Правовое обеспечение перемещения транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС

(Ялбулганов А. А., Бельтюкова А. А.) («Реформы и право», 2013, N 3)

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ ЕВРАЗЭС <1>

А. А. ЯЛБУЛГАНОВ, А. А. БЕЛЬТЮКОВА

——————————— <1> Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Национальное и наднациональное правовое регулирование экономических отношений в рамках Единого экономического пространства ЕврАзЭС»), проект N 13-33-01037.

Ялбулганов Александр Алибиевич, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института публично-правовых исследований, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Бельтюкова Анастасия Аркадьевна, преподаватель кафедры финансового права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Статья разъясняет особенности правового регулирования перемещения физическими лицами транспортных средств, предназначенных для использования в личных целях, через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС. Освещение получили критерии отнесения транспортных средств к товарам для личного пользования, порядок их декларирования и иные вопросы.

Ключевые слова: Таможенный союз ЕврАзЭС, транспортное средство для личного пользования, пассажирская таможенная декларация.

Legal support of movement of vehicles for private using through customs border of the Customs Union of the EurAsEC A. A. Yalbulganov, A. A. Beltyukova

The article interprets the legal regulation of the movement vehicles for private using by natural persons through the customs border of the Customs Union of the EurAsEC. Criteria for assigning vehicles as goods for private using, the order of their declaration and other issues are scrutinized.

Key words: Customs Union of the EurAsEC, vehicle for private using, passenger customs declaration.

Свобода передвижений выступает неотъемлемым элементом правового статуса личности, получившим закрепление в основополагающих международных документах, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 года (ст. 13) <2>, Международный пакт «О гражданских и политических правах» 1966 года (ст. 12) <3> и Протокол N 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1963 года (ст. 2) <4>, а также национальных конституционных актах. ——————————— <2> Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) // Российская газета. 05.04.1995. N 67. <3> Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12. <4> Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 года) (вместе с Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней) (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 года) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

После прекращения существования СССР на мировой геополитической карте отчетливо выступили государственные границы пятнадцати вновь образованных независимых государств, граждане которых получили право беспрепятственно в сопровождении своих личных вещей и (или) транспортных средств покидать любую страну и въезжать в свою страну обратно, преследуя частные, туристические, деловые, образовательные, культурные и какие угодно иные цели поездок, в порядке, установленном национальными законодательными актами о таможенном деле. «Проницаемость» пространственных пределов государственных территорий и, как следствие, трансграничная мобильность <5> тем более усиливаются для постсоветских стран ввиду «унаследованной» от СССР включенности в международные соглашения о стандартизации правил дорожного движения, об унификации дорожных знаков и сигналов. В частности, государства — члены Конвенции о дорожном движении 1968 года <6> (всего более 80 стран), включая Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Казахстан и другие в прошлом советские республики, признают действительными на своей территории национальные водительские удостоверения, выпущенные всеми сторонами международного договора, при условии их соответствия единым требованиям, а также выданные каждой из стран — участниц договора международные водительские удостоверения (в форму которых были внесены существенные изменения поправками от 28 сентября 2004 года <7>). ——————————— <5> По данным Федеральной службы государственной статистики (http://www. gks. ru/), количество выездов россиян за границу автомобильным транспортом с января по сентябрь 2012 года достигло 13,7 млн., что составляет 37% от общего числа поездок всеми видами транспорта. Иностранные граждане за тот же период совершили 21,7 млн. поездок в Россию, из них 9,3 млн. — на автомобильном транспорте, то есть около 42%. <6> Конвенция о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 года) // На русском языке документ официально опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс». <7> В России в целях приведения международного водительского удостоверения в соответствие с требованиями поправок к Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года, вступивших в силу 28 марта 2006 года, была введена новая форма международного водительского удостоверения Приказом МВД РФ от 18 апреля 2011 года N 206 «О введении в действие международного водительского удостоверения» // Российская газета. 20.05.2011. N 107.

Вступление в силу с 6 июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза <8> (далее — ТК ТС) привело к объединению отдельных таможенных территорий Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в единую таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и установлению на этой территории наднационального регулирования таможенных отношений. Основным источником права, устанавливающим порядок перемещения товаров, в том числе транспортных средств <9>, для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, стал ТК ТС (гл. 49). В ст. 352 ТК ТС указывается, что «товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями настоящей главы, а в части, не урегулированной настоящей главой, — в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза». Так, вопросы, не нашедшие отражения в ТК ТС, регулируются международными договорами государств — членов Таможенного союза и решениями Евразийской экономической комиссии (до 1 февраля 2012 года — Комиссии Таможенного союза) о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами. Кроме того, в случае «пробельности» таможенного законодательства Таможенного союза соответствующие отношения могут регулироваться внутренними актами законодательства государств — членов Таможенного союза о таможенном деле до установления наднациональных правил. Для Российской Федерации главным внутренним актом законодательства о таможенном деле является Федеральный закон от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (порядку перемещения товаров для личного пользования посвящена в нем ст. 317), для Республики Казахстан — Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан» (гл. 56), для Республики Беларусь — Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 года N 204-З (ст. 44) и Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года N 503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования» (в связи с наблюдаемой инертностью белорусских законодателей в вопросе приведения внутреннего таможенного законодательства в соответствие с законодательством Таможенного союза оба нормативных правовых акта действуют в части, не противоречащей наднациональным документам). ——————————— <8> Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615. <9> Согласно подп. 39 п. 1 ст. 4 ТК ТС транспортное средство признается категорией товаров, включающей любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

Понятие транспортного средства для личного пользования. Согласно подп. 4 ст. 351 ТК ТС для целей регулирования таможенных операций в отношении транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС, категорией «транспортное средство для личного пользования» охватываются «авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно». При этом понятие авто-, мототранспортного средства для личного пользования определено в подп. 1 п. 1 ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» <10> (далее — Соглашение). В соответствии с указанной нормой права к авто-, мототранспортным средствам для личного пользования относятся: ——————————— <10> Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (вместе с Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 36. Ст. 4866.

— автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, за исключением указанных в следующем абзаце; — квадроциклы, снегоходы и иные легковые транспортные средства, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования; — мотоциклы, мопеды, мотороллеры, классифицируемые в товарной позиции 8711 ТН ВЭД ТС; — моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ТС, моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн, классифицируемые в товарных позициях 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ТС. Ключевым признаком при оценке соответствия транспортного средства, перемещаемого через таможенную границу, требованиям, содержащимся в ст. 351 ТК ТС, является его назначение, связанное только с личными целями физического лица, въезжающего на таможенную территорию Таможенного союза или покидающего ее. Так, использование транспортного средства в личных целях должно исключать транспортировку людей за вознаграждение, а также провоз коммерческих грузов независимо от факта возмездности. Например, таможенный орган не согласился отнести самолет, приобретенный физическим лицом за границей с целью организации аэроклуба в России, к транспортным средствам для личного пользования, мотивировав свой отказ тем, что в случае, если воздушные суда ввозятся для использования в деятельности юридического лица (аэроклуба), они не могут рассматриваться как транспортные средства для личного пользования. Стоит отметить, что при принятии решений таможенные органы руководствуются системой управления рисками с учетом ряда фактологических критериев, включая заявление физического лица о перемещаемых товарах, сделанное им в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; характер и количество товаров, перевозимых в транспортном средстве; а также частоту пересечения физическим лицом таможенной границы и (или) перемещения через нее транспортного средства, транспортировки товаров. Помимо этого, в государствах — членах Таможенного союза могут быть приняты внутренние акты, регламентирующие порядок отнесения товаров к товарам для личного пользования. В частности, в Республике Беларусь действуют Методические рекомендации по определению предназначения и стоимости товаров, перемещаемых физическими лицами (утверждены Председателем Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 9 сентября 2010 года). В соответствии с этим документом при принятии решения об отнесении ввозимых на таможенную территорию товаров к товарам для личного пользования должностными лицами таможенных органов должны приниматься во внимание такие факторы, как обычная потребность человека в указанного рода товарах; ассортимент перемещаемых товаров; частота перемещения лицом идентичных товаров; состав семьи; а также иные факторы, установленные в ходе опроса лица. Если под видом товаров для личного пользования заявлены и выпущены товары, ввезенные с целью их использования в предпринимательской деятельности, то такие товары считаются незаконно перемещенными через таможенную границу и к таким товарам после их выпуска применяются нормы ТК ТС без учета особенностей, установленных гл. 49 ТК ТС, и положений Соглашения. Таможенное декларирование транспортных средств для личного пользования. Транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, подлежат таможенному декларированию в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации, образец которой и правила заполнения которой утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 287 <11>. Исключениями являются транспортные средства для личного пользования, которые зарегистрированы в России, Беларуси или Казахстане и временно вывозятся лицами, постоянно проживающими в названных государствах, с таможенной территории Таможенного союза или ввозятся на эту территорию обратно. В таких случаях физическое лицо вправе ограничиться устным заявлением о перемещаемых транспортных средствах для личного пользования. Тем не менее при желании ТК ТС не запрещает произвести таможенное декларирование транспортного средства, не подлежащего таможенному декларированию в письменном виде. ——————————— <11> Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» // http://www. tsouz. ru/ — официальный сайт Комиссии Таможенного союза (дата обращения: 25.06.2013).

В деталях порядок совершения таможенных операций, связанных с декларированием, определен Инструкцией о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем (утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 311) <12> (далее — Инструкция). ——————————— <12> Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 311 «Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем» // http://www. tsouz. ru/ — официальный сайт Комиссии Таможенного союза (дата обращения: 29.06.2013).

Декларирование транспортных средств для личного пользования осуществляется декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (п. 3 ст. 8 Соглашения). Декларантом может быть физическое лицо, постоянно проживающее в государстве — члене Таможенного союза, или иностранное физическое лицо: — передавшее (передающее) товары для личного пользования, в том числе транспортные средства, перемещаемые в несопровождаемом багаже <13>, перевозчику для их фактического перемещения через таможенную границу; ——————————— <13> Несопровождаемый багаж — товары для личного пользования, принадлежащие физическому лицу, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (транспортной экспедиции) для фактического перемещения через таможенную границу в связи с въездом этого физического лица на территорию Таможенного союза или его выездом с таможенной территории Таможенного союза (подп. 1 ст. 351 ТК ТС).

— в адрес которого в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, поступили товары для личного пользования, в том числе транспортные средства, либо который отправляет за пределы таможенной территории Таможенного союза такие товары; — следующее на транспортном средстве для личного пользования, перемещаемом через таможенную границу, принадлежащем ему на праве владения, пользования и (или) распоряжения; — приобретшее право владения, пользования и (или) распоряжения на транспортное средство для личного пользования, находящееся на таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, по решению суда либо праву наследования; — обладающее правом владения, пользования и (или) распоряжения в отношении транспортного средства для личного пользования, находящегося на таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем; — обладающее правом перемещать товары для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей (перечень транспортных средств для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу без уплаты таможенных платежей, приведен в разд. V Приложения 3 к Соглашению). В соответствии со ст. 12 ТК ТС таможенным представителем является юридическое лицо, созданное по законодательству государства — члена Таможенного союза, отвечающее условиям, определенным ст. 13 ТК ТС, и включенное в реестр таможенных представителей. При этом отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отсюда любые иные лица, не являющиеся декларантом или таможенным представителем, не вправе осуществлять таможенное декларирование товаров, предназначенных для личного пользования. Например, физическое лицо заказывает для себя в иностранном государстве легковой автомобиль, который на его имя приобретает другое физическое лицо, действующее по доверенности, в чьи обязанности также входит доставить автомобиль на таможенную территорию Таможенного союза, самостоятельно совершив таможенное оформление. Как следует из п. 3 ст. 8 Соглашения, способность лица выступать в роли декларанта определяется через наличие у него соответствующих полномочий в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. Если обратиться к гражданскому законодательству, то становится очевидно, что сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности у представляемого (ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, физическое лицо, которому выдана доверенность, с точки зрения таможенного законодательства не обладает достаточными правами для выступления в качестве декларанта при декларировании автомобиля. Транзит транспортных средств для личного пользования по таможенной территории Таможенного союза. При перемещении по таможенной территории Таможенного союза в сопровождаемом багаже <14> транспортные средства для личного пользования, не зарегистрированные на таможенной территории Таможенного союза или территории иностранного государства, могут помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита (п. 1 ст. 9 Соглашения, гл. 32 ТК ТС). В соответствии с этой процедурой транспортные средства для личного пользования перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных платежей, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования <15>. К примеру, физическое лицо, постоянно проживающее в Российской Федерации, приобретает в Германии автомобиль, который намеревается ввезти в Россию через территорию Белоруссии (автомобиль снят с регистрационного учета в Германии). ——————————— <14> Сопровождаемый багаж — товары для личного пользования, включая ручную кладь, непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу (подп. 2 ст. 351 ТК ТС). <15> Обо всех таможенных процедурах подробнее см.: Таможенные процедуры в Таможенном союзе ЕврАзЭС: альбом схем / Под ред. А. Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012. 200 с.

Согласно подп. 1 ст. 10 Соглашения таможенные операции, связанные с выпуском транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных на таможенной территории Таможенного союза или территории иностранного государства, ввозимых на таможенную территорию следующими на них физическими лицами, осуществляются: 1) в таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, перемещающее товары; 2) в местах перемещения товаров через таможенную границу (местах прибытия или убытия), если таможенный орган одного государства — члена Таможенного союза подтверждает таможенному органу другого государства — члена Таможенного союза выполнение физическим лицом условий освобождения от уплаты таможенных платежей. Согласно нашему примеру, поскольку физическое лицо постоянно проживает в Российской Федерации, выпуск транспортного средства для личного пользования в свободное обращение должен осуществляться в российском таможенном органе, в регионе деятельности которого лицо имеет жилье. При помещении транспортных средств для личного пользования под таможенную процедуру таможенного транзита физическое лицо представляет таможенному органу транзитную декларацию и вносит обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 1 ст. 16 Соглашения). Обеспечительные меры не применяются, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов не превышает эквивалент 500 евро (подп. 1 п. 2 ст. 85 ТК ТС). При этом обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено заблаговременно как таможенному органу назначения (в описанной выше ситуации физическое лицо, постоянно проживающее в России, может оформить сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов <16> в отношении ввозимого автомобиля в таможенном органе Российской Федерации по месту жительства и предоставить его таможенному органу Республики Беларусь при пересечении таможенной границы), так и органу отправления (то есть в пункте ввоза на территории Беларуси). ——————————— <16> Форма, порядок заполнения и предоставления, а также срок действия сертификата обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов установлены Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 года «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 36. Ст. 4862.

Уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования обеспечивается способами, установленными ТК ТС (гл. 12) и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза (гл. 16 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»; гл. 16 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан»; гл. 26 Таможенного кодекса Республики Беларусь). Размеры обеспечительных сумм в таможенном законодательстве Таможенного союза установлены следующим образом (п. 2 ст. 16 Соглашения): — в отношении транспортных средств для личного пользования (кроме автомобилей) — в размере, соответствующем сумме таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске товаров в свободное обращение; — в отношении автомобилей — в размере, соответствующем сумме таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске автомобилей в свободное обращение, если таможенным законодательством Таможенного союза или международными договорами государств — членов Таможенного союза не определены иные размеры. Согласно п. 4 ст. 88 ТК ТС актами законодательства государств — членов Таможенного союза о таможенном деле могут устанавливаться фиксированные суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении отдельных видов товаров. Так, в целях реализации данной нормы в Российской Федерации фиксированные размеры обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов закреплены в приложении к Приказу ФТС России от 21 февраля 2012 года N 302 <17> и распространяются на подакцизные товары, в том числе легковые транспортные средства. Данные фиксированные размеры применяются и в отношении легковых транспортных средств для личного пользования. ——————————— <17> Приказ ФТС РФ от 21 февраля 2012 года N 302 «Об установлении фиксированных сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении подакцизных товаров» // Российская газета. 11.04.2012. N 79.

Важно обратить внимание на то, что согласно упомянутому документу в отношении автомобилей легковых и мотоциклов, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования, в случае представления документов, содержащих сведения о товаре, достаточные для расчета обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов исходя из суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске автомобилей в свободное обращение, фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не применяется. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставлено как наличными, так и безналичными денежными средствами в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза. Для возврата внесенных сумм обеспечения необходимо подать заявление на их возврат в произвольной форме в тот таможенный орган, на счет которого поступили денежные средства. В заявлении указываются обоснование возврата сумм обеспечения, размер сумм, подлежащих возврату, реквизиты платежных документов, согласно которым суммы обеспечения были внесены, банковские реквизиты плательщика с приложением документа, подтверждающего вывоз транспортного средства за пределы государства — члена Таможенного союза, по территории которого осуществлялся транзит. Возврат сумм обеспечения, как правило, производится в течение одного месяца со дня подачи плательщиком заявления и представления всех необходимых документов (ч. 5 ст. 149 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»; п. 4 ст. 274 Таможенного кодекса Республики Беларусь), однако в Республике Казахстан таможенный орган обязан осуществить возврат в течение 10 дней со дня получения указанного заявления (п. 2 ст. 156 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан»). Временный ввоз лицами, постоянно проживающими в странах — членах Таможенного союза, транспортных средств, не зарегистрированных в странах — членах Таможенного союза. При перемещении внутри таможенной территории Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в России, Белоруссии или Казахстане, лицами, имеющими постоянное место жительства в этих странах, освобождаются от таможенного оформления и уплаты таможенных платежей <18>. Во всех остальных случаях в отношении ввозимых на таможенную территорию транспортных средств для личного пользования совершаются таможенные операции, связанные с их декларированием и выпуском, без обязательного помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС <19> (ч. 4 ст. 354 ТК ТС). ——————————— <18> До 1 января 2013 года действовали переходные положения, установленные ст. 17 Соглашения, касающиеся неприменения правил о беспрепятственном перемещении в пределах единой таможенной территории автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств для личного пользования, классифицируемых в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных Соглашением (так называемые автомобили изъятия). Подробнее см.: Гармонников С. Н. Вопросы повышения эффективности таможенного контроля легковых автотранспортных средств, выпущенных для личного пользования в государствах — членах Таможенного союза и перемещаемых по единой таможенной территории Таможенного союза // Таможенное дело. 2010. N 4. С. 2 — 4. <19> В то же время в соответствии с п. 4 ст. 354 ТК ТС по желанию лица, перемещающего товары для личного пользования, в отношении таких товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их размещением на временное хранение, помещением под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС, а также вывозом с таможенной территории Таможенного союза, если они не покидали место прибытия. Можно заключить, что отказ физического лица от специального порядка, установленного гл. 49 ТК ТС, предусматривает применение к перемещаемым товарам для личного пользования общего порядка совершения таможенных операций.

На основании п. 1 ст. 10 Соглашения таможенные операции, связанные с выпуском товаров для личного пользования, совершаются в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещаемых следующими на них физическими лицами, в местах прибытия и ли убытия либо в таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо. В соответствии с п. 15 Инструкции первоначальный срок временного ввоза авто-, мототранспортных средств для личного пользования, устанавливаемый таможенным органом, составляет три месяца. По истечении этого периода времени декларант обязан вывезти авто-, мототранспортные средства с таможенной территории, обратиться в таможенный орган за продлением срока временного ввоза либо совершить иные действия, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза. При этом анализ положений таможенного законодательства Таможенного союза позволяет заключить, что предельный срок временного ввоза на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве, лицами, постоянно проживающими в государстве — члене Таможенного союза, составляет шесть месяцев (п. 23 приложения 3 к Соглашению). Для продления срока временного ввоза транспортных средств для личного пользования декларант до истечения первоначального срока обязан обратиться в таможенный орган с заявлением произвольной формы и представить должностному лицу таможенного органа пассажирскую таможенную декларацию (для транспортных средств) или иной документ (для авто-, мототранспортных средств) <20>, оформленные таможенным органом при временном ввозе, а также выполнить иные таможенные операции, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза (п. 17 Инструкции). Закрытый перечень оснований, по которым таможенный орган может отказать в продлении срока временного ввоза, установлен в п. 18 Инструкции. ——————————— <20> В частности, к иным документам относится учетная карточка авто-, мототранспортного средства для личного пользования, оформляемая таможенным органом в качестве пассажирской таможенной декларации при неоднократном перемещении авто-, мототранспортных средств для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза (утверждена Приказом ФТС России от 27 декабря 2011 года N 2621 «Об утверждении Порядка оформления и использования учетной карточки в качестве пассажирской таможенной декларации при неоднократном перемещении авто-, мототранспортных средств для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза» // Российская газета. 21.03.2012. N 61).

В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 11 Соглашения до истечения предельного шестимесячного срока временного ввоза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые физическими лицами государств — членов Таможенного союза любым способом, подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные ТК ТС. В случае невывоза этих транспортных средств до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза физическое лицо обязано уплатить таможенные пошлины, налоги в порядке и размерах, установленных ст. 14 Соглашения. В исключительных обстоятельствах физическое лицо освобождается от обязанности декларирования и уплаты таможенных платежей в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования в целях их обратного вывоза (абз. 2 п. 3 ст. 11 Соглашения). К таким обстоятельствам относятся обращение транспортного средства в собственность государства — члена Таможенного союза, а также его уничтожение (безвозвратная утрата) вследствие аварии или действия непреодолимой силы при условии представления таможенному органу подтверждающих документов. В соответствии с п. 1 ст. 16 Соглашения при временном ввозе физическими лицами государств — членов Таможенного союза на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранных государств, должно быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Кроме того, в п. 1 ст. 11 Соглашения установлено, что данные транспортные средства могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза только физическими лицами, осуществившими их ввоз, за исключением отдельных случаев: — при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным приложением 5 к Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение <21>, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза. Выпуск таких транспортных средств в свободное обращение осуществляется в том таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, которому передаются права пользования и (или) распоряжения; ——————————— <21> Раздел IV указанного приложения посвящен транспортным средствам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу Таможенного союза любым способом. В п. 12 предусмотрены единые ставки таможенных платежей, взимаемые в отношении автомобилей, ввозимых самими собственниками либо иными физическими лицами по поручению собственника, не выезжавшего для приобретения автомобиля за пределы таможенной территории Таможенного союза, вне зависимости от места совершения такой сделки по приобретению. Согласно данной норме в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3, но не более 5 лет, ставки таможенных платежей зависят от рабочего объема двигателя.

— для вывоза транспортных средств за пределы территории Таможенного союза с разрешения таможенного органа в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или по иной объективной причине. До истечения срока временного ввоза вышеназванные транспортные средства для личного пользования после их выпуска и перемещения через таможенную границу любым способом подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные ТК ТС. При этом если временный ввоз транспортного средства, не зарегистрированного на таможенной территории Таможенного союза, осуществило одно лицо, а вывез с таможенной территории этот автомобиль его близкий родственник (например, супруг), то такие обстоятельства не могут быть признаны передачей временно ввезенного транспортного средства иному лицу в смысле нарушения положения п. 1 ст. 11 Соглашения <22>. ——————————— <22> Подробнее см.: Определение Верховного суда Республики Карелия от 5 июля 2011 года по делу N 33-1929/2011 // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Законодательством государств — членов Таможенного союза могут определяться таможенные органы, которые уполномочены совершать таможенные операции в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами на территорию государств — членов Таможенного союза. В частности, на основании ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» компетенция таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются Федеральной таможенной службой. Так, Приказом ФТС России от 22 сентября 2010 года N 1746 <23> утвержден Перечень таможенных органов, обладающих компетенцией по совершению таможенных операций, в том числе по оформлению и продлению срока временного ввоза транспортных средств, а также по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами транспортных средств для личного пользования определенных марок. ——————————— <23> Приказ ФТС РФ от 22 сентября 2010 года N 1746 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров определенного вида, перемещаемых физическими лицами» // Российская газета. 15.10.2010. N 234.

Согласно п. п. 4 и 5 данного Приказа таможенные органы, не упомянутые в приложении N 1 и расположенные в пунктах пропуска (местах прибытия) через Государственную границу Российской Федерации, международных морских (речных) портах и аэропортах, обладают исключительной компетенцией по совершению таможенных операций в отношении транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, связанных с их помещением под таможенную процедуру таможенного транзита, а также выпуском, временным ввозом или вывозом, обратным вывозом или временным ввозом при перемещении транспортных средств следующими на них физическими лицами. Кроме того, указанные таможенные органы в международных морских (речных) портах и аэропортах обладают компетенцией по совершению таможенных операций, связанных с выпуском таких транспортных средств в несопровождаемом багаже или в качестве товаров, доставляемых перевозчиком. Временный ввоз транспортных средств для личного пользования иностранцами. Согласно ч. 2 ст. 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год с освобождением от уплаты таможенных платежей и без применения мер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 22 разд. V приложения 3 к Соглашению). Однако стоит вновь упомянуть, что первоначально срок временного ввоза авто-, мототранспортных средств для личного пользования устанавливается таможенным органом путем соответствующей отметки в пассажирской таможенной декларации и составляет три месяца (п. 15 Инструкции). По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств. Если до истечения срока временного ввоза транспортные средства не были выпущены в свободное обращение, вывезены с таможенной территории Таможенного союза или помещены под таможенные процедуры, установленные ТК ТС, то физическое лицо освобождается от обязанности их декларировать только при представлении таможенному органу документов в подтверждение наличия обстоятельств, указанных в п. 3 ст. 11 Соглашения (если транспортное средство пришло в негодность из-за аварии или действия непреодолимой силы либо было обращено в собственность государства — члена Таможенного союза). В противном случае, если временно ввезенные транспортные средства для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких транспортных средств взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза (п. 5 ст. 358 ТК ТС). Лицо не избавляется от уплаты таможенных платежей в отношении транспортного средства, временно ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза и не вывезенного в установленные таможенным органом сроки, даже в случае утери такого транспортного средства в результате хищения. Как следует из письма ФТС России от 28 сентября 2012 года N 01-11/48569 <24>, «хищение транспортного средства не является основанием для освобождения физического лица от обязанности по уплате таможенных платежей за утраченное и не вывезенное в установленные таможенным органом сроки транспортное средство», потому что, во-первых, «перечень оснований для освобождения физического лица от уплаты таможенных платежей носит закрытый и императивный характер», а во-вторых, «преступные действия третьих лиц не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду отсутствия признаков чрезвычайности и объективной непредотвратимости». ——————————— <24> Письмо ФТС России от 28 сентября 2012 года N 01-11/48569 «Обзор практики рассмотрения ФТС России жалоб физических и юридических лиц на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела» // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Транспортные средства для личного пользования, ввозимые иностранцами на таможенную территорию Таможенного союза, могут использоваться только лицами, осуществившими их ввоз (п. 1 ст. 11 Соглашения). Передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными транспортными средствами для личного пользования другому лицу на таможенной территории Таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза. Исключения составляют рассмотренные выше случаи, указанные в п. 2 ст. 11 Соглашения. Временный вывоз физическими лицами государств — членов Таможенного союза транспортных средств для личного пользования. В соответствии со ст. 359 ТК ТС физические лица государств — членов Таможенного союза вправе временно вывозить с таможенной территории Таможенного союза товары для личного пользования на срок своего временного пребывания на территории иностранного государства и ввозить их обратно с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 21 приложения 3 к Соглашению). Временный вывоз транспортного средства физическим лицом через таможенную границу Таможенного союза осуществляется в пункте пропуска через границу Таможенного союза. Транспортное средство декларируется в упрощенном порядке путем подачи пассажирской таможенной декларации. Согласно приложению к письму ФТС России от 19 июля 2011 года N 04-30/34327 <25> подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. ——————————— <25> Письмо ФТС РФ от 19 июля 2011 года N 04-30/34327 «О направлении памяток» // СПС «КонсультантПлюс». Обращаем внимание, что текст письма содержит очень полезную Памятку для физических лиц, следующих через таможенную границу Таможенного союза на автомобильных транспортных средствах (см.: Таможенные ведомости. 2011. N 10).

В соответствии с п. 2 ст. 359 ТК ТС по заявлению физического лица таможенный орган проводит идентификацию временно вывозимых транспортных средств для личного пользования, если такая идентификация будет способствовать их обратному ввозу с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов <26>. ——————————— <26> В целях совершенствования учета в отношении транспортных средств, временно ввозимых (вывозимых) на (с) территорию(-и) Российской Федерации, издан Приказ ФТС России от 1 июня 2010 года N 1056 «Об утверждении Технологии использования штрихового кодирования при проведении таможенного контроля и учета в отношении транспортных средств, временно ввозимых (вывозимых) на (с) таможенную(ой) территорию(и) Российской Федерации» (Таможенные ведомости. 2010. N 8 (извлечения) (полный текст доступен в СПС «КонсультантПлюс»)).

Кроме того, следует учитывать, что с временно вывезенными транспортными средствами допускается совершение операций по техническому обслуживанию или ремонту, потребовавшихся при их нахождении за пределами таможенной территории Таможенного союза (п. 3 ст. 359 ТК ТС). Вместе с тем при обратном ввозе временно вывезенного автомобиля, на котором был заменен, к примеру, двигатель, физическому лицу необходимо будет произвести таможенное декларирование замененного двигателя в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Однако если замена двигателя была произведена в связи с гарантийным ремонтом или обслуживанием согласно условиям договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством государства — члена Таможенного союза, либо осуществлением ремонта, необходимого для восстановления транспортного средства для личного пользования после его повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, то таможенного декларирования не требуется. Перемещение запасных частей и топлива, предназначенных для транспортных средств для личного пользования. Согласно ст. 362 ТК ТС запасные части, необходимые для ремонта транспортных средств для личного пользования, временно ввезенных физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза, могут временно ввозиться с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов на срок, не превышающий срока временного ввоза таких транспортных средств. При этом топливо, находящееся в баках, предусмотренных конструкцией транспортных средств для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами, может ввозиться на таможенную территорию Таможенного союза или соответственно вывозиться с этой территории без уплаты таможенных пошлин, налогов. Кроме того, разрешено вывозить с таможенной территории Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей не более десяти литров топлива, находящегося в отдельной емкости (например, канистре) (п. 2 приложения 1 к Соглашению). Закрепление в ТК ТС, а также иных актах таможенного законодательства Таможенного союза, прежде всего в международном договоре, правовых норм, определяющих порядок перемещения физическими лицами транспортных средств в личных целях, послужило основой установления единообразного порядка функционирования данного института союзного таможенного права. Между тем отдельные вопросы совершения тех или иных таможенных операций в пунктах пропуска через границы России, Белоруссии и Казахстана все еще определяются «государственной принадлежностью» таможенных органов. Впоследствии развитие правового регулирования данных отношений представляется по пути дальнейшего сближения положений национальных законодательств о таможенном деле, в том числе за счет деятельности Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов Таможенного союза <27>. ——————————— <27> Объединенная коллегия таможенных служб государств — членов Таможенного союза осуществляет свою деятельность на основании Договора об Объединенной коллегии таможенных служб государств — членов Таможенного союза от 22 июня 2011 года (Бюллетень международных договоров. 2012. N 5. С. 6 — 11) и других актов таможенного законодательства Таможенного союза.

Библиография

1. Гармонников С. Н. Вопросы повышения эффективности таможенного контроля легковых автотранспортных средств, выпущенных для личного пользования в государствах — членах Таможенного союза и перемещаемых по единой таможенной территории Таможенного союза // Таможенное дело. 2010. N 4. 2. Таможенные процедуры в Таможенном союзе ЕврАзЭС: альбом схем / Под ред. А. Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012.

——————————————————————