Особенности административно-правового статуса государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации

(Мирошниченко Я. В.) («Административное и муниципальное право», 2010, N 12)

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я. В. МИРОШНИЧЕНКО

Мирошниченко Яна Вадимовна, преподаватель Социально-правового института экономической безопасности.

В статье рассматриваются особенности административно-правового статуса государственных гражданских служащих таможенных органов РФ. Исследование этого вопроса позволило провести сравнительный анализ административно-правового статуса гражданских государственных служащих и сотрудников таможенных органов России. Это позволило обозначить круг проблемных вопросов осуществления лицами деятельности на условиях гражданской государственной службы в таможенных органах РФ и создать предложения по внесению изменений в действующее законодательство России.

Ключевые слова: государственная служба, государственная гражданская служба, правоохранительная служба, таможенные органы, должностное лицо, сотрудник таможенного органа, административно-правовой статус, особенности административно-правового статуса.

Peculiarities of Administrative Legal Status of Civil Officers at Custom Authorities of the Russian Federation Ya. V. Miroshnichenko

The article considers peculiarities of administrative legal status of civil officers at custom authorities of the Russian Federation. The research allowed to carry out a comparative analysis of administrative legal status of state civil officers and Russia’s custom officers. This, in its turn, enabled to indicate the issues of carrying out such activities on the basis of civil service at custom authorities of the RF as well as to make suggestions on improvement of the existing legislation related to the matter.

Key words: civil service, state civil service, law-enforcement service, custom authorities, official, custom authority official, administrative legal status, peculiarities of administrative legal status.

За последние годы в формировании и деятельности института государственной службы, занимающего ведущее место в реализации задач и функций государственной власти, в том числе и в области таможенной деятельности, произошли существенные изменения. Они вызваны административной реформой, в рамках которой была сформирована правовая база государственной службы в Российской Федерации. Таможенные органы России занимают в механизме современного российского государства особое место. Это обусловлено спецификой их деятельности, которая направлена на выработку государственной политики, нормативное регулирование, контроль и надзор в области таможенного дела, борьбу с контрабандой, а также иными преступлениями и правонарушениями в данной сфере. Поэтому таможенные органы России были наделены особыми государственно-властными полномочиями, подкрепленными необходимыми средствами и методами принуждения. В связи с этим государственная служба в таможенных органах России приобрела особый, уникальный характер. К числу таких особенностей следует отнести: во-первых, систематичность осуществления деятельности по выполнению государственных функций в области таможенного дела; во-вторых, осуществление данной деятельности на профессиональной основе лицами, замещающими должности государственной гражданской и правоохранительной службы по обеспечению исполнения фискальных и правоохранительных полномочий в области таможенного дела; в-третьих, финансирование этой деятельности исключительно из средств федерального бюджета РФ. В таможенных органах России используется два вида государственной службы, поэтому должностные лица таможенных органов подразделяются на сотрудников таможенных органов, являющихся государственными правоохранительными служащими, и государственных гражданских служащих. Необходимо подчеркнуть, что административно-правовой статус этих категорий государственных служащих во многом схож, однако, в силу определенной специфики правоохранительной деятельности, правовой статус сотрудников таможенных органов отличается от правового статуса гражданских служащих. Под государственной гражданской службой РФ в таможенных органах следует понимать профессиональную служебную деятельность граждан России, замещающих должности государственной гражданской службы РФ в таможенных органах по обеспечению исполнения полномочий Федеральной таможенной службы России. При этом государственный гражданский служащий таможенных органов является гражданином РФ, взявшим на себя обязательства по прохождению гражданской службы в системе таможенных органов, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность, за что получает денежное содержание из средств федерального бюджета. Следует подчеркнуть, что административно-правовой статус государственных служащих таможенных органов России представляет собой установленное и гарантированное государством особое положение государственного служащего, исполняющего свои полномочия по определенной должности государственной службы. По общему правилу административно-правовой статус является частью общего правового статуса, в состав которого традиционно включаются правосубъектность, права, обязанности, ответственность и гарантии лица. Так, основу административно-правового статуса составляет административная правосубъектность, предполагающая наличие правоспособности, дееспособности и деликтоспособности лица. Однако указанные элементы являются преимущественно научными категориями. Тем не менее правовой статус государственных служащих таможенных органов России базируется на основополагающих положениях, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, Резолюции 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН (в которой содержится Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка), в Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, ведомственных нормативных актах. Анализ особенностей прохождения государственной службы в таможенных органах России позволяет выделить четыре подсистемы в правовом статусе государственного служащего. Так, под общим правовым статусом следует рассматривать статус, установленный Конституцией России и федеральным уровнем законодательства. Особенный — отражает специфику его служебной деятельности в отдельных видах государственной службы. Специальный правовой статус определяется правовым положением таможенного органа и его специализацией. Он носит профессиональный характер, поскольку этот статус предоставлен государственному служащему таможенных органов РФ для выполнения задач и функций, возложенных на данный таможенный орган. Индивидуальный правовой статус определяется должностной инструкцией по занимаемой должности государственной службы. Данный правовой статус включает в себя нормы общего, особенного и специального правового статуса государственного служащего таможенных органов. Основными нормативно-правовыми актами, закрепляющими административно-правовой статус государственных гражданских служащих таможенных органов, являются: Конституция России, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также нормативные акты Федеральной таможенной службы России. При этом на государственных гражданских служащих таможенных органов не распространяются все специальные нормативно-правовые акты, регламентирующие служебные отношения сотрудников таможенных органов, включая Закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Дисциплинарный устав таможенной службы России, законодательство о государственной правоохранительной службе. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» принятый в рамках проводимой в стране реформы государственной службы, содержит ряд принципиально важных правовых норм, которые впервые приняты в российской управленческой практике <1>. Эти нормы ввели новое понятие «должностной регламент гражданского служащего» и создали реальные предпосылки для регламентации требований к служебному поведению гражданских служащих, а также закрепили необходимость прохождения гражданскими служащими профессиональной переподготовки и создали предпосылки антикоррупционного механизма <2>, в том числе посредством урегулирования конфликта интересов на гражданской службе. Также они установили порядок формирования кадрового резерва и основные направления работы с ним; условия оплаты труда гражданских служащих по определенным должностям; сбалансировали административно-правовое регулирование государственной службы и деятельности государственных служащих в сочетании с субсидиарным применением норм трудового законодательства. ——————————— <1> См.: Гусев А. Проблемы законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации // Государственная служба. 2005. N 8. С. 28 — 35. <2> См.: Музалевская Е. А. Коррупция в системе государственной службы России: истоки и тенденции (1992 — 2005 гг.) // Следователь. 2007. N 12. С. 55 — 58.

Тем не менее анализ положений правового акта позволяет согласиться с позицией А. Ф. Ноздрачева, который отмечал, что его отдельные положения являются неясными и противоречивыми <3>. Это, например, затрагивает вопросы определения классных чинов, регулирования порядка испытания при поступлении на государственную гражданскую службу, установления соотношения норм закона с нормами трудового законодательства и др. Кроме этого, использование в таможенном органе двух разных видов государственной службы создает сложности при необходимости изменения административно-правового статуса государственного гражданского служащего на административно-правовой статус сотрудника таможенного органа и наоборот. ——————————— <3> См.: Ноздрачев А. Ф. О совершенствовании нормативной базы гражданской службы и необходимости мониторинга правоприменительной практики в сфере гражданской службы // СПС «КонсультантПлюс».

Раскрывая содержание отличительных особенностей административно-правового статуса государственных гражданских служащих, необходимо отметить, что в отличие от сотрудников таможенных органов они: 1) не имеют специальных званий таможенной службы, права на ношение форменной одежды, знаков различия таможенной службы, права на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств, служебных удостоверений (сотрудников) и жетонов с личными номерами; 2) не выполняют функции, связанные с оперативно-розыскной деятельностью; 3) не принимают присягу сотрудников таможенной службы; 4) не проходят военно-врачебную экспертизу, государственную дактилоскопическую регистрацию и т. д. <4>. Отличительной особенностью правового статуса гражданских служащих таможенных органов России является также и то, что им присваиваются классные чины. ——————————— <4> См.: Ноздрачев А. Ф. Таможенная служба // СПС «КонсультантПлюс».

Установленные должности государственных гражданских служащих <5> таможенных органов относятся к группам младших, старших и ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы. Следовательно, гражданским служащим таможенных органов присваиваются только классные чины секретаря, референта и советника соответственно 1, 2 или 3 класса <6>. ——————————— <5> См.: О реестре должностей государственной гражданской службы: Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574. <6> См.: Ноздрачев А. Ф. Таможенная служба // СПС «КонсультантПлюс».

На гражданских служащих таможенных органов распространяются общие ограничения, характерные для любого государственного служащего. Например, гражданин не может быть принят на гражданскую службу и не может находиться на ней в случае признания его решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным или ограниченно дееспособным и в других случаях, установленных законом <7>. ——————————— <7> См.: Черепанов В. В. Основы государственной службы и кадровой политики. М., 2008; Чичканова Л. А. Государственные служащие: Комментарии. Разъяснения. Рекомендации. М., 1998.

Отличительные особенности административно-правового статуса гражданских служащих связаны со спецификой их прав и обязанностей, которые являются стержнем их служебной деятельности. По нашему мнению, права гражданских служащих можно объединить в несколько основных групп. Первая группа прав направлена на обеспечение деятельности служащего. Она включает: обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной деятельности, условиями должностного роста; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа; доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, и др. Вторая группа объединяет права, обеспечивающие продвижение по службе <8>: должностной рост, осуществляемый на конкурсной основе; профессиональную переподготовку <9> и повышение квалификации, стажировку. ——————————— <8> См.: Гришковец А. А. Право государственного служащего на продвижение по службе: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1997. С. 3. <9> См.: Тимофеев В. Т., Семичев В. В. Основные принципы и подходы в системе дополнительного профессионального образования сотрудников таможенных органов // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2006. N 2 (26). С. 155 — 160.

Третья группа прав направлена на обеспечение влияния на процесс прохождения службы. Она включает: ознакомление с отзывами о профессиональной служебной деятельности лица и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также право на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов; рассмотрение индивидуальных служебных споров; проведение по заявлению служащего служебной проверки; защиту прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения, и т. п. Четвертая группа объединяет права социального обеспечения гражданского служащего: право на отдых; оплату труда и другие выплаты; защиту сведений о гражданском служащем; членство в профессиональном союзе; медицинское страхование в соответствии с действующим законодательством; государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов семьи, а также принадлежащего служащему имущества; государственное пенсионное обеспечение и т. п. Анализ прав сотрудников и гражданских служащих таможенных органов России позволяет сделать вывод об их частичном совпадении. Однако сотрудники таможенных органов России в силу специфики правоохранительной деятельности наделены более широкими правами, которые включают, например, право на применение физической силы, специальных средств и оружия. Что касается гражданских служащих, то закон гарантирует защиту сведений о них, что не является характерным для сотрудников <10>. ——————————— <10> См.: Государственная служба (комплексный подход). М., 2000. С. 19.

Классификацию обязанностей государственных гражданских служащих таможенных органов России представляется возможным осуществить по следующим позициям. Первый блок включает обязанности, направленные на реализацию принципов государственной службы: необходимость соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и т. п. <11>. ——————————— <11> См.: Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2003. С. 14.

Второй — обязанности, направленные на поддержание и укрепление служебной дисциплины. В частности, исполнять должностные обязанности в соответствии с установленным регламентом и поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий; соблюдать служебный распорядок государственного органа, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты и т. п. Третий — обязанности по представлению гражданским служащим в таможенный орган сведений о себе и членах своей семьи, а также данных о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера; о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства; о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и т. п. Четвертый блок составляют другие обязанности, такие как: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе данные, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей. Законодательством предусмотрены также запреты, связанные с прохождением гражданской службы <12>. Эти запреты связаны, например, с недопустимостью получения гражданским служащим иных доходов, кроме денежного содержания; с обеспечением объективности в деятельности гражданского служащего; с исключением присутствия «иностранного элемента» в служебной деятельности; с обеспечением аполитичности государственной службы; с использованием материально-технического обеспечения в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей. ——————————— <12> См.: Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2003. С. 39.

Сравнительный анализ запретов, установленных для государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов России, позволяет констатировать, что большая часть данных требований совпадает, однако они более конкретизированы в рамках правового статуса гражданских служащих. Кроме того, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ввел ряд новых запретов <13>. К их числу относится недопустимость публичных высказываний, суждений и оценок, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей и запрет прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. ——————————— <13> См.: Государственная служба в странах основных правовых систем мира: Нормативные акты. М., 2005. С. 81.

Гражданские служащие после прекращения служебных отношений с таможенными органами обязаны выполнять, соблюдать определенные ограничения <14>. Например, они не вправе замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности; разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. ——————————— <14> См.: Щедрин Н., Франскевич М. Унификация профессиональных запретов // Законность. 2008. N 3. С. 16 — 18.

Следует специально отметить, что механизм выявления нарушений этих запретов, а также порядка привлечения лиц, нарушающих такого рода запреты, к ответственности нормативными актами не определен. В этой связи необходимо законодательно установить, к какому именно виду юридической ответственности может быть привлечено виновное в нарушении данных запретов лицо. Поэтому следует согласиться с мнением <15> о том, что гражданин, уволенный с гражданской службы, мог бы быть в таком случае привлечен к административной ответственности, однако такая возможность должна быть предусмотрена законодательством РФ об административных правонарушениях. Тем не менее возможность установления в ряде случаев уголовной ответственности будет также возможной. ——————————— <15> См.: Лукьянчикова Л. В. Конституционно-правовое регулирование государственной гражданской службы Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 17.

К элементам системы административно-правового статуса гражданских служащих таможенных органов относятся правовые и социальные гарантии. Так, например, гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. По общему правилу при получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В этом заключается специфика статуса гражданского служащего, так как сотрудник таможенных органов как правоохранительный служащий в подобной ситуации обязан выполнить распоряжение начальника, за исключением случаев, когда исполнение приказа является административно либо уголовно наказуемым деянием. Данное положение действующего законодательства представляется спорным. Представляется целесообразным закрепить правило о недопустимости издания неправомерного распоряжения со стороны начальствующего звена и переложении бремени ответственности на автора такого распоряжения. Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих <16>, а также повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных действующим законодательством, за гражданскими служащими закреплена система гарантий. Ее составляют, во-первых, гарантии обеспечения служебной деятельности: равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы; право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания; условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых отпусков; возмещение расходов, связанных со служебными командировками; возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность, при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. ——————————— <16> О путях и мерах повышения уровня социальной защищенности государственных служащих см.: Государственная гражданская служба / Под. ред. В. Г. Игнатова. М., 2005. С. 422 — 446.

Во-вторых, гарантии, направленные на защиту жизни и здоровья государственного гражданского служащего: медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности; выплаты по обязательному государственному страхованию; защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей. В-третьих, гарантии «бывших» служащих: государственное пенсионное обеспечение <17>; медицинское страхование гражданского служащего после выхода его на пенсию по выслуге лет. ——————————— <17> См.: Фролина Т. В. Административно-правовая организация управления системой пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 14.

В-четвертых, гарантии, предоставляемые гражданскому служащему в определенных условиях: профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания; транспортного обслуживания, обеспечиваемого в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсации за использование личного транспорта в служебных целях и возмещения расходов, связанных с его использованием; замещения иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы; единовременной субсидии на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы и др. Установлена гарантия медицинского страхования государственного гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода госслужащего на пенсию по выслуге лет, закрепившая переход от медицинского обслуживания посредством создания ведомственных медучреждений к специальному медицинскому страхованию, предполагающему предоставление денежных средств при возникновении страхового случая. Но так как такого рода мероприятия предполагают длительную подготовку и всестороннее обеспечение, до принятия и вступления в силу федерального закона, регламентирующего медицинское страхование государственных гражданских служащих, действуют прежние условия санаторно-курортного и медицинского обслуживания госслужащих, прикрепление их к различным медицинским центрам <18>. ——————————— <18> См.: Дейч И. А., Федосенко В. А. Проблема реализации субъективных публичных прав и их гарантий государственными гражданскими служащими России // СПС «КонсультантПлюс».

Государственному гражданскому служащему гарантируется также возмещение расходов в связи с переездом его и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой таможенный орган <19>. ——————————— <19> См.: О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом федерального гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган: Постановление Правительства РФ от 11 августа 2007 г. N 514.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что государственный гражданский служащий таможенных органов — это дееспособный гражданин РФ, осуществляющий профессиональную деятельность на младшей, средней или ведущей должностях государственной гражданской службы в таможенных органах, обладающий комплексом прав, обязанностей и запретов, выполняющий определенные требования. Гражданскому служащему присваивается классный чин, он не подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации и обладает системой общих и дополнительных гарантий в целях обеспечения его правовой и социальной защищенности. Основой административно-правового статуса гражданских служащих являются его права и обязанности. Основные права гражданского служащего направлены на обеспечение деятельности служащего, продвижение по службе, обеспечение собственного влияния на процесс прохождения службы, социальное обеспечение гражданского служащего. Сравнительный анализ прав, принадлежащих гражданского служащего и сотрудникам таможенных органов, позволил сделать вывод о том, что в целом эти права совпадают. Однако сотрудникам таможенных органов принадлежит ряд специфических прав, связанных с правоохранительной деятельностью. Закон гарантирует, например, защиту сведений о гражданском служащем, такое право за сотрудниками не закреплено. В связи с выявленными недостатками и озвученными в статье проблемами представляется возможным внести ряд изменений в нормативные акты, устанавливающие административно-правовой статус государственных гражданских служащих таможенных органов России. Так, в Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по нашему мнению, необходимо внести следующие изменения. Во-первых, следует установить запрет на гражданскую службу в случае наличия близкого родства или свойства не только с гражданскими, но и правоохранительными служащими. В этой связи пп. 5 п. 1 ст. 16 Закона следует изложить в следующей редакции: «…5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским или правоохранительным служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому». Во-вторых, в Законе необходимо определить порядок привлечения к ответственности лиц, нарушивших запреты, установленные после прекращения службы. В-третьих, в ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотреть надбавки государственным служащим за ученую степень и ученое звание. Кроме того, необходимо в ходе разработки проекта Закона о службе в таможенных органах определить права, обязанности и запреты государственных гражданских служащих именно с учетом специфики службы в таможенных органах России, исходя из задач и функций, стоящих перед ними.

Библиографический список

1. Государственная служба (комплексный подход). М., 2000. 2. Государственная служба в странах основных правовых систем мира: Нормативные акты. М., 2005. 3. Гришковец А. А. Право государственного служащего на продвижение по службе: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1997. 4. Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации. М., 2003. 5. Гусев А. Проблемы законодательства о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации // Государственная служба. 2005. N 8. 6. Дейч И. А., Федосенко В. А. Проблема реализации субъективных публичных прав и их гарантий государственными гражданскими служащими России // СПС «КонсультантПлюс». 7. Лукьянчикова Л. В. Конституционно-правовое регулирование государственной гражданской службы Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. 8. Музал евская Е. А. Коррупция в системе государственной службы России: истоки и тенденции (1992 — 2005 гг.) // Следователь. 2007. N 12. 9. Ноздрачев А. Ф. О совершенствовании нормативной базы гражданской службы и необходимости мониторинга правоприменительной практики в сфере гражданской службы // СПС «КонсультантПлюс». 10. Ноздрачев А. Ф. Таможенная служба // СПС «КонсультантПлюс». 11. Государственная гражданская служба / Под. ред. В. Г. Игнатова. М., 2005. 12. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2003. 13. Тимофеев В. Т., Семичев В. В. Основные принципы и подходы в системе дополнительного профессионального образования сотрудников таможенных органов // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, 2006. N (2) 26. 14. Фролина Т. В. Административно-правовая организация управления системой пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. 15. Черепанов В. В. Основы государственной службы и кадровой политики. М., 2008. 16. Чичканова Л. А. Государственные служащие: Комментарии. Разъяснения. Рекомендации. М., 1998. 17. Щедрин Н., Франскевич М. Унификация профессиональных запретов // Законность. 2008. N 3.

——————————————————————