Сравнительный анализ прохождения службы отдельными категориями должностных лиц таможенных органов

(Трунина Е. В.) («Таможенное дело», 2009, N 2)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Е. В. ТРУНИНА

Трунина Е. В., кандидат юридических наук, доцент ГОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева», руководитель функциональной группы по правовой работе Мордовской таможни, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

Прохождение службы является важнейшей частью организации и функционирования государственной службы. В широком смысле прохождение государственной службы включает в себя различные аспекты служебно-государственных отношений: общественный, организационный, правовой, личностный, технологический <1>. В связи с этим прохождение государственной службы рассматривается как комплексный институт, представляющий собой систему правовых, организационных и социальных мер, определяющих порядок, процедуру, содержание и основные этапы прохождения службы, комплекс отношений, возникающих между государством и государственными служащими в процессе осуществления государственно-служебных отношений, а также определенные технологии прохождения службы <2>. ——————————— <1> Лытов Б. В. Государственная служба: проблемы прохождения // Власть. 2002. N 7. С. 6. <2> Основы государственной службы и кадровой политики: Учебник / В. В. Черепанов, В. П. Иванов. М., 2007. С. 152.

Действующее законодательство по-разному определяет содержание понятия «прохождение государственной службы». Так, Закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает, что прохождение службы включает в себя: назначение на должность, присвоение классного чина (дипломатического ранга, воинского и специального звания), аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства в соответствии с действующим законодательством РФ и субъектов РФ <3>. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» включает в понятие «прохождение гражданской службы» должностной регламент, аттестацию гражданских служащих и квалификационный экзамен, что, как справедливо отмечается в литературе, обедняет гораздо более емкое содержание гражданской службы <4>. В Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в разделе «Прохождение службы в таможенных органах» содержатся нормы, устанавливающие права и обязанности сотрудника таможенного органа, назначение на должность, подготовку кадров, порядок перевода и прикомандирования сотрудника, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, а также иные обстоятельства прохождения службы. Конечно, отсутствие единообразного подхода к определению содержания понятия «прохождение службы» свидетельствует о его недостаточной теоретической разработанности. Вместе с тем подобный диапазон элементов, относимых к прохождению службы, подчеркивает многоаспектность и объемность содержания данного понятия. ——————————— <3> Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2063. <4> Основы государственной службы и кадровой политики: Учебник / В. В. Черепанов, В. П. Иванов. М., 2007. С. 165.

Помимо общих составляющих прохождение государственной службы имеет свои особенности в зависимости от вида государственной службы, в котором оно осуществляется. Наглядно рассмотрим это на примере службы в таможенных органах, которая осуществляется как на должностях сотрудников таможенных органов, так и на должностях федеральной гражданской службы. В настоящее время в таможенных органах проходят службу две категории должностных лиц: сотрудники таможенных органов, которым присваиваются специальные звания, и федеральные гражданские служащие таможенных органов, которым присваиваются классные чины. Прохождение службы должностных лиц регулируется разными законодательными актами: сотрудников — Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее — Закон о службе в таможенных органах) <5>, федеральных гражданских служащих — Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о государственной гражданской службе) <6>. ——————————— <5> Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3586. <6> Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

Сравнительный анализ основных составляющих понятия «прохождение службы», установленных вышеуказанными Законами, позволяет увидеть общие черты и отличия прохождения службы различными категориями должностных лиц таможенных органов. Поступление на службу в таможенные органы. Прохождение службы начинается с поступления граждан на службу в таможенные органы. Условия поступления на службу в таможенные органы на должность сотрудников определены п. 1 ст. 6 Закона о службе в таможенных органах, а на должность федеральных гражданских служащих — ст. 21 Закона о государственной гражданской службе. Данные Законы предусматривают ряд общих условий поступления на службу. Во-первых, достижение возраста 18 лет. Во-вторых, соответствие квалификационным требованиям. Следует отметить, что Закон о государственной гражданской службе более подробно регламентирует квалификационные требования. Так, в соответствии со ст. 12 Закона в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования: 1) к уровню профессионального образования; 2) к стажу службы или работы по специальности; 3) к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. При этом квалификационные требования к должностям федеральной гражданской службы устанавливаются различными видами нормативных правовых актов. Так, квалификационные требования к уровню образования устанавливаются законом, к стажу службы (работы) — указом Президента, к профессиональным знаниям и навыкам — нормативным актом государственного органа. В настоящее время Федеральной таможенной службой (далее — ФТС) принято одиннадцать приказов, устанавливающих квалификационные требования применительно к должностям отдельных структурных подразделений таможенных органов (документационных, тыловых, кадровых, финансовых, валютного контроля и др.). В то же время нельзя не отметить, что квалификационные требования разработаны не ко всем должностям федеральных гражданских служащих таможенных органов, что требует усиления нормотворческой работы ФТС России в данном направлении. К сотрудникам таможенных органов также предъявляются соответствующие квалификационные требования, однако по Закону о службе в таможенных органах они включают в себя квалификационные требования: к уровню профессионального образования и стажу либо государственной службы, либо работы по специальности. Данные требования установлены в едином документе — Приказе ФТС России от 12 декабря 2006 г. N 1304 «Об утверждении Перечней должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов Российской Федерации, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом, соответствующих им специальных званий и общих квалификационных требований» и зависят от занимаемой сотрудником должности <7>. ——————————— <7> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 12.

Следует отметить, что квалификационные требования к навыкам и умениям для сотрудников формально не установлены. Статья 6 Закона о службе в таможенных органах содержит общую формулировку «способность по своим деловым качествам обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы». К числу особенностей условий поступления на должность сотрудника таможенного органа следует назвать учет личных качеств претендента на службу, а также соответствие установленных Правительством РФ требований к состоянию здоровья, позволяющих выполнять функции, возложенные на таможенные органы. Перед поступлением на службу на должность сотрудника таможенного органа обязательно необходимо пройти военно-врачебную комиссию и получить заключение о годности к таможенной службе <8>. Данные требования, безусловно, связаны с правоохранительным характером службы в таможенных органах, в том числе наделением сотрудников правом применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. ——————————— <8> См.: Приказ ГТК России от 4 июня 2003 г. N 620 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации» // Российская газета. N 154. 2003. 5 августа.

Замещение должностей таможенной службы Российской Федерации. Порядок замещения должностей таможенной службы существенно различается в зависимости от того, является ли вакантная должность должностью сотрудника или федерального гражданского служащего. В первом случае в соответствии с Законом о службе в таможенных органах при поступлении на службу конкурс не проводится и с лицом заключается контракт о службе в таможенных органах. Порядок заключения контракта установлен Приказом ФТС России от 1 декабря 2008 г. N 1504 «Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации» <9>. Основаниями для отказа в заключении контракта служат ограничения в приеме на службу в таможенные органы, к которым в соответствии с Законом о службе в таможенных органах относятся: ——————————— <9> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 51.

а) недееспособность или ограниченная дееспособность, установленная вступившим в законную силу решением суда; б) неснятая или непогашенная судимость; в) лишение вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока; г) несоответствие требованиям к состоянию здоровья. На основании ст. 10 Закона о службе в таможенных органах РФ контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять и десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах. Таким образом, контракт с сотрудниками таможенных органов носит исключительно срочный характер. Замещение должностей таможенной службы федеральными гражданскими служащими происходит согласно ч. 1 ст. 22 Закона о государственной гражданской службе. Поступление гражданина в таможенные органы для замещения должности федеральной гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Процедура проведения конкурса регламентирована Указом Президента России от 1 февраля 2005 г. N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ» <10>. Приказом ФТС России от 8 сентября 2006 г. N 858 утверждена Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, порядке и сроках работы конкурсных комиссий в таможенных органах РФ <11>. ——————————— <10> Российская газета. N 20. 2005. 3 февраля. <11> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 44.

Часть 2 ст. 22 Закона о государственной гражданской службе определяет случаи, когда конкурс не проводится: 1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»; 2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ; 3) при заключении срочного служебного контракта; 4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья, при сокращении должностей гражданской службы, при реорганизации государственного органа или изменении его структуры, при ликвидации государственного органа; 5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Таким образом, данная норма устанавливает исчерпывающий перечень исключений из общего правила. Следовательно, если какой-либо случай не подпадает под один из приведенных случаев, конкурс проводится в обязательном порядке. Также данная статья содержит два случая, когда конкурс может не проводиться: 1) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ; 2) по решению представителя нанимателя при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы. В процессе проведения конкурса создаваемая начальником таможенного органа конкурсная комиссия оценивает кандидатов, подавших заявления для участия в конкурсе, на основании представленных ими документов. При этом допускается проведение индивидуального собеседования и иных конкурсных процедур с использованием методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов (анкетирование, проведение групповых дискуссий, тестирование и др.). На вакантную должность федерального гражданского служащего таможенного органа назначается победитель конкурса, т. е. кандидат, получивший наибольшее количество баллов. По результатам конкурса издается приказ таможенного органа о назначении победителя конкурса на вакантную должность, и с ним заключается служебный контракт. По общему правилу служебный контракт заключается на неопределенный срок. Срочный служебный контракт заключается лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательством о государственной службе, например при заключении срочного служебного контракта с гражданскими служащими, должность которых относится к категории «руководители». Важным отличием поступления на таможенную службу сотрудника является его обязанность не позднее двух месяцев со дня присвоения ему первого специального звания принять присягу. Федеральные гражданские служащие таможенных органов присягу не принимают. Испытание при приеме на службу в таможенные органы. В целях проверки соответствия замещаемой должности гражданину, поступающему на службу в таможенные органы на должность сотрудника или федерального гражданского служащего, может устанавливаться испытательный срок. Вместе с тем сроки его прохождения у разных категорий должностных лиц таможенных органов различны. Так, Закон о службе в таможенных органах устанавливает только максимальный срок испытания — до шести месяцев. Конкретный срок испытания зависит от уровня профессиональной подготовки гражданина и должности, на которую он поступает. Срок прохождения испытания для федеральных гражданских служащих, поступающих в таможенные органы, является более продолжительным и имеет как максимальный, так и минимальный порог. В соответствии со ст. 27 Закона о государственной гражданской службе срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. Закон о службе в таможенных органах называет только два основания, когда испытательный срок не устанавливается: для выпускников образовательных учреждений ФТС России, а также для граждан, поступающих на службу на конкурсной основе. Перечень оснований для неустановления испытательного срока для федеральных гражданских служащих более обширный и не исчерпывающий. Так, в соответствии со ст. 27 Закона о государственной гражданской службе испытание не устанавливается: 1) для беременных женщин; 2) для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы; 3) для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий; 4) для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы; 5) в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом о гражданской службе и другими федеральными законами. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого гражданскому служащему присваивается классный чин. Наиболее ярко различия в порядке прохождения службы в таможенных органах проявляются в перечне и содержании кадровых технологий, используемых для оценки профессионального уровня должностных лиц таможенных органов. К числу таковых необходимо отнести прежде всего аттестацию и квалификационный экзамен. Аттестация. Проведение аттестации является обязательной кадровой технологией как для сотрудников, так и для федеральных гражданских служащих таможенных органов. Институт аттестации государственных служащих, в том числе таможенных органов, призван способствовать формированию качественного кадрового состава государственной службы РФ, повышению профессионального уровня государственных служащих. Проведение аттестации сотрудников таможенных органов регламентируется ст. 47 Закона о службе в таможенных органах, Приказом ФТС России от 24 декабря 2008 г. N 1658 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации» <12>. ——————————— <12> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 11.

Основными нормативными правовыми документами, регулирующими порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих, являются Закон о государственной гражданской службе (ст. 48) и Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. <13> N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ», которым утверждено Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ <14>. ——————————— <13> Российская газета. N 20. 2005. 3 февраля. <14> Российская газета. N 20. 2005. 3 февраля.

Различия проведения аттестации должностных лиц таможенных органов заключаются в следующем. Во-первых, в целях проведения аттестации. Аттестация гражданского служащего таможенного органа проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. У сотрудников таможенных органов аттестация может проводиться не только для решения вопроса о соответствии сотрудника таможенного органа занимаемой должности, но и для представления к государственной награде Российской Федерации. Во-вторых, в сроках проведения аттестации. Так, у сотрудников очередная аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. У федеральных гражданских служащих аттестация проводится один раз в три года. В-третьих, в основаниях проведения внеочередной (для сотрудников — досрочной) аттестации. Закон о государственной гражданской службе содержит исчерпывающий перечень оснований для проведения внеочередной аттестации: при принятии решения о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе или об изменении условий оплаты труда, а также по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Досрочная аттестация сотрудника может быть проведена на основании приказа таможенного органа по согласованию с начальником вышестоящего органа. Таким образом, основания для проведения досрочной аттестации сотрудника таможенного органа нормативно не определены, необходимость ее проведения определяется начальником таможенного органа в каждом конкретном случае. В-четвертых, составом аттестационных комиссий. Так, в состав аттестационной комиссии сотрудников входят только должностные лица таможенного органа, включенные в состав аттестационной комиссии по решению начальника таможенного органа. В состав аттестационной комиссии федеральных гражданских служащих таможенных органов, наряду с должностными лицами таможенного органа, обязательно входит представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемых соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. В-пятых, перечнем должностных лиц таможенных органов, не подлежащих аттестации. К общим категориям должностных лиц, в отношении которых аттестация не проводится, относятся: лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком (аттестация их проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска). Дополнительно к этому не подлежат аттестации следующие федеральные гражданские служащие таможенных органов: достигшие возраста 60 лет; а также замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт. Применительно к сотрудникам не подлежат аттестации также лица, находящиеся в распоряжении начальника таможенного органа в связи с проведением организационно-штатных мероприятий; а также прикомандированные к органам государственной власти РФ и организациям (на период прикомандирования). В-шестых, принимаемыми аттестационными комиссиями решениями. По результатам аттестации должностных лиц обеих категорий могут быть приняты следующие общие решения: 1) о соответствии замещаемой должности; 2) о несоответствии замещаемой должности. При аттестации гражданских служащих таможенных органов дополнительно могут быть приняты еще два решения: 1) о соответствии замещаемой должности и рекомендации к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста; 2) о соответствии замещаемой должности при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации. В-седьмых, порядком оформления решений, принимаемых аттестационными комиссиями. Решения аттестационной комиссии у федеральных гражданских служащих носят итоговый характер. Издание дополнительного правового акта государственного органа предусмотрено только в тех случаях, если по результатам аттестации принято решение о том, что гражданский служащий: а) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста; б) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; в) понижается в должности гражданской службы. Решения аттестационной комиссии сотрудников таможенных органов, напротив, не являются окончательными. По результатам аттестации начальник таможенного органа обязан принять решение об утверждении (неутверждении) результатов аттестации. При этом перечень решений, которые могут быть приняты по результатам аттестации сотрудника, шире, чем по результатам аттестации федеральных гражданских служащих таможенных органов. Так, начальник таможенного органа по результатам аттестации может самостоятельно принять решение: 1) об оставлении сотрудника в занимаемой должности; 2) о включении сотрудника в резерв на вышестоящую должность; 3) о переводе сотрудника на другую вакантную должность; 4) о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; 5) об увольнении сотрудника со службы в таможенных органах. Квалификационный экзамен. На основании ст. 49 Закона о государственной гражданской службе квалификационный экзамен у федеральных гражданских служащих проводится для присвоения им классного чина. Порядок сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими РФ и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня) утвержден Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 111 <15>. ——————————— <15> Собрание законодательства РФ. 2005. N 6. Ст. 438.

Квалификационный экзамен проводится в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего таможенного органа конкурсной или аттестационной комиссией. Квалификационный экзамен проводится по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Ранее данного срока возможно проведение внеочередного квалификационного экзамена по инициативе гражданского служащего таможенного органа. Прохождение службы в таможенных органах сотрудников не предусматривает такой кадровой технологии, как квалификационный экзамен. Присвоение им специальных званий происходит по совершенно иному механизму. Специальные звания сотрудникам присваиваются в соответствии с занимаемыми должностями и подразделяются на первые и очередные. Присвоение сотруднику таможенного органа первого специального звания осуществляется в течение одного месяца после заключения с ним впервые контракта. Очередное специальное звание присваивается в последовательном порядке при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании. Сроки выслуги в специальных званиях установлены ст. 5 Закона о службе в таможенных органах. Задержка в представлении к присвоению очередного специального звания сотрудника таможенного органа может быть вызвана только следующими обстоятельствами: наложение на сотрудника дисциплинарного взыскания, возбуждение уголовного дела, проведение служебной проверки по фактам нарушения им служебной дисциплины. Привлечение к дисциплинарной ответственности. Следующей отличительной чертой прохождения службы в таможенных органах различными категориями должностных лиц таможенных органов являются особенности привлечения к дисциплинарной ответственности. Привлечение к ответственности федеральных гражданских служащих таможенных органов осуществляется в соответствии с положениями главы 12 Закона о государственной гражданской службе, регулирующей служебную дисциплину на гражданской службе. Вопросы служебной дисциплины и порядок наложения дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников таможенных органов регулируются Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396, ст. 29 Закона о службе в таможенных органах, устанавливающей виды дисциплинарных взысканий <16>. ——————————— <16> Российская газета. N 224. 1998. 25 ноября.

Вышеуказанные нормативные акты содержат схожие понятия служебной дисциплины и дисциплинарного проступка. Общими дисциплинарными взысканиями, налагаемыми на должностных лиц таможенных органов, являются: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии; 4) увольнение со службы. Помимо этого, на сотрудников таможенных органов может быть также наложен строгий выговор, а к федеральным гражданским служащим таможенных органов применено такое взыскание, как освобождение от замещаемой должности гражданской службы. Согласно ст. 58 Закона о государственной гражданской службе перед применением к федеральному гражданскому служащему таможенного органа дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка. Дисциплинарный устав не содержит императивного правила проведения служебной проверки, устанавливая, что основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка. Правовое регулирование проведения служебной проверки в отношении сотрудников отличается большей детализацией. Так, служебная проверка, проводимая в отношении федеральных гражданских служащих, регламентируется только ст. 59 Закона о государственной гражданской службе, а служебная проверка в отношении сотрудника — Приказом ФТС России от 2 сентября 2008 г. N 1083 «Об утверждении Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации» <17>. ——————————— <17> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 40.

Организация проведения служебных проверок в отношении должностных лиц таможенных органов имеет много схожих черт, что подтверждает общую цель ее проведения. К числу таковых относится: перечень обстоятельств, подлежащих установлению в ходе проведения проверки, создание комиссии по ее проведению, месячный срок проведения, возможность отстранения должностного лица, в отношении которого она проводится, от исполнения должностных обязанностей, составление по ее результатам заключения и др. Однако есть и отличия. Так, служебная проверка в отношении федеральных гражданских служащих может быть проведена не только по решению начальника таможенного органа, как установлено в Дисциплинарном уставе таможенной службы РФ в отношении сотрудников, но и по письменному заявлению гражданского служащего. К особенностям ее проведения в отношении сотрудников таможенных органов относятся: необходимость согласования решения о проведении служебной проверки в вышестоящем таможенном органе в отношении сотрудников правоохранительных подразделений и подразделений собственной безопасности, обязательное включение в состав комиссии в определенных случаях сотрудника подразделения собственной безопасности. Кроме того, наложение на сотрудника дисциплинарного взыскания влечет для него следующее ограничение: в течение срока действия дисциплинарного взыскания к нему не могут применяться меры поощрения, кроме досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания. В отношении федеральных гражданских служащих таможенных органов, привлеченных к дисциплинарной ответственности, неприменение к ним мер поощрения нормативно не закреплено. Прекращение службы в таможенных органах. Прохождение службы в таможенных органах заканчивается ее прекращением. Основания для прекращения службы сотрудниками таможенных органов указаны в ст. 48 Закона о службе в таможенных органах, а основания прекращения службы гражданскими служащими таможенных органов — в ст. 33 Закона о государственной гражданской службе. Сравнительный ана лиз оснований увольнения со службы сотрудников и федеральных гражданских служащих таможенных органов показывает, что у федеральных гражданских служащих основания прекращения гражданской службы более детализированы, однако по содержанию данные основания во многом совпадают. Однако есть и отличия по основаниям прекращения службы. К примеру, у сотрудников таможенных органов отсутствует такое основание увольнения, как соглашение сторон. В то же время имеется дополнительное основание — по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Кроме того, ряд оснований увольнения со службы в таможенных органах хотя и являются схожими, однако в их основе могут лежать различные обстоятельства или события. Так, например, должностные лица таможенных органов могут быть уволены по такому основанию, как достижение предельного возраста. Однако возраст пребывания на службе в таможенных органах у сотрудников и федеральных гражданских служащих таможенных органов различен. В соответствии со ст. 39 Закона о государственной гражданской службе предельный возраст нахождения на гражданской службе — 65 лет. Предельный возраст пребывания на службе сотрудников таможенных органов, по аналогии с военной службой и службой в органах внутренних дел, зависит от специального звания и является более низким — от 50 до 60 лет. В то же время Закон о службе в таможенных органах допускает продление предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах сотрудников в каждом конкретном случае до пяти лет. Также Закон о службе в таможенных органах более демократичен по отношению к женщинам-сотрудницам. Он не закрепляет в императивном порядке предельный возраст их пребывания на службе, а предоставляет возможность по своему желанию состоять на службе в таможенных органах Российской Федерации на пять лет меньше срока, установленного для нахождения на службе в зависимости от присвоенного им специального звания.

——————————————————————