Проблемы функционирования Интернета: анализ законодательства и практики

(Саттарова А. А.) («Юридический мир», 2009, N 12)

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА: АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ <*>

А. А. САТТАРОВА

——————————— <*> Sattarova A. A. Problems of functioning of Internet: analysis of legislation and practice.

Саттарова А. А., старший преподаватель кафедры финансового и налогового права ВГНА Минфина РФ, кандидат юридических наук.

Правовое регулирование Интернета представляет собой сложную задачу, решение которой связано с необходимостью проведения анализа законодательства и сложившейся на его основе практики. Автор статьи отмечает, что развитие законодательства в информационной среде Интернет на сегодняшний день является необходимым дополнением к общей системе российского законодательства, а также является инструментом по созданию электронного государства. Ключевые слова: Интернет, информация, авторские права, интеллектуальная собственность, электронная коммерция.

Legal regulation of Internet is a complex task, the solution of which is connected with necessity of analysis of legislation and the existing practice. The author notes that development of legislation in information sphere of Internet at present is a necessary addition to the general system of Russian legislation and the instrument of creation of electronic state. Key words: Internet, information, author’s rights, intellectual property, electronic commerce.

В настоящее время основные проблемы, требующие законодательного урегулирования в России в связи с развитием сети Интернет, по нашему мнению, выглядят следующим образом: 1) обеспечение свободного подключения к Интернету и обмена информацией в Сети; 2) правовая охрана авторских прав и иных объектов интеллектуальной собственности; 3) защита персональных данных, в частности тех данных, которые собираются в процессе деятельности операторов Сети (в т. ч. адреса, телефоны и другие персональные данные); 4) подключение государственных органов к Интернету и обеспечение граждан информацией о деятельности этих органов; 5) предотвращение распространения оскорбительной и непристойной информации, призывов к разжиганию национальной, расовой, религиозной розни и т. п.; 6) электронная коммерция. Список проблем можно продолжить. В частности, не до конца урегулированными остаются вопросы по информационной безопасности, а именно вопросы защиты от компьютерных вирусов, несанкционированного доступа к информации, взлома серверов и сетей, разрушение и подмена информации; применение средств криптозащиты и др. Не углубляясь в анализ технических вопросов, попытаемся рассмотреть правовой механизм регулирования вышеописанных проблем в сети Интернет. 1. Данный пункт особых проблем не вызывает, как говорится, были бы деньги, и объединенные между собой локальные, региональные и корпоративные сети, соединенные между собой многочисленными каналами передачи информации с высокой пропускной способностью, позволят практически любому человеку (находящемуся в зоне покрытия сетей) стать активным пользователем Интернета и обмениваться информацией в Сети. 2. Проблема охраны авторских прав имеет в своей природе далекие исторические корни, и с наступлением эры новых технологий поиски решения данной проблемы только усложнились. Согласно вступившему в силу с 1 января 2008 г. Гражданскому кодексу РФ изменился порядок предоставления доступа к литературным произведениям — объектам авторского права. Однако и сегодня можно встретить ситуации «безобидного» обхода норм, призванных защищать авторские права. Известно, что любое печатное издание на территории Российской Федерации попадает в фонд Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. В диссертационном зале библиотеки можно увидеть правило, которое гласит: «В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме». Конечно, публичные библиотеки стараются придерживаться данного правила и предупреждают пользователей о возможности использования 15% диссертационного материала (в случае использования материала за пределами библиотеки и только на бумажном носителе). Однако это правило легко нарушить, дублируя заказы на разрешенные 15% с интервалом в несколько минут. Однако если публичные библиотеки — меньшее из зол, то на сегодняшний день авторские произведения, размещенные в сети Интернет, встречаются на других сайтах, причем без указания имени автора, а также с редакционными исправлениями, далекими от оригинала. Именно подобные действия правонарушителя по воспроизведению произведения (создание копий произведения) без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения являются одними из самых часто встречающихся нарушений авторских прав в сети Интернет. Существует мнение, что в Интернете невозможно обеспечить правовую защиту авторских прав из-за отсутствия ограничений на свободное копирование и сложности ведения контроля за копированием и использованием произведений. Очевидно, что способы защиты авторского права в Интернете ничем не отличаются от традиционных способов защиты <1>. Сущность нарушений авторского права в Интернете такая же, и защита его от нарушений осуществляется теми же способами, предусмотренными национальным законодательством, в том числе в судебном порядке в рамках гражданского, административного или уголовного разбирательства. Отличие лишь в том, что простота копирования и нематериальная сущность объектов авторского права в Интернете не позволяют так же просто решить проблему обеспечения доказательств нарушений авторского права. ——————————— <1> См.: Семилетов С. И. Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета // Проблемы информатизации. М., 2000. N 3.

Конечно, наиболее распространенным гражданско-правовым способом защиты нарушенных авторских прав является исковое требование о взыскании компенсации за нарушение авторских прав. В соответствии со ст. 1252 ГК РФ правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности либо за допущенное правонарушение в целом. Наряду с гражданско-правовой защитой авторских прав действует административно-правовая ответственность за их нарушение. Таким образом, очевидно, что привлечь к ответственности правонарушителя может лишь автор произведения, отслеживающий пути распространения своей работы в Сети, но зачастую действия правонарушителей так и остаются безнаказанными. 3. До 2006 г. в России не существовало нормативных актов, напрямую регламентирующих, что является персональными данными, каким образом они должны храниться и обрабатываться. Летом 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ). Впервые появилась формулировка самого понятия: «Персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация». Сфера применения Закона о персональных данных достаточно широка, он охватывает отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой госорганами, юридическими и физическими лицами с использованием или без использования средств автоматизации. Цель такого регулирования — обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его личных сведений. Мы не будем останавливаться на случаях использования, хранения и распространения персональных данных в повседневной жизни. Рассмотрим случаи сбора персональной информации с использованием Интернета. Случаи передачи персональных данных через Интернет многообразны. Это может быть управление банковским счетом, покупки в электронных магазинах, общение в социальных сетях, чатах и др. Первоочередной способ сбора информации о пользователе происходит с момента его входа на интернет-сайт. В частности, посетитель сайта может добровольно заполнить анкету на сайте, ответить в ходе использования сайта на определенные вопросы его владельца. Также в момент использования интернет-сайта сохраняется информация о действиях посетителя на сайте. Кроме того, что немаловажно, владельцу сайта становится доступной и определенная техническая информация о посетителе и его компьютере с помощью так называемых cookie. Это особые файлы, позволяющие удаленному серверу отследить определенные действия пользователя Интернетом. Особенность cookie заключается в том, что они могут содержать, например, IP-адрес пользователя, страну местонахождения пользователя, имя провайдера, предоставившего доступ пользователя к Интернету, тип операционной системы, установленной на компьютере, тип браузера, информацию о посещенном перед этим сайте, а иногда — адрес электронной почты и другую информацию. Вне сомнений, что собранная информация может оказаться очень полезной для владельца сайта, использоваться им для определения направления путей развития сайта, а также для индивидуализации оказываемых услуг. Но такие данные могут заинтересовать и других лиц. С помощью этого инструмента можно собирать информацию о посетителях сайта, отслеживая не только их действия на сайте, но и посещение ими иных сайтов в Интернете. Такую информацию можно продать, предоставив маркетинговому отделу какой-либо компании возможность целенаправленно посылать свою рекламу определенному лицу <2>. Так, некоторые компании, занимающиеся легальным бизнесом, рекламируют свои товары или услуги с помощью спама. Они могут осуществлять его рассылку самостоятельно, но чаще заказывают ее тем компаниям (или лицам), которые на этом специализируются. Привлекательность такой рекламы заключается в ее сравнительно низкой стоимости и (предположительно) большом охвате потенциальных клиентов. ——————————— <2> См.: Калятин В. О. Персональные данные в Интернете // Журнал российского права. 2002. N 5.

И несколько слов о спаме. В свою очередь, спам порождает следующие проблемы: реклама незаконной продукции; антиреклама; массовая рассылка для вывода почтовой системы из строя; массовая рассылка от имени другого лица, для того чтобы вызвать к нему негативное отношение; массовая рассылка писем, содержащих компьютерные вирусы (для их начального распространения), и др. Очевидно, что спам приносит экономическую выгоду его заказчикам. Это означает, что пользователи, несмотря на неприязнь к спаму, все-таки пользуются рекламируемыми посредством спама услугами. До тех пор, пока отдача от спама превышает затраты на преодоление защиты, спам не исчезнет. Таким образом, самым надежным способом борьбы является отказ от услуг, рекламируемых посредством спама <3>. ——————————— <3> См.: Свободная энциклопедия «Википедия» // URL: http://ru. wikipedia. org.

Сегодня в России распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если не будет доказано обратное. Однако рост электронных рассылок, ежедневно атакующих миллионы почтовых ящиков, свидетельствуют о необходимости более тщательного законодательного закрепления данной проблемы. В официальных комментариях Федеральной антимонопольной службы, уполномоченной осуществлять функции контроля за соблюдением этого Закона, указывалось на применимость данной нормы к интернет-рассылкам. За нарушение ст. 18 Закона «О рекламе» <4> распространитель рекламы несет ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Однако ФАС не имеет полномочий для проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению лица, ответственного за спам, а уполномоченные на это органы не могут их проводить в связи с отсутствием в российском административном и уголовном законодательстве ответственности за рассылку спама. Поэтому, несмотря на периодические публикации материалов о привлечении нарушителей к ответственности, в настоящее время данная законодательная норма малоэффективна. ——————————— <4> См.: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».

Следующим распространенным способом передачи информации о пользователях сети через Интернет является электронная почта. В этом случае сохранение в тайне переданной информации зависит от многих лиц, и в первую очередь от лиц, обеспечивающих функционирование почтовых ящиков отправителя и адресата. Некую опасность таят в себе и различные мессенджеры, типа ICQ, QIP и др. Основной источник опасности, связанный с использованием данных программ, возникает в процессе передачи файлов между пользователями. В данном случае принимаемая сторона видит IP-адрес пользователя, последствия чего уже были описаны выше. Следует согласиться с тем фактом, что в большинстве случаев пользователи Интернета сами становятся источником распространения персональной информации, добровольно размещая ее на различных социальных сетях и др., однако вопрос об использовании и защите персональной информации, ставшей доступной третьим лицам, до сих пор остается открытым. 4. На сегодняшний день в нашей стране идет активный процесс создания информационного общества, электронного государства. Для повышения доступности информации о деятельности государственных органов и эффективности предоставления государственных услуг в Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» создается так называемое электронное государство. Создание новых форм государственного управления с использованием информационно-коммуникационных технологий позволит не только предоставить физическим и юридическим лицам информационные ресурсы и информационные услуги государственными органами с целью обеспечения прозрачности работы государственного сектора, но и предоставить им информацию о деятельности этих органов. В настоящее время информацию о деятельности государственных органов можно получить из официальных сайтов. Однако не все сведения, полученные на сайте, можно считать актуальными на сегодняшний день. Достаточно обратиться к ряду сайтов федеральных органов исполнительной власти, и на личном опыте можно убедиться, что все «оперативные» данные о работе органа за конкретный период, статистические материалы и др. датируются максимум 2008 г. А некоторые отчетности и вовсе имеют трехгодичное опоздание. Так, например, на сайте ФНС России статистика по крупнейшим налогоплательщикам заканчивается 2006 г., данные о налоговых проверках — октябрем 2008 г. Очевидно, что данное обстоятельство не соответствует провозглашенным государством принципам доступности информации о деятельности государственных органов. Однако не стоит забывать, что реализация интернет-решений и базовой инфраструктуры для предоставления физическим и юридическим лицам информационных ресурсов и информационных услуг, несомненно, увеличит степень ответственности государства за качество предоставляемых услуг, защиты персональных данных потребителей, сохранность полученной информации от искажения (удаления) и ее размещения в единую информационную базу. 5. Сегодня в Интернете существует большое количество социальных сетей, онлайн-дневников, блогов, где все пользователи без исключения могут общаться между собой, свободно обмениваться мнениями, зачастую не стесняясь в выражениях. Однако ни для кого не секрет, что за распространения оскорбительной и непристойной информации, призывов к разжиганию национальной, расовой, религиозной розни пользователь может быть привлечен как к административной, так и к уголовной ответственности. В нарушение этих правил в Интернете, в частности в комментариях к новостям на общефедеральных новостных порталах, в интернет-дневниках, можно встретить пользователей, которые не только занимаются распространением интернет-ресурсов непристойного содержания, но и нецензурно выражающихся. К сожалению, управы на таких пользователей сегодня еще нет, так как с правовой точки зрения интернет-дневник не является общественным местом. Следовательно, недобропорядочного пользователя, нарушающего моральные нормы при общении, нельзя привлечь к ответственности по ст. 20.1 КоАП. Кроме того, если, используя ненормативную лексику, недобропорядочный пользователь не оскорбляет никого лично, то в данном случае он не может быть обвинен в оскорблении другого человека. Именно это обстоятельство вынуждает добропорядочных пользователей Интернета стать невольными свидетелями описанной ситуации. Представляется необходимым на законодательном уровне ввести в обязанности провайдеров и владельцев сайта блокировать вышеупомянутых пользователей. 6. Пожалуй, единственной отработанной сферой интернет-пространства на сегодняшний день являются виртуальные магазины. В интернет-магазинах сегодня можно прибрести практически любую вещь. Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота и пр. Анализ основных проблем, требующих законодательного урегулирования в России в связи с развитием сети Интернет, позволяет сделать вывод о необходимости формирования комплекса нормативных правовых актов, призванных регулировать информационные отношения, формирующиеся в информационной среде глобальных компьютерных сетей — сети Интернет. Кроме того, предлагается внесение ряда уточняющих положения в Уголовный кодекс и Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления мер юридической ответственности за искажение электронных документов, распространение и опубликование непристойной информации, несанкционированного доступа к конфиденциальным данным пользователей и др. Необходимы изменения в положения Гражданского кодекса по защите интеллектуальной собственности. Таким образом, развитие законодательства в информационной среде Интернет на сегодняшний день является необходимым дополнением к общей системе российского законодательства, а также инструментом по созданию электронного государства.

——————————————————————