Включение в таможенную стоимость лицензионных платежей

(Мамаджанов Х. А., Перепечко О. В.) («Имущественные отношения в Российской Федерации», 2013, N 12)

ВКЛЮЧЕНИЕ В ТАМОЖЕННУЮ СТОИМОСТЬ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Х. А. МАМАДЖАНОВ, О. В. ПЕРЕПЕЧКО

Мамаджанов Х. А., заместитель генерального директора ЗАО «Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса», профессор, доктор технических наук (г. Москва).

Перепечко О. В., генеральный директор ООО «Международный центр оценки и консалтинга», сертифицированный РОО оценщик интеллектуальной собственности (г. Москва).

В статье рассматриваются некоторые аспекты торговли технологиями и другими результатами интеллектуальной деятельности Российской Федерации с зарубежными странами, в частности, защита прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) и контроль правильности определения таможенной стоимости товара и взимания таможенных платежей. Приводятся статистические данные об объемах торговли ОИС. Анализируются особенности ценообразования при определении таможенной стоимости в ходе совершения внешнеэкономических сделок с объектами интеллектуальной собственности. Авторы рекомендуют включать в таможенную стоимость лицензионные платежи за предоставление прав использования результатов интеллектуальной деятельности и других объектов ИС.

Ключевые слова: лицензионные платежи, объекты интеллектуальной собственности, ОИС, паушальный платеж, результаты интеллектуальной деятельности, таможенная стоимость.

Turning in the customs value of royalties H. A. Mamajanov, O. V. Perepechko

This article discusses some aspects of trading technologies and other results of intellectual activities of the Russian Federation and foreign countries, in particular, the protection of intellectual property (IP) and control of the correct determination of the customs value of the goods and the collection of customs duties. Statistical data on trade volumes IP. Analyzes the characteristics of pricing in determining the customs value in the course of committing foreign economic transactions with the objects of intellectual property. The authors recommend to include in the customs value royalties for the right to use the results of intellectual activity and other IP.

Key words: royalties, intellectual property, lump sum, the results of intellectual activity, the customs value.

Вступление России во Всемирную торговую организацию, полноценное функционирование Таможенного союза между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан поднимают экспортные возможности России на новый уровень. Наряду с этим продекларированные в международных соглашениях принципы и нормы взаимодействий в торговой и внешнеэкономической деятельности требуют проработки и реализации доступных экономико-правовых механизмов. По данным Федеральной службы государственной статистики (далее — Росстат), в 2011 году в общем объеме экспорта товаров Российской Федерации на долю Нидерландов приходилось 12,1 процента, Китая — 6,8, Германии — 6,6, Италии — 6,3, Украины — 5,9, Турции — 4,9, Беларуси — 4,8, Польши — 4,1, США — 3,2, Франции — 2,9, Японии — 2,8, Соединенного Королевства (Великобритании) — 2,7, Республики Кореи — 2,6 и Казахстана — 2,6 процента <1>. ——————————— <1> Российский статистический ежегодник. 2012: Сб. стат. / Росстат. М., 2012.

В импорте России преобладали поставки из Китая (15,8%), Германии (12,3%), Украины (6,6%), Японии (4,9%), США (4,8%), Беларуси (4,7%), Италии (4,4%), Франции (4,3%), Республики Кореи (3,8 %), Соединенного Королевства (Великобритании) (2,3%), Казахстана (2,3%), Польши (2,2%), Турции (2,1%), Нидерландов (1,9%) и Финляндии (1,9%) <2> (табл. 1). ——————————— <2> Там же.

Таблица 1

Объемы внешней торговли Российской Федерации по годам, млн. долл. США

Направления торговли Экспорт Импорт 2000 2005 2010 2011 2000 2005 2010 2011 Всего, в том числе: со странами СНГ 105033

14250 243798

33549 400630

62659 522011

83825 44862

13428 125434

21899 248634

35318 323831

48554 со странами дальнего зарубежья 90783 210249 337970 438186 31434 103535 213315 275277

Примечание. Таблица сформирована Росстатом по методологии платежного баланса в фактически действовавших ценах, по данным таможенной статистики, с учетом взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. В современных условиях оценка стоимости товаров при осуществлении необходимых процедур в рамках таможенной деятельности приобретает все более существенное значение. Для формирования современных высокотехнологичных производств, замещения высокотехнологичного импорта аналогичной продукцией, производимой в России, создания и развития современных инновационных исследовательских центров необходима дальнейшая активизация торговли с зарубежными странами и компаниями не только товарами, но и современными технологиями и другими объектами интеллектуальной собственности. Только в 2011 году были заключены 1670 соглашений о продаже технологий на общую сумму более 3700 миллионов долларов США, приобретены технологии на сумму более 4700 миллионов долларов США по 1979 соглашениям <3> (табл. 2). ——————————— <3> Российский статистический ежегодник. 2012: Сб. стат. / Росстат. М., 2012.

Таблица 2

Торговля технологиями с зарубежными странами в 2011 году

Страны Экспорт Импорт Число соглашений Стоимость предмета соглашения, млн. долл. США Поступление средств за год, млн. долл. США Число соглашений Стоимость предмета соглашения, млн. долл. США Выплаты средств за год, млн. долл. США Всего 1670 3716,3 584,7 1979 4709,3 1862,6 Страны СНГ, в том числе: Республика Беларусь 471

107 182,0

69,1 92,6

24,3 292

94 122,2

17,0 47,2

7,7 Республика Казахстан 145 47,6 31,3 18 16,0 5,2 Украина 138 35,4 19,1 165 86,6 31,4 Страны ОЭСР, в том числе: Германия 853

129 747,8

110,6 222,0

30,8 1510

343 4128,4

729,7 1657,4

229,7 Италия 35 26,2 7,6 63 88,8 25,1 Нидерланды 40 32,9 24,1 85 407,4 118,1 Норвегия 36 19,6 12,7 18 21,8 6,7 Республика Корея 39 126,1 25,0 16 74,7 15,8 Соединенное Королевство (Великобритания) 53 26,8 17,3 160 163,8 110,6 США 137 154,4 61,9 187 1024,7 367,4 Финляндия 40 11,2 7,8 107 63,4 30,2 Франция 105 86,9 7,3 76 193,2 150,3 Япония 28 13,6 5,6 26 68,7 27,1 Другие страны 346 2786,4 270,1 177 458,7 158,0

Анализ торговли технологиями в 2011 году свидетельствует о том, что российские научные исследования и инжиниринговые услуги пользуются большим спросом за рубежом. В свою очередь, Россия импортирует больше инжиниринговых услуг и товарных знаков по сравнению с другими объектами интеллектуальной собственности (табл. 3).

Таблица 3

Торговля технологиями с зарубежными странами по объектам сделок в 2011 году

Объекты сделок Экспорт Импорт Число соглашений Стоимость предмета соглашения, млн. долл. США Поступление средств за год, млн. долл. США Число соглашений Стоимость предмета соглашения, млн. долл. США Выплаты средств за год, млн. долл. США Всего, в том числе по объектам сделок: патент на изобретение 1670

6 3716,3

0,0 584,7

0,1 1979

7 4709,3

15,8 1 862,6

3,5 патентная лицензия на изобретение 58 39,5 20,3 90 321,7 71,8 полезная модель 8 5,4 0,7 4 3,1 2,3 ноу-хау 17 32,8 4,9 43 144,7 92,2 товарный знак 20 1,6 1,3 136 443,4 406,7 промышленный образец 1 53,3 2,3 2 0,1 0,0 инжиниринговые услуги 646 3186,1 382,2 1044 2423,0 692,5 научные исследования 600 270,7 111,5 149 172,1 72,7 прочие 314 126,9 61,5 504 1185,5 521,0

В процессе осуществления внешнеторговой и экономической деятельности одной из важнейших задач таможенных органов является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности и контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара и взимания таможенных платежей. В связи с этим при пересечении товарами таможенной территории особое значение приобретают два аспекта: — включение платежей за использование объектов интеллектуальной собственности (далее — также ОИС) в таможенную стоимость товаров; — соблюдение мер по защите прав интеллектуальной собственности. Таким образом, возникает необходимость в следующем: 1) определение таможенной стоимости товаров, пересекающих таможенную границу; 2) определение ОИС (товарные знаки, изобретения, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров, объекты авторского права), которые использованы в товарах, пересекающих таможенную границу; 3) определение законности ввоза ОИС в товарах, пересекающих таможенную границу; 4) определение размера платежей за использование ОИС в товарах, пересекающих таможенную границу. В настоящее время в России нет стандарта такой стоимости, как «таможенная стоимость», в отличие от «рыночной стоимости», толкование которой дается в Федеральном законе от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно статье 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее — Соглашение) таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения. При этом: 1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами; 2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; 3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления; 4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Соглашения; 5) цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары, является общей суммой всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны. Названные в Соглашении характеристики и условия «таможенной стоимости» являются близкими по смыслу к толкованию понятия «рыночная стоимость» в смысле положений Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федерального стандарта оценки (ФСО N 2) «Цель оценки и виды стоимости». Согласно пункту 6 ФСО N 2 при определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть в следующих случаях: — когда одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; — когда стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; — когда объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; — когда цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; — когда платеж за объект оценки выражен в денежной форме. Возможность отчуждения на открытом рынке означает, что объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов, при этом срок экспозиции объекта на рынке должен быть достаточным для привлечения внимания достаточного числа потенциальных покупателей. Разумность действий сторон сделки означает, что цена сделки — наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя. Полнота располагаемой информации означает, что стороны сделки в достаточной степени информированы о предмете сделки, действуют, стремясь достичь условий сделки, наилучших с точки зрения каждой из сторон, в соответствии с полным объемом информации о состоянии рынка и объекте оценки, доступным на дату оценки. Отсутствие чрезвычайных обстоятельств означает, что у каждой из сторон сделки имеются мотивы для совершения сделки, при этом в отношении сторон нет принуждения к совершению сделки. Таким образом, определение таможенной стоимости должно сводиться к возможности выявления рыночной стоимости товаров, пересекающих таможенную границу. Для расчета таможенной стоимости берется величина, складывающаяся в условиях свободного, конкурентного рынка. Отсюда фактически таможенная стоимость — это «вторичный» показатель по отношению к стоимости сделки. Именно цена товара, определенная во внешнеторговой сделке (договоре) купли-продажи с учетом дополнительных расходов (издержек), понесенных отечественными покупателями, которые возникли в связи с подготовкой и исполнением конкретной сделки купли-продажи, и является основой (базой) для определения таможенной стоимости товара. Назначение таможенной стоимости — обложение пошлинами или другими сборами либо применение импортных и экспортных ограничений, основанных на стоимости товара. Аналогичная норма содержится в статье 322 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Вопрос включения в таможенную стоимость платежей за использование объектов интеллектуальной собственности требует более основательной проработки. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование ОИС (за использование объектов патентных прав, товарных знаков, объектов авторских прав), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары. Платежи за использование ОИС в отношении импортируемых товаров в большинстве случаев регулируются лицензионным договором либо договором о коммерческой концессии. Лицензионный договор — это договор, согласно которому одна сторона — обладатель исключительного права на ОИС (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого ОИС в предусмотренных договором пределах. Лицензионный договор должен определять предоставляемые права, пределы и сроки использования. Лицензионный договор предполагается возмездным. Лицензионные договоры или договоры о коммерческой концессии, по которым лицензируются ОИС, пересекающие таможенную территорию, могут включать различные условия и различный порядок расчета платежей. Решение таможенного органа о необходимости включения таких платежей в таможенную стоимость только потому, что такие платежи имеют место, зачастую бывает необоснованным и не соответствует условиям конкретной сделки. Рассмотрим более подробно особенности формирования стоимости лицензии за использование ОИС. Стоимость лицензии за использование ОИС зависит от многих факторов. Наиболее важными факторами, влияющими на стоимость лицензии за использование ОИС, являются: — предоставляемый лицензиату объем прав использования ОИС в рамках оговоренной территории (исключительное или неисключительное); — форма правовой охраны ОИС (патентная или беспатентная лицензия, ноу-хау); — территория договора, то есть перечень стран (административно-территориальных районов), на территории которых лицензиату предоставлено право использования ОИС; — вид платежа за лицензию (роялти, паушальный платеж, комбинированный); — объем продукции, производимой и реализуемой с использованием ОИС; — срок, на который предоставлено право использования ОИС (период, в течение которого действует лицензия, измеряемый, как правило, годами, или, если лицензия предоставлена на срок действия правовой охраны ОИС, период, в течение которого действует правовая охрана ОИС; — зависимость лицензиата от лицензиара при поставках необходимых сырья, материалов, узлов и деталей; — объем технической помощи, оказываемый лицензиаром лицензиату в освоении закупленной им лицензии; — государственное регулирование лицензионной торговли (налогообложение, размер роялти и т. д.); — условия лицензионного договора о судебных издержках по возможным искам третьих лиц о нарушении их патентных прав. Объем передаваемых лицензиату прав использования ОИС является одним из важнейших ценообразующих факторов стоимости лицензии. Законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие виды предоставления лицензий на использование ОИС: — простая (неисключительная) лицензия — лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование ОИС, сохраняет за собой все права, подтверждаемые охранным документом, в том числе на предоставление лицензий третьим лицам; — исключительная лицензия — лицензиату передается право на использование ОИС (в том числе путем предоставления сублицензии) в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату, и без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (статья 1236 Гражданского кодекса Российской Федерации). Договор о предоставлении лицензиатом права использования ОИС другому лицу признается сублицензионным договором. Лицензиат вправе заключать сублицензионный договор лишь в случаях, предусмотренных лицензионным договором; — открытая лицензия — предоставление любому лицу права использования ОИС. Патентообладатель обязан заключить с лицом, изъявившим желание использовать соответствующий ОИС, лицензионный договор на условиях простой (неисключительной) лицензии; — отчуждение прав в полном объеме (договор об отчуждении исключительных прав) — передача правообладателем другому лицу принадлежащих ему всех прав на ОИС, подтвержденных охранным документом, в полном объеме; — принудительная лицензия — форма простой (неисключительной) лицензии на право использования ОИС, заключаемой по разрешению компетентных государственных органов или по определению суда. Лицо, претендующее на принудительную лицензию, в своих исковых требованиях должно указать предлагаемые им условия предоставления такой лицензии, в том числе объем использования, размер, порядок и сроки платежей. Понятно, что чем больше прав на использование ОИС передается лицензиату, тем выше стоимость лицензии. Формы и виды вознаграждения за использование ОИС также являются предметом пристального анализа для включения лицензионных платежей в таможенную стоимость. В мировой практике торговли лицензиями предусмотрены разные формы платежей: паушальная, роялти, комбинированная (когда в условия платежа предусматривается и то, и другое). Паушальный платеж (нем. Pauschall — взятый в целом, целиком) — форма платежа по лицензионному договору, в соответствии с которой за право пользоваться лицензией на право использования ОИС осуществляется выплата фиксированного, заранее определенного размера вознаграждения независимо от объема производства и продажи продукции по лицензии. Паушальный платеж может быть осуществлен единовременно или в рассрочку. Паушальная форма платежа является наиболее простым вариантом осуществления лицензионных платежей. В этом случае величина платежа по лицензионному договору за использование ОИС составляет твердую, заранее оговоренную сумму, уплачиваемую единовременно или с определенной периодичностью, либо составляет определенный процент от известной величины (например от стоимости товара, указанной во внешнеторговом договоре). В частности, в случаях, когда стоимость лицензии рассчитывается на основе оценки размера реальной прибыли, получаемой от использования лицензируемого ОИС, лицензионный платеж может быть выражен в паушальной форме. Стоимость лицензии на основе оценки размера прибыли (эффекта) от использования ОИС может быть рассчитана по следующей формуле:

где — стоимость лицензии (платеж в денежной форме); — доход (эффект), полученный лицензиатом от использования ОИС по лицензии в i-м году; — расходы по обеспечению действенности лицензии за i-й год; — ставка налога на прибыль в /-м году; d — процентная ставка, с помощью которой будущие денежные доходы приводятся к текущей стоимости; n — срок действия лицензии. При этом эффект , полученный лицензиатом в i-м году от использования ОИС, определяется по формуле:

где — дополнительная прибыль, полученная лицензиатом от использования лицензионного ОИС в i-м году; — объем продукции, произведенной с использованием ОИС по лицензии в i-м году; — цена и себестоимость продукции после использования лицензии; — цена и себестоимость продукции до использования лицензии. Если во внешнеторговых договорах лицензионный платеж указан в виде единовременного платежа без особых условий и оговорок, то этот платеж представляет собой — стоимость лицензии за использование ОИС в товарах, пересекающих таможенную территорию. Как правило, подобные лицензионные платежи во внешнеторговых договорах имеют примерно следующую формулировку: «За предоставленное право использования товарного знака (изобретения или другого ОИС), предусмотренного настоящим договором, лицензиат уплачивает лицензиару лицензионный платеж в виде единовременного вознаграждения в размере ______ долл. США (или евро, р.) в срок ___». Возможно указание лицензионных платежей с особыми условиями и оговорками, например в виде периодических платежей от определенной базы (с единицы продукции или какой-либо другой базы). В этом случае лицензионные платежи отражают — эффект от использования ОИС в производстве и реализации единицы продукции за определенный i-й (отчетный) период. В этом случае лицензионные платежи во внешнеторговых договорах могут иметь следующую формулировку: «За предоставленное право использования товарного знака (изобретения или другого ОИС), предусмотренного настоящим договором, лицензиат уплачивает лицензиару лицензионный платеж в виде периодического платежа в размере ____ долл. США (или евро, р.) за каждую единицу лицензионной продукции в срок не позднее ____ дней после окончания отчетного периода». Роялти — периодические платежи за право пользоваться лицензией на товары, изобретения, товарные знаки, нововведения, выпуск книг, прокат фильмов и других ОИС. Обычно исчисляются в процентах от стоимости продаж. Термин «роялти» происходит от английского (и французского) royal — королевский. Royalty — это плата, взимавшаяся королевской властью в Англии за дарованное ею своему поданному право на земельную собственность или разработку недр. В последнем случае она могла выступать как арендная плата заработку недр. Термин стал широко применяться с XVI века, когда промышленник, получивший от короля право на разработку угольных копей, должен был ежегодно отчислять в пользу короны часть прибыли — роялти (королевскую долю). В настоящее время, применительно к правам использования ОИС, роялти чаще всего означает согласованную в лицензионном договоре периодически осуществляемую лицензиатом (покупателем, правополучателем) выплату лицензиару (продавцу, правообладателю) денежных сумм в размерах, зависящих от результатов, получаемых при использовании ОИС лицензиатом. Роялти используются для расчетов с лицензиаром в 80 — 90 процентов случаев заключения лицензионных соглашений. Например, компания Rolls-Royce получает роялти с каждого летного часа каждого двигателя, установленного в самолетах. Благодаря этому объем и разнообразие парка установленного оборудования компании Rolls-Royce продолжают способствовать росту дохода на рынке послепродажного обслуживания. За последние десять лет спрос на двигатели компании Rolls-Royce увеличился на 75 процентов. При заданной величине роялти (R) стоимость лицензии может быть рассчитана по формуле:

где — объем продукции, произведенной с использованием лицензии в i-м году; — ставка роялти в i-м году. В зависимости от сроков, условий использования лицензии, включая сроки и формы лицензионных платежей, расчетная формула может видоизменяться. Предположим, что согласно внешнеторговому договору на территорию Таможенного союза ввозится продукция на сумму 10 миллионов рублей в год. Продукция маркирована товарным знаком, имеющим правовую охрану на территории Таможенного союза. В лицензионном договоре о предоставлении прав использования товарного знака сроком на 5 лет, заключенном между правообладателем товарного знака (экспортером) и импортером, предусмотрены платежи в виде роялти в размере 2 процентов от объема продаж лицензионной продукции. Расходы со стороны импортера на обеспечение действенности лицензии на использование товарного знака отсутствуют. Если импортер является плательщиком всех налогов (в том числе налога на прибыль в размере 20 процентов) и он решил сразу заплатить пошлину за использование товарного знака по лицензионному договору, то стоимость лицензии (лицензионный платеж) за использование товарного знака составит (в качестве процентной ставки использована ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации):

В частности, лицензионный платеж от первой партии (первого года) товара на момент ее растаможки составляет:

В случае если импортер захочет осуществлять этот платеж в рассрочку в течение не позднее одного года после растаможки, то стоимость лицензии составит:

Несмотря на то что роялти чаще всего устанавливаются в процентах от объема продаж лицензионной продукции, на практике встречаются различные формы. В качестве примеров лицензионных платежей в виде роялти можно указать следующие: 1) в лицензионном договоре о поставке лицензионной продукции — батарейного эмульгатора, изготавливаемого с использованием изобретения «Устройство для улавливания токсичных веществ из газообразных выбросов», предусмотрен платеж в размере 150000 рублей за каждые 100 т/ч паропроизводительности котельного агрегата; 2) согласно лицензионному договору за право использования полезной модели и ноу-хау (способ изготовления патронируемого эмульсионного взрывчатого вещества) по неисключительной лицензии подлежат выплате лицензиатом лицензиару лицензионные платежи (роялти) в размере 628,04 рубля без учета НДС с каждой тонны произведенной лицензиатом лицензионной продукции. Таким образом, более сложной является ситуация, когда лицензионные платежи рассчитываются в форме роялти исходя из величин, которые неизвестны на момент таможенного оформления (например в зависимости от величины выручки, которую покупатель получит при последующей реализации указанных товаров). В последнем случае в пункте 5 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрена возможность отложения определения точной величины таможенной стоимости до получения точных сведений о величине лицензионных платежей. Однако указанная возможность остается нереализованной до настоящего времени ввиду отсутствия соответствующего решения Комиссии Таможенного союза. В частности, в указанном нами первом примере, если известна производительность импортируемого котельного агрегата, то легко можно рассчитать сумму лицензионного платежа за использование изобретения, подлежащую включению в таможенную стоимость котельного агрегата, изготовленного и проданного с использованием изобретения. Например, на таможенную территорию поступают 8 котельных агрегатов паропроизводительностью 480,0 т/ч, изготовленных с использованием названного изобретения. В этом случае стоимость лицензии на использование изобретения составляет:

Что касается второго примера, когда некая сумма в виде роялти выплачивается лицензиару с каждой тонны произведенного лицензиатом лицензионной продукции, то рассчитать количественно размер лицензионных платежей невозможно, пока неизвестен объем производимой и продаваемой лицензионной продукции. Таким образом, при ввозе на таможенную территорию товаров, содержащих ОИС, импортерам необходимо уделять особое внимание вопросам расчета стоимости лицензионных платежей. Также следует учитывать возможность принятия таможенными органами мер по защите прав на ОИС, содержащихся в импортируемом товаре. Согласие правообладателя ОИС на ввоз таких товаров позволит избежать проблем при совершении таможенных операций. В целях предотвращения возможных конфликтов необходимо предъявить в таможенный орган детальный расчет осуществляемых платежей за использование ОИС по лицензии. Если лицензионные платежи за использование ОИС не включены в таможенную стоимость либо декларантом или таможенным брокером (представителем) при декларировании заявлены недостоверные сведения, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, то они несут административную ответственность в соответствии со статьей 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). В заключение отметим, что, для того чтобы избежать возможных конфликтов в сфере интеллектуальных прав, лишних расходов при уплате таможенных платежей, в лицензионном соглашении важно четко определить порядок уплаты платежей за использование ОИС. Необходимо будет предоставить для таможенных целей бухгалтерскую документацию, в которой должны быть расписаны порядок и сроки уплаты лицензионных платежей. Наиболее простым вариантом расчета подлежащих включению в таможенную стоимость лицензионных платежей является определение лицензионных платежей в виде паушальной суммы. В этом случае величина лицензионного платежа за использование ОИС составляет твердую, заранее оговоренную сумму, уплачиваемую с определенной периодичностью, либо составляет определенный процент от известной величины, например от стоимости товара, указанной во внешнеторговом договоре. Более сложной является ситуация, когда лицензионные платежи рассчитываются исходя из величин, которые неизвестны на момент таможенного оформления (например в зависимости от ве личины выручки, которую покупатель получит при последующей продаже указанных товаров). В последнем случае можно отложить определение точной величины таможенной стоимости до получения точных сведений о величине лицензионных платежей или привлечь независимого оценщика стоимости прав на ОИС. В целом при установлении достоверности оценки таможенной стоимости товаров, пересекающих таможенную границу, и лицензионных платежей, включаемых в эту стоимость, за использованные в указанных товарах ОИС, должны участвовать и независимые оценщики. Порядок заполнения граф декларации таможенной стоимости (ДТС-1) определен в Порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости [8]. Если лицензионные платежи относятся ко всем или нескольким из поставляемых наименований товаров и в соглашении о предоставлении прав на использование ОИС не приводится распределение платежей за такое использование между отдельными наименованиями товаров (например паушальный платеж), то распределение суммарной величины платежей за использование ОИС между наименованиями товаров производится пропорционально стоимости каждого наименования товаров. По желанию декларанта суммарная величина таких платежей может быть включена в таможенную стоимость товаров с наиболее высоким уровнем налогообложения, а суммарная величина платежей за использование ОИС может быть отнесена к первой партии товаров, в отношении которых предусмотрены такие платежи. К сожалению, в России соблазн занизить таможенную стоимость со стороны участников внешнеэкономической деятельности (в том числе за счет невключения лицензионных платежей за использование ОИС, содержащихся в импортируемых товарах) достаточно велик. Только при наличии достаточно проработанных нормативных методических механизмов возможно противостояние подобным действиям участников внешнеэкономической деятельности. В случае несоблюдения установленных правил определения таможенной стоимости, то есть если лицензионные платежи за использование ОИС не включены в таможенную стоимость, то в соответствии со статьей 16.2 КоАП РФ наступает административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании недостоверных сведений, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Литература

1. Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». 2. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза». 3. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 255 «Цель оценки и виды стоимости». Федеральный стандарт оценки (ФСО N 2). 4. Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ. 5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ. 6. Таможенный кодекс Таможенного союза: решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года N 48. 7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ. 8. Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376 «О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости». 9. Российский статистический ежегодник. 2012: Сб. стат. / Росстат. М., 2012.

——————————————————————