрощения оформления таможенных документов ограничивается только самой подачей документов в электронном виде. Таможенный кодекс регламентирует только право заинтересованного лица подать таможенную декларацию и иные документы в электронной форме, а таможенный досмотр и осмотр все еще являются обязательными процедурами при таможенной очистке. Полностью отказаться от таможенного досмотра и осмотра, естественно, невозможно, но для непосредственного ускорения грузооборота эти таможенные процедуры должны проводиться в исключительных случаях. Процесс перехода на новые технологии идет непросто. Тому, конечно, есть причины: во-первых, стоимость программного продукта, во-вторых, определенная правовая неурегулированность. Ни суды, ни налоговые органы пока не принимают к рассмотрению компьютерные распечатки документов. Одним из решающих факторов является проблема совершенствования правовой базы таможенного регулирования в России. Исходя из изложенного, следует полагать, что на законодательном уровне необходимо включить право уполномоченных органов на выдачу разрешения в электронной форме, что в конечном счете приведет к ускорению процесса таможенного оформления, и при определенных условиях полная таможенная очистка судов и перевозимых на них грузов может осуществляться посредством безбумажного (автоматизированного) представления таможенным органам необходимых документов, без непосредственного осуществления членами комиссии оформления и контроля на борту судна, что возможно при внесении дополнения в действующее российское законодательство. В заключение приведу мнение генерального секретаря Всемирной таможенной организации Мишеля Дане: «Сегодня современные системы производства и доставки, связанные с новыми формами электронной коммерции, превращают быструю и предсказуемую таможенную очистку в важную предпосылку национального процветания. В связи с постоянно растущими международными торговыми и транспортными системами, возникновением новых коммерческих стандартов и практик и требованиями электронного века таможенным службам необходимо пересмотреть свои процедуры пропуска товаров, чтобы справиться с этими вызовами» <14>. ——————————— <14> Таможенная гармонизация и содействие международной торговле // Электронный журнал Государственного департамента США. Том 5. N 3. Октябрь 2000 г. URL: http://www. infousa. ru/economy/ijee1000.htm#_Toc18144621.
——————————————————————