Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

(Сумин А.)

(«Законность», N 5, 1999)

НЕВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ СРЕДСТВ

В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ

(ВОПРОСЫ РАССЛЕДОВАНИЯ И ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА)

А. СУМИН

А. Сумин, старший помощник прокурора Московской области, кандидат юридических наук.

Один из источников пополнения бюджета — средства, получаемые в результате обязательной продажи предприятиями, учреждениями и организациями части валютной выручки. Именно поэтому установлена уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк. Однако, как показывает практика, уголовные дела о таких преступлениях возбуждаются крайне редко, а возбужденные расследуются недостаточно квалифицированно. Такое положение обусловлено рядом причин, наиболее существенные из которых: значительные трудности в собирании и оценке доказательств и недостаточная специальная подготовка сотрудников подразделений, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность в сфере экономики. Основные трудности в собирании и оценке доказательств состоят, во-первых, в необходимости получения некоторых из них за пределами Российской Федерации, а во-вторых, зачастую в недостаточно четком знании механизма внешнеэкономической деятельности, валютных операций и, следовательно, в затруднении как в вопросе необходимости и достаточности доказательств, так и в оценке выводов документальных проверок (ревизий) и заключений агентов валютного контроля. Недостаточная специальная (по вопросам внешнеэкономической и финансово — валютной деятельности) подготовка оперативных служб приводит к тому, что преступления, предусмотренные ст. 193 УК, выявляются, в основном, только при расследовании иных преступлений в сфере экономики или должностных преступлений.

Как известно, диспозиция ст. 193 УК РФ носит бланкетный характер, отсылая к достаточно большому числу правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность и валютные операции. Среди таких актов необходимо назвать Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в редакции Федеральных законов от 8 июля 1997 г. и от 10 февраля 1999 г.), Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» и Официальное разъяснение Государственно — правового управления Президента РФ от 4 ноября 1993 г. отдельных положений этого Указа; письмо Государственного банка СССР от 24 мая 1991 г. «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР»; Инструкцию Центрального банка России от 29 июня 1992 г. «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации».

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте совершается как уклонением субъекта от выполнения обязанности выдать уполномоченному банку поручение о продаже установленной части поступившей на транзитный счет валютной выручки, так и путем различного рода ухищрений во внешнеэкономической деятельности.

В сфере импорта один из способов совершения таких преступлений следующий. В России создается юридическое лицо, имеющее право внешнеэкономической деятельности. Руководитель юридического лица затем открывает на свое имя или на подставных лиц фирму, чаще оффшорную, за рубежом. С подставной фирмой заключается договор на якобы импорт товаров или услуг. После этого, непосредственно или с использованием других подставных фирм, в отношении которых юридическое лицо действует как посредник, составляются акты (протоколы) об исполнении договора и в качестве его оплаты перечисляется валюта на счет ранее созданной подставной фирмы за границу. В обоснование законности такого перечисления в уполномоченный банк представляются документы на фиктивную сделку. Чаще всего этот способ характерен для «перекачивания» валюты, полученной в России противоправным путем.

В сфере экспорта схемы могут носить различный характер. Например, экспортная операция может маскироваться под бартерную с использованием подставной фирмы за рубежом и поставкой из-за границы товаров на сумму, намного меньшую, чем вырученная за экспортированную продукцию. Также с использованием подставных фирм возможно невозвращение валюты со ссылкой на якобы уклонение «партнера» от оплаты экспортной сделки. Совершение такого преступления возможно и путем экспорта в страны СНГ с последующим реэкспортом товара в страны «дальнего зарубежья».

Следует иметь в виду, что надлежащая организация валютного контроля в сфере экспортных операций может относительно своевременно выявить признаки возможной противоправной деятельности. Схема контроля такова.

Экспортер заключает контракт по внешнеэкономической сделке. Согласно Инструкции ЦБ России и ГТК от 12 октября 1993 г. по каждому такому контракту оформляется паспорт сделки (ПС), являющийся базовым документом валютного контроля, который в стандартизованной форме содержит сведения о сделке. Заполненный и подписанный ПС в двух экземплярах экспортер представляет в уполномоченный банк вместе с оригиналом соответствующего контракта или его копией, которая заверяется лицом, имеющим право подписи по счету экспортера, и печатью. Банк проверяет соответствие данных ПС условиям контракта, соответствие подписи на ПС образцу подписи на имеющейся в банке карточке, после чего подписывает оба экземпляра ПС. Один из них возвращается экспортеру, а другой остается в банке и служит основанием для открытия досье. Если в дальнейшем условия сделки изменились, экспортер в 10-дневный срок с даты внесения таких изменений обязан представить в банк оригинал или копию соответствующего документа (договор, протокол и т. п.) и дополнительные листы к ПС.

Подписанный и заверенный банком ПС и дополнительные листы к нему (если таковые имеются) декларант (он может не совпадать с экспортером) вместе с грузовой таможенной декларацией (ГТД) представляет для таможенного оформления. После сверки в установленном порядке документов таможенный орган производит соответствующее оформление и возвращает копию ГТД со своей отметкой экспортеру. В таможенном органе остается копия ГТД и заверенная должностным лицом этого органа копия ПС. Экспортер в 10-дневный срок со дня выпуска товаров представляет в уполномоченный банк копию ГТД с отметкой таможенного органа, этот экземпляр ГТД помещается в досье. Кроме того, на основании данных ГТД Государственный таможенный комитет России составляет учетную карточку таможенно — банковского контроля. Учетные карточки, направляемые в один банк, включаются в реестр, передаваемый по каналам специальной связи. В банке поступающий реестр регистрируется в журнале и изготавливается его второй экземпляр, который не позднее контрольного срока, указанного в реестре, возвращается в ГТК России.

При поступлении на транзитный валютный счет экспортера валютной выручки от экспорта товаров банк направляет ему извещение, получив которое, экспортер должен дать банку письменное поручение установленной формы на обязательную продажу части этой выручки и на перевод остальной части средств на текущий валютный счет. Банк в установленном порядке производит указанные операции, заполняет второй экземпляр реестра и направляет его специальной связью в ГТК. Если валютная выручка в установленный контрактом срок не поступила либо поступила на транзитный счет экспортера не полностью, органы ВЭК России могут проводить по этим фактам экспертизу.

Таким образом, экспортные сделки и расчеты по ним контролируются одновременно уполномоченным банком и таможенным органом.

Очевидно, что при расследовании по уголовным делам о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте подлежат немедленной выемке:

в уполномоченном банке — досье по конкретным внешнеэкономическим сделкам;

в ГТК России — экземпляр ГТД и второй экземпляр реестра;

в органе ВЭК — протокол заседания экспертной группы (если проводилась экспертиза обоснованности недополучения или задержки валютной выручки от экспорта российских товаров);

у экспортера — его экземпляр контракта, ГТД, извещение банка о поступлении валютной выручки, копия поручения банку о продаже валюты.

Следует также изъять документы, необходимые для проведения ревизии финансово — хозяйственной деятельности экспортера за определенный временной период (назначения судебно — бухгалтерской экспертизы).

Все перечисленные документы необходимо изымать одновременно во избежание возможности их уничтожения, в том числе и в таможенных органах, и в уполномоченных банках, где могут быть сообщники преступной деятельности. Не следует давать согласие на выдачу заверенных копий с названных документов, поскольку может возникнуть необходимость назначения почерковедческих и технических экспертиз таких документов.

При выявлении разночтений в разных экземплярах одного и того же документа по проверяемой сделке необходимо допрашивать не только причастных к ней сотрудников организации — экспортера, но и работавших с досье сотрудников банка и таможенных органов, осуществлявших таможенное оформление при выпуске товара, а также ведущих контроль по данной сделке в ГТК России. Допросы этих лиц необходимы также в тех случаях, когда устанавливаются факты отступления от правил оформления документа по сделке.

Назначение документальной ревизии (проверки) внешнеэкономической деятельности экспортера является обязательным; при необходимости назначается судебно — бухгалтерская экспертиза. Следует также получить заключение органов валютного и экспортного контроля по вопросу соответствия контракта установленным правилам его составления, а также о причинах непоступления валютной выручки из-за границы.

При расследовании невозвращения из-за границы валютных средств в сфере импортных операций следует иметь в виду, что механизм банковского и таможенного контроля в принципе аналогичен такому контролю в отношении экспортных сделок. Подробно этот механизм изложен в Инструкции ЦБ России и ГТК России от 26 июля 1995 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» (с последующими изменениями и дополнениями).

При исследовании доводов о том, что экспортер был освобожден от обязательной продажи части валютной выручки или имел какие-либо льготы по такой продаже, необходимо учитывать содержащееся в п. 3 письма ЦБ России от 24 февраля 1995 г. разъяснение, согласно которому такого рода льготы могут предоставляться только Президентом РФ.

Сложнее установить уклонение от возвращения из-за границы средств в иностранной валюте, совершаемое путем заключения договоров реэкспорта через страны СНГ. Однако само по себе знание возможности совершения преступления этим способом может подсказать способы выявления таких деяний.

Таким образом, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 193 УК, подлежат доказыванию: место, время, факт заключения внешнеэкономической сделки; ее характер и условия, порядок и срок расчетов по этой сделке, реальность ее исполнения (выпуск товара за пределы России); факт неполучения или неполного перечисления валюты другой стороной по договору (сделке); подлинность документов по сделке; способ невозвращения средств в иностранной валюте и их размер, характер действий субъекта по невыполнению обязанности перевести поступившую на транзитный счет валютную выручку; вина субъекта в этом. Надзор за расследованием по таким делам должен быть сосредоточен на полноте доказывания названных обстоятельств.

Немаловажный фактор, определяющий успех расследования, — качественное оперативное сопровождение предварительного следствия. По уголовным делам этой категории, когда они связаны с использованием подставных фирм или предполагаемым наличием соучастников преступлений в банковских или таможенных структурах, следует давать поручения о добывании информации о лицах, в действительности создававших лжефирмы или управлявших ими, о возможном местонахождении документов, которыми можно подтвердить фиктивность сделки, об установлении возможных соучастников преступления и документировании их преступной деятельности. Давая такие поручения, необходимо иметь в виду возможности органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, а также то, что между такими органами существует определенное взаимодействие в сфере этой деятельности, регламентированное совместными приказами руководителей соответствующих ведомств.

Часть доказательств подлежит собиранию за пределами Российской Федерации. Такая необходимость возникает, в частности, когда экспортер ссылается на вину стороны по контракту в задержке его исполнения, а также при получении данных об использовании за рубежом подставных фирм.

——————————————————————