Правовые основы деятельности и правовой статус таможенных органов КНР

(Манцуров А. Ю.) («Таможенное дело», 2010, N 1)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ КНР

А. Ю. МАНЦУРОВ

Манцуров А. Ю., преподаватель кафедры административного права и административно-служебной деятельности ОВД Дальневосточного юридического института МВД России.

В последние годы мы наблюдаем устойчивый рост товарооборота между Китайской Народной Республикой (далее — КНР) и Российской Федерацией (далее — РФ), который обусловлен экономическими факторами. Все более насущным становится требование к повышению степени взаимодействия таможенных органов наших стран. Мы не можем не ощущать эти процессы и не участвовать в них — в плане возрастающих требований к выявлению и предотвращению незаконной деятельности в области таможенного дела. Тем не менее дальнейшие преобразования во внешнеэкономической деятельности затруднительны без повышения степени взаимодействия таможенных органов КНР и РФ. Такое повышение основывается на анализе особенностей структуры, полномочий и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность полиции по борьбе с контрабандой (таможенной полиции). Согласно определению, данному в ст. 2 Таможенного кодекса Китайской Народной Республики, таможня КНР — это государственный орган контроля за пропуском через границу в пограничных пунктах. Таможня согласно ТК КНР и другим нормативно-правовым актам осуществляет контроль транспортных средств, грузов, багажных мест, почтовых отправлений и других предметов, пропускаемых через границу; взимает таможенные пошлины и другие пошлины и сборы; выявляет и задерживает контрабанду; кроме того, ведет таможенную статистику и занимается другими вопросами, связанными с деятельностью таможни. Главное таможенное управление — государственный орган исполнительной власти, утвержденный и непосредственно подчиняющийся Государственному совету КНР, которое осуществляет единое управление таможнями по всей стране. Таможни в соответствии с законом независимы в выполнении своих функций, подчиняются Главному таможенному управлению <1>. ——————————— <1> Таможенный кодекс КНР (принят на 19-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей шестого созыва 22 января 1987 г., изменения внесены на основании принятого на 16-м заседании ПК ВСНП девятого созыва 8 июля 2000 г. Постановления «О внесении изменений в Таможенный кодекс Китайской Народной Республики»). См.: Современное законодательство КНР: Сборник нормативно-правовых актов / Пер. к. ю.н. Д. А. Смирнова; Сост. ред. Л. М. Гудошников. Серия «Современное законодательство зарубежных стран». М.: ИКД «Зерцало», 2004. С. 403 — 430.

Значительное место в деятельности полиции по борьбе с контрабандой занимает правоохранительная функция. Правоохранительный статус Главного таможенного управления КНР был закреплен 5 января 1999 г. Госсоветом Китая, который учредил создание данного органа. Полиция по борьбе с контрабандой — это орган под двойным руководством, в первую очередь со стороны администрации таможни и затем Министерства общественной безопасности (далее — МОБ). При таможнях в настоящее время функционирует 42 департамента в дополнение к бюро и 104 офисам этих ведомств, начавшим борьбу с контрабандой и уклонениями от уплаты пошлины или провозом товаров, минуя таможню в пределах ее юрисдикции <2>. ——————————— <2> Перевод А. Ю. Манцурова // Официальный сайт Министерства общественной безопасности КНР: URL: http://www. mps. gov. cn/n16/index. html.

В соответствии со ст. 5 ТК КНР государство осуществляет систему задержания контрабанды с единым проведением задержания, разбирательства и комплексным управлением. Таможенные органы отвечают за организацию, координацию и управление работой по выявлению и задержанию контрабанды. А согласно ст. 7 ТК КНР все территории и все органы должны оказывать поддержку таможням в законном осуществлении ими своих полномочий и недопустимо незаконное вмешательство в деятельность таможни по исполнению закона. Правовой статус таможенной полиции Китая определен ст. 4 Таможенного кодекса КНР, согласно которой государство учреждает при Главном таможенном управлении специальный орган общественной безопасности, расследующий преступления, связанные с контрабандой, и создает специальную полицию для задержания контрабанды, отвечающую за проведение расследований относящихся к ее ведению дел по преступлениям, связанным с контрабандой, проведение задержания, ареста и предварительного следствия. Таможенные органы общественной безопасности, расследующие преступления, связанные с контрабандой, могут на основании соответствующих установлений учреждать свои филиалы, каждый из которых занимается подведомственными делами по преступлениям, связанным с контрабандой, и обязаны согласно закону передавать эти дела для предъявления обвинения в органы народной прокуратуры, обладающие соответствующими полномочиями. Местные органы общественной безопасности всех ступеней обязаны согласно закону исполнять свои обязанности в координации с таможенными органами общественной безопасности, расследующими преступления, связанные с контрабандой. Полиция по борьбе с контрабандой Главного таможенного управления КНР, как уже было сказано выше, является органом общественной безопасности и в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом КНР является органом, ответственным за проведение по подведомственным уголовным делам (ст. 151 — 157 УК КНР) <3> предварительного следствия, задержания, заключения под стражу и дознания. ——————————— <3> См.: Уголовный кодекс КНР от 1 июля 1979 г. / Пер. А. Ю. Манцурова // URL: http://www. mps. gov. cn.

Также таможенная полиция КНР как орган общественной безопасности КНР в соответствии с главой II УПК КНР полномочна производить следующие следственные действия: — допрос подозреваемого в преступлении (§ 2 главы II УПК КНР); — допрос свидетелей, допрос потерпевшего (§ 3 главы II УПК КНР); — осмотр и освидетельствование (§ 4 главы II УПК КНР); — обыск (§ 5 главы II УПК КНР); — наложение ареста на вещественные и письменные доказательства (§ 6 главы II УПК КНР); — экспертиза (§ 7 главы II УПК КНР); — розыск (§ 8 главы II УПК КНР) <4>. ——————————— <4> См.: Современное законодательство КНР. Сборник нормативно-правовых актов / Пер. к. ю.н. П. В. Троцкого; Сост. ред. Л. М. Гудошников. Серия «Современное законодательство зарубежных стран». М.: ИКД «Зерцало», 2004. С. 314 — 365; Уголовно-процессуальный кодекс КНР от 1 июля 1979 г.

В соответствии с п. 5 ст. 8 ТК КНР во время ведения расследования дел по контрабанде с непосредственного разрешения начальника таможни либо уполномоченного на то начальника подведомственной ему таможни можно наводить справки о банковских вкладах и денежных переводах в финансовых учреждениях и предприятиях почтовой связи организаций и лиц, подозреваемых в причастности к расследуемому делу. Также согласно пп. 2 п. 4 ст. 8 ТК КНР кроме зон таможенного контроля и установленных прибрежных и приграничных таможенных районов во время ведения расследования дел по контрабанде таможня с непосредственного разрешения начальника таможни либо уполномоченного на то начальника подведомственной ему таможни может производить досмотр транспортных средств, подозреваемых в использовании в контрабандных целях, и мест, связанных с подозрением в укрытии контрабандных грузов и предметов, помимо мест проживания гражданина; заинтересованное лицо обязано прибыть на место; в случае если заинтересованное лицо не прибыло на место, можно непосредственно приступать к досмотру при наличии на месте свидетелей; при наличии свидетельств, доказывающих подозрения в использовании в контрабандных целях транспортных средств, грузов и предметов, их можно задерживать. По завершении уголовного дела, в случае передачи его в Народную прокуратуру КНР для предъявления обвинения, органами общественной безопасности, проводившими предварительное следствие, составляется обвинительное заключение. В соответствии со ст. 5 ТК КНР каждое дело о контрабанде, расследуемое соответствующим административным правоприменительным органом, по которому должно быть применено административное наказание, передается на таможню для разбирательства на основе закона; подозреваемые в совершении преступления должны передаваться в таможенные органы общественной безопасности, расследующие преступления, связанные с контрабандой, и в местные органы общественной безопасности для разбирательства в соответствии с ведомственной принадлежностью в установленном законом порядке. Наряду с действиями, которые таможенные органы общественной безопасности правомочны совершать в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом КНР, ст. 8 УПК устанавливает ряд доследственных мероприятий, которые таможенные органы правомочны осуществлять, в частности <5>: ——————————— <5> См.: Уголовно-процессуальный кодекс КНР от 1 июля 1979 г.

1. Досматривать транспортные средства, грузы и предметы, пропускаемые через границу; в случае нарушения настоящего Кодекса либо других соответствующих законов и административных установлений могут налагать арест на грузы, предметы. 2. Проверять документы лиц, пропускаемых через границу; опрашивать лиц, подозреваемых в нарушении Таможенного кодекса, либо других соответствующих законов и административных установлений, вести расследование их противозаконных действий. 3. Проверять контракты, счета, ведомости, накладные, списки, документы, служебную переписку, магнитофонные и видеомагнитофонные записи, другие материалы, связанные с транспортными средствами, грузами и предметами, пропускаемыми через границу, и снимать с них копии; в случае нарушения настоящего Кодекса либо других соответствующих законов и административных установлений могут налагать арест на имеющие отношение к нарушению транспортные средства, грузы, предметы, пропускаемые через границу. 4. В зонах таможенного контроля и в установленных прибрежных и приграничных таможенных районах досматривать транспортные средства, в отношении которых имеются подозрения на их использование в контрабандных целях, и места, где, по имеющимся подозрениям, укрываются контрабандные грузы и предметы; производить личный досмотр лиц, подозреваемых в контрабанде. Подозреваемые в использовании в контрабандных целях транспортные средства, грузы и предметы и лица, подозреваемые в преступлениях, связанных с контрабандой, с непосредственного разрешения начальника таможни либо уполномоченного на то начальника подведомственной ему таможни могут быть задержаны; срок задержания лиц, подозреваемых в преступлениях, связанных с контрабандой, не должен превышать 24 часов; при особых обстоятельствах указанный срок может быть продлен до 48 часов. Размеры установленных прибрежных и приграничных таможенных районов определяются Главным таможенным управлением и органами общественной безопасности Государственного совета вместе с народными правительствами соответствующей провинции. 5. В отношении пропускаемых через границу транспортных средств и отдельных лиц, которые не подчиняются требованиям таможенного контроля и уклоняются от него, таможни могут продолжать их преследование за пределами зон таможенного контроля и установленных прибрежных таможенных районов; таможенный контроль производится по возвращении указанных транспортных средств и отдельных лиц. 6. Для выполнения своих обязанностей работники таможни могут иметь оружие. Правила ношения и применения оружия работниками таможни разрабатываются Главным таможенным управлением совместно с органами общественной безопасности Государственного совета и утверждаются Государственным советом. 7. Законы и административные постановления определяют другие полномочия таможни. В соответствии со ст. 13 ТК КНР таможня создает систему составления донесений о действиях, связанных с уклонением от таможенного контроля в нарушение положений настоящего Кодекса. Любые организации и отдельные лица имеют право составлять донесения о действиях, связанные с уклонением от таможенного контроля в нарушение положений данного Кодекса. Таможня должна морально или материально поощрять организации и отдельных лиц, составивших донесение либо оказавших содействие в делах по изобличению в нарушении данного Кодекса. Таможня обязана сохранять тайну в отношении доносителей. Таким образом, полиция по борьбе с контрабандой Главного таможенного управления КНР уникальна, что заключается в так называемом принципе двойного подчинения. Указанным принципом правительство Китая, на наш взгляд, решило проблему взаимодействия правоохранительных служб ведомств, повысив тем самым эффективность деятельности таможенных органов.

——————————————————————