Административные правоотношения в производстве по жалобам в деятельности таможенных органов

(Звягин М. М., Сафронов В. А.) («Административное и муниципальное право», 2010, N 3)

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ЖАЛОБАМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

М. М. ЗВЯГИН, В. А. САФРОНОВ

Звягин Михаил Михайлович — кандидат юридических наук, прокурор по надзору за соблюдением таможенного законодательства Московско-Ярославской транспортной прокуратуры.

Сафронов Владимир Александрович — таможенный брокер Брянской таможни.

В статье рассматривается специфика правоотношений, которые возникают в производстве по жалобам граждан и хозяйствующих субъектов в производстве по жалобам, раскрывается содержание правоотношений, которые при этом возникают.

Ключевые слова: жалоба, правоотношение, административная деятельность, таможенные органы, производство, материальные и процессуальные отношения, объект.

Administrative and Legal Relations in Proceeding in Error in Activity of Customs Authorities M. M. Zvyagin, V. A. Safronov

The article is devoted to specific legal relations occurring in proceeding in error based on complaints by citizens and economic entities. The authors of the article also revealed the content of such legal relations.

Key words: complaint, legal relations, administrative activity, tax authorities, proceeding, material and procedural relations, object.

Жалоба представляет собой сложный документ, который необходимо рассматривать как определенный «организм» с учетом внутренних связей между ее составными частями. Поэтому в ходе реализации норм административного права, определяющих режим реализации жалобы в административной деятельности таможенных органов, возникает целый комплекс административных правоотношений как материального, так и процессуального характера. Как отмечается в научной литературе, таможенные правоотношения играют все более важную роль в жизни современной России, затрагивают интересы значительного числа российских граждан, требуют особого внимания в части соблюдения прав и свобод человека и гражданина <1>. ——————————— <1> См.: Боровиков А. Ф. Конституционные гарантии обеспечения защиты прав и свобод российских граждан в сфере таможенных правоотношений (теория и практика): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 8.

В этой связи есть объективная необходимость исследования специфики правоотношений, которые возникают в связи с реализацией права жалобы. Как известно, правоотношение — это основная форма реализации правовых норм. В ходе правоотношения общее предписание правовой нормы конкретизируется в зависимости от состава юридического факта (события или действия, влекущего за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений) по управомоченным и обязанным лицам, а также по-своему объему <2>. ——————————— <2> См.: Шабалин В. А. Методологические вопросы правоведения. Саратов, 1972. С. 144.

Основываясь на общетеоретической базе, которая была создана учеными-административистами, мы будем исследовать специфику административных правоотношений, складывающихся в ходе реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов. Административные правоотношения являются специфической разновидностью правоотношений. Подчеркнем, что проблема административных правоотношений в советской юридической литературе решалась далеко не однозначно. Да и в настоящее время данный вопрос весьма обстоятельно обсуждается, и по нему имеются различные точки зрения. В частности, М. В. Завершинская под правоотношением в области таможенного дела понимает однородные общественные отношения, урегулированные нормами различной отраслевой принадлежности, складывающиеся с участием таможенных органов при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, носящие публично-правовой и имущественный характер <3>. ——————————— <3> См.: Завершинская М. В. Правоотношения в области таможенного дела (административно-правовой и финансово-правовой аспекты): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 7.

О. В. Золина отмечает, что таможенное правоотношение — это охраняемое государством общественное отношение, возникающее в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, регулируемое нормами различной отраслевой принадлежности и характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников, находящихся в отношениях власти-подчинения <4>. ——————————— <4> См.: Золина О. В. Указ. соч. С. 9.

А. Ф. Боровиков, исследуя конституционные основы защиты прав граждан в сфере таможенных отношений, пишет о том, что таможенные правоотношения представляют собой общественные отношения в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, которые регламентируются нормами российского таможенного права и нормами международного права <5>. ——————————— <5> См.: Боровиков А. Ф. Конституционные гарантии обеспечения защиты прав и свобод российских граждан в сфере таможенных правоотношений (теория и практика): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 8.

С таким определением можно согласиться, но лишь отчасти. Следует сказать, что таможенные и связанные с ним отношения возникают не только по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, но и в связи с осуществлением процедур таможенного контроля, возникновением таможенных конфликтов и др. Иными словами, таможенное правоотношение порождается юридическими фактами, которые могут носить как позитивный, так и негативный характер. О. В. Золина, анализируя таможенные отношения, отмечает, что эти правоотношения носят комплексный характер, т. е. регламентируются нормами различной отраслевой принадлежности, по своему содержанию упомянутые отношения основаны на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Таможенные отношения носят имущественный характер, так как всегда связаны с перемещением материальных благ, в том числе денежных средств <6>. ——————————— <6> См.: Золина О. В. Объект таможенного правоотношения (финансово-правовой аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 9.

Заметим, что далеко не всегда таможенные правоотношения носят имущественный характер. Отношения по таможенному администрированию, а также защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц в таможенных отношениях также лишены имущественной составляющей. Обобщение научной и учебной литературы по административному праву позволяет сделать определенные выводы относительно характеристики правоотношений, возникающих в связи с реализацией института права жалобы в административной деятельности таможенных органов. Следует отметить, что обязательным участником данных отношений является орган государственного управления — таможенный орган, то есть данные отношения протекают с участием государства. Как отмечает Л. М. Розин, «…признание административных правоотношений с участием государства дает возможность прослеживать, какие и перед кем возникают права и обязанности, какими нормами они устанавливаются. Тем самым глубже раскрывается механизм административно-правового регулирования общественных отношений» <7>. Ю. М. Козлов отмечает, что специфической особенностью административно-правовых отношений является то, что во всех случаях необходимо следующее непременное условие — обязательное участие в них стороны, наделенной юридически властными полномочиями. Такой стороной является орган государственного управления, то есть субъект исполнительной власти, а также представляющие их должностные лица <8>. ——————————— <7> См.: Розин Л. М. К вопросу об административных правоотношениях // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. С. 152. <8> См.: Козлов Ю. М. Административное право. М., 2001. С. 47.

Административные правоотношения, возникающие в связи с реализацией жалобы в деятельности таможенных органов, могут образовываться по инициативе физических и юридических лиц. Как по инициативе физических, так и юридических лиц данные отношения возникают, когда названные субъекты инициируют соответствующее административное производство. Гражданин обращается в таможенный орган с жалобой на неправомерные действия или решения должностного лица таможенной службы. Как отмечают Т. Е. Чижикова и К. А. Тимошкин, зачастую неправомерные действия сотрудников таможенных органов приводят к необоснованным задержкам в декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, вследствие чего участники внешнеэкономической деятельности несут необоснованные убытки, которые могут быть взысканы за счет средств федерального бюджета <9>. ——————————— <9> См.: Тимошкин К. А., Чижикова Т. Е. Таможенные споры // Арбитражная практика. 2004. N 4. С. 75.

Решение — оформленный в соответствии с установленным порядком правовой акт таможенного органа РФ или его должностного лица, содержащий предписание, дозволение или запрет общего или индивидуального характера. Действие — совершение какого-либо действия (от имени таможенного органа РФ или его должностного лица), с которым связано наступление юридических последствий. Бездействие — невыполнение таможенным органом или его должностным лицом обязанности по принятию определенного решения или совершению определенного действия. К должностным лицам таможенных органов относятся сотрудники таможенных органов, то есть граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым присвоены специальные звания в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» <10>. ——————————— <10> См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3586.

Административные правоотношения, возникающие в связи с реализацией жалобы в административной деятельности таможенных органов, носят горизонтальный характер. Обусловлено это тем, что данные отношения по своей сути носят процессуальный характер. Как отмечает С. Д. Хазанов, исследуя сущность административно-процессуальных отношений, «…именно эта часть административного права должна обрести статус «гражданского административного права», регулирующего правосубъектность физических и юридических лиц» <11>. ——————————— <11> См.: Хазанов С. Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Российский юридический журнал. 2003. N 1. С. 61.

Правоотношения, возникающие в связи с реализацией жалобы в административной деятельности таможенных органов РФ, несмотря в целом на их позитивный характер, имеют правоохранительную направленность. Административное правоотношение, как и другие элементы правового механизма реализации института права жалобы в деятельности таможенных органов, имеет свою структуру. О. В. Золина, говоря о структуре таможенного отношения, отмечает, что таможенные отношения имеют строго определенную структуру, складывающуюся из таких составляющих, как субъекты, объект и содержание <12>. С данной позицией согласиться нельзя, поскольку структура такого правоотношения выглядит неполно. Само по себе наличие субъекта и объекта правоотношения не позволит зародиться правоотношению, необходимо еще одно условие возникновения правоотношения, а именно юридический факт. ——————————— <12> См.: Золина О. В. Объект таможенного правоотношения (финансово-правовой аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 9.

Поэтому под структурой административно-правового отношения, возникающего в связи с реализацией института права жалобы, понимается совокупность взаимосвязанных элементов. К числу этих элементов относятся: — субъекты административно-правового отношения; — объекты административно-правового отношения; — юридические факты, на основании которых происходит возникновение соответствующего административного правоотношения. Субъектами административного правоотношения, возникающего в связи с реализацией института права жалобы в деятельности таможенных органов РФ, являются участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Как отмечает А. И. Столмаков, «субъективные права — это не какая-то юридическая абстракция, имеющая ценность сама по себе. Субъективные права имеют свой объект, которым являются материальные, духовные, общественные блага и возможность пользоваться свободой в обществе, то есть то, к чему человек стремится. Субъективное право — это гарантированная законом мера возможного поведения управомоченного лица» <13>. М. В. Завершинская также отмечает, что субъективные права и обязанности данных лиц — есть содержание таможенного отношения <14>. ——————————— <13> См.: Столмаков А. И. Административно-правовые и судебные методы охраны субъективных прав граждан СССР: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1971. С. 5. <14> См.: Завершинская М. В. Правоотношения в области таможенного дела (административно-правовой и финансово-правовой аспекты): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 8.

Ю. Н. Алистратов считает, что право на обращение является субъективным правом граждан и их объединений, но оно не может подменяться решениями руководящих органов общественных объединений, каким бы демократическим путем они не были бы сформированы <15>. ——————————— <15> См.: Алистратов Ю. Н. Право петиций в Российской Федерации. М., 1997. С. 35.

В научной литературе также ставится вопрос о субъектах отрасли права, который относится к числу наиболее важных и сложных. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия правовых норм отрасли и ее принципов. Научные исследования, посвященные субъектам административного права, способствуют выработке рекомендаций для законодательной и правоприменительной деятельности, они также необходимы для организации научной работы ученых-административистов <16>. ——————————— <16> См.: Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. N 3. С. 16.

Как отмечает Д. Н. Бахрах, под субъектом права понимается участник общественных отношений, которого юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Это понятие включает в себя два критерия: социальный — участие в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, персонифицированного субъекта; юридический — признание правовыми нормами способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях <17>. ——————————— <17> См.: Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 138 — 139.

О. В. Золина под субъектом таможенного права понимает лиц, которые наделяются государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей в сфере таможенного дела <18>. ——————————— <18> См.: Золина О. В. Объект таможенного правоотношения (финансово-правовой аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 9.

Аналогичной точки зрения придерживается и М. В. Завершинская, которая, исследуя структуру таможенного отношения, отмечает, что субъектов таможенных отношений можно подразделить на две большие группы, именно публичные и частные, активные и пассивные, контролирующие и подконтрольные. Одни субъекты таможенных отношений наделены властными полномочиями, другие не наделены таковыми, являются подконтрольными субъектами <19>. ——————————— <19> См.: Завершинская М. В. Правоотношения в области таможенного дела (административно-правовой и финансово-правовой аспекты): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 8.

Констатируя общетеоретический аспект, касающийся статуса субъекта права, необходимо отметить, что в общей теории права до недавнего времени было распространено мнение, что все субъекты права делятся на две группы: граждане и организации <20>. ——————————— <20> См.: Теория государства и права. М., 1983. С. 331.

Критерий их деления представляется вполне обоснованным. Однако названия обеих групп неудачны, так как они неточно отражают круг субъектов правоотношений, не учитывают их многообразия. Субъектами административного права следует признать участников общественных отношений, которых нормы административного права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения — основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений, и в общем круг тех и других совпадает. Субъекты таможенных отношений обладают различными правами и обязанностями. Особое место в системе прав субъектов таможенных правоотношений занимает право жалобы. Однако в научной литературе существуют и иные точки зрения. В частности, А. Ф. Боровиков пишет о том, что «…основными конституционными правами и свободами граждан в сфере таможенных правоотношений являются: защита достоинства личности, свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода передвижения, объединения, равного доступа к государственной службе, обращение в государственные органы, получение информации. Особое место в сфере таможенных правоотношений имеет свобода экономической деятельности» <21>. ——————————— <21> См.: Боровиков А. Ф. Конституционные гарантии обеспечения защиты прав и свобод российских граждан в сфере таможенных правоотношений (теория и практика): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 8.

Что касается объекта административного правоотношения, то в теории административного права высказаны, по сути, две основные точки зрения относительно объекта административного правоотношения. Одни авторы считают, что под объектом административного правоотношения следует понимать все то, по поводу чего возникает и существует само правоотношение <22>. Сторонники другой точки зрения считают, что существует множество объектов правоотношения, к которым относятся: действия, бездействие, продукты духовного творчества, личные нематериальные блага <23>. ——————————— <22> См.: Коренев А. П. Указ. соч. С. 57. <23> См.: Лапшин В. Н. Объект как элемент административных правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел // Проблемы теории и практики административной ответственности. М., 1983. С. 29.

М. В. Завершинская отмечает, что объект таможенного правоотношения представляет собой порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств и связанных с ним процедур, соблюдение которых обеспечивается поведением субъектов данного правоотношения <24>. ——————————— <24> См.: Завершинская М. В. Правоотношения в области таможенного дела (административно-правовой и финансово-правовой аспекты): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 7.

О. В. Золина считает, что объектом таможенного правоотношения являются действия, поведение лиц в таможенной сфере, которые способны удовлетворять потребности участников как непосредственно, так и путем воздействия на материальные блага. Под непосредственным объектом таможенных правоотношений имущественного характера предлагается понимать такие материальные блага, как товары и транспортные средства, непосредственно перемещаемые через таможенную границу <25>. О. В. Золина дифференцирует объект таможенного отношения на организационную и имущественную составляющую. Такой подход представляется вполне оправданным, но в то же время необходимо отметить, что объект любого правоотношения — это то, по поводу чего оно (правоотношение) складывается и развивается. ——————————— <25> См.: Золина О. В. Объект таможенного правоотношения (финансово-правовой аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 9.

Объект административно-правового отношения — это действия (поведение) людей, с помощью которых реализуются обязанности и права, предусмотренные для определенного правоотношения. Иными словами, объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются. Объектами административно-правовых отношений, связанных с реализацией института права жалобы, является то правовосстановление, которого добивается лицо, инициировавшее производство по соответствующей жалобе. Содержание административно-правового отношения состоит из субъективных прав и юридических обязанностей участников соответствующих отношений. Наличие нормы административного права само по себе еще не порождает административных правоотношений. Основанием возникновения административных правоотношений выступают юридические факты, то есть те фактические обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение конкретных административных правоотношений. Норма административного права только тогда начинает реализовываться, когда имеют место соответствующие условия события или действия. Различия между событиями и действиями, которые порождают правоотношения, состоит в том, что события наступают и развиваются независимо от волеизъявления людей, а действия всегда имеют ясно выраженный волевой характер. Действия, которые порождают административные правоотношения, складывающиеся в связи с реализацией института права жалобы, могут быть только неправомерными. Как отмечают А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов, «…особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т. е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер» <26>. ——————————— <26> См.: Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ. М., 1997. С. 83.

Юридическим фактом, на основании которого возникают охранительные правоотношения, в сфере реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов, являются различного рода правонарушения, посягающие на установленный порядок в сфере организации и осуществления таможенного дела. Охранительные правоотношения называются еще деликтными отношениями <27>. ——————————— <27> См.: Лапшин В. Н. Административные правоотношения в деятельности органов внутренних дел. Караганда, 1986. С. 49.

Говоря о юридических фактах, как основаниях возникновения таможенного правоотношения, М. В. Завершинская отмечает, что в административно-правовом аспекте эти факты могут проявляться в форме административных актов, которые принимаются таможенными органами, а также юридические поступки субъектов указанных правоотношений, которые могут заключаться в совершении как правомерных, так и неправомерных деяний (нарушений таможенных правил) <28>. ——————————— <28> См.: Завершинская М. В. Правоотношения в области таможенного дела (административно-правовой и финансово-правовой аспекты): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 7.

Следует отметить, что охранительную окраску имеют административные правоотношения, связанные с разрешением административных споров, которые нередко возникают в ходе реализации таможенных отношений. Таможенные споры — весьма распространенное явление. В этой связи позволим себе не согласиться с тезисом М. Ю. Минаева о том, что введение в таможенном законодательстве обязанностей для субъектов таможенных правоотношений исключает всевозможные неправомерные действия, правонарушения и преступления <29>. ——————————— <29> См.: Минаев М. Ю. Таможенные отношения как предмет таможенного права // Черные дыры в российском законодательстве. 2003. N 1. С. 403.

Административно-правовые споры, возникающие в связи с реализацией жалобы в деятельности таможенных органов, могут разрешаться как в судебном, так и в досудебном порядке. В целом ряде зарубежных государств в настоящее время созданы специализированные органы, занимающиеся рассмотрением публично-правовых споров, а также детально определена административная процедура их разрешения. В частности, в Испании на основании Закона «О правовом режиме органов государственной администрации и общем административном процессе» предусмотрен порядок подачи гражданином жалобы в орган государственной власти. Во Франции создан институт медиатора (посредника), который имеет существенные права, в частности имеет право способствовать разрешению административных споров, а также возбуждать дисциплинарное производство в отношении должностных лиц. В ряде стран созданы разнообразные по организационно-правовой форме структуры, занимающиеся разрешением административно-правовых споров, которые возникают между гражданами и должностными лицами в ходе реализации административных процедур. Так, в Канаде действует целый ряд несудебных инстанций — агентств, советов, федеральных комиссий, трибуналов, каждая из которых в рамках своей компетенции занимается защитой прав граждан и позволяет урегулировать споры между гражданином и государством, не прибегая к судебным процедурам <30>. ——————————— <30> См.: Кудря В. С. Об административных процедурах урегулирования споров // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2005. N 8. С. 84.

В настоящее время в некоторых сферах государственного управления развиваются досудебные формы разрешения правовых конфликтов. В частности, в сфере налогового регулирования Приказом МНС России от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290 утвержден Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке <31>. ——————————— <31> См.: Экономика и жизнь. 2001. N 38.

Высший Арбитражный Суд РФ выступил с инициативой создания Федеральной административной службы, которая занималась бы разрешением споров, вытекающих из публично-правовых отношений в досудебном порядке. По мнению И. В. Пановой, задачами административной (внесудебной и досудебной) процедуры рассмотрения административных дел должны являться: — создание эффективного (объективного, бесплатного, оперативного) механизма защиты прав и законных интересов невластного субъекта с сокращением затрат (экономических, юридических, психологических); — повышение авторитета исполнительных органов публичной власти, профессионализма и оперативности при рассмотрении административных дел (понижение уровня бюрократии и коррупции); — разгрузка судов и освобождение от несвойственных им функций административно-юрисдикционного органа; — создание правовой базы для административной процедуры внесудебного и досудебного рассмотрения административных дел <32>. ——————————— <32> См.: Панова И. В. Административное судопроизводство и процедура внесудебного, досудебного рассмотрения административных дел // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2007. N 4. С. 4.

В завершение исследования специфики административных правоотношений, возникающих в механизме реализации жалобы в административной деятельности таможенных органов, можно выделить критерии для их классификации. Достаточно часто отношения, связанные с реализацией института права жалобы, возникают из-за нарушений процедур таможенного контроля. Таможенно-контрольные отношения носят вертикальный характер, это отношения власти-подчинения. Таможенный контроль в системе таможенно-административных процедур представляет собой совокупность производств контрольно-надзорного типа, включающих меры принудительно-пресекательного характера, которые осуществляются таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу <33>. ——————————— <33> См.: Новиков А. Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // Законодательство и экономика. 2005. N 12. С. 65.

М. В. Завершинская при классификации таможенных правоотношений выделяет следующие критерии: отраслевое регулирование, характер деятельности таможенных органов, количество субъектов, степень приближенности сторон к факту перемещения товаров и транспортных средств, характер правовых норм, продолжительность действия правоотношения, вид субъекта, вид объекта, способ перемещения товаров через таможенную границу, уровень правового регулирования. Специально к таможенным правоотношениям административно-правового характера М. В. Завершинская относит отношения по управлению системой таможенных органов, внутриорганизационные отношения. Отношения, связанные с применением административного принуждения, а также отношения по обжалованию незаконных действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов <34>. ——————————— <34> См.: Завершинская М. В. Правоотношения в области таможенного дела (административно-правовой и финансово-правовой аспекты): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 7.

В. А. Бочков, исследуя понятие и виды таможенных отношений, отмечает, что эти отношения достаточно разнообразны и их можно классифицировать по различным критериям. Так, таможенные отношения могут быть подразделены в зависимости от правоотраслевого регулирования, структуры и системы таможенного права, характера деятельности таможенных органов, количества субъектов, степени приближенности сторон к факту перемещения товаров и транспортных средств, характера правовых норм, продолжительности действия, вида субъекта, вида объекта, способа перемещения товаров через таможенную границу, а также уровня правового регулирования <35>. ——————————— <35> См.: Бочков В. А. Понятие и виды таможенных правоотношений // Право и современность: Сборник научно-практических статей. Саратов, 2007. С. 208.

Административно-процессуальные отношения, как показало исследование, играют важную роль в механизме реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов. Эти правоотношения проявляют себя при разрешении таможенных споров. Н. Г. Салищева отмечает, что административно-процессуальные отношения, складывающиеся в ходе юрисдикционной деятельности и представляющие ее необходимый элемент, служат, таким образом, средством осуществления материальных и процессуальных прав гражданина. Кроме того, административно-процессуальные отношения — обязательная форма юрисдикционной деятельности <36>. ——————————— <36> См.: Салищева Н. Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. М., 1970. С. 29.

В. А. Бочков отмечает, что есть мнение о существовании трех групп таможенных отношений: — оформительские — отношения, регулирующие деятельность по таможенному оформлению товаров; — административные — возникающие между таможенным органом и субъектами внешнеэкономической деятельности; — таможенно-контрольные отношения — регулирующие деятельность по контролю за прохождением товаров <37>. ——————————— <37> См.: Бочков В. А. Понятие и виды таможенных правоотношений // Право и современность: Сборник научно-практических статей. Саратов, 2007. С. 208.

К перечисленной группе отношений можно добавить еще и таможенно-защитные отношения. В механизме реализации института права жалобы в административной деятельности органов РФ возникают общественные отношения, которые можно классифицировать на ряд групп. По содержанию такие отношения могут быть административно-процессуальными и материальными, по соотношению прав и обязанностей отношения могут быть вертикальными и горизонтальными, по характеру порождающих юридических фактов на отношения, порождаемые позитивными действиями, и отношения, которые порождаются в связи с совершением правонарушения. Кроме того, административные правоотношения, возникающие в связи с реализацией института права жалобы, могут быть дифференцированы по способу защиты. Административные правоотношения материального характера, возникающие в механизме реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов, регламентируются материальными нормами административного права. Административно-процессуальные отношения, возникающие в механизме реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов, регламентируются процессуальными нормами административного права. Производство по жалобам в административной деятельности таможенных органов РФ осуществляется в определенной последовательности. Жалоба подается в вышестоящий таможенный орган либо вышестоящему должностному лицу в письменной форме и подписывается заявителем. С целью своевременного и полного рассмотрения жалобы в ней указываются: наименование вышестоящего таможенного органа (должность вышестоящего должностного лица), в который (которому) подается жалоба; наименование таможенного органа (должность сотрудника таможенного органа), решение, действие или бездействие которого обжалуется; фамилия, имя, отчество (наименование) заявителя, его место жительства (местонахождение) или иной адрес, по которому может быть направлен ответ на жалобу; существо обжалуемого решения, действия или бездействия; обстоятельства, на основании которых лицо считает, что обжалуемым решением, действием или бездействием нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, доказательства, которыми могут быть подтверждены эти обстоятельства; требования лица, обратившегося с жалобой; перечень прилагаемых к жалобе документов. В жалобе могут быть указаны также иные сведения, если заявитель считает, что они необходимы для ее рассмотрения по существу. Не может быть отказано в принятии жалобы к рассмотрению только по тому основанию, что обращение не озаглавлено либо оформлено не как жалоба. Важное значение в механизме реализации института права жалобы в административной деятельности таможенных органов принадлежит отношениям, которые связаны с соотношением прав и обязанностей их участников, а также по характеру порождающих их юридических фактов. В ходе реализации института права жалобы в деятельности таможенных органов имеют место горизонтальные административные отношения, в частности они проявляют себя, когда гражданин или юридическое лицо обращаются в таможенный орган с соответствующим заявлением и должностные лица таможенного органа обязаны его принять и провести соответствующую работу, вертикальные отношения проявляют себя при осуществлении контрольных мероприятий. В большинстве случаев отношения власти-подчинения — это отношения, складывающиеся в связи с осуществлением юрисдикционной и контрольно-надзорной деятельности таможенных органов. В качестве примеров реализации административной юрисдикции в таможенной сфере можно привести следующие. В отношении общества с ограниченной ответственностью сотрудником Московской западной таможни ЦТУ ФТС России вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ по факту нарушения валютного законодательства за невозврат в установленный срок суммы в размере 85 тыс. долларов США. В отношении гражданина РФ сотрудником Московской Западной таможни ЦТУ ФТС России вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ по факту недоставления в определенное таможенным органом место автомобиля «Вольво» стоимостью 21,2 тыс. долларов США. Товар не изъят. В отношении акционерного общества сотрудником Московской западной таможни ЦТУ ФТС России вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 16.16 КоАП РФ по факту непринятия мер по таможенному оформлению гуманитарной помощи стоимостью 9,1 тыс. евро. Товар изъят и помещен на склад временного хранения. В отношении акционерного общества сотрудником Московской западной таможни ЦТУ ФТС России вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 16.16 КоАП РФ по факту непринятия мер по таможенному оформлению гуманитарной помощи стоимостью 1,9 тыс. евро. Товар изъят и помещен на склад временного хранения. Сотрудником Московской восточной таможни ЦТУ ФТС России составлен протокол об административном правонарушении по ст. 16.10 КоАП РФ в отношении закрытого акционерного общества по факту нарушения установленного таможенным органом срока доставки краски типографской стоимостью 699,6 тыс. рублей. Товар не изъят. Охарактеризовав административные правоотношения, возникающие в связи с реализацией института права жалобы в административной деятельности таможенных органов, представляется возможным сказать, что эти отношения носят горизонтальный, правоохранительный характер, основанием возникновения таких отношений является нарушение прав и законных интересов граждан, а также хозяйствующих субъектов, которые взаимодействуют с таможенными органами. Кроме того, исследование административных правоотношений в механизме реализации института права жалобы в деятельности таможенных органов позволяет сказать, что без данного элемента эффективная реализация таможенного дела была бы невозможна. Совершенствование правоприменительной деятельности в сфере реализации института права жалобы будет способствовать укреплению законности и правопорядка в сфере организации и осуществления таможенного дела. Решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица принимается в письменном виде по определенной форме. В таком решении должны быть указаны: — наименование таможенного органа, рассмотревшего жалобу; — должность, фамилия и инициалы должностного лица таможенного органа, принявшего решение по жалобе; — фамилия и инициалы или наименование лица, обратившегося с жалобой; — краткое изложение жалобы по существу; — принятое по жалобе решение; — доводы и основания принятого решения; — сведения о порядке обжалования принятого решения. По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица таможенный орган: — признает правомерными решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица и отказывает в удовлетворении жалобы; — признает неправомерными решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично. В случае удовлетворения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично таможенный орган: — отменяет полностью или частично принятое таможенным органом или его должностным лицом решение; — отменяет принятое таможенным органом или его должностным лицом решение и обязывает этот таможенный орган или его должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством РФ либо самостоятельно принимает такое решение, если его принятие относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу; — признает действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает необходимые действия, если их совершение относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу. Действия по реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должны быть совершены таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого признаны неправомерными, в течение 10 дней со дня поступления решения по указанной жалобе в этот орган, если в указанном решении не установлен иной срок для их совершения. Должностное лицо таможенного органа, рассматривающего жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица от имени таможенного органа, при обнаружении признаков виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него должностных обязанностей, принимает меры по привлечению этого должностного лица к дисциплинарной ответственности в установленном порядке (ст. 56 ТК РФ).

Библиографический список

1. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. 2. Алистратов Ю. Н. Право петиций в Российской Федерации. М., 1997. 3. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ. М., 1997. 4. Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. N 3. 5. Боровиков А. Ф. Конституционные гарантии обеспечения защиты прав и свобод российских граждан в сфере таможенных правоотношений (теория и практика): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2004. 6. Бочков В. А. Понятие и виды таможенных правоотношений // Право и современность: Сборник научно-практических статей. Саратов, 2007. 7. Завершинская М. В. Правоотношения в области таможенного дела (административно-правовой и финансово-правовой аспекты): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. 8. Золина О. В. Объект таможенного правоотношения (финансово-правовой аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005. 9. Козлов Ю. М. Административное право. М., 2001. 10. Кудря В. С. Об административных процедурах урегулирования споров // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2005. N 8. 11. Лапшин В. Н. Объект как элемент административных правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел // Проблемы теории и практики административной ответственности. М., 1983. 12. Лапшин В. Н. Административные правоотношения в деятельности органов внутренних дел. Караганда, 1986. 13. Минаев М. Ю. Таможенные отношения как предмет таможенного права // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2003. N 1. 14. Новиков А. Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // Законодательство и экономика. 2005. N 12. 15. Панова И. В. Административное судопроизводство и процедура внесудебного, досудебного рассмотрения административных дел // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2007. N 4. 16. Розин Л. М. К вопросу об административных правоотношениях // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. 17. Салищева Н. Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. М., 1970. 18. Столмаков А. И. Административно-правовые и судебные методы охраны субъективных прав граждан СССР: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1971. 19. Тимошкин К. А., Чижикова Т. Е. Таможенные споры // Арбитражная практика. 2004. N 4. 20. Хазанов С. Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Российский юридический журнал. 2003. N 1. 21. Шабалин В. А. Методологические вопросы правоведения. Саратов, 1972.

——————————————————————