Предварительное таможенное декларирование товаров по Таможенному кодексу Таможенного союза
(Толстая С. Б.) («Право и экономика», 2010, N 12)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ ПО ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
С. Б. ТОЛСТАЯ
Толстая Светлана Борисовна, начальник отдела внешнеэкономических связей ОАО «Волжский абразивный завод». Доцент кафедры налогообложения и аудита ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». Специалист по таможенному праву. Родилась 14 апреля 1963 г. в Волгограде. В 1985 г. окончила Волгоградский инженерно-строительный институт, в 2001 г. — Международный институт экономики и права.
В статье рассматривается порядок проведения предварительного таможенного декларирования товаров по Таможенному кодексу Таможенного союза. Проводится сравнительный анализ с предварительным декларированием по Таможенному кодексу Российской Федерации.
Ключевые слова: Таможенный союз, предварительное таможенное декларирование товаров.
Preliminary customs declaration of goods under the Customs Code of the Customs Union S. B. Tolstaya
The article studies the order of conducting a preliminary customs declaration of goods under the Customs Code of the Customs Union. The author also undertakes a comparative analysis of preliminary declaration with the procedure under the Customs Code of the Russian Federation.
Key words: Customs Union, preliminary customs declaration of goods.
В Таможенном кодексе Таможенного союза (далее — ТК ТС) по сравнению с Таможенным кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ) содержится большое количество нововведений <1>. ——————————— <1> http:// www. tsouz. ru/ Docs/ Kodeks1/ Pages/ default. aspx; http:// customs. consultant. ru/ doc. asp? ID= 50000
Значительные перемены затронули и одно из важнейших направлений таможенного дела — таможенное декларирование товаров. Основная цель таких изменений — необходимость выведения таможенного администрирования на качественно новый уровень. Целью данной статьи является анализ изменений при проведении предварительного таможенного декларирования товаров.
Прежде чем рассматривать изменения, необходимо ответить на вопрос: что же такое «предварительное таможенное декларирование» и для чего оно нужно? Предварительное декларирование так же, как и электронное декларирование, является одной из составляющих новых рамочных стандартов, внедряемых для существенного сокращения времени на проведение таможенного контроля и, как следствие, сокращение накладных расходов, увеличение товарооборота и содействие торговле в целом. Получение информации о товарах до их представления таможенным органам позволяет заранее определить объекты, подлежащие контролю, выявить возможные «риски», за счет чего сконцентрировать усилия таможенной службы только на том, что необходимо проверять, не задерживая товары, которые не требуют применения различных форм таможенного контроля в совокупности или по отдельности. В Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999) предусмотрены необходимость использования предварительной информации и передача ее в электронном виде. Во Всемирной таможенной организация (ВТО) использование предварительной информации при применении таможенных процедур считается показателем высокого уровня развития таможенной службы государства. Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 2225-р, предусмотрена модернизация таможенного администрирования, в том числе развитие системы предварительного информирования. Приказом Таможенного комитета Союзного государства от 13 мая 2010 г. N 3 <2> принято Постановление об обязательном предварительном информировании при ввозе товаров на территорию Союзного государства с 1 июля 2012 г. ——————————— <2> Приказ Таможенного комитета Союзного государства от 13 мая 2010 г. N 3 «О реализации постановлений коллегии Таможенного комитета Союзного государства» (вместе с Постановлением Коллегии Таможенного комитета Союзного государства от 23 апреля 2010 г.).
Так как на настоящий момент технологические и технические проблемы (каналы связи, форматы передаваемых данных, программные продукты, обеспечивающие доведение и использование информации) не позволяют широкомасштабно внедрить процедуры предварительного информирования в таможенных органах, участникам внешнеэкономической деятельности возможно применять институт предварительного таможенного декларирования товаров, который позволяет документально оформить товары до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Рассмотрим, как регулировались данные отношения в ТК РФ. Статья 130 ТК РФ устанавливала, что таможенная декларация может быть подана на иностранные товары в двух случаях: — до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию Российской Федерации; — до завершения внутреннего таможенного транзита. Таможенный орган принимал заверенные декларантом копии транспортных (перевозочных), коммерческих документов и после прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации сопоставлял сведения, которые содержатся в указанных копиях документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов. После завершения проверки таможенной декларации и уплаты подлежащих оплате сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации такая таможенная декларация могла использоваться в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур. Если товары не были предъявлены в таможенный орган, принявший таможенную декларацию в течение 15 дней со дня ее принятия, таможенная декларация считалась неподанной. Выпуск товаров производился после предъявления товаров таможенному органу. Таможенные пошлины, налоги должны были быть уплачены не позднее дня выпуска товаров. ТК ТС установил несколько иные условия применения предварительного таможенного декларирования товаров. Статья 193 ТК ТС устанавливает, что таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров только в одном случае — до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, т. е. если иностранные товары пересекли таможенную границу Таможенного союза, то подача предварительной декларации на товары уже невозможна. Для таможенных целей декларантом могут предоставляться заверенные копии транспортных (перевозочных), коммерческих документов или сведения из этих документов в электронном виде. После предъявления товаров таможенный орган сопоставляет сведения, содержащиеся в копиях указанных документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов, в том числе в электронных документах. Существенным нововведением по сравнению с ТК РФ является то, что при предварительном таможенном декларировании в таможенной декларации могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза и (или) их предъявления таможенному органу. Такие сведения должны быть внесены в таможенную декларацию до принятия решения о выпуске товаров в порядке, определенном решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 256 <3>. ——————————— <3> http:// www. tsouz. ru/ KTS/ KTS16/ Pages/ R_256.aspx
Принципиальным отличием от ранее существовавшего порядка предварительного декларирования также является возможность отзыва таможенной декларации декларантом в порядке, предусмотренном ст. 192 ТК ТС в случае, если после ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза обнаруживается несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных. При этом обязательно представляются документы, подтверждающие изменение стоимости, количества или веса. Существенно (в два раза) увеличен срок для предъявления товаров таможенному органу после регистрации таможенной декларации (по ТК РФ — 15 дней, по ТК ТС — 30 дней), что особенно актуально в масштабах нашей страны и с учетом длительности и непредсказуемости времени на перевозку товаров различными видами транспорта. При этом новацией является то, что товары могут быть предъявлены не только таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, но и иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза. Если товары не предъявлены таможенному органу в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров. В соответствии со ст. 196 ТК ТС строго определен срок выпуска товаров при применении предварительного таможенного декларирования — выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию. Подводя итог данному сравнению, можно сделать вывод о том, что в Таможенном кодексе Таможенного союза заложен эффективный механизм предварительного таможенного декларирования, максимально прозрачный и понятный участникам внешнеэкономической деятельности.
——————————————————————