Таможенные органы Российской Федерации как органы дознания: стороны, правовые основы

(Трошкина Т. Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2001)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ: СТОРОНЫ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 августа 2001 года

Т. Н. ТРОШКИНА

Татьяна Николаевна Трошкина, кандидат юридических наук.

Дознание — это первоначальный этап расследования уголовного дела, на котором в соответствии с Уголовно — процессуальным кодексом РСФСР закрепляются, фиксируются следы преступления и производятся неотложные следственные действия для раскрытия преступления и обнаружения преступника. Дознание предшествует предварительному следствию <*>. От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам их процессуальной деятельности. Когда производство предварительного следствия по уголовному делу обязательно, орган дознания возбуждает его и, руководствуясь правилами уголовно — процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. По выполнении неотложных следственных действий орган дознания обязан передать дело следователю. Дела, по которым производство предварительного следствия не обязательно, полностью расследуются органами дознания. ——————————— <*> Предварительное следствие — основная форма расследования, в ходе которого следователем всесторонне и детально исследуются фактические обстоятельства преступления, собираются и проверяются доказательства, а затем принимается решение о наличии или отсутствии оснований для предания обвиняемого суду.

В Уголовно — процессуальном кодексе РСФСР в п. 9 ст. 117 таможенные органы отнесены к органам дознания по определенным составам преступлений, которые предусмотрены следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: статьей 188 (о контрабанде); статьей 189 (о незаконном экспорте технологий, научно — технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения и военной техники); статьей 190 (о невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран); статьей 193 (о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте); статьей 194 (об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица). О таможенных органах как органах дознания говорится и в Таможенном кодексе Российской Федерации в главе 35 (статьи 222 и 223). В статье 222 оговаривается перечень дел, по которым таможенные органы РФ являются органами дознания: «по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, о незаконных валютных операциях и иных деяниях с валютными ценностями, касающихся таможенного дела, а также по делам об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации». В соответствии со ст. 126 УПК РСФСР расследование может быть ограничено и закончено дознанием по уголовным делам, предусмотренным в части 1 этой статьи, в том числе и по ст. 194 УК РФ («Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»). По таким уголовным делам проведение предварительного следствия необязательно. В таких случаях материалы дознания и обвинительное заключение передаются прокурору, а через него в суд, а этап предварительного следствия минуется. Такой порядок предусмотрен статьей 120 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР: по тем делам, где производство предварительного следствия не обязательно, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. Одновременно ст. 126 УПК РСФСР в части 2 устанавливает: «Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту. Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, перечисленных в части первой настоящей статьи и совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, производится следователями органов внутренних дел». В случаях, если по делам подследственных таможенным органам в порядке ст. 117 УПК РСФСР окажутся указанные в ч. 2 ст. 126 УПК РСФСР лица, уголовные дела направлять соответствующему прокурору для решения вопроса о передаче их по подследственности в надлежащий орган расследования. При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия также обязательно, органом дознания возбуждается уголовное дело. Неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления (осмотр, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей) должны проводиться согласно правилам уголовно — процессуального закона (ст. 119 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР). В части 1 статьи 121 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР оговорены сроки по делам, производство предварительного следствия по которым обязательно, дознание должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения дела. Что же касается дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно, то дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, в этот срок включается составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела (ч. 2 ст. 121 УПК РСФСР). Этот срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но продлен срок может быть не более чем на один месяц (ч. 3 ст. 121 УПК РСФСР). В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен по правилам, установленным статьей 133 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР: «Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу. Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненными к ним прокурорами — до трех месяцев (в ред. Федерального закона от 31.12.1996 N 163-ФЗ). По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта Российской Федерации, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного следствия — до шести месяцев. Дальнейшее продление срока может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем (в ред. Федерального закона от 31.12.1996 N 163-ФЗ). При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях. В случае необходимости продления срока следствия следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия. Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается (в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.08.1983 и от 16.01.1990 — Ведомости ВС РСФСР, 1983, N 32, ст. 1153; 1990, N 3, ст. 79). После выполнения неотложных следственных действий орган дознания обязан передать дело следователю, не ожидая указаний прокурора или окончания срока производства дознания. Если рассматриваемое дело подследственно разным органам предварительного следствия, то оно направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие. После передачи дела следователю органом дознания могут производиться по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Если следователю было передано дело, по которому не было обнаружено лицо, совершившее преступление, то орган дознания продолжает принимать оперативно — розыскные мероприятия для установления преступника, сообщая следователю о результатах. Таможенные органы по делам о таможенных преступлениях (соответственно с изложенными уголовно — процессуальными нормами) проводят лишь неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, но передают дело следователю по прошествии не более десяти суток со дня возбуждения дела. Исключение составляют дела об уклонении от уплаты таможенных платежей с организации или физического лица. По этим делам таможенный орган, как орган дознания, возбуждая дело, принимает все предусмотренные уголовно — процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. При этом таможенный орган обязан окончить дознание по делу в срок не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок время составления обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Нарушение сроков проведения дознания, как правило, влечет за собой незаконное производство таможенными органами следственных действий по уголовным делам, что является существенным нарушением требований УПК РСФСР и может послужить причиной возврата уголовного дела судом в соответствующий орган предварительного следствия для дополнительного расследования. Каких-либо исключений в части, касающейся установления иных сроков проведения дознания по уголовным делам по составам преступлений, производство дознания по которым является компетенцией таможенных органов, действующее законодательство не предусматривает. Необходимо отметить и то обстоятельство, что в силу ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Федерального закона; в силу ч. 3 ст. 69 УПК РСФСР доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоятельств, перечисленных в ст. 68 УПК РСФСР (событие преступления — время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления, виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, причины и условия, способствующие совершению преступления). Таким образом, допускаемые таможенными органами на стадии проведения дознания по уголовным делам нарушения требований процессуального законодательства влекут за собой невозможность привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений в сфере таможенного дела. На эти процессуальные особенности указывалось в письме ГТК России N УБТП-11-133/429 от 16 февраля 1996 года «О необходимости строгого соблюдения таможенными органами требований уголовно — процессуального законодательства». Дознание в системе таможенных органов производят Управление таможенных расследований и дознания ГТК России, региональные таможенные управления, оперативные таможни и таможни. Управление таможенных расследований и дознания непосредственно осуществляет и организовывает работу таможенных органов Российской Федерации по осуществлению таможенных расследований и дознания. Приказом ГТК России от 26 января 2001 года N 90 было утверждено Положение об Управлении таможенных расследований и дознания. Основные задачи Управления таможенных расследований и дознания ГТК России можно сформулировать так: — осуществление в пределах компетенции таможенных органов функций органа дознания в порядке и в соответствии с требованиями уголовного и уголовно — процессуального законодательства Российской Федерации; — организация дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов; — организация и осуществление таможенных расследований по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, а также по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов; — организационно — методическое руководство, координация и контроль за деятельностью таможенных органов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Управления; — организация и обеспечение взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации и иностранных государств по вопросам, отнесенным к компетенции Управления. Говоря об основных функциях Управления, связанных с дознанием, необходимо обратить внимание на следующие: — организация, координация и контроль за выполнением таможенными органами в пределах их компетенции функций органов дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов; — осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах своей компетенции дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов; — осуществление контроля за соблюдением законности сотрудниками Управления и таможенных органов при осуществлении дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов; — выявление правовых проблем в деятельности таможенных органов при осуществлении дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов; — участие в разработке системы мер по профилактике преступлений и иных правонарушений в области таможенного дела и обеспечение участия таможенных органов в реализации таких мер; — взаимодействие, организация, обеспечение и координация взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами, учреждениями и организациями Российской Федерации и иностранных государств по вопросам компетенции Управления. Управление таможенных расследований и дознания ГТК России имеет право (это закреплено в п. 30 Положения) возбуждать в соответствии с уголовно — процессуальным законодательством при наличии признаков контрабанды и иных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, уголовные дела и осуществлять по ним дознание. Также Управление имеет следующие права, связанные с организацией и проведением дознания: — требовать и безвозмездно получать от государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностных лиц правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов и граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на Управление задач и функций; — запрашивать у таможенных органов и подразделений ГТК России необходимую информацию; — представлять интересы ГТК России в органах законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации; — привлекать для оказания содействия таможенным органам Российской Федерации специалистов и экспертов других правоохранительных и контролирующих органов и организаций; — разрабатывать в пределах своей компетенции проекты нормативных и иных правовых актов ГТК России, методические указания и рекомендации для таможенных органов; — участвовать в пределах своей компетенции в рассмотрении поступающих в ГТК России проектов законодательных актов Российской Федерации и готовить по ним заключения; — вносить предложения об отмене, изменении и дополнении нормативных правовых актов ГТК России по вопросам, относящимся к компетенции Управления; — контролировать деятельность таможенных органов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Управления; — руководить деятельностью оперативных таможен в части осуществления таможенных расследований и дознания. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ГТК России. Непосредственно дознание в таможенных органах осуществляется сотрудниками отделов дознания таможен, оперативных таможен и региональных таможенных управлений (дознавателями), уполномоченными на это соответствующими приказами начальников таможенных органов как органов дознания <*>. ——————————— <*> Письмо ГТК России от 17 февраля 1998 года N 11-01/1209.

Наряду с отделами дознания в системе таможенных органов имеются подразделения, ответственные за проведение оперативно — розыскных и оперативно — поисковых мероприятий по выявлению и пресечению таможенных правонарушений. Это отделы (группы) по борьбе с контрабандой наркотиков, по борьбе с таможенными правонарушениями, собственной безопасности. Они работают в тесном контакте с отделом дознания. Все выносимые дознавателем постановления утверждаются начальником соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим. Начальники таможенных органов несут ответственность (наряду с дознавателем) за обоснованность возбуждения уголовного дела, своевременность и законность задержания подозреваемого, а также за качество проведенных следственных действий. При выполнении всех следственных действий по делу дознаватель обязан строго руководствоваться требованиями Уголовно — процессуального кодекса: вести дознание объективно, строго соблюдать права граждан, использовать предоставленные ему законом полномочия для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, выявления их преступных связей. Дознаватель несет ответственность за обоснованность принимаемых им решений, за законность, своевременность и качество проводимых следственных действий. При квалификации преступления дознаватель должен руководствоваться Уголовным кодексом Российской Федерации. Дознаватель не может принимать участие в расследовании дела: — если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелем, а также если он участвовал в данном деле в качестве эксперта, специалиста, переводчика; — если он является родственником потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, родственником подозреваемого, обвиняемого или их законных представителей; — если имеются иные обстоятельства, дающие основания считать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в расследуемом деле. При наличии перечисленных оснований для отвода дознаватель обязан устраниться от участия в расследовании дела и доложить об этом начальнику органа дознания. По этим же основаниям дознавателю может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим или его представителем. Вопрос об отводе дознавателя, производящего дознание, разрешается прокурором (ст. 64 УПК РСФСР). При производстве дознания таможенные органы руководствуются предписаниями Уголовно — процессуального кодекса РСФСР. В соответствии со статьей 112 этого Кодекса при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания, судья обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело. О возбуждении уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания и судья выносят постановление. В постановлении должно быть указано время, место, кем оно составлено, повод и основание к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которого оно возбуждается, а также дальнейшее направление дела. Копия постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного следователем или органом дознания, немедленно направляется прокурору. Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления. Необходимо отметить, что статья 112 признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой она предусматривает или допускает полномочия суда возбуждать уголовное дело, в том числе в отношении нового лица, и применять к нему меру пресечения Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.01.2000 N 1-П. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Сразу же после возбуждения уголовного дела таможенный орган в соответствии с предписаниями Уголовно — процессуального кодекса РСФСР производит неотложные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших. К неотложным следственным действиям относятся: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, а также назначение необходимой в конкретном случае экспертизы. Дознаватель производит по возбужденному уголовному делу осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов и документов в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснение обстановки происшествия, а равно и иных обстоятельств, имеющих значение для дела. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В этих случаях, при наличии к тому оснований (обнаружение при попытке провезти через границу огнестрельное оружие и т. п.), уголовное дело возбуждается немедленно после проведения осмотра места происшествия (ст. 178 УПК РСФСР). Дознаватель до прибытия на место происшествия должен организовать его охрану, а по прибытии — выяснить, какие произошли изменения с момента обнаружения преступления. Если на место происшествия прибыл также и следователь, то руководство осмотром осуществляет этот следователь. Осмотр производится в присутствии понятых. Дознаватель вправе привлечь к участию в осмотре подозреваемого, свидетеля, а также соответствующего специалиста, не заинтересованного в исходе дела. При этом подозреваемому должны быть разъяснены его права: заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия дознавателя, а понятым и специалисту должны разъясняться обязанности, предусмотренные ст. ст. 133.1, 135 УПК РСФСР. В необходимых случаях дознаватель производит при осмотре измерения, фотографирование, киносъемку, видеозапись, составляет планы и схемы, изготавливает слепки и оттиски следов (ст. 179 УПК РСФСР). Осмотр обнаруженных предметов и документов дознаватель производит на месте производства соответствующего следственного действия. В необходимых случаях изымаемые предметы упаковываются и опечатываются. О производстве осмотра составляется протокол с соблюдением требований ст. ст. 141 и 142 УПК РСФСР. Протокол прочитывается всеми участвующими в осмотре лицами, причем им должно быть разъяснено право делать замечания, подлежащие внесению в протокол. Отсутствие замечаний также фиксируется. О составленных при осмотре планах и схемах должно быть отмечено в протоколе. Подписывается протокол всеми участниками осмотра, к протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, видеокассеты, диапозитивы, планы, схемы, слепки и оттиски следов, если таковые были сделаны (ст. ст. 141, 182 УПК). Когда имеются достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении или ином месте, или у лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы или документы, могущие иметь значение для дела, дознаватель, производящий дознание, производит обыск для их отыскания и изъятия. Обыск может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц. Для проведения обыска необходимо мотивированное постановление, которое утверждается начальником органа дознания и должно быть санкционировано прокурором. Постановление составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр заверяется гербовой печатью прокуратуры, а копия передается прокурору. Статья 168 УПК РСФСР предусматривает в случаях, не терпящих отлагательства, проведение обыска без санкции прокурора, но об этом в суточный срок сообщается прокурору. Производство обыска в ночное время (период с 22 до 6 часов по местному времени), кроме случаев, не терпящих отлагательства, не допускается. При производстве обыска обязательно присутствие понятых, также должно быть обеспечено присутствие лица, у которого он производится, или совершеннолетнего члена его семьи. Если присутствие этих лиц невозможно, то приглашаются должностные лица жилищно — эксплуатационной организации. В служебных помещениях, занимаемых учреждениями, предприятиями, организациями, обыск производится в присутствии представителя данного предприятия, учреждения, организации, о чем указывается в протоколе. В необходимых случаях для участия в производстве обыска дознаватель вправе вызвать соответствующего специалиста, а также переводчика. Дознаватель должен проверить всех лиц, находящихся в обыскиваемом помещении или прибывших туда во время обыска, при этом устанавливается их личность и причины прихода на место обыска. Дознаватель может запретить этим лицам покидать обыскиваемое помещение, а также разговаривать друг с другом или с другими лицами по телефону, передавать друг другу или иным лицам какие-либо предметы или документы до окончания обыска. При производстве обыска дознаватель вправе вскрывать запертые помещения и хранилища, в том случае если владелец отказывается добровольно открыть их. При этом необходимо знать, что он должен избегать причинения не вызванных необходимостью повреждений предметов. По окончании обыска обстановка, предметы и вещи должны быть приведены, по возможности, в прежний вид. Изымаются при производстве обыска строго те предметы и документы, которые могут иметь отношение к делу. Дознаватель должен принимать меры к тому, чтобы не были оглашены обнаруженные при обыске и выемке сведения, содержащие государственную, военную тайну, а также обстоятельства интимной жизни обыскиваемого или других лиц. При необходимости может быть произведен повторный обыск по постановлению, санкционированному прокурором. Обыск в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, и в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, могут производиться лишь по просьбе или с согласия дипломатического представителя. Согласие дипломатического представителя на обыск испрашивается через Министерство иностранных дел. При производстве обыска в указанных помещениях обязательно присутствие прокурора и представителя Министерства иностранных дел (ст. 173 УПК РСФСР). Личный обыск производится в соответствии с требованиями ст. ст. 167 — 172 УПК РСФСР. Личный обыск начинается с предложения добровольно выдать предметы, документы, ценности, с целью обнаружения и изъятия которых он будет производиться, а также предметы, запрещенные к обращению. Добровольная выдача предметов, ценностей и документов не исключает производства тщательного обыска. Это решается в каждом отдельном случае, исходя из конкретных обстоятельств и материалов дела. Личный обыск без вынесения на то отдельного постановления и без санкции прокурора может производиться при задержании, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся или прибывшее в помещение или иное место, в котором производится обыск или выемка, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для дела. Личный обыск может производиться дознавателем (сотрудником таможни) одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола. Поручать производство личного обыска понятым не разрешается. Не могут быть подвергнуты личному обыску находящиеся в обыскиваемом помещении или прибывшие в него народные депутаты, лица, пришедшие по долгу службы (врач, почтальон и т. п.), а также иностранцы, пользующиеся правом дипломатической неприкосновенности. Выемка производится в тех случаях, когда имеются точные данные о том, что предметы и документы, имеющие значение, находятся у определенного лица или в определенном месте. Правила осуществления выемки аналогичны порядку производства обыска. Освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего производится для обнаружения на теле освидетельствуемого следов преступления или наличия особых примет (шрамов, татуировок и т. п.), если при этом не требуется проведение судебно — медицинской экспертизы. О производстве освидетельствования дознаватель от своего имени должен составить постановление, которое утверждается начальником органа дознания. Постановление обязательно для лица, подлежащего освидетельствованию. Освидетельствование производится в присутствии понятых, а в необходимых случаях с участием врача. В тех случаях, когда это процессуальное действие сопровождается обнажением освидетельствуемого лица, оно должно производиться в присутствии понятых того же пола, а дознаватель может при этом присутствовать только в случае, если он одного пола с освидетельствуемым. При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого лица. При проведении выше перечисленных действий обязательно составляются протоколы. Протоколы, удостоверяющие обстоятельства и факты, установленные дознавателем при производстве осмотра, освидетельствования, выемки, обыска и задержания, составленные в порядке, предусмотренном Уголовно — процессуальным кодексом, являются доказательством по уголовному делу (ст. 87 УПК РСФСР). Протокол составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания. В протоколе указывается: место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания, должность, звание, фамилия дознавателя, фамилия, имя и отчество каждого лица, участвующего в следственном действии, а в необходимых случаях и его адрес; излагается содержание следственного действия в том порядке, в каком оно производилось, а также выявленные при его производстве существенные для дела обстоятельства. Если при производстве следственного действия применялись фотографирование, звуко — и видеозапись, киносъемка либо были изготовлены слепки и оттиски сле дов, то в протоколе должны быть также указаны технические средства, примененные при производстве соответствующего следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть, кроме того, отмечено, что перед применением технических средств об этом были уведомлены лица, участвующие в производстве следственного действия. Протокол прочитывается всем лицам, участвующим в производстве следственного действия, причем им должно быть разъяснено право делать замечания, подлежащие внесению в протокол. Протокол подписывается дознавателем, допрошенным лицом, переводчиком, специалистом, понятым и другими лицами, если они участвовали в производстве следственного действия. Все внесенные в протокол изменения, дополнения и исправления должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц. К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, видеокассеты, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия. В этих случаях в протоколе должна иметься соответствующая запись (ст. ст. 102, 141, 141.1 УПК РСФСР). Документы являются доказательствами, если обстоятельства и факты, удостоверенные или изложенные в них предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для уголовного дела. В случаях, когда документы обладают признаками, указанными в ст. 83 УПК РСФСР, они являются вещественными доказательствами (ст. 88 УПК РСФСР). Вещественными доказательствами являются предметы, которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления, или были объектами преступных действий, а также деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, и все другие предметы, которые могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств дела, выявлению виновных либо к опровержению обвинения или смягчению ответственности (ст. 83 УПК). Вещественные доказательства, подвергающиеся быстрой порче, могут быть возвращены их владельцам, если это возможно без ущерба для производства по делу, либо сдаются в соответствующие учреждения для использования по назначению. При передаче дела от одного дознавателя другому или от органа дознания следователю вещественные доказательства препровождаются вместе с делом, за исключением случая, если в силу своей громоздкости и по другим причинам они не могут храниться при уголовном деле. Задержание подозреваемого в совершении преступления производится в порядке, предусмотренном статьей 122 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР. Подозреваемым признается: лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления; лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Таможенные органы, как орган дознания, вправе задержать подозреваемого в случаях, когда: лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; очевидцы прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление; на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда не установлена личность подозреваемого (ст. 122 УПК). О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель обязан составить протокол. Протокол составляется в трех экземплярах: первый приобщается к материалам уголовного дела, второй направляется администрации места содержания задержанных, третий хранится в органе дознания, осуществившем задержание. В протоколе задержания указывается должность, звание и фамилия дознавателя, который произвел задержание, фамилия, имя, отчество, год и место рождения, другие данные о личности задержанного, обстоятельства, основания, мотивы, день и час, год и месяц, место задержания, объяснение задержанного, время составления протокола, а также указываются лица, присутствовавшие при задержании. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В течение двадцати четырех часов орган дознания должен сделать письменное сообщение прокурору о своих действиях, а в течение 48 часов с момента получения извещения о задержании прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу или на освобождение задержанного (ст. 122 УПК РСФСР). Срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления в сфере таможенного дела, исчисляется с момента доставления этого лица в орган дознания, а если задержание указанного лица произведено на основании протокола о задержании, составленного таможенным органом, то с момента фактического его задержания. О произведенном задержании докладывается начальнику соответствующего таможенного органа или лицу, его замещающему, и уведомляется семья задержанного, если известно ее местожительство. Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, подвергаются личному обыску. При задержании иностранных граждан начальник таможенного органа, как органа дознания, немедленно докладывает прокурору, осуществляющему надзор за законностью действий органа дознания. Подозреваемые в совершении преступления лица, не достигшие шестнадцати лет, задержанию не подлежат. Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, а также подозреваемые, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, имеют право: — ходатайствовать о приглашении защитника с момента задержания или заключения под стражу; — знать, в чем они подозреваются; — требовать проверки прокурором правомерности задержания; — обжаловать действия дознавателя, производящего дознание, или прокурора, давать объяснения и заявлять ходатайства. Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, освобождаются, если: — не подтвердились подозрения в совершении преступления; — отсутствует необходимость применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу; — истек установленный законом срок задержания. Установив отсутствие оснований для дальнейшего задержания, дознаватель обязан немедленно освободить задержанного. Освобождение задержанного производится по постановлению дознавателя, производящего дознание, или прокурора. Допрос подозреваемого, свидетеля, потерпевшего осуществляется в строгом соответствии с нормами уголовно — процессуального законодательства. Допрос подозреваемого после его задержания или применения в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу производится немедленно, а в случае невозможности этого — не позднее 24 часов с момента задержания или применения меры пресечения. Перед допросом ему должны разъяснить его права: на защиту, давать объяснение по поводу обстоятельств, послуживших основанием для его задержания или заключения под стражу, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств по делу; заявлять ходатайства; представлять доказательства; приносить жалобы на действия и решения прокурора; лично знакомиться с протоколом допроса, требовать дополнения и внесения в него поправок, которые подлежат обязательному занесению в протокол; после дачи показаний написать их собственноручно. Также необходимо объявить подозреваемому, в совершении какого преступления он подозревается, и об этом делается отметка в протоколе допроса. Подозреваемый не предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний (ст. ст. 52, 76, 123 УПК РСФСР). Допрос подозреваемого не может производиться в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства. О каждом допросе подозреваемого составляется протокол, в котором указывается: место и дата допроса, время его начала и окончания, должность и фамилия дознавателя, данные о личности подозреваемого, в том числе: фамилия, имя и отчество, время и место рождения, гражданство, национальность, образование, семейное положение, место работы, род занятий или должность, местожительство, прежняя судимость, а также и другие сведения, которые окажутся необходимыми по обстоятельствам дела. Подозреваемый своей подписью в конце протокола подтверждает, что сделанный ему в устной форме перевод протокола соответствует данным им показаниям (ст. ст. 123, 151 УПК РСФСР). Подозреваемый после дачи показаний может попросить предоставить ему возможность написать свои показания собственноручно. В этом случае показания подписываются подозреваемым и дознавателем. Дознаватель, по ознакомлении с письменными показаниями подозреваемого, может задать ему дополнительные вопросы. Эти вопросы и ответы на них записываются в протокол. Правильность записи вопросов и ответов удостоверяется подписями подозреваемого и дознавателя (ст. ст. 123, 152 УПК РСФСР). В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному уголовному делу. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля: — лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; — защитник обвиняемого, подозреваемого (адвокат) — об обстоятельствах дела, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанностей защитника; — представитель профессионального союза и другой общественной организации — об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей представителя (ст. 72 УПК РСФСР). Участие в деле законных представителей обвиняемого, подозреваемого не исключает возможности допроса этих лиц в качестве свидетелей. Свидетель обязан явиться по вызову дознавателя и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и отвечать на поставленные вопросы. Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 74 УПК РСФСР). Свидетель вызывается повесткой, которая вручается ему под расписку, а в случае его временного отсутствия — кому-либо из взрослых членов его семьи, а также близким родственникам или жилищно — эксплуатационной организации, администрации по месту работы свидетеля. В повестке должно быть указано: кто вызывается в качестве свидетеля, куда и к кому, день и час явки, а также последствия неявки. Свидетель может быть вызван также телефонограммой или телеграммой (ст. 155 УПК РСФСР). При неявке свидетеля без уважительной причины дознаватель вправе подвергнуть его приводу. При допросе свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению дознавателя и при допросе свидетелей в возрасте от четырнадцати лет до шестнадцати лет, вызывается педагог. В случае необходимости вызываются также законные представители несовершеннолетнего или его близкие родственники. Вызов в качестве свидетеля лица, не достигшего шестнадцати лет, производится через его родителей или иных законных представителей. Иной порядок допускается лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами дела (ст. 156 УПК). Запрещается домогаться дачи показаний участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер (ст. 20 УПК РСФСР). Порядок допроса свидетеля и потерпевшего установлен в главе 12 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР. Таможенные органы, как органы дознания, правомочны привлекать в качестве обвиняемого лишь по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей), так как по этим преступлениям не обязательно проведение предварительного следствия и расследование проводится в форме дознания. Дознаватель таможенного органа, располагая достаточными доказательствами по уголовному делу, находящемуся в его производстве, указывающими на определенное лицо как на лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 194 УК РФ («Уклонение от уплаты таможенных платежей»), привлекает его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого. Основания и порядок привлечения в ходе дознания лица в качестве обвиняемого по ст. 194 УК РФ определяются ст. ст. 143, 148 УПК РСФСР. Дознаватель привлекает лицо в качестве обвиняемого после установления события преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, фактических данных, свидетельствующих о виновности конкретного лица в совершении указанного преступного деяния, отсутствия обстоятельств, устраняющих его уголовную ответственность. При наличии достаточных доказательств, дающих основания для предъявления обвинения в совершении преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, дознаватель выносит мотивированное постановление о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого. Это постановление утверждается начальником соответствующего таможенного органа или лицом, его замещающим. Порядок составления постановления о привлечении в качестве обвиняемого содержится в ст. 144 УПК РСФСР. После вынесения вышеуказанного постановления следует процессуальный момент предъявления обвинения (ст. 148 УПК РСФСР), оно должно последовать не позднее двух суток с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а в случае привода — в день привода. Обвинение может быть предъявлено по истечении двух суток в случаях, если неизвестно место пребывания обвиняемого или он не явился по вызову дознавателя таможенного органа. Статья 150 УПК РСФСР предусматривает порядок допроса обвиняемого. О каждом допросе обвиняемого дознаватель таможенных органов составляет протокол. В нем указываются данные о личности обвиняемого, в том числе — фамилия, имя, отчество, время и место рождения, гражданство, национальность, образование, семейное положение, место работы, род занятий или должность, местожительство, прежняя судимость, а также и другие сведения, которые окажутся необходимыми по обстоятельствам дела. По прочтении протокола обвиняемый своей подписью удостоверяет правильность записи его показаний. Экспертиза назначается в случаях, когда при производстве дознания необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле. Экспертиза производится экспертами соответствующих учреждений либо иными специалистами, назначенными лицом, производящим дознание. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не может выходить за пределы специальных познаний эксперта (ст. 78 УПК РСФСР). Судебные экспертизы проводятся: таможенными лабораториями Государственного таможенного комитета, судебно — экспертными учреждениями Министерства юстиции, экспертными подразделениями МВД и экспертными учреждениями Министерства здравоохранения, имеющие соответствующие зоны обслуживания, а также специалистами других организаций, привлекаемых в качестве экспертов. При поручении производства экспертизы эксперту соответствующего экспертного учреждения орган дознания направляет в это учреждение свое постановление и материалы, необходимые для производства экспертизы. Если экспертиза производится вне экспертного учреждения, дознаватель после вынесения постановления о назначении экспертизы вызывает к себе лицо, которому поручается экспертиза, удостоверяется в его личности, специальности и компетентности, устанавливает отношение эксперта к подозреваемому и обвиняемому, а также проверяет, нет ли оснований к отводу эксперта. Дознаватель вправе присутствовать при производстве экспертизы и допросить эксперта для разъяснения или дополнения данного им заключения (ст. ст. 191, 192 УПК РСФСР). Защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, — с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения, но не позднее двадцати четырех часов с момента фактического задержания или заключения под стражу. Если в этот срок явка избранного подозреваемым защитника невозможна, лицо, производящее дознание, вправе предложить подозреваемому пригласить другого защитника либо должно обеспечить ему защитника через юридическую консультацию. Участие защитника при производстве дознания с момента предъявления обвинения, объявления подозреваемому протокола задержания или постановления о заключении под стражу обязательно по делам: несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство. В качестве защитника допускаются адвокаты, представители профессиональных союзов и других общественных организаций по делам членов этих организаций, а также иные лица, которым такое право предоставлено законодательством. С момента допущения к участию в деле защитник вправе: иметь с подозреваемым или обвиняемым свидания наедине без ограничения их количества и продолжительности; участвовать в допросе подозреваемого или обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с их участием, знакомиться с протоколом задержания и постановлением о привлечении в качестве обвиняемого, а по окончании дознания по делам о преступлениях, по которым проведение предварительного следствия не обязательно, — со всеми материалами дела и выписывать из него необходимые сведения; представлять доказательства; заявлять отводы; приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание. Защитник, присутствующий при производстве следственного действия, вправе задавать вопросы допрашиваемым лицам, делать письменные замечания по поводу неправильности или неполноты записей в протоколе следственного действия. Адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого или обвиняемого (ст. ст. 47, 48, 49, 50, 51 УПК РСФСР). Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 18 февраля 1997 г. было издано информационное письмо N 11-01/655 «Об организации исполнения Федеральных законов о введении в действие нового уголовного кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР». К этому письму может быть интересно и полезно обратиться для лучшего понимания таких понятий, как контрабанда, огнестрельное оружие, культурные ценности, перемещение через таможенную границу в крупном размере товаров или иных предметов, невозвращения средств в иностранной валюте и т. д.

——————————————————————