Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 254 Таможенного кодекса Российской Федерации

(Сошников А. Н.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 254

ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Н. СОШНИКОВ

Статья 254 Таможенного кодекса Российской Федерации состоит из трех частей, предусматривающих ответственность за выдачу без разрешения таможенного органа, утрату, нарушение сроков доставки или недоставление в место, определенное таможенным органом, товаров, транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них.

Противоправность указанных деяний прежде всего выражается в несоблюдении требований статьи 140 Таможенного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой на перевозчика возложена обязанность доставить товары, транспортные средства и документы на них в место, определенное таможенным органом. Такая доставка производится по установленным маршрутам без какого-либо изменения упаковки перевозимых товаров или их состояния, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, без использования в каких-либо иных целях, кроме целей доставки.

Практически для всех видов товаров выработаны нормы убыли. В случае же возникновения по данному поводу разногласий между перевозчиком и таможенным органом назначается экспертиза, проводимая Центральной таможенной лабораторией либо экспертными подразделениями Ростеста, Госстандарта России и других организаций.

Маршрут доставки таможенным органом, как правило, не устанавливается, а если маршрутизация используется, то в основном для контроля за транзитными товарами. Однако маршрутизация может осуществляться таможенным органом и при доставке товаров под таможенным контролем во внутренние таможни. При этом контроль за доставкой автомобильных грузов осуществляется не более чем в двух пунктах в регионе деятельности каждой таможни. Указанные пункты (чаще всего — склады временного хранения, учредителями которых являются таможенные органы) работают круглосуточно и находятся вблизи автомагистралей.

Часть 1 статьи 254 Таможенного кодекса

Российской Федерации

При рассмотрении части 1 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации (выдача без разрешения таможенного органа, утрата или недоставление в определенное таможенным органом место товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем) в первую очередь следует определить понятия выдачи и утраты. Под выдачей товаров и транспортных средств следует понимать их передачу третьим лицам. Так, за выдачу товаров несет ответственность перевозчик, доставивший товары не в таможенный орган назначения, а получателю, адрес которого указан в товаросопроводительном документе. В отличие от выдачи утрата не связана с прямым волеизъявлением лица и, по сути, является результатом, выразившимся в выбытии вещи из владения лица.

Утрата и выдача товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, могут быть допущены не только в процессе доставки, но и впоследствии, при осуществлении хранения. Этим обусловливается привлечение к ответственности за совершение данных действий также складов временного хранения и лиц, принявших товар на ответственное хранение.

При заполнении документа контроля за доставкой товаров (документа, необходимого для таможенных целей и заполняемого на каждую партию товаров, перевозимых от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения по процедуре доставки товаров под таможенным контролем) в графе 50 перевозчик подписывается под обязательством о доставке товара в установленные место и сроки. Однако отсутствие такого обязательства не является основанием для освобождения лица от ответственности по данной статье в силу того, что обязанность доставить товар вытекает не из графы 50 названного документа, а непосредственно из статьи 140 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Соотношение части 1 статьи 254 и части 1 статьи 279

Таможенного кодекса Российской Федерации

Деяние лица, выразившееся в выдаче, утрате или недоставлении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, ряд таможенных органов квалифицирует одновременно по части 1 статьи 254 и части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации (в части недекларирования товаров и транспортных средств). Правомерность таких действий они обосновывают положениями статьи 144 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой до помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим всю ответственность за эти товары и транспортные средства перед таможенными органами, включая уплату таможенных платежей, несет перевозчик. Однако так как перевозчик является только лицом, фактически перемещающим товары либо ответственным за использование транспортного средства (ст. 18 ТК РФ), и не может выступать в качестве, достаточном для совершения с товарами действий по их декларированию от собственного имени, то оснований для привлечения его к ответственности по части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации не имеется.

Применение части 1 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации возможно лишь в случае, когда перевозчик выступает одновременно в качестве получателя товара. В этом случае он привлекается к ответственности по двум статьям в силу того, что на нем лежат две обязанности: обязанность доставить товар и обязанность провести его таможенное оформление.

Железные дороги как субъекты ответственности

Определенные проблемы в определении субъекта нарушения таможенных правил связаны с привлечением лиц к ответственности по статье 254 Таможенного кодекса Российской Федерации за совершение противоправных деяний с товарами, перевозимыми железнодорожным транспортом. В силу специфики таких перевозок перемещение товаров фактически осуществляется несколькими юридическими лицами, каждое из которых в момент нахождения в его ведении груза выступает в качестве перевозчика и несет всю ответственность, предусмотренную таможенным законодательством. В подобной ситуации неблагоприятные последствия должно претерпеть именно то лицо, которое совершило противоправное деяние.

При это необходимо учитывать следующее.

В соответствии с Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты осуществляются железными дорогами (ст. 9). Именно железные дороги наделены полномочиями по организации перевозочного процесса: планирование перевозок, принятие заявок на перевозку, заключение договоров перевозки, расчеты за оказание услуг по перевозке грузов, оформление и контроль за организацией переадресовки грузов, уведомление получателя о прибытии грузов и т. п. (глава 2 Устава). В связи с объемом предоставленных железным дорогам полномочий названный нормативный акт возлагает на них непосредственную обязанность доставить груз по назначению и в определенные сроки, а также закрепляет правило, согласно которому имущественная ответственность за несохранность груза возлагается на железную дорогу (ст. ст. 39, 111, 126 и пр.). Отделения железных дорог, а также железнодорожные станции, входящие в структуру железных дорог, хотя и имеют в ряде случаев статус юридических лиц, лишь обеспечивают процесс перевозки грузов, не организуя и не контролируя его, и, как следствие, не отвечают за нарушения, связанные с процессом перевозки, перед третьими лицами (грузоотправителями, грузополучателями и государственными органами).

Аналогичные положения относительно объема полномочий и ответственности железных дорог были закреплены Уставом железных дорог Союза ССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 года N 270 (в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 марта 1993 года N 4604-1 «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации» применялся на территории Российской Федерации до введения в действие 8 января 1998 года Транспортного устава железных дорог Российской Федерации).

Кроме того, Временной технологией взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, утвержденной МПС России и ГТК России 20 апреля 1995 года, установлено следующее.

Перевозка грузов, в отношении которых таможенное оформление не завершено, осуществляется под таможенным контролем, под ответственностью железных дорог, осуществляющих перевозку в соответствии с Правилами перевозок грузов, соответствующими Соглашениями о международных грузовых сообщениях, с соблюдением Таможенного кодекса Российской Федерации и Временной технологии. Железные дороги обязаны доставлять грузы и документы на них на станцию назначения и уведомлять о доставке груза таможенный орган, в регионе деятельности которого находится указанная станция. Железные дороги несут ответственность за нарушения таможенных правил в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (п. п. 2.1, 2.2, 11.1).

Схожие положения содержатся в Протоколе об ответственности железных дорог перед таможенными органами и взаимодействии при розыске недоставленных товаров, утвержденном распоряжением ГТК России от 27 апреля 1998 года N 01-14/465.

Исходя из изложенного, лицом, ответственным за использование транспортного средства, на котором осуществляется перевозка груза в соответствии с заключенным договором, то есть лицом, выступающим в качестве перевозчика в смысле статьи 18 Таможенного кодекса Российской Федерации, является железная дорога. Следовательно, именно железная дорога несет ответственность перед таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Нарушение таможенных правил, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации, влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с применением альтернативного дополнительного взыскания в виде конфискации, либо взыскания стоимости этих товаров и транспортных средств, либо отзыва лицензии или квалификационного аттестата.

Судебно — арбитражная практика

Некоторые перевозчики предпринимают попытки признать недействительным постановление таможенного органа о наложении взыскания в судебном порядке.

При этом они часто апеллируют к тому, что доставили товар в таможню назначения, где люди в форменной одежде проставили на документах штамп о доставке товара, скрепленный личной номерной печатью должностного лица таможенного органа. Однако в процессе производства по делу установлено, что указанные штампы и оттиски, сделанные личной номерной печатью, не соответствуют представленным образцам, а из таможни назначения получен ответ о том, что товар не доставлялся. При привлечении перевозчиков к ответственности таможенные органы исходят из того, что в соответствии со статьей 231 Таможенного кодекса Российской Федерации юридические лица не несут ответственность только в случае действия непреодолимой силы (подробнее о понятии непреодолимой силы см. анализ статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем ряд судебных органов полагает, что факт подделки штампов служит основанием для проведения служебной проверки, но не для привлечения лица к ответственности.

Часть 2 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации

Частью 2 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за утрату или недоставление принятых для вручения таможенному органу таможенных или иных документов на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем. Для вручения таможенному органу могут передаваться документ контроля за доставкой товаров, транспортные, товаросопроводительные и другие документы. Ответственность по части 2 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации наступает только в случае, если документы были приняты для вручения.

Практика идет по пути того, что в случае недоставления в таможню назначения и товаров, и документов на них ответственность наступает только по части 1 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации. Однако с учетом того, что совершаются два отдельных правонарушения, применение обеих частей также обоснованно.

Совершение деяния, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации, влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере от 3 до 50 процентов стоимости товаров и транспортных средств, на которые были утрачены или не были доставлены документы.

Часть 3 статьи 254 Таможенного кодекса

Российской Федерации

Действия, выразившиеся в несоблюдении установленного таможенным органом срока доставки товаров, транспортных средств и документов на них, квалифицируются по части 3 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Указанная часть применяется в случае, если доставка в таможенный орган назначения произошла, но с нарушением сроков.

Сроки доставки устанавливаются таможенным органом самостоятельно, исходя из возможностей транспортного средства, маршрута доставки и других условий перевозки, но не свыше предельного срока, определяемого из расчета две тысячи километров за один месяц (ч. 2 ст. 140 ТК РФ).

В практике таможенных органов возникал вопрос, будет ли являться нарушением таможенных правил доставка товаров, транспортных средств и документов на них с нарушением срока, установленного таможенным органом, но в пределах срока, исчисленного из расчета две тысячи километров за один месяц. Анализ части 2 статьи 140 Таможенного кодекса Российской Федерации позволяет говорить о том, что предельный срок в две тысячи километров установлен для таможенного органа, который не может его превысить при определении срока доставки, но не как предельный срок самой доставки товаров перевозчиком. Для последнего обязательным является срок, установленный таможенным органом.

Очевидно, что ответственность по части 3 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации наступает только в случае, когда срок доставки таможенным органом был установлен.

Ответственность за данное правонарушение наступает в виде предупреждения либо наложения штрафа в размере от 2-кратного до 10-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда.

——————————————————————