Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 257 Таможенного кодекса Российской Федерации
(Сошников А. Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 257
ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. Н. СОШНИКОВ
Статьей 257 Таможенного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за причаливание к плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, иных плавучих средств без разрешения таможенного органа.
Целью рассматриваемой статьи является установление препятствий для перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля водным путем, а также предотвращение их сокрытия от таможенного оформления и таможенного контроля, проводимых на таможенной территории Российской Федерации.
Действующим законодательством единого определения понятия плавучих (плавательных) средств не установлено. Однако анализ нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что к ним относятся суда, в том числе те, для которых судоходные качества являются второстепенными по сравнению с их основными функциями (например, земснаряды, плавучие краны, плавучие или работающие под водой доки, буровые или эксплуатационные платформы), паромы, буксиры, лихтеры, плоты надувные, гребные лодки и т. п.
Необходимо отметить, что в рассматриваемой статье понятие «плавучее средство» используется для обозначения плавучих средств, как используемых для международных перевозок грузов и пассажиров, так и перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара.
Из всех видов плавучих средств в диспозиции статьи 257 Таможенного кодекса Российской Федерации законодателем выделен один — судно. Кодекс торгового мореплавания Союза ССР определяет судно как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое, в том числе, для:
— перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты;
— рыбного или иного морского промысла, добычи полезных ископаемых;
— спасания судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и иных плавучих объектов;
— производства гидротехнических работ или подъема затонувшего в море имущества;
— несения специальной службы (например, санитарной и карантинной);
— научных, учебных, культурных и спортивных целей (статья 9).
Такое выделение обусловлено исторически, так как запрет подхода всеми видами плавучих средств к любым иностранным судам во время их стоянки в портах и на рейдах был установлен еще около 40 лет назад Правилами таможенного контроля за судами заграничного плавания и перевозимыми на них грузами, утвержденными Министерством финансов СССР 27 октября 1962 года, Министерством морского флота СССР 30 октября 1962 года, Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР 17 ноября 1962 года и Министерством внешней торговли СССР 21 ноября 1962 года (п. 11). В дальнейшем в развитие этих положений была установлена ответственность за причаливание к судну, находящемуся под таможенным контролем, плавучих средств без разрешения таможенного органа (ст. 87 ТК СССР). Однако такая ответственность была установлена за причаливание только к судну, но не к иным плавучим средствам. В статье 257 Таможенного кодекса Российской Федерации односторонность диспозиции статьи 87 Таможенного кодекса СССР была устранена.
Под причаливанием плавательного средства понимается его подход к иному плавательному средству и прикрепление к нему (швартовка), то есть операция, производимая с целью удержания судна у борта другого судна, как правило, с помощью швартовых и специального швартовочного оборудования.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 257 Таможенного кодекса Российской Федерации, влечет наложение штрафа в размере до 10-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда.
——————————————————————