Таможенная стоимость: определение и контроль

(Зыбина Е.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 27)

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ

Е. ЗЫБИНА

Елена Зыбина, ведущий консультант отдела организации автоматизированной технологии контроля Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России.

Контроль таможенной стоимости практически полностью унифицирован странами Таможенного союза. При этом не всегда удается осуществлять его полноценно. Рассмотрим, почему это происходит, можно ли изменить ситуацию с помощью автоматизации этого процесса и какие нюансы таят в себе новые подходы к контролю таможенной стоимости.

Приоритетные задачи таможенных органов

Рост электронного декларирования товаров и сокращение документов, представляемых при декларировании товаров, являются одними из приоритетных задач таможенных органов Российской Федерации в настоящее время.

В связи с развитием информационных технологий и возможностей электронного документооборота изменились подходы к осуществлению таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Развитие электронных технологий идет синхронно с требованиями по сокращению сроков проведения таможенных операций. При этом электронное декларирование и электронный контроль становятся штатным режимом работы таможенных органов.

В настоящее время для полноценного контроля таможенной стоимости должностному лицу таможенного поста необходимо проанализировать значительный объем документов и сведений, представляемых декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости.

Сжатые сроки проверки декларации на товары и значительный объем документов и сведений не позволяют осуществлять полноценный контроль таможенной стоимости в соответствии с нормативными документами, установленными законодательством Таможенного союза.

Регламентирующие документы

Основными документами, регламентирующими порядок определения таможенной стоимости, являются:

— глава 8 Таможенного кодекса Таможенного союза;

— статьи 211 и 212 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

— Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее — Соглашение);

— решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»;

— Приказ ФТС России от 14.02.2011 N 272 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров»;

— решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 N 512 «О Положении об особенностях определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров»;

— решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 254 «О таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров»;

— Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации»;

— Приказ ФТС России от 14.02.2011 N 272 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров»;

— Приказ ФТС России от 27.01.2011 N 152 «Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) и Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации»;

— Приказ ФТС России от 27.01.2011 N 151 «Об утверждении формы декларации таможенной стоимости (ДТС-2) и Правил заполнения декларации таможенной стоимости формы ДТС-2» и другие нормативные правовые акты законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле.

Необходимость автоматизации

Вопросы сокращения времени и упрощения совершения таможенных операций и таможенного контроля при обеспечении собираемости таможенных платежей определены как основные поручения Президента РФ и Председателя Правительства РФ.

На практике инспектор должен одновременно сопоставлять и анализировать сведения сразу из нескольких документов. Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, зависит от выбранного метода определения таможенной стоимости и условий исполнения внешнеторгового обязательства.

Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации таможенной стоимости (ДТС). Для подтверждения таможенной стоимости декларант должен представлять документы и сведения, в том числе дополнительно запрошенные таможенным органом, характеризующие (отражающие) сопутствующие продаже обстоятельства (например, внешнеторговый договор (контракт) (изменения, дополнения и др.), коммерческие документы производителя, при условии, что такие документы соответствуют общепринятым принципам бухгалтерского учета, применяемым в стране, где произведены товары, инвойс, транспортные, страховые и другие документы, установленные Соглашением.

Вопрос автоматизации контроля таможенной стоимости стал одним из ключевых. Поскольку таможенными органами накоплен богатый опыт проверки электронных и формализованных документов, совместное детальное изучение проблем, связанных с электронным декларированием, позволило выработать новые подходы к контролю таможенной стоимости при электронном декларировании.

Новые подходы

Основными подходами к повышению контроля таможенной стоимости становятся оптимизация и упрощение действующей технологии контроля таможенной стоимости товаров, автоматизация контроля таможенной стоимости товаров, а также комплексная оценка рисков занижения таможенной стоимости товаров и др.

Автоматизация процедуры контроля таможенной стоимости неразрывно связана с внедрением новых подходов к контролю таможенной стоимости, переработки существующих порядков и технологий, регламентирующих таможенный контроль и действия должностных лиц таможенных органов.

В первую очередь, внедрение новых подходов к контролю таможенной стоимости и их автоматизации с использованием всех преимуществ дает электронное декларирование, обязательное предварительное информирование и передача коммерческих и транспортных документов в электронном и формализованном виде.

Алгоритмы форматно-логического контроля и перекрестные проверки между электронной декларацией на товары и формализованными документами (коммерческими, транспортными и иными документами, представляемыми таможенному органу при таможенном декларировании) с целью сопоставления сведений, правильности и полноты их заявления, анализа и выявления рисков являются основой аналитического блока технологии автоматизации контроля таможенной стоимости.

Автоматизированный контроль таможенной стоимости — это выполнение перекрестных проверок, когда сведения из различных документов, имеющие значение для определения таможенной стоимости, проверяются друг с другом. Глубокая детализация сведений в формализованных документах дает возможность анализировать таможенную стоимость товаров на ассортиментном уровне с учетом торговой марки, страны происхождения, изготовителя.

Сложности при автоматизации

Автоматизация контроля таможенной стоимости является самой сложной и трудоемкой операцией документального контроля декларации на товары и декларации таможенной стоимости.

Таможенная стоимость заявляется декларантом, и при ее декларировании должны быть отражены все имеющие место факты. Один из сложных вопросов — вопрос определения размера лицензионных платежей в рамках договора генеральной франшизы и их включения в таможенную стоимость ввозимых товаров, при котором необходимо учитывать следующее.

В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

Согласно п. 3 ст. 5 Соглашения добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, предусмотренные п. 1 указанной статьи, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации, необходимой для дополнительных начислений, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.

Пунктом 5 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) установлено, что, если при таможенном декларировании товаров точная величина их таможенной стоимости не может быть определена в связи с отсутствием документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для ее расчета, допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускается ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов исходя из заявленной таможенной стоимости. Случаи отложенного определения таможенной стоимости, а также порядок декларирования, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.

Многое зависит от договора

Исходя из положений подп. 7 п. 1, п. 3 ст. 5 Соглашения платежи за использование объектов интеллектуальной собственности подлежат включению в структуру таможенной стоимости при ее декларировании в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 27 и 8 ТК ТС.

Например, согласно предмету договора генеральной франшизы (далее — договор), заключенного между коммерческими структурами, франчайзер предоставляет франчайзи исключительную лицензию на использование торговых марок, логотипа и эмблемы, принадлежащих франчайзеру, если условиями договора установлено, что франчайзи обязан выплачивать франчайзеру в качестве роялти или взноса в счет маркетинговой деятельности процент от месячной суммы продаж.

Под суммой продаж в договоре может пониматься общая сумма, собранная в качестве сбыта через магазины, исключая НДС или эквивалентный налог, а также все скидки, заранее одобренные франчайзером.

Таким образом, договором предусмотрены обязательства об уплате франчайзи лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель (франчайзи) прямо или косвенно должен уплатить продавцу в качестве условия продажи товаров.

В соответствии с п. 22 разд. II Правил заполнения ДТС-1, утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров», лицом, заполняющим ДТС-1, в приведенном в графе 9а ДТС-1 поле, соответствующем ответу «Да», необходимо проставлять знак «X» и в графе 15 ДТС-1 приводить соответствующие суммы.

Лицензионные и иные подобные платежи, предусмотренные подп. 7 п. 1 ст. 5 Соглашения, подлежат определению исходя из условий договора (лицензионного, коммерческой концессии или франшизы, внешнеторгового), предусматривающего вознаграждение (обязательство), выплачиваемое пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.

Условия договора могут устанавливать, что точную величину (размер) роялти возможно определить по результатам реализации товаров. В связи с этим таможенная стоимость товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, размер которых при декларировании невозможно определить ввиду условий договора, подлежит определению с использованием методов определения таможенной стоимости, установленных ст. ст. 6 — 9 и 10 Соглашения.

Механизм расчета таможенной стоимости

До вступления в силу соответствующего решения Комиссии Таможенного союза, регламентирующего применение процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, при определении таможенной стоимости, роялти может быть определена и включена в структуру таможенной стоимости при ее декларировании одним из следующих способов:

1. Размер роялти рассчитывается по ставке роялти, указанной в договоре, исходя из суммы продаж (реализации) товаров в предшествующем периоде. При этом количество реализованных товаров должно соответствовать количеству декларированных/оцениваемых товаров.

В случае отсутствия таких продаж выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со ст. 88 ТК ТС.

2. Размер роялти рассчитывается по ставке роялти в фактурной стоимости декларируемых товаров, при этом ставка роялти определяется как выраженное в долях процента соотношение исчисленного за соответствующий предыдущий период (месяц) роялти к фактурной (в договоре внешнеторговой сделки) стоимости товаров, реализованных в тот же период.

Расчет ставки роялти в фактурной (в договоре внешнеторговой сделки) стоимости товаров с использованием приведенной формулы должен производиться на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Учитывая предусмотренные договором обязательства об уплате франчайзи лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, а также положения подп. 7 п. 1, п. 3 ст. 5 Соглашения, данные платежи подлежат включению в структуру таможенной стоимости при ее декларировании в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 27 и 8 ТК ТС.

Если указанные платежи не были включены в структуру таможенной стоимости при декларировании товаров, то их необходимо включить в структуру таможенной стоимости после выпуска товаров в соответствии с положениями п. 1 ст. 68 ТК ТС.

Указанные суммы роялти возможно включить в одну из самых первых поставок самого налогооблагаемого (налогоемкого) товара. При этом в иные декларации на товары, в которых задекларированы товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, необходимо внести соответствующие сведения в графы 9 (а) и «Дополнительные данные» ДТС-1. В графе «Дополнительные данные» ДТС-1 необходимо указывать сведения о номере декларации на товары, в которую включены лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, подлежащие добавлению (дополнительному начислению) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары в каждой декларации на товары.

——————————————————————