Неправомерное увеличение таможенных сборов

(Какурин С.)

(«ЭЖ-Юрист», 2006, N 23)

НЕПРАВОМЕРНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ

С. КАКУРИН

Сергей Какурин, начальник юридического отдела ОАО «ТЕРНЕЙЛЕС».

Одной из форм упрощенного порядка декларирования товаров является периодическое временное декларирование. Данный порядок предполагает подачу не одной, а двух ГТД — временной и постоянной. Но как при этом оплачиваются таможенные сборы за таможенное оформление? Таможенное ведомство РФ считает, что платить надо два раза: при подаче как временной, так и постоянной деклараций. Правильно ли это, учитывая, что сбор взимается за таможенное оформление, а не за подачу декларации?

Разъяснения таможенных органов

В практической деятельности многие предприятия-экспортеры для целей таможенного оформления вывозимых товаров применяют периодическое временное декларирование (ПВД). Согласно ст. 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени (п. 2 ст. 138 ТК РФ).

При этом письмом от 29.12.2004 N 01-06/12890 «О таможенных сборах» ФТС РФ разъяснила, что таможенные сборы при периодическом временном декларировании за таможенное оформление уплачиваются до или одновременно с подачей каждой таможенной декларации (временной и постоянной), т. е. фактически два раза. Руководствуясь данным письмом, таможенные органы на местах стали разъяснять участникам ВЭД положение о двойном размере оплаты сборов, а те в свою очередь — прислушиваться к этим разъяснениям.

Момент завершения таможенного оформления

На наш взгляд, такая позиция таможенной службы не является бесспорной. Обратимся к ТК РФ. В соответствии со ст. 11 ТК РФ таможенный сбор — это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров. Статьей 60 ТК РФ определены моменты начала и завершения таможенного оформления товаров. В п. 2 указано, что таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ:

для применения к товарам таможенных процедур;

для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока;

для исчисления и взимания таможенных платежей.

Рассмотрим все три случая по порядку.

1. В ст. 11 ТК РФ даны определения понятиям «таможенные операции» и «таможенные процедуры». Таможенные операции — отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с ТК РФ при таможенном оформлении товаров и транспортных средств (п. 20), таможенная процедура — совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей (п. 21). Декларирование товаров, в том числе и временное периодическое, относится к подразделу 1 ТК РФ «Таможенное оформление» раздела II «Таможенные процедуры». В соответствии со ст. 138 ТК РФ декларант обязан совершить такую таможенную операцию, как подача постоянной таможенной декларации при временном периодическом декларировании. Таким образом, при применении таможенной процедуры «таможенное оформление» совершение такой таможенной операции, как «подача постоянной ГТД», обязательно.

2. Под перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с п. 7 ст. 11 ТК РФ понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров любым способом. При этом понятие «вывоз товаров», как это определено п. 9 этой же нормы права, используется в значении как подача таможенной декларации. Поскольку у декларанта имеется обязанность подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию, фактически перемещение товара завершается с подачей полной таможенной декларации. Данная позиция отражена и в судебной практике (например, Постановление ФАС ДВО от 04.02.2005 N Ф03-А73/04-2/4167). Из сказанного следует, что перемещение товаров в режиме экспорта завершается подачей постоянной декларации.

3. В соответствии с п. 6 ст. 138 ТК РФ вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации. При этом если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в ВД, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Таким образом, подача постоянной ГТД как таможенная операция необходима и для исчисления и взимания таможенных платежей.

На основании изложенного можно сделать вывод, что таможенное оформление товаров при периодическом временном декларировании завершается представлением полной таможенной декларации. Поскольку таможенные сборы взимаются за таможенное оформление, а не за подачу таможенной декларации, то они должны быть уплачены один раз — при подаче временной декларации и при представлении постоянной ГТД повторно не взиматься.

Противоречия

С 01.01.2005 в силу вступило Постановление Правительства РФ N 863 от 28.12.2004 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров», которым установлены ставки сборов за таможенное оформление товаров. В п. 7 Постановления установлено, что «в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей». Данный текст нормативного акта можно истолковать как специальное исключение из общего правила, т. е. что Правительство предусмотрело невзимание таможенных сборов при подаче постоянной декларации при периодическом временном декларировании. По мнению таможни, указанный текст п. 7 названного Постановления Правительства РФ следует толковать как необходимость применения ставок сборов в размерах, установленных в п. 1 того же нормативного акта, т. е. в той же сумме, что и при подаче временной декларации.

Считаем, подобная позиция государственного органа противоречит логике документа и принципам таможенного права. В данном случае необходимо учесть следующее:

— таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с ней (п. 1 ст. 357.6 ТК РФ);

— размер сборов прямо пропорционально зависит от стоимости товаров (п. 1 Постановления N 863);

— убытие российских товаров с таможенной территории РФ в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации, не допускается (п. 4 ст. 138 ТК РФ).

Поскольку предприятие имеет право вывезти товаров меньше, но не больше, чем заявлено во временной декларации, то таможенные сборы за таможенное оформление при применении ПВД можно только переплатить, но невозможно недоплатить. В соответствии с п. 2 ст. 357.8 ТК РФ сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся.

Если применять разъяснение таможенного ведомства, то происходит фактическое ухудшение положения участника ВЭД, применяющего ПВД, в сравнении с положением другого такого же участника, использующего общий порядок декларирования, так как первый должен платить за таможенное оформление в два раза больше второго. Подобная позиция противоречит основному принципу перемещения товаров и транспортных средств, установленному в п. 1 ст. 12 ТК РФ.

Письмо ФТС РФ от 29.12.2004 N 01-06/12890 нормативным правовым актом не является и не может применяться в части взимания сборов при периодическом временном декларировании, как противоречащее Таможенному кодексу и названному Постановлению Правительства РФ.

Действия таможни незаконны

Руководствуясь приведенными выше доводами, наше предприятие представило в таможенный орган заявление о возврате излишне уплаченных таможенных сборов. Как и ожидалось, таможня отказала в возврате, сославшись на письмо ФТС РФ от 29.12.2004 N 01-06/12890. Отказ был обжалован нами в Арбитражный суд Приморского края. Первая инстанция решением от 03.10.2005 признала незаконным отказ таможенного органа. Таможня обжаловала решение суда в кассационном порядке. Кассационная инстанция 05.04.2006 решение оставила в силе, жалобу — без удовлетворения. После вступления в силу решения суда первой инстанции предприятие подало одну из постоянных ГТД без повторной оплаты таможенных сборов за таможенное оформление. Таможня отказала в приеме декларации. Отказ был обжалован в Арбитражный суд, который 13.04.2006 вынес решение о признании незаконными действий таможенного органа. В решении суд полностью подтвердил доводы заявителя об отсутствии обязанности у декларанта оплачивать таможенные сборы за таможенное оформление при подаче постоянной ГТД при периодическом временном декларировании. Решение вступило в силу.

В заключение надо сказать, что таможенные органы, как известно, в штыки воспринимают любые действия, направленные на сокращение поступлений в бюджет; это относится и к уменьшению в два раза оплаты таможенных сборов за таможенное оформление при периодическом временном декларировании. Остается надеяться, что законность восторжествует над необоснованным в данном случае желанием таможенного ведомства обеспечить бюджетные поступления.

——————————————————————