Знания как катализатор эффективности таможенного администрирования
(Колобкова В. А.) («Таможенное дело», 2012, N 2)
ЗНАНИЯ КАК КАТАЛИЗАТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ <*>
В. А. КОЛОБКОВА
——————————— <*> Kolobkova V. A. Knowledge as an accelerator of efficiency of customs administering.
Колобкова Валентина Алексеевна, доцент кафедры таможенного менеджмента Института управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса, Государственный университет управления, кандидат экономических наук.
В данной статье автор рассматривает знания как катализатор эффективности при таможенном администрировании. Автор подробно останавливается на рассмотрении Всемирной таможенной организации и ее составной части — в области таможенного образования. Также автор анализирует абсолютно новую платформу для обучения, носящую название КЛиК! (CLiCK!) — Таможенное Сообщество Знаний и Обучения. Эта платформа обеспечивает доступ к разнообразным интерактивным курсам обучения и открывает мир новых возможностей для членов WCO, позволяя им в индивидуальном темпе овладеть профильными знаниями и повысить свой профессиональный уровень.
Ключевые слова: Всемирная таможенная организация (WCO), программа реформы и модернизации таможенной службы, интернационализация управления персоналом, повышение квалификации сотрудников, КЛиК! (CLiCK!) — Таможенное Сообщество Знаний и Обучения, профессиональный уровень сотрудников, эффективность таможенного администрирования.
The author of the present article considers knowledge as an accelerator of efficiency in customs administering. The author concentrates on consideration of the World Customs Organization and its element — in the sphere of customs education. The author also analyses absolutely new platform for education, which is called CLiCK! — Customs Learning and Knowledge Community. This platform ensures access to various interactive courses and opens the world of new opportunities for the WTO members, allowing them to receive special knowledge and improve professional level in individual manner.
Key words: World Customs Organization (WCO), program of reform and modernization of customs service, internationalization of management of personnel, employees qualification improvement, CLiCK! — Customs Learning and Knowledge Community, professional level of employees, efficiency of customs administering.
Движение к установлению широких внешнеэкономических связей, созданию благоприятных условий для международной торговли было бы практически невозможно без скоординированных усилий мирового сообщества. Это нашло свое отражение в заключении Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), вступившего в силу в 1948 г., и учреждении в 1991 г. на этой основе Всемирной торговой организации (ВТО). Каждая страна вырабатывает собственную стратегию и политику и регулирует деятельность в области как внутренней, так и внешней экономики. К числу государственных органов, призванных осуществлять эту задачу, в большинстве стран мира относятся таможенные администрации, выполняющие главным образом две крупные задачи: экономическую и правоохранительную. Национальные таможенные администрации — это те «ворота», через которые осуществляется перемещение товаров, капиталов, услуг и лиц через международные границы, тот инструмент, с помощью которого проводится на практике государственная политика в сфере внешнеэкономических отношений и торговли. Расширение мирового рынка, упрочение его единства требовало координации деятельности национальных таможен по обеспечению режима внешней торговли, соответствующего действующим международным конвенциям и соглашениям на международном уровне. Всемирная таможенная организация (далее WCO) — независимый межгосударственный орган, который является ключевым звеном международной системы сотрудничества государств по вопросам деятельности таможенных администраций в сферах соблюдения торгового законодательства, защиты общества, сбора таможенных платежей. С целью определения ожидаемых перемен в сфере таможенной деятельности WCO предложена программа реформы и модернизации таможенной службы, включающая в себя следующие положения: 1. Создание программ по набору кадров. Привлечение на работу в таможенные органы людей с университетским образованием, с высоким уровнем подготовки в областях электронной обработки данных, бухгалтерского дела и юриспруденции. 2. Интернационализация управления персоналом, выражающаяся в развитии международных контактов в деятельности центров подготовки персонала, специализированных кадровых подразделений, информационных служб, и формирование на этой основе единой международной «школы» управления персоналом. 3. Таможенные службы более ясно осознают постоянную опасность коррупции. В этой связи особенно актуальными становятся проблемы нравственности, в частности честность и неподкупность персонала таможни. 4. По-прежнему важной задачей остается обучение сотрудников передовым методикам и приемам. 5. Большее внимание будет уделяться подготовке перспективного руководящего персонала среднего и высшего звена. По мнению WCO программа реформы и модернизации таможенной службы может быть внедрена только в том случае, если: — она рассматривается как неотъемлемая часть национальной программы реформирования; — она основана на едином сценарии модернизации таможни, воплощение которого осуществляется под руководством таможенной администрации; — реализация реформ устанавливает соответствующий баланс между национальными, региональными и международными потребностями. Очевидно, что важнейшим условием успешного реформирования и модернизации является приоритетное решение кадровых проблем, включающих в себя следующие направления: — политика подбора кадров; — обучение и подготовка кадров; — система оценки деятельности персонала таможни. Основой успешного будущего развития таможенных администраций является совершенствование профессионального ноу-хау ее работников. В нашем быстро меняющемся мире таможенные администрации вынуждены непрерывно, зачастую очень быстро реагировать на изменения социального, экономического и политического характера. Им приходится адаптировать и актуализировать принципы их работы с учетом приобретенного ими опыта, в соответствии с результатами мониторинга их деятельности, уровня их инфраструктуры и условий работы их партнеров — все это является залогом эффективного выполнения возложенных на них функций и достижения необходимого результата. На наш взгляд, задача менеджмента должна заключаться не только в простой постановке той или иной задачи, но и в инструктировании сотрудников для достижения нужных результатов. Как справедливо указывает Х. Виссема, «система обучения руководителей и специалистов должна опираться на критерии будущей работы» <1>. Другой важный аспект состоит в том, что критикуется традиционный подход, когда кадровые вопросы обеспечения реализации операционной и финансовой стратегии хронологически решаются последними. Как отмечают Ф. Гуияр и Д. Келли, «чтобы решить важнейшие задачи, компания должна начинать с формирования у сотрудников конкретных способностей, затем контролировать, как эти способности, проходя через все операционные процессы, трансформируются в продукцию, которая затем поступает к потребителям и в конце концов приносит компании ожидаемые финансовые результаты». И далее: «Необходимо сначала обеспечить формирование требуемых способностей и только затем заниматься достижением финансовых и потребительских целей» <2>. ——————————— <1> Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания / Пер. с англ. М.: Изд-во «Финпресс», 2000. С. 190. <2> Гуияр Франсис Ж., Келли Джеймс Н. Преобразование организации / Пер. с англ. М.: Дело, 2000. С. 310.
В наши дни знания являются неотъемлемой составляющей успешной политики, проводимой в самых различных сферах. Такие понятия, как «общество, основанное на знании», «экономика, основанная на знании» и «управление знаниями», получают все более широкое распространение в современном мире. Исходя из этого факта, весьма логично, что для таможенной администрации знания становятся так же важны, как и для участников международной торговли. В самом деле приобретение знаний и реализация обусловливаемых их наличием возможностей — с целью достижения желаемого уровня компетенции и эффективности — является одним из ключей к успеху. WCO осознало эту необходимость в 2008 г., когда была утверждена Концепция «Таможня XXI века», в рамках которой «профессиональная, основанная на знании культура сервиса» была признана одним из десяти основополагающих постулатов современного таможенного администрирования <3>. ——————————— <3> URL: http:// customsdkn. ru/ 25-novosti — wco-vsemirnaya — tamozhennaya — organizaciya. html.
Исходя из вышесказанного, 2011 г. был назван годом знаний WCO, проходящим под лозунгом «Знания как катализатор эффективности таможенного администрирования» <4>. Знания действительно могут стать тем катализатором, важнейшим инструментом, который поможет таможенным администрациям преуспеть в защите общества, обеспечении необходимого уровня безопасности цепи поставки товаров, упрощении торговли и обеспечении безопасности границ. ——————————— <4> Кунио Микурия, Генеральный секретарь Всемирной Таможенной Организации, 26.01.2011: Обращение от Всемирной таможенной организации. Международный день таможенника 2011.
WCO, конечно же, отдает себе отчет в существовании большого количества кадровых проблем, стоящих перед некоторыми таможенными администрациями, и прекрасно представляет себе, что многим национальным службам зачастую приходится выполнять постоянно увеличивающийся объем работы в более высоком темпе, но с тем же или меньшим количеством сотрудников. В связи с этим таможенные администрации разрабатывают программы повышения квалификации (развития навыков) сотрудников, чтобы работающие и будущие сотрудники могли лучше осуществлять свою деятельность, обладать необходимыми знаниями для более эффективной работы с новыми процедурами и системами. Следовательно, для этого может потребоваться больше чем традиционное обучение. Поэтому рассматриваются такие знания и навыки, которые, вероятнее всего, потребуются сотрудникам таможенных администраций: компьютерные, менеджмента информации, иностранных языков, бухгалтерского дела и аудита, оценки риска и т. д. Для обеспечения потребностей в подготовке кадров для таможенных служб WCO предлагает своим членам комплексную образовательную программу, которая включает в себя подготовку таможенных специалистов посредством профильного тренинга, при помощи модулей электронного обучения и посредством глобальной сети центров региональной подготовки <5>. ——————————— <5> Так, IV Региональный учебный центр Всемирной таможенной организации, созданный на базе Российской таможенной академии (г. Люберцы), предназначен для содействия проведению исследовательских работ по ряду тем, связанных с проблемами таможенного администрирования, и предлагает программы обучения слушателей по различным специализациям таможенного администрирования.
Также следует упомянуть абсолютно новую платформу для обучения, носящую название КЛиК! (CLiCK!) — Таможенное Сообщество Знаний и Обучения. Эта платформа обеспечивает доступ к разнообразным интерактивным курсам обучения и открывает мир новых возможностей для членов WCO, позволяя им в индивидуальном темпе овладеть профильными знаниями и повысить свой профессиональный уровень. WCO воспользовалась преимуществами, обусловливаемыми практическим применением современных технологий, и запустила свой собственный сайт, в рамках которого производится обмен мнениями между профильными экспертами с целью обмена знаниями и опытом в области таможенного администрирования и международной торговли. Другим источником новых знаний являются научные исследования. WCO установила партнерские отношения с университетами с целью содействия проведению исследовательских работ по ряду тем, прямо или косвенно связанных с проблемами таможенного администрирования и вопросами торговых взаимоотношений, и теперь предлагает вниманию слушателей всеобъемлющие программы обучения по различным специализациям таможенного администрирования. Помимо этого, созданная в 2009 г. исследовательская группа, являющаяся частью проекта по созданию центра передового опыта WCO, в настоящее время проводит ряд фундаментальных исследований, результаты которых обнародуются посредством сайта WCO и некоторых известных журналов, посвященных проблематике международной торговли <6>. ——————————— <6> INCU производит Всемирный таможенный Journal (WCJ), который является его основным изданием. Первое издание WCJ было успешно запущено в ВТО PICARD на конференции в марте 2007 г. сначала в качестве электронного журнала, но с возможностью также выпускать его как бумажный журнал в более поздний срок.
Администрации стран — членов WCO приступили к диалогу на таможенные темы с представителями профильных национальных академических кругов. Подобное взаимодействие послужит отправной точкой проведения фундаментальных исследований, результаты которых будут прямо способствовать повышению профессионального уровня сотрудников, участвующих в данном диалоге таможенных администраций. Сотрудничество с профессионально-техническими и прочими учебными заведениями также может способствовать наработке сотрудниками таможенных администраций полезного опыта и знаний. Данные действия будут способствовать повышению уровня культуры обучения в национальных таможенных администрациях. Некоторые таможенные администрации уже приступили к применению данной практики, в то время как другие находятся в стадии ознакомления с данной концепцией. Новые информационные технологии позволят таможенным администрациям эффективно осуществлять более интенсивный обмен данными в сфере управления знаниями, что, в свою очередь, может послужить катализатором эффективности деятельности таможенных администраций.
Литература
1. Кунио Микурия, Генеральный секретарь Всемирной таможенной организации, 26.01.2011: Обращение от Всемирной таможенной организации Международный день таможенника 2011. 2. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания / Пер. с англ. М.: Изд-во «Финпресс», 2000. С. 190. 3. Гуияр Франсис Ж., Келли Джеймс Н. Преобразование организации / Пер. с англ. М.: Дело, 2000. С. 310. 4. URL: http:// customsdkn. ru/ 25-novosti — wco-vsemirnaya — tamozhennaya — organizaciya. html. 5. URL: www. customs. ru.
——————————————————————