Актуальные проблемы продления предельного срока переработки товаров на таможенной территории при осуществлении военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами

(Турко А. Н.) («Таможенное дело», 2007, N 3)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОДЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОГО СРОКА ПЕРЕРАБОТКИ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ

А. Н. ТУРКО

Турко А. Н., соискатель ученой степени кандидата юридических наук Академии военных наук РФ.

Максимальный срок переработки товаров на таможенной территории, предусмотренный ст. 177 Таможенного кодекса Российской Федерации (в редакции от 30 декабря 2006 г.), составляет два года. Однако в практике осуществления военно-технического сотрудничества имеют место случаи, когда для проведения на территории Российской Федерации сложного ремонта или модернизации отдельных образцов вооружения и военной техники, поставленных ранее иностранным заказчикам, требуется значительно больше времени. Так, технологические сроки, необходимые для выполнения согласованного с иностранным заказчиком объема работ по ремонту, модернизации и переоборудованию закупленного в Российской Федерации тяжелого авианесущего крейсера, существенно превысят предельный срок нахождения товаров под указанным таможенным режимом <1>. Такая же ситуация возможна в отношении некоторых образцов авиационной техники — Ил-38, Ил-76 ТД, Ту-142МЭ, сроки ремонта или модернизации которых в интересах иностранных заказчиков могут превысить два года. ——————————— <1> Ремонт и переоборудование авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», который Россия передает Индии, «вступили в заключительную фазу». Об этом корр. ИТАР-ТАСС сообщил высокопоставленный источник в судостроительной отрасли. По его словам, «по «Адмиралу Горшкову» проделан колоссальный объем работ». В качестве примера собеседник агентства привел удлинение палубы, которая первоначально предназначалась для самолетов с вертикальным взлетом. Теперь, по заказу индийской стороны, полоса переоборудована так, что с нее могут взлетать самолеты «МиГ». «Изменено многое оборудование, электроника крейсера», — добавил специалист. Контракт с Индией на ремонт и переоборудование тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» был заключен предприятием «Севмаш» в январе 2004 г. в Нью-Дели. В соответствии с пакетным межправсоглашением корпус бывшего авианесущего крейсера передан индийской стороне бесплатно с условием его модернизации на «Севмаше» и оснащением авиагруппой российского производства. «Адмирал Горшков» будет переоборудован в авианесущий корабль, а все работы на нем должны быть завершены в 2008 г. В рамках контракта Индии будут поставлены палубные истребители — 12 одноместных МиГ-29К и четыре учебно-тренировочных МиГ-29КУБ. Россия проведет также обучение индийского экипажа авианесущего корабля численностью около 1,5 тыс. человек и создаст инфраструктуру базирования корабля в акватории Индийского океана. Общая стоимость контракта оценивается в 1,5 млрд. долл. См.: Переоборудование крейсера «Адмирал Горшков» в авианесущий корабль для Индии вступило в заключительную фазу // ИТАР-ТАСС. Аэронавтика и Космос. 2007. 16 апр.

При этом следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незавершение в установленные сроки таможенного режима влечет наложение штрафа в размере от половины до полной стоимости товаров с их конфискацией или без таковой. Приостановление или завершение указанного режима помещением продукции под иной таможенный режим ведет к неоправданным финансовым затратам или срыву сроков выполнения работ, предусмотренных контрактами. Решение существующей проблемы представляется возможным путем внесения изменений в п. 1 ст. 177 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающих наделение Правительства Российской Федерации полномочиями устанавливать более продолжительный срок переработки товаров, чем предусмотрено абзацем первым п. 1 ст. 177, в случае если продолжительность технологического процесса переработки товаров превышает два года. Данная мера позволит исключить финансовые потери предприятий и обеспечить своевременное выполнение обязательств по ремонту и модернизации сложных видов продукции военного назначения. Каковы юридические последствия введения порядка продления предельного срока переработки товара на таможенной территории? Введением порядка продления предельных сроков переработки на таможенной территории обусловлено изменение ст. 173 Таможенного кодекса, где установлено, что таможенный режим переработки на таможенной территории предусматривает полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок <2>. ——————————— <2> См.: статья 173. Содержание таможенного режима. Переработка на таможенной территории — таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок.

Само содержание рассматриваемого режима переработки товаров на таможенной территории предусматривает, что независимо от установленных сроков переработки товаров (два года или более, как предусматривается законопроектом) лицо, получившее разрешение на переработку товаров, получает полное условное освобождение от уплаты налогов и таможенных пошлин. То есть не предполагается изменение порядка уплаты таможенных платежей, введение или отмена налогов, освобождение от их уплаты. В соответствии со ст. 160 Таможенного кодекса при полном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов таможенный орган вправе требовать предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей с применением способов обеспечения, предусмотренных п. 1 ст. 340 Таможенного кодекса <3>. ——————————— <3> См.: статья 340. Способы обеспечения уплаты таможенных платежей. 1. Уплата таможенных платежей обеспечивается следующими способами: 1) залогом товаров и иного имущества; 2) банковской гарантией; 3) внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в Федеральном казначействе (денежный залог); 4) поручительством.

Из перечисленных способов обеспечения в отношении продукции военного назначения применяются: банковская гарантия. Применение такого способа приводит к удорожанию операций по переработке и, как следствие, увеличению цены контракта, что снижает конкурентоспособность продукции на мировом рынке; внесение денежных средств на сумму таможенных пошлин и налогов в кассу или на счет таможенного органа. Указанные средства возвращаются после вывоза продуктов переработки с территории Российской Федерации, что приводит к замораживанию денежных средств предприятий на период ремонта (модернизации) продукции. Два других способа в настоящее время не представляется возможным применить. В соответствии со ст. 346 в качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и иные лица. Страховая сумма, в пределах которой может осуществляться страхование риска гражданской ответственности брокера, составляет 20 миллионов рублей, что недостаточно для обеспечения страхования образцов вооружения и военной техники. Максимальный срок хранения на складе временного хранения не может превышать четырех месяцев, что недостаточно для операций по переработке продукции военного назначения, требующих более длительных сроков выполнения. Продукция военного назначения не может быть помещена в таможенный режим таможенного склада, так как в соответствии со ст. 217 ТК РФ под указанный таможенный режим могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных законодательством Российской Федерации соответственно к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации, иных товаров, к которым применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности <4>. ——————————— <4> Перечень таких товаров установлен Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179, который отнес к видам продукции, свободная реализация которых запрещена, вооружение, боеприпасы к нему, военную технику, запчасти, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническую продукцию на их производство и эксплуатацию. См.: Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» // Ведомости РФ. 1992. N 10. Ст. 492.

Кроме того, операции по переработке продукции военного назначения осуществляются в таможенной зоне, организованной на территории предприятия, которое, как правило, находится на значительном расстоянии от склада временного хранения или таможенного склада, что затруднит выполнение договора о поручительстве. Залог продукции военного назначения невозможен по причине того, что указанная продукция относится к продукции, в отношении которой установлен разрешительный порядок оборота. Законодательством в области военно-технического сотрудничества установлен особый разрешительный порядок обращения продукции военного назначения, которым залог этой продукции не предусмотрен. Денежные средства, затрачиваемые организациями ОПК при использовании указанных способов обеспечения, не относятся к расходам, покрываемым за счет федерального бюджета, и предусмотренное увеличение срока переработки товаров не приведет к уменьшению поступлений в федеральный бюджет. В соответствии со ст. 185 Таможенного кодекса не позднее дня истечения срока переработки (ст. 177) таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы. В случае если переработка продукции не завершена в предельный срок, установленный ст. 177, и продлить его невозможно, а контракт не выполнен, выпустить указанную продукцию в таможенном режиме «выпуск для свободного обращения» (импорт) не представляется возможным, так как собственником продукции является иностранный заказчик. Следовательно, указанную продукцию можно только вывезти иностранному заказчику в неисправном состоянии, что повлечет за собой срыв контрактных обязательств российской стороны и выплату соответствующих штрафных санкций. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 151 Таможенного кодекса товары, помещенные под таможенный режим «переработка на таможенной территории», после проведения необходимых операций по переработке выпускаются условно, так как имеют статус иностранных товаров, и при проведении таможенного декларирования оплачиваются только таможенные сборы при вывозе. Размер таможенных сборов может составлять в зависимости от вида продукции от 500 до 100 тысяч рублей. В соответствии со ст. 184 Таможенного кодекса остатки товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, могут быть вывезены с таможенной территории Российской Федерации без уплаты вывозных таможенных пошлин либо помещены под таможенный режим переработки на таможенной территории. Как правило, при ремонте или модернизации ввезенной продукции военного назначения неисправные или замененные составные части изделий вывозятся с таможенной территории иностранному заказчику. Остаются на таможенной территории материалы и детали, не представляющие значительной ценности. В отношении невывезенных остатков подлежат уплате суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, как если бы они были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в этом состоянии. Остатки, в отношении которых уплачиваются таможенные пошлины, налоги, подлежат декларированию. Сумма таможенных пошлин, налогов определяется исходя из размера количественной или стоимостной части остатков пропорционально сумме таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары, в результате переработки которых образовались такие остатки, на день помещения под таможенный режим переработки на таможенной территории были выпущены для свободного обращения. Потери от непоступления в таможенный орган в течение периода переработки товаров, превышающего предельный срок, таможенных сборов как от вывоза продукции после переработки, так и от переработки остатков или их выпуска в свободное обращение несоизмеримы с потерями, связанными со штрафными санкциями, которые могут быть применены иностранным заказчиком в случае невыполнения российской стороной контрактных обязательств.

——————————————————————