Выбор таможенного режима и таможенный контроль

(Истомин С. И.)

(«Закон», 2008, N 2)

ВЫБОР ТАМОЖЕННОГО РЕЖИМА И ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

С. И. ИСТОМИН

Истомин Сергей Иванович, заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Товары, перемещаемые через таможенную границу, ввозятся или вывозятся с определенной целью. Цели перемещения товаров нашли свое отражение в Таможенном кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ) в соответствующих таможенных режимах. Таможенный режим определяется в ТК РФ как таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации. Таким образом, таможенный режим определяет пределы возможного использования товаров с учетом ограничений, установленных законодательством.

Согласно ст. 155 ТК РФ таможенные режимы устанавливаются законодателем, т. е. введение в практику каких-либо других режимов, не содержащихся в ТК РФ, не допускается без внесения изменений и дополнений в ТК РФ.

Исходя из целей ввоза или вывоза товаров на заинтересованных лиц законом возлагается обязанность поместить товары под один из таможенных режимов и соблюдать требования выбранного режима. Следует иметь в виду, что заинтересованное лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, но это возможно сделать с соблюдением положений ТК РФ. Статья 155 ТК РФ содержит достаточно широкий перечень видов таможенных режимов, которые отвечают целям перемещения товаров.

В соответствии с общим правилом помещение товаров под режим возможно с разрешения таможенного органа, выдаваемого в порядке, установленном ТК РФ. Для получения разрешения на помещение товаров под таможенный режим в таможенный орган представляются документы и сведения, которые подтверждают соблюдение условий помещения товаров под режим.

На практике нередко возникают вопросы о выборе вида таможенного режима, поскольку могут измениться первоначальные цели ввоза или вывоза товаров, происходит корректировка цели ввоза ввиду недостаточной проработки данного вопроса на этапе подготовки товаров к ввозу или вывозу, отсутствуют достаточные оборотные средства для уплаты таможенных платежей. В таких условиях основным аргументом для выбора режима служит приведенное выше положение ТК РФ о том, что заинтересованное лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, при этом не учитываются другие положения ТК РФ, сопровождающие выбор режима.

В частности, ст. 161 ТК РФ устанавливает обязанность декларанта подтвердить соблюдение условий помещения товаров под заявленный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и ограничений экономического характера. Среди таможенных режимов лишь один устанавливает полную уплату таможенных пошлин, налогов, остальные режимы предоставляют льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, поэтому положения ст. 161 ТК РФ всегда актуальны.

Для подтверждения обоснованности выбора режима заинтересованное лицо должно представить документы, содержащие сведения о цели перемещения товаров. В практике возникают ситуации, когда предлагается режим, который не подтверждается имеющимися документами, при этом в качестве аргумента выдвигается довод, что в каких-либо документах, сопровождающих перемещение товаров, не указывается вид таможенного режима, поэтому можно выбрать любой режим, отвечающий в данный момент интересам лица, т. е. предлагается выбор режима осуществлять в отрыве от цели ввоза или вывоза товаров, исходя из других интересов лица. В этих случаях первоначальная цель перемещения товаров может не совпадать с интересами лица в силу определенных причин, в частности, указанных выше.

Желание выбрать режим прежде всего исходя из соображений экономии затрат на уплату таможенных пошлин, налогов без учета цели перемещения товаров приводит к возникновению споров с таможенными органами. Такой спор можно рассмотреть на примере наиболее часто встречающейся на практике ситуации. Так, согласно внешнеэкономическому договору российское предприятие берет на себя обязательство изготовить и скомплектовать определенное изделие и поставить его иностранному заказчику, для чего используется имущество, закупаемое данным предприятием у иностранного продавца.

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, предназначенных для изготовления изделия, декларант должен поместить их под какой-либо таможенный режим. Как правило, рассматриваются такие режимы, как «временный ввоз», «реэкспорт», «переработка на таможенной территории», «выпуск для внутреннего потребления». Причем наиболее предпочтительными режимами выступают первые три из приведенных, так как они сопровождаются полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

При этом не учитывается, что временный ввоз предполагает использование ввезенных иностранных товаров в течение определенного срока на таможенной территории России, они должны оставаться в неизменном состоянии. С такими товарами допускается совершать операции, необходимые для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания их в состоянии, в котором они находились на день их помещения под таможенный режим временного ввоза. Не позднее дня истечения срока временного ввоза товары должны быть вывезены с таможенной территории или заявлены к другому режиму. В то же время из контракта следует, что с ввозимыми товарами предполагается совершение иных действий и товары будут вывозиться в составе конечной продукции, имеющей иной код по Товарной номенклатуре.

Не принимается во внимание и то, что при вывозе товаров с таможенной территории России таможенными органами будет приниматься таможенная стоимость на день их ввоза на территорию России, т. е. таможенная стоимость предполагается неизменной. По условиям контракта конечное изделие вывозится с другой, более высокой, стоимостью.

Режим реэкспорта сопровождается вывозом тех же товаров, что и были ввезены. По условиям контракта, как уже указывалось, с ввозимыми товарами предполагается выполнение дополнительных производственных операций, по завершении которых будет вывозиться конечный продукт, в составе которого будет находиться и другое имущество, таможенная стоимость будет иная, более высокая.

При оформлении товаров в таможенном режиме переработки на таможенной территории по выполнении всех условий помещения товаров под рассматриваемый режим с принятием таможенным органом решения о выдаче разрешения на переработку возникнет вопрос о внесении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, так как в соответствии со ст. 337 ТК РФ при условном выпуске товаров, каким является ввоз товаров в данном режиме, исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов обеспечивается либо внесением денежных средств (денежным залогом), либо банковской гарантией. Размер обеспечения определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих при выпуске товаров для свободного обращения. Возврат обеспечения осуществляется после вывоза продуктов переработки.

Следует учитывать, что вывоз продуктов переработки будет осуществляться в рамках режима переработки, согласно п. 2 ст. 151 НК РФ при вывозе товаров с таможенной территории России в соответствии с таможенным режимом, отличным от режима экспорта, возврат сумм налога на добавленную стоимость не производится. Таким образом, при оформлении ввозимых товаров в режиме переработки на таможенной территории возникают вопросы с возмещением налога на добавленную стоимость.

При оформлении ввозимых товаров в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления требуется уплата таможенных пошлин, налогов и соблюдение всех ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Ввозимые товары в данном режиме приобретают статус российских товаров, и налог на добавленную стоимость, уплаченный при их ввозе, будет возмещен налоговыми органами при вывозе конечной продукции.

Анализируя возможность помещения ввозимых товаров в указанные режимы, можно прийти к выводу о неприемлемости режимов временного ввоза и реэкспорта. Использование режима переработки на таможенной территории возможно при дополнительной проработке экономических вопросов. Помещение товаров в режиме выпуска для внутреннего потребления вызывает дополнительные расходы в связи с полной уплатой таможенных пошлин, налогов, но имеет и свои привлекательные стороны.

Основным документом, из содержания которого вытекает цель ввоза или вывоза товаров, является внешнеэкономический договор (контракт), представляющий, как правило, двухстороннюю сделку. Согласно п. 3 ст. 162 Гражданского кодекса РФ внешнеэкономическая сделка должна быть совершена в письменной форме. Несоблюдение данного требования влечет недействительность сделки. Соблюдение письменной формы сделки вызывается прежде всего государственным контролем соблюдения российского законодательства при заключении внешнеэкономической сделки.

Внешнеэкономическая сделка — это сделка гражданско-правовая, но признание ее таковой означает, что она подпадает под особый режим регулирования. Это выражается прежде всего в том, что на содержание экспортно-импортных сделок большое влияние оказывает публичное право, т. е. следует учитывать то обстоятельство, что помимо императивных норм гражданского законодательства существуют нормы таможенного, валютного, налогового и других отраслей законодательства, которым должно соответствовать содержание договора.

Заключение и исполнение рассматриваемых сделок относятся законодательством к внешнеторговой деятельности, поэтому необходимо руководствоваться не только гражданско-правовыми нормами, но и нормами экспортно-импортного законодательства.

Следует иметь в виду, что отрасли права не существуют сами по себе, изолированно друг от друга, они взаимодействуют между собой. Например, использование иностранной валюты влечет за собой применение валютного законодательства, абсолютное большинство норм которого имеет характер безусловного требования. Товары, перемещаемые через таможенную границу, должны пройти таможенное оформление, помещены под определенный таможенный режим.

Соответствующие государственные органы при признании сделки внешнеэкономической исходят из содержания публично-правовых нормативных актов и выделяют признаки, наличие которых обязательно в конкретном внешнеэкономическом договоре. Для таможенных органов являются важными сведения, которые указываются в грузовых таможенных декларациях; для органов валютного контроля — условия о платежах и расчетах; для налоговых органов важным является отражение в договоре различной государственной принадлежности участников сделки, так как от этого зависит правомерность предоставления участникам экспортных налоговых льгот. Среди актов публичного права необходимо отметить Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

При заключении внешнеэкономических сделок российские лица должны учитывать положения российского валютного законодательства, основой которого является Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». По каждому экспортному или импортному контракту российская сторона должна оформить паспорт внешнеэкономической сделки, в который вносятся сведения о резиденте, реквизиты иностранного контрагента, общие сведения о контракте (номер, дата, валюта, цены, дата завершения исполнения обязательств по контракту) и т. д.

При заключении внешнеэкономических контрактов участники военно-технического сотрудничества должны соблюдать положения Федерального закона от 19.07.1998 N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

Анализ содержания внешнеэкономических контрактов позволяет выделить такие существенные элементы, как номер, дату и место подписания контракта; наименование сторон; страну иностранного партнера и страну назначения (отправления) товара; предмет контракта; цену и сумму; условия платежа; срок поставки; условия приемки товара по качеству и количеству; форс-мажор; гарантийные обязательства, техническая помощь, информационные и другие услуги; рассмотрение споров; санкции; адреса и подписи сторон.

Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, содержится в Приказе Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536. Данный Перечень содержит значительный объем документов, которые должны представляться заинтересованными лицами таможенным органам при выборе режима.

Помещение товаров под режим возможно с разрешения таможенного органа, выдаваемого в соответствии с порядком, установленным ТК РФ. Так, разрешение на помещение товаров под некоторые режимы выдается после приема и проверки грузовой таможенной декларации, по другим — после рассмотрения соответствующего заявления заинтересованного лица (переработка на таможенной территории) до подачи грузовой таможенной декларации.

При рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на помещение товаров под таможенный режим таможенные органы прежде всего анализируют содержание внешнеэкономического контракта, из которого вытекает цель перемещения товара. Таможенные органы рассматривают не только цель ввоза или вывоза товаров, но и номенклатуру перемещаемых товаров, так как, например, целый ряд товаров не подлежит помещению под таможенный режим таможенного склада, поскольку к ним применяются ограничения, установленные законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (наркотические средства, психотропные вещества, взрывчатые вещества, продукция военного назначения и др.). Перемещаемые товары могут подпадать под экспортный контроль в связи с включением их в Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденный Указом Президента РФ от 14.02.1996 N 202. Необходимо также иметь в виду Перечень товаров, который содержится в Постановлении Правительства РФ от 16.08.2000 N 599 «О Перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов».

При рассмотрении заявлений о выдаче разрешений на помещение товаров под такие режимы, как временный ввоз, переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, временный вывоз, выпуск для внутреннего потребления, следует принимать во внимание соответствующие гражданско-правовые договоры. Например, по договору аренды (имущественного найма) одна сторона обязуется предоставить другой стороне имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом следует иметь в виду, что в аренду могут быть переданы вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования, т. е. так называемые непотребляемые вещи.

Такой договор предполагает временный ввоз имущества, обусловленного договором. В этом случае российское таможенное законодательство предусматривает режим временного ввоза, который предполагает использование в течение определенного срока иностранного товара на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.

По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. В этом случае товар ввозится с целью временного использования, соответственно, это отвечает условиям режима временного ввоза.

При проведении выставок на основе договора участия в выставке соответственно товары помещаются под режимы временного ввоза либо временного вывоза. В частности, участие российских организаций в проведении выставок продукции военного назначения регулируется Постановлением Правительства РФ от 02.06.2007 N 339 «Об утверждении Положения о проведении международных выставок образцов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и об участии российских организаций в таких выставках на территориях иностранных государств», предусматривающим оформление необходимых документов для участия в таких выставках, которые впоследствии должны быть представлены в таможенные органы.

По договору подряда одна сторона обязуется выполнить по заданию другой стороны определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. Ввоз товара с целью переработки (обработки) предполагает таможенный режим переработки на таможенной территории. Соответственно, вывоз товара с этой целью с таможенной территории Российской Федерации будет отвечать условиям режима переработки вне таможенной территории.

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Данный договор наиболее отвечает режиму выпуска для внутреннего потребления, так как перемещенный товар планируется использовать во внутреннем обороте.

В то же время рассматриваемый договор не исключает выбор других режимов. Так, заинтересованное лицо может приобрести какие-либо товары по договору купли-продажи с целью их переработки на таможенной территории с последующим вывозом с таможенной территории. В таком случае возможно помещение товаров под режим переработки на таможенной территории, но необходимо при выборе режима представить контракт с иностранным партнером, из которого было бы видно, что товары ввозятся с целью переработки.

Возникает вопрос о возможности помещения товаров, ввезенных по договору купли-продажи, под режим временного ввоза. Нередко заинтересованные лица выбирают данный режим, объясняя это тем, что через какое-то время они вывезут перемещенные товары, например, сформировав партию товаров, обусловленную контрактом, после подыскания иностранного покупателя и т. д.

Временный ввоз определяется в ст. 209 ТК РФ как таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера. Таким образом, данный режим предусматривает использование товаров на таможенной территории. ТК РФ не раскрывает понятие «пользование», отсылая к гражданскому законодательству (ст. 11 ТК РФ), т. е. необходимо обратиться к понятию «пользование», которое в науке гражданского права определяется в возможности потребления вещи в зависимости от ее назначения, границы которого устанавливаются законом, договором или иным правовым основанием. В приведенных выше случаях заинтересованное лицо не предполагает потребления товаров, поэтому говорить о временном ввозе при таком положении вряд ли возможно.

Таким образом, должная проработка содержания гражданско-правового договора оказывает непосредственное влияние на помещение товара под определенный таможенный режим.

——————————————————————