Некоторые вопросы повышения эффективности предприятий АБК России за счет совершенствования налогового законодательства

(Радашевич В. Б., Кацман Ю. Е.) («Законодательство и экономика», 2007, N 8)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АБК РОССИИ ЗА СЧЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В. Б. РАДАШЕВИЧ, Ю. Е. КАЦМАН

Радашевич В. Б., генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России».

Кацман Ю. Е., генеральный директор ОАО «НТЦ «Алмаззолотопрогресс».

На прошедшем в Кейптауне в середине марта 2007 г. международном Конгрессе CIBJO отмечалось, что по количеству занятых рабочих мест среди различных отраслей промышленности мировой алмазно-бриллиантовый комплекс занимает второе место (после сельского хозяйства). Поэтому не случайно Правительством РФ в 1999 г. была принята «Концепция реформы и дальнейшего развития алмазно-бриллиантового комплекса России на период до 2005 года». В результате реализации основных положений Концепции решены многие вопросы совершенствования налогового законодательства в области АБК России: — смягчен налоговый пресс на гранильные и ювелирные предприятия за счет снижения налогов, в базу для исчисления которых включалась стоимость алмазов, бриллиантов и драгоценных металлов, находящихся в переработке; — отменен акциз на ювелирные изделия, составлявший 30% их стоимости; — разрешен беспошлинный ввоз на территорию Российской Федерации природных необработанных алмазов; исключен налог на добавленную стоимость алмазного сырья при ввозе его на территорию Российской Федерации, при вывозе с ее территории, а также при реализации на внутреннем рынке. Рассмотрим некоторые нерешенные проблемы налогового законодательства, касающиеся АБК России.

В области ювелирного производства

В ювелирной промышленности мира используются практически 100% добываемых алмазов ювелирного качества и других драгоценных камней и более 100% добываемого из недр золота <1>. ——————————— <1> При годовой добыче золота в мире в 2004 г. и 2005 г. соответственно 2464,4 т и 2519 т для производства ювелирных изделий использовано 2643 т и 2712 т (за счет дополнительных поступлений от переработки лома изделий, содержащих золото).

Крупнейшими в мире производителями ювелирных изделий из золота являются Индия, Италия, Турция и Китай. Соотношение количества золота, использованного в ювелирной промышленности указанных стран и добытого из недр, приведено в таблице 1.

Таблица 1

Соотношение объемов золота и производства ювелирных изделий в некоторых странах в 2004 и 2005 гг.

Показатели Год Страны

Индия Италия Турция Китай

Производство ювелирных 2004 618 314,6 285 235 изделий из золота, т

2005 964 284 303 257

Добыча золо — та из недр, т 2004 3,4 0,0 3,4 217,3

2005 3,4 0,0 5,1 224

Из таблицы 1 видно, что наибольшее количество золота расходуется в ювелирной отрасли Индии и Италии, хотя Индия добывает всего 3,4 т золота в год, а Италия вообще его не добывает. В то же время Китай хотя и добывает более 200 т золота в год, золотых ювелирных изделий производит значительно больше. В России же ситуация совсем иная: при добыче в 2006 г. более 164 т золота в ювелирном производстве использовано всего около 50 т, а остальное золото (за исключением использованного на потребление в электронной промышленности, стоматологии, а также на изготовление монет) продано на мировом рынке без НДС. Но если бы из остального золота были изготовлены ювелирные изделия, то выручка на мировом рынке была бы значительно большей. В течение последних пяти лет в России наблюдается устойчивый и весьма значительный ежегодный рост производства и продаж ювелирных изделий из золота, составляющий 25 — 30% в год. Это является результатом реализации внутренней политики Правительства России, направленной на постоянный рост благосостояния населения и, как следствие, на рост покупательской способности. По сведениям «Гильдии ювелиров России», ведущие ювелирные предприятия нашей страны уже с октября 2006 г. оказались перегружены заказами торговли и принимали заказы на ювелирные изделия только на март — апрель 2007 г. При этом экспортируется совсем небольшая часть изделий, что объясняется не худшими, чем в зарубежье, дизайнерскими решениями, а главным образом весьма значительной налоговой нагрузкой на российские ювелирные предприятия, а также сложностью оформления экспортных операций и возмещения НДС. В таблице 2 представлена сравнительная оценка основных затрат (кроме производственных) отечественных и зарубежных ювелирных предприятий.

Таблица 2

Сравнительная оценка основных затрат отечественных и зарубежных ювелирных предприятий

Наименование затрат Показатели

Российские Зарубежные предприятия предприятия (на примере Италии)

Оплата процентов по 15 — 20% 2 — 3% годовых кредитам годовых

Покупка золота Цена Лондонской Цена Лондонской биржи +1 — 3% биржи +0,2 — 0,5%. (маржа Банка НДС не взимается. России и Отсрочка платежа до коммерческого отгрузки продукции банка). НДС — 18%. Предоплата — 100%

Покупка драгоценных Оплата пошлины Пошлина не взимается камней по импорту в размере 20%. и НДС не оплачивает — Взимание НДС в ся размере 18% от суммы стоимости контракта и пошлины

НДС на готовую 18% 15% продукцию

Экспорт продукции Необходимо оп — НДС либо не уплачи — лачивать НДС с вается, либо возвра — возмещением его щается в момент пе — в среднем через ресечения границы шесть месяцев

Так, российские ювелиры приобретают драгоценные металлы с уплатой НДС в момент покупки. Это, в свою очередь, вследствие относительно высокой цены драгоценных металлов отвлекает на приобретение металлов значительные оборотные средства, которые возвращаются предприятиям лишь после реализации продукции, т. е. в среднем через шесть месяцев. Но поскольку практически все предприятия имеют дефицит оборотных средств, они вынуждены брать кредиты, т. е. нести дополнительные расходы на оплату процентов по кредитам, в результате чего изделия становятся более дорогими. По данным журнала «Ювелирная Россия» (ноябрь 2006 г.), отечественные изделия в среднем в 1,5 раза дороже итальянских. Отсюда — снижение потребительского спроса на российские изделия. Образовавшуюся свободную нишу на российском рынке занимают более дешевые изделия иностранного производства, легальные и контрабандные. В результате после вступления России в ВТО российская ювелирная промышленность прекратит существование, а безработными окажутся более 65 тысяч человек (при общей занятости в ювелирном производстве в настоящее время более 67 тысяч человек). В период подготовки к вступлению России в ВТО необходимо особое внимание обратить на приведенный выше пример неравного экономического соперничества российских и зарубежных ювелиров и создать условия для повышения конкурентоспособности российских ювелирных изделий как на внутреннем, так и на внешнем рынке. С этой целью предлагается освободить ювелирные предприятия от оплаты НДС при покупке золота и других драгоценных металлов, а НДС начислять только на стоимость затрат при производстве ювелирных изделий и на затраты торговли. При этом отпадает необходимость возмещения бюджетом НДС на драгоценные металлы при экспорте изделий, а для покупателей в России остается НДС только на производственные затраты ювелирных предприятий и торговли. В свою очередь, освобождение ювелирных предприятий от оплаты НДС при покупке драгоценных металлов создаст экономические предпосылки для еще большего роста производства, соответствующего увеличения налоговой базы и количества рабочих мест. Реализация указанного предложения создаст более благоприятные условия для населения России, в частности, станет выгоднее покупать российские ювелирные изделия и мерные слитки драгоценных металлов, а не иностранную валюту. Естественно, отмена НДС на драгоценные металлы при продаже их ювелирным предприятиям должна быть осуществлена одновременно с отменой НДС при продаже мерных слитков. Вместе с тем при продаже мерных слитков необходимо начислять НДС на затраты, связанные с изготовлением мерных слитков и с их продажей. Еще одной проблемой, особенно важной при вступлении России в ВТО, остается ничем не обоснованное взимание таможенных пошлин при ввозе на территорию Российской Федерации цветных камней (рубинов, сапфиров, изумрудов и александритов) и жемчуга, которые в России практически не добываются. Мера эта направлена не против каких-либо конкурентов на мировом рынке драгоценных камней, а против отечественной ювелирной промышленности.

В области добычи алмазов

Россия, как известно, является крупнейшим в мире (после Ботсваны) государством по добыче алмазов. При этом 98% алмазов в России добывает АК «АЛРОСА» (табл. 3).

Таблица 3

Объемы добычи и реализации алмазов компаний «АЛРОСА»

(млн. долл. США)

Годы Объемы добычи Объемы реализации

2005 2259,1 2712,4

2006 2312,2 2839,9

Примерно половина добываемых алмазов реализуется на мировом рынке, а еще половина — российским гранильным предприятиям. При этом Концепцией алмазодобывающим предприятиям России предписано «обеспечить в приоритетном порядке отечественные гранильные предприятия необработанными алмазами, рентабельными для огранки в Российской Федерации…». Одновременно «в целях сокращения неоправданных финансовых потерь гранильных предприятий необходимо ускорить принятие законодательных решений об освобождении от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации алмазного сырья на внутреннем рынке…». Последнее из перечисленных положений Концепции в полной мере реализовано в Налоговом кодексе РФ (п. 3.10 ст. 149). Отмена НДС на покупку сырья гранильными предприятиями осуществлена без учета интересов алмазодобывающих предприятий (на этот факт мы неоднократно обращали внимание в статьях, опубликованных в журналах «Законодательство и экономика» (2002, N 12; 2006, N 4) и др.), т. е. без возмещения НДС при продаже алмазов российским гранильным предприятиям. Однако такое решение без возмещения НДС алмазодобывающим предприятиям, продающим свою продукцию отечественным гранильным предприятиям, не соответствует ни принципам рыночной экономики, ни созданию условий для дальнейшего развития рыночных отношений, а является дискриминационным, так как льгота одним хозяйствующим субъектам (гранильным предприятиям) предоставляется за счет других хозяйствующих субъектов (алмазодобывающих предприятий). Но если учесть, что Налоговым кодексом предусмотрено возмещение НДС алмазодобывающим предприятиям, продающим алмазы на мировом рынке без взимания НДС, то становится очевидным: продажа алмазов на внутреннем рынке без взимания НДС и без соответствующего возмещения суммы этого налога, оплаченного алмазодобывающими предприятиями при покупке материалов, оборудования и проч., менее выгодна. Только АК «АЛРОСА» ежегодно теряет при этом (по сравнению с продажей алмазов на внешнем рынке) более 45 млн. долл. США. Такое положение не только не стимулирует алмазодобывающие предприятия «обеспечить сырьем в приоритетном порядке отечественные гранильные предприятия», а, наоборот, стимулирует продажу алмазов на внешнем рынке. Поэтому в который уже раз предлагается в соответствии с принципами рыночной экономики принять решение о возмещении НДС российским алмазодобывающим предприятиям при продаже ими алмазов российским же гранильным предприятиям.

——————————————————————