Особенности перемещения через таможенную границу Российской Федерации и таможенного оформления транспортных средств (комментарии действующего законодательства)

(Трошкина Т. Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2002)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (КОММЕНТАРИИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 15 марта 2002 года

Т. Н. ТРОШКИНА

Трошкина Татьяна Николаевна, кандидат юридических наук.

В данной статье мы рассмотрим особенности перемещения и таможенного оформления транспортных средств через таможенную границу РФ. Под транспортными средствами понимаются любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование, — такое определение содержится в п. 4 статьи 18 Таможенного кодекса РФ. Транспортные средства, следующие через таможенную границу Российской Федерации, а также транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, должны останавливаться в местах, определенных таможенными органами РФ. Продолжительность стоянки определяется таможенным органом совместно с перевозчиком и не может быть сокращена в ущерб осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления (ст. 107 Таможенного кодекса РФ). Очевидно, что таможенный орган должен учитывать, что длительные простои могут нанести ущерб участникам внешнеэкономической деятельности, но «расплывчатая» формулировка «продолжительность стоянки транспортных средств не может быть сокращена в ущерб осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления» дает таможенным органам более чем широкие полномочия. Участникам внешнеэкономической деятельности, в случаях возникновения ситуаций, когда таможенные органы необоснованно увеличивают продолжительность стоянки, необходимо помнить, что статья 190 Таможенного кодекса РФ закрепляет положение «о недопустимости причинения неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля». Перемещение транспортных средств через таможенную границу РФ осуществляется в соответствии с таможенными режимами, применимыми к транспортным средствам. Действующее законодательство допускает помещение автотранспортных средств не под все таможенные режимы. Например, автотранспортные средства не помещаются под таможенный режим магазина беспошлинной торговли <*>. Под таможенный режим таможенного склада могут быть помещены транспортные средства при условии соблюдения Положения о таможенном режиме таможенного склада (утв. Приказом ГТК РФ N 720 от 24 июля 2001 года) в случае, если завершена международная перевозка с использованием этих транспортных средств и они заявляются в целях дальнейшего таможенного оформления в качестве товаров. В приложении 8 к данному Положению «Перечень товаров, хранение которых при их помещении под таможенный режим таможенного склада допускается на таможенных складах закрытого типа <**>» включены автотранспортные средства (код товара по ТН ВЭД России — 8701 — 8707; 8709 (за исключением 8709 90 000 0); 8710 00 000 0; 8711; 8716 (за исключением 8716 90)). ——————————— <*> Положение о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли (утверждено Приказом ГТК РФ N 468 от 23 июля 1999 года) содержит Приложение 1 с «Перечнем товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим магазина беспошлинной торговли», который включает: «2. Товары, не предназначенные для личного пользования или потребления физическими лицами. 3. Тяжеловесные товары (весом более 20 кг) и громоздкие товары (при сумме размеров по длине, ширине и высоте более 200 см)»). <**> Таможенный склад закрытого типа — таможенный склад, предназначенный для хранения товаров определенных лиц. Такие лица могут определяться владельцем таможенного склада по согласованию с таможенным органом при учреждении таможенного склада. Таможенные склады закрытого типа могут учреждаться, только если имеются достаточные основания нецелесообразности учреждения склада открытого типа.

Таможенное оформление отдельных категорий транспортных средств может производиться только определенными таможнями (ч. 3 статьи 127 Таможенного кодекса РФ). Например, Приказом ГТК РФ от 12 октября 1999 года (ред. от 10.03.2000) N 694 «Об определении мест доставки и таможенного оформления легковых автомобилей» установлено, что таможенное оформление автомобилей (коды ТН ВЭД России 8702 — легковые автомобили, 8703), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится с помещением их на склады временного хранения, перечисленные в приложении <*> к данному Приказу. Эти склады и являются местом их доставки. Действие этого Приказа не распространяется на: ——————————— <*> В связи с переходом таможенной системы РФ на восьмизначную систему кодирования таможенных органов и их структурных подразделений, временно, до издания соответствующего нормативного акта ГТК РФ, таможенное оформление автомобилей (товарные позиции в соответствии с ТН ВЭД России 8702 — легковые автомобили, 8703), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации юридическими лицами, производить с помещением на склады временного хранения, перечисленные в приложении к письму ГТК РФ от 8 января 2002 года N 01-06/478 (ред. телефонограммы от 11.01.2002 N ТФ-533) «О местах доставки и таможенного оформления легковых автомобилей», которые будут являться местами их доставки. Указанные выше легковые автомобили, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, не направляются на склады временного хранения, указанные в приложении к Приказу ГТК России от 12.10.99 N 694 «Об определении мест доставки и таможенного оформления легковых автомобилей».

— автомобили, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами не для коммерческих целей (п. 2 этого Приказа) <*>; ——————————— <*> О местах таможенного оформления и порядке учета в таможенных органах транспортных средств, ввозимых в РФ физическими лицами, см. Приказ ГТК РФ от 21 август 2000 года N 741 (ред. от 21.12.2001) — данный вопрос будет разбираться ниже, при комментировании упрощенного, льготного порядка перемещения физическими лицами автотранспорта не для коммерческих целей.

— автомобили отечественного производства, ввозимые в Российскую Федерацию в соответствии с таможенным режимом реимпорта (телетайпограмма ГТК РФ от 28.04.2000 N Т-9204); — на легковые автомобили, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации юридическими лицами в соответствии с таможенным режимом реимпорта (письмо ГТК РФ от 07.03.2000 N 05-19/5781); — на легковые автомобили иностранного производства, бывшие в употреблении, а также на перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации юридическим лицом, но принадлежащие физическим лицам (телетайпограмма ГТК РФ от 21.12.1999 N Т-24774). Требует обратить на себя внимания еще одна формулировка, примененная законодателем в статье 107 Таможенного кодекса РФ: «транспортные средства, следующие через таможенную границу Российской Федерации» и «транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара». Различие, проводимое Таможенным кодексом РФ между транспортными средствами, перемещаемыми как товар, и транспортными средствами, которые осуществляют перевозки пассажиров и товаров, уже приводило к судебным спорам по поводу соответствующего понятийного аппарата. Примером судебного разбирательства по этому вопросу можно привести жалобу ОАО «Дальневосточное морское пароходство» в Верховный Суд РФ о признании незаконным указания ГТК России от 14 октября 1996 года N 01-14/1161 «О некоторых вопросах применения таможенных режимов к морским и речным судам». В жалобе говорилось, что морские суда и суда внутреннего плавания, предназначенные для международной перевозки пассажиров и товаров, представляют недвижимость и, следовательно, не могут квалифицироваться как товар и к ним не может применяться ни один из таможенных режимов, предусмотренных в статье 23 Таможенного кодекса РФ. Верховный Суд РФ признал доводы, содержащиеся в жалобе, несостоятельными и в решении Верховного Суда РФ от 29 декабря 1998 года N ГКПИ 98-722 «Об указании ГТК России от 14.10.96 N 01-14/1161» разъяснил следующее: «В Гражданском кодексе РФ среди объектов гражданских прав названы вещи, которые делятся на движимые и недвижимые. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации морские суда и суда внутреннего плавания. Между тем оспариваемое указание регулирует отношения в области таможенного права. Согласно ч. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется… В целях таможенного регулирования установлены таможенные режимы как для товаров, так и для транспортных средств». Достаточно часто транспортные средства помещаются под режим временного ввоза (вывоза), это происходит чаще всего в случаях, когда транспортное средство необходимо как средство для транспортировки или выполнения каких-либо работ. Наиболее «выгодным» для участников внешнеэкономической деятельности в применении данного таможенного режима чаще всего является возможность быть освобожденными от уплаты таможенных платежей (полностью или частично). Особенности правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза), применяемого к транспортным средствам, установлены Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 года N 517 «О временном ввозе (вывозе) транспортных средств», которым было утверждено Положение об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза), применяемого к транспортным средствам. Действие данного Положения распространяется на транспортные средства, используемые (помимо международных перевозок пассажиров и товаров) для иных целей торгового мореплавания, гражданской, государственной и экспериментальной авиации, а также железнодорожного транспорта, за исключением случаев использования транспортных средств физическими лицами для личного пользования (служебные поездки, туризм и т. п.). Этим Положением установлено, что полное освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогами транспортных средств при их временном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации допускается при соблюдении следующих условий: — транспортные средства, в том числе порожние, используются для международных перевозок пассажиров и товаров (для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной коммерческой или промышленной перевозки товаров); — транспортные средства зарегистрированы на территории иностранного государства на имя иностранного лица, ввозятся и используются иностранным лицом, за исключением прицепов, полуприцепов, железнодорожных вагонов и контейнеров, которые могут ввозиться и использоваться российским лицом для разгрузки товаров на территории Российской Федерации или загрузки товаров с целью их немедленного вывоза с территории Российской Федерации; — транспортные средства не используются на таможенной территории Российской Федерации для внутренних перевозок пассажиров и товаров, за исключением случаев, когда возможность использования иностранных транспортных средств для внутренних перевозок на таможенной территории Российской Федерации с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами предусмотрена законодательством Российской Федерации, в том числе международными договорами Российской Федерации. Использование иностранных контейнеров на таможенной территории Российской Федерации для внутренних перевозок товаров допускается только один раз при условии, что в результате перевозки по оптимальному маршруту контейнеры будут доставляться к месту (или по возможности близко к месту), в котором они будут загружаться товарами, предназначенными к перемещению через таможенную границу Российской Федерации, или откуда они будут вывезены с таможенной территории Российской Федерации порожними; — транспортные средства не передаются в аренду (в субаренду — при ввозе уже арендованного транспортного средства). В случае несоблюдения этих условий к транспортным средствам применяется частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогами в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров. В случае перехода права собственности на транспортные средства, временно ввезенные на таможенную территорию РФ российскому лицу, они подлежат до истечения установленного срока временного ввоза таможенному оформлению с соблюдением требований, установленных в отношении товаров при их выпуске для свободного обращения. Обратный вывоз временно ввезенных на таможенную территорию РФ транспортных средств должен осуществляться незамедлительно по завершении транспортных операций, для выполнения которых они были ввезены. Таможенный орган РФ вправе устанавливать срок временного ввоза транспортного средства, принимая во внимание все обстоятельства, связанные с осуществлением предполагаемой транспортной операции, и продлевать его по запросу собственника или владельца транспортного средства при условии признания приведенных причин продления обоснованными. Предельный срок временного ввоза транспортных средств с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами не может превышать один год, если иное не установлено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Временно ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации транспортные средства не могут подвергаться операциям по переработке, ремонту и модернизации. В течение установленного срока временного ввоза могут производиться только обычные операции по техническому обслуживанию или ремонту, которые необходимы для обеспечения их сохранности и эксплуатации при следовании на таможенную территорию Российской Федерации или же во время нахождения на этой территории. Временный вывоз с таможенной территории Российской Федерации транспортных средств с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами допускается при условии: — транспортные средства находятся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации; — зарегистрированы на имя российского лица. Допускается временный вывоз с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами транспортных средств, ранее временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и переданных без перехода права собственности во владение, пользование или распоряжение российскому лицу, таможенное оформление которых при ввозе производилось с соблюдением требований, установленных в отношении временно ввозимых товаров (независимо от того, зарегистрированы эти транспортные средства на имя российского лица или нет). При этом действие таможенного режима временного ввоза (вывоза) в отношении этих транспортных средств в части обложения таможенными пошлинами и налогами (при применении частичного освобождения от обложения таможенными пошлинами и налогами) не прекращается до завершения действия таможенного режима временного ввоза (вывоза) или его изменения на другой таможенный режим, предусмотренный таможенным законодательством Российской Федерации. Временный вывоз с таможенной территории Российской Федерации транспортных средств допускается независимо от того, какими лицами и в каких целях они будут использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации. При обратном ввозе транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации таможенные пошлины и налоги не взимаются, если транспортные средства не подвергались за пределами таможенной территории Российской Федерации операциям по переработке, ремонту и модернизации, за исключением обычных операций по техническому обслуживанию или ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности и эксплуатации, при условии, что эти операции не привели к увеличению стоимости транспортных средств по сравнению с их балансовой стоимостью на момент вывоза. Если в результате проведения операций по переработке, ремонту и модернизации транспортных средств их балансовая стоимость увеличилась, применяется частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогами применительно к порядку, установленному статьей 94 Таможенного кодекса РФ в отношении продуктов переработки при завершении действия таможенного режима переработки вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев осуществления ремонта, необходимого для восстановления транспортного средства после его повреждения в результате аварии или действия непреодолимой силы, имевших место за пределами таможенной территории Российской Федерации. Изменение таможенного режима временного ввоза (вывоза) допускается без фактического представления транспортного средства в таможенный орган Российской Федерации. Таможенное оформление транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без обложения таможенными пошлинами и налогами, производится в упрощенном порядке, при котором таможенные органы Российской Федерации принимают в качестве таможенной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Специальное оборудование, предназначенное для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, временно ввозится (вывозится) на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами, если такое оборудование ввозится (вывозится) вместе с транспортными средствами (независимо от того, может оно использоваться отдельно от транспортного средства или нет) и предназначается для обратного вывоза (ввоза) на этих транспортных средствах. Запасные части и оборудование, предназначенные для технического обслуживания или ремонта временно ввезенных транспортных средств, временно ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами, если они ввозятся в целях замены частей и оборудования, встроенных в транспортные средства или используемых при их эксплуатации. Замененные и не вывезенные обратно запасные части и оборудование подлежат выпуску для свободного обращения либо помещению под иной таможенный режим до истечения срока временного ввоза с соблюдением требований законодательства Российской Федерации. Приказом ГТК РФ от 31 июля 2001 года N 744 «О временном ввозе (вывозе) транспортных средств» закрепляются положения о том, при каких условиях и с каких транспортных средств не взимаются таможенные сборы за таможенное оформление. Особенности правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза) в отношении перемещаемых физическими лицами автотранспортных средств, которые не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, установлены в Правилах перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств <*> физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации (утверждены Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 года N 814) <**>. Цель этих Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации (далее, разбирая упрощенный, льготный порядок перемещения — Правил) — определить упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности. ——————————— <*> Понятие «транспортные средства» в комментарии рассматриваемых Правил следует понимать в следующем значении: транспортные средства — автомобили легковые, классифицируемые в товарных позициях 8702 и 8703 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ. <**> Эти Правила утверждены в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 783 «Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации».

Упрощенный, льготный порядок включает: — полное или частичное освобождение от таможенных пошлин и налогов или применение единых ставок таможенных пошлин и налогов; — неприменение к товарам мер экономической политики в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Таможенные платежи в отношении транспортных средств, перемещаемых физическими лицами в упрощенном, льготном порядке, начисляются и взимаются с применением таможенного приходного ордера. Физическими лицами в упрощенном, льготном порядке: 1. При ввозе через таможенную границу РФ транспортных средств (за исключением новых транспортных средств <*>), вне зависимости от страны происхождения, рабочий объем двигателя которых не превышает 2500 куб. сантиметров включительно, уплачиваются таможенные платежи по единой ставке таможенных пошлин и налогов в размере 0,85 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя, а в отношении транспортных средств с выше перечисленными характеристиками, но рабочий объем двигателя которых превышает 2500 куб. сантиметров, применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 1,4 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя. ——————————— <*> Новые транспортные средства — транспортные средства, с момента выпуска которых прошло 3 года и менее, независимо от величины пробега

Исключения. А. Перечисленные ниже категории физических лиц могут ввозить любым способом без уплаты таможенных пошлин и налогов транспортное средство, страной происхождения которого является Российская Федерация или другое государство — участник СНГ и которое было приобретено ими до въезда в Российскую Федерацию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации: — признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами <*>; ——————————— <*> Таможенные льготы, предусмотренные Правилами, для этих лиц сохраняются в течение 3 лет со дня получения статуса беженца или вынужденного переселенца при условии сохранения указанного статуса на момент таможенного оформления транспортного средства.

— переселяющиеся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства <*>. Таможенные льготы предоставляются в случае, если транспортное средство принадлежало указанным лицам до момента первого въезда на территорию Российской Федерации с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в РФ, при условии, что транспортное средство ввозится с территории государства, в котором эти лица постоянно проживали до момента первого въезда на территорию РФ с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в РФ. ——————————— <*> Указанные лица могут воспользоваться этими таможенными льготами в течение 3 лет со дня первого въезда на территорию РФ с заявленной таможенным органам целью переселения на постоянное место жительства в РФ или получения вида на жительство либо постоянной регистрации по месту жительства в РФ.

Для целей получения таможенных льгот лица признаются переселяющимися на новое постоянное место жительства в соответствии с Правилами перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утверждаемыми ГТК России, а также иными нормативными правовыми актами ГТК России, относящимися к предоставлению таможенных льгот при переселении на новое постоянное место жительства. Б. Физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут ввозить любым способом без уплаты таможенных пошлин и налогов транспортные средства, происходящие с территории бывшего СССР либо выпущенные в свободное обращение на его территории и находящиеся в собственности данных лиц либо членов их семей с даты не позднее 31 декабря 1991 года включительно. В. Физические лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, могут временно ввозить <*> при следовании через таможенную границу Российской Федерации одно транспортное средство, зарегистрированное в иностранном государстве, на срок пребывания на территории Российской Федерации, но не более одного года включительно, без уплаты таможенных пошлин и налогов при условии, что в течение этого срока такое транспортное средство не будет использоваться для производственной или иной коммерческой деятельности, отчуждаться, передаваться в пользование, владение либо распоряжение другим лицам. В отношении указанных транспортных средств допускается в течение одного года оформление продления сроков временного ввоза без уплаты таможенных пошлин и налогов при соблюдении изложенных условий. ——————————— <*> Максимальный срок временного ввоза транспортных средств физическими лицами, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации, составляет три года.

В случае временного ввоза транспортных средств на срок свыше одного года допускается два оформления продления срока временного ввоза на срок до одного года и при условии уплаты 50 процентов совокупного таможенного платежа при каждом таком продлении <*>. Временно ввезенные транспортные средства подлежат обязательному вывозу за пределы Российской Федерации до дня истечения срока временного ввоза. При вывозе за пределы Российской Федерации уплаченные суммы не возвращаются. ——————————— <*> См. по этому вопросу также письмо ГТК РФ от 8 октября 2001 года N 01-06/40220 «О взимании таможенных платежей в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами».

Транспортное средство, ранее временно ввезенное в Российскую Федерацию на срок не менее шести месяцев и вывезенное обратно за пределы Российской Федерации, может повторно ввозиться в Российскую Федерацию без уплаты таможенных платежей на срок до одного года в случае, если оно ввозится не ранее чем через шесть месяцев со дня вывоза. Повторный временный ввоз транспортного средства ранее чем через шесть месяцев после его вывоза допускается на срок до одного года при условии уплаты 50 процентов совокупного таможенного платежа при каждом таком ввозе, но не более двух раз. Лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации и временно зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном порядке, могут ввозить транспортные средства любым способом. В иных случаях допускается временный ввоз транспортного средства только при следовании физического лица через таможенную границу Российской Федерации. Использование транспортных средств для осуществления производственной или иной коммерческой деятельности, отчуждение, передача в пользование, владение либо распоряжение другому лицу допускаются с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных пошлин и налогов и выполнения других требований, предусмотренных таможенным законодательством. Г. Физические лица, постоянно проживающие в Калининградской области, могут временно, на срок не более 2 месяцев включительно, ввозить без уплаты таможенных пошлин и налогов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации транспортные средства, ранее ввезенные на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны и зарегистрированные в установленном порядке в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения на указанной территории, при условии обеспечения уплаты таможенных платежей или представления обязательства об обратном ввозе транспортных средств в Калининградскую область в порядке, определяемом ГТК России. Такие транспортные средства не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение либо распоряжение другим лицам за пределами территории Калининградской области. В случае невыполнения указанных условий, а также в случае если автомобили не ввозятся обратно на указанную территорию, из которой они были ранее вывезены, до истечения установленного срока, в отношении таких транспортных средств взимаются таможенные пошлины и налоги в соответствии с Правилами перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации (п. п. 2.1 и 2.2). Д. В отношении транспортных средств, происходящих и ввозимых физическими лицами в Российскую Федерацию из государств — членов СНГ, независимо от момента их выпуска, физическими лицами может уплачиваться (вместо таможенных платежей по рассмотренным единым ставкам таможенных пошлин и налогов) совокупный таможенный платеж, в который включаются только суммы, эквивалентные суммам налогов, взимание которых возложено на таможенные органы в отношении товаров, происходящих и ввозимых из указанных государств, подлежащих уплате в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 2. При ввозе через таможенную границу Российской Федерации новых транспортных средств, страной происхождения которых является иностранное государство, уплачивают совокупный таможенный платеж, а если страной происхождения является Российская Федерация, то применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 1 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя. Исключения. Ситуации, перечисленные выше в ситуациях А, В и Г. 3. В случае ввоза с территории Калининградской области и других субъектов Российской Федерации на остальную часть таможенной территории Российской Федерации транспортных средств, в отношении которых при ввозе на указанные территории были предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин и налогов в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги взимаются в соответствии с Правилами перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации (п. п. 2.1 и 2.2) вне зависимости от целей, обстоятельств и срока ввоза таких транспортных средств. В описанных ситуациях применение данных единых ставок таможенных пошлин и налогов, а также освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов распространяется только на случаи ввоза физическим лицом одного транспортного средства. Физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, не могут временно ввозить транспортные средства, за исключением перечисленных случаев: — физические лица, постоянно проживающие в Калининградской области, могут временно, на срок не более 2 месяцев включительно, ввозить без уплаты таможенных пошлин и налогов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации транспортные средства, ранее ввезенные на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны и зарегистрированные в установленно м порядке в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения на указанной территории, при условии обеспечения уплаты таможенных платежей или представления обязательства об обратном ввозе транспортных средств в Калининградскую область в порядке, определяемом ГТК России. Такие транспортные средства не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение либо распоряжение другим лицам за пределами территории Калининградской области. В случае невыполнения указанных условий, а также в случае если автомобили не ввозятся обратно на указанную территорию, из которой они были ранее вывезены, до истечения установленного срока, в отношении таких транспортных средств взимаются таможенные пошлины и налоги в соответствии с Правилами перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации (п. п. 2.1 и 2.2). Указанный порядок применяется также в случаях ввоза на остальную часть таможенной территории Российской Федерации транспортных средств, ранее ввезенных на территории субъектов Российской Федерации с применением льгот по уплате таможенных пошлин и налогов в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны и зарегистрированных в установленном порядке в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения на указанных территориях, физическими лицами, постоянно проживающими на указанных территориях. Льготы по уплате таможенных пошлин и налогов в случае ввоза транспортного средства в виде несопровождаемого багажа предоставляются при подтверждении ряда обстоятельств, перечень которых приведен в п. 2.9 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации. Пересылка транспортных средств физическими лицами и в адрес физических лиц в Российскую Федерацию <*> осуществляется при условии уплаты совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, перечисленных Правилами перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации (п. 2.10). ——————————— <*> Ввоз транспортных средств без следования лица через таможенную границу РФ, включая ввоз транспортного средства другим физическим лицом в соответствии с полномочиями, полученными им в любой форме от указанного лица.

В отношении транспортных средств, происходящих и ввозимых физическими лицами в Российскую Федерацию из государств — членов СНГ, независимо от момента их выпуска, физическими лицами может уплачиваться совокупный таможенный платеж <*>, в который включаются только суммы, эквивалентные суммам налогов, взимание которых возложено на таможенные органы в отношении товаров, происходящих и ввозимых из указанных государств, подлежащих уплате в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. ——————————— <*> Совокупный таможенный платеж может уплачиваться вместо таможенных платежей по единым ставкам таможенных пошлин и налогов, предусмотренных п. 2.1 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации.

Правила перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации рассматривают случаи, когда в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами из Республики Беларусь, таможенное оформление не производится (п. 2.12). Физические лица из РФ могут осуществить вывоз одного транспортного средства любым способом без уплаты таможенных пошлин и налогов. Физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут временно вывозить при следовании через таможенную границу РФ одно транспортное средство, зарегистрированное на территории Российской Федерации, необходимое для личного пользования в иностранных государствах, на срок временного пребывания в этих государствах без уплаты таможенных пошлин и налогов. При обратном ввозе физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств, ранее временно вывезенных за пределы Российской Федерации, таможенные пошлины и налоги не взимаются, если такой ввоз осуществляется не позднее одного года с даты принятия таможенным органом таможенной декларации в отношении транспортного средства при временном вывозе. Обратим внимание на вопрос о возможности вывоза за пределы РФ автомобилей, таможенное оформление которых не завершено. При невыполнении требований по производству таможенного оформления транспортных средств, ввозимых физическими лицами, до окончания их временного хранения <*>, транспортные средства подлежат вывозу за пределы Российской Федерации под таможенным контролем. Вывоз транспортных средств физическими лицами под таможенным контролем производится в соответствии с Порядком доставки под таможенным контролем транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, утвержденным Приказом ГТК РФ от 21 августа 2000 года N 741. Таким образом, в случае, если лицо, переместившее автомобиль на территорию РФ с соблюдением порядка таможенного оформления, установленного таможенным законодательством РФ, изменило свое намерение завершить его таможенное оформление по каким-либо причинам, оно вправе осуществить вывоз автомобиля в приведенном выше порядке, а при истечении предельного срока его временного хранения — обязано это сделать. Это относится и к случаю, когда не соблюдаются условия временного ввоза лицом автомобиля, не влекущие применение абзаца 5 п. 2.6 Правил (например, автомобиль не стоит на учете в иностранном государстве; лицо, осуществившее ввоз автомобиля, постоянно проживает в Российской Федерации; не продлена временная регистрация лица по месту пребывания и т. п.), и это лицо не имеет намерения завершить его таможенное оформление для выпуска в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации. ——————————— <*> Предельный срок временного хранения транспортных средств, ввозимых физическими лицами, составляет два месяца.

В соответствии с п. 2.6 Правил при отсутствии оснований для продления срока временного ввоза автомобиля на таможенную территорию Российской Федерации физическим лицом, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, автомобиль подлежит таможенному оформлению для выпуска в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации либо обязательному вывозу за пределы Российской Федерации до дня истечения срока временного ввоза. Автомобили, перемещенные и находящиеся на таможенной территории РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, а также автомобили, таможенное оформление которых было произведено на основании вступившего в законную силу судебного решения, могут быть вывезены за пределы Российской Федерации с произведением таможенного оформления такого вывоза в порядке, установленном Правилами. Вывоз автомобиля за пределы Российской Федерации не может быть осуществлен в случаях: — когда автомобиль является вещественным доказательством по делу о нарушении таможенных правил (НТП) или по уголовному делу либо средством обеспечения исполнения постановления по делу о НТП; — когда лицо, заявившее просьбу о вывозе автомобиля, не обладает полномочиями по распоряжению автомобилем (в том числе на основании статей 166 и 168 ГК Российской Федерации и статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации). После исполнения постановления таможенного органа по делу о НТП, совершенном лицом, осуществившим ввоз автомобиля на таможенную территорию Российской Федерации или обладающим полномочиями по распоряжению автомобилем, данное лицо может вывезти автомобиль за пределы Российской Федерации в установленном порядке. В случае обнаружения автомобиля, в отношении которого в таможенном органе отсутствуют сведения о произведенном таможенном оформлении в установленном таможенным законодательством порядке, в целях сокращения издержек фактического владельца по хранению такого автомобиля с учетом обстоятельств каждого конкретного случая может быть рассмотрена возможность применения следующих положений <*>: при обнаружении автотранспортного средства таможенным органом в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товара либо в результате поисковых мероприятий, а также в случае его задержания территориальными органами ГИБДД автотранспортное средство помещается в зону таможенного контроля (временную), созданную (создаваемую) в соответствии с Приказом ГТК РФ от 13.07.2000 N 594 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля», либо может быть передан фактическому владельцу автотранспортного средства на ответственное хранение. ——————————— <*> Данные положения взяты из Методических рекомендаций по действиям таможенных органов в отношении автотранспортных средств, ввезенных физическими лицами на территорию Российской Федерации, в отношении которых таможенное оформление не проводилось либо не были уплачены таможенные платежи на основании решений судов РФ (доведены письмом ГТК РФ от 9 апреля 2001 года N 01-06/13183).

Транспортные средства, ввозимые в РФ, а также вывозимые из РФ несопровождаемым багажом, подлежат декларированию в упрощенном порядке путем представления таможенному органу декларации по форме ТД-7. Транспортные средства, временно ввозимые в РФ на срок до 2 месяцев включительно, а также вывозимые из РФ, в случае их перемещения через таможенную границу РФ физическими лицами, следующими на указанных транспортных средствах, при таможенном оформлении подлежат декларированию в упрощенном порядке путем представления таможенному органу таможенной декларации по форме ТД-6 (утверждена Приказом ГТК РФ от 25 января 1999 года N 38 «Об утверждении Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности»). При ввозе в РФ транспортных средств физические лица, следующие на указанных транспортных средствах через таможенную границу РФ, уведомляют таможенный орган о пересечении таможенной границы Российской Федерации. Уведомление производится на бланке декларации ТД-6. Приказом ГТК РФ от 21 августа 2000 года N 741 (ред. от 21.12.2001) «О мерах по совершенствованию контроля за перемещением через таможенную границу Российской Федерации» были утверждены Положение о местах таможенного оформления и порядке учета в таможенных органах транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами <*> (приложение 1) и Порядок доставки под таможенным контролем транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами <**> (приложение 2). Этот Приказ был принят в целях совершенствования таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Российской Федерации в упрощенном, льготном порядке физическими лицами транспортных средств, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, упорядочения применения в отношении таких транспортных средств установленного нормативными правовыми актами ГТК РФ порядка доставки товаров под таможенным контролем, а также повышения эффективности контроля за своевременностью уплаты таможенных платежей в отношении ввозимых транспортных средств, включенных в группу 87 ТН ВЭД России, на которые в соответствии с установленным порядком выдаются паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств, и для исключения случаев недоставления таких транспортных средств в таможенные органы назначения. ——————————— <*> Положение о местах таможенного оформления и порядке учета в таможенных органах транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами, определяет места таможенного оформления транспортных средств, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности и перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами в упрощенном, льготном порядке. Действие данного Положения распространяется на транспортные средства, включенные в группу 87 ТН ВЭД России, на которые таможенными органами выдаются в установленном порядке паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств. <**> Этот Порядок применяется при доставке под таможенным контролем до таможенных органов назначения транспортных средств, включенных в группу 87 ТН ВЭД России (на которые таможенными органами выдаются в установленном порядке паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств), перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами в упрощенном, льготном порядке, в случаях если перевозчиками транспортных средств являются непосредственно сами лица, следующие на указанных транспортных средствах, либо иные физические лица, уполномоченные в любых установленных законодательством РФ формах на доставку транспортных средств физическими лицами, перемещающими транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации. В иных случаях доставка под таможенным контролем транспортных средств, перемещаемых физическими лицами, производится в соответствии с Правилами доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных Приказом ГТК РФ от 20 мая 1996 года N 304 «О доставке товаров под таможенным контролем». Порядок не применяется при перемещении через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств, таможенное оформление которых в Российской Федерации законодательством не установлено.

Таможенное оформление транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами, производится таможенными органами, в регионах деятельности которых находятся (постоянно либо временно проживают и зарегистрированы в установленном порядке) физические лица, перемещающие транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации. Исключение составляет таможенное оформление транспортных средств, временно ввозимых в Российскую Федерацию (в том числе перемещаемых транзитом) на срок до 2 месяцев включительно, оно производится таможенными органами, в регионах деятельности которых расположены пункты пропуска через таможенную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами ГТК России. В случае временного ввоза транспортных средств в Российскую Федерацию через общую границу Российской Федерации и Республики Беларусь их таможенное оформление (в случае, если законодательством Российской Федерации установлена необходимость производства таможенного оформления) производится таможенными органами, в регионах деятельности которых находятся места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами ГТК России, таможенное оформление транспортных средств производится иными таможенными органами. Таможенное оформление транспортных средств в указанных случаях с предоставлением в установленном порядке льгот по уплате таможенных платежей и применением количественных ограничений производится при условии представления физическими лицами письменного заключения таможенного органа, в регионе деятельности которого они находятся (постоянно либо временно проживают и зарегистрированы в установленном порядке), о возможности предоставления указанных льгот. Действие Порядка доставки под таможенным контролем транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, распространяется в отношении транспортных средств: — ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, если их основное таможенное оформление производится не в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза на таможенную территорию Российской Федерации; — вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации в случаях отказа от ввоза транспортного средства либо невозможности производства их основного таможенного оформления, а также в других случаях вывоза транспортных средств, когда такой вывоз является обязательным в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Доставка транспортных средств физических лиц подразделяется на два вида: — ДТС1 — доставка транспортных средств, подлежащих обложению таможенными пошлинами и (или) налогами, в том числе взимаемыми по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа, при их выпуске на территории Российской Федерации; — ДТС2 — доставка транспортных средств, не подлежащих обложению таможенными пошлинами и (или) налогами при их выпуске на территории Российской Федерации. При оформлении доставки транспортных средств под таможенным контролем используется документ контроля за доставкой транспортных средств (ДКДТС), который заполняется на бланке документа контроля за доставкой товаров (ДКД), форма которого установлена Правилами доставки (утвержденных Приказом ГТК РФ от 20 мая 1996 года N 304 «О доставке товаров под таможенным контролем»). Одновременно с ДКДТС представляются следующие документы (и их копии), необходимые для таможенных целей и для таможенного контроля: — документы, удостоверяющие личность и место регистрации (временной регистрации) лица, перемещающего транспортное средство и (или) осуществляющего доставку транспортного средства, товаросопроводительные документы, идентифицирующие транспортное средство, а также документы, подтверждающие право собственности и (или) владения данным транспортным средством; — при ДТС1 — таможенный приходный ордер (в случае внесения денежных средств на депозит таможенного органа) либо иные документы, подтверждающие обеспечение уплаты таможенных пошлин и (или) налогов в установленном порядке; — при ДТС2 — документы, подтверждающие, что ввозимые транспортные средства при выпуске на территории Российской Федерации не облагаются таможенными пошлинами и (или) налогами, либо разрешение на доставку транспортного средства, выданное таможенным органом назначения. В случае отсутствия при оформлении доставки транспортного средства лица, перемещающего транспортное средство через таможенную границу Российской Федерации, допускается представление копий документов, удостоверяющих его личность и место регистрации на территории Российской Федерации, либо иных документов, содержащих указанные сведения. При доставке транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию временно, таможенный орган отправления производит оформление доставки транспортных средств только при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин и (или) налогов или таможенного сопровождения, за исключением случаев: — производства основного таможенного оформления в таможенных органах, в регионах деятельности которых расположены пункты пропуска через таможенную границу Российской Федерации; — представления на ввозимые временно транспортные средства разрешения на доставку транспортного средства. Разрешение на доставку транспортного средства выдается таможенным органом назначения (форма приведена в приложении 2 к Порядку доставки под таможенным контролем транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами). Оформление разрешения производится таможенным органом по заявлению произвольной формы с указанием обстоятельств ввоза транспортного средства. Разрешение действует в отношении всех транспортных средств, ввозимых данным лицом, для которых в соответствии с законодательством РФ предусмотрено освобождение от уплаты таможенных пошлин и (или) налогов. Пятый раздел Порядка доставки под таможенным контролем транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами, регулирует вопросы таможенного контроля и оформления транспортных средств, перевозимых в соответствии с этим Порядком. Обратим внимание на особенности таможенного контроля легковых автомобилей российского происхождения, вывозимых с таможенной территории РФ, в соответствии с таможенным режимом экспорта. При проведении основного таможенного оформления рассматриваемых автомобилей должностное лицо таможенного органа проводит их таможенный досмотр. При этом в акте таможенного досмотра, который составляется в двух экземплярах, должностное лицо таможенного органа указывает данные о количестве легковых автомобилей в каждом транспортном средстве (железнодорожном вагоне), а также их идентификационные номера (VIN). Для принятия решения о выпуске легковых автомобилей должностное лицо таможенного органа осуществляет их идентификацию, в том числе путем сопоставления идентификационных номеров (VIN), указанных в графе 31 основного листа ГТД, каждого из добавочных листов и их электронных копиях, со сведениями об идентификационных номерах (VIN), указанных в акте таможенного досмотра. На транспортные средства (в том числе железнодорожные вагоны), перевозящие легковые автомобили, должностное лицо таможенного органа должно наложить средства таможенной идентификации. Если перемещаются легковые автомобили, при изготовлении которых использовались товары, в отношении которых предоставлена отсрочка уплаты таможенных платежей и применяется условный выпуск для свободного обращения, то они подлежат помещению под процедуру доставки товаров и транспортных средств под таможенным контролем в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК России. При этом в графе 31 ДКД, а также в добавочных листах должны содержаться сведения об идентификационных номерах (VIN), номерах двигателя и кузова. Если легковые автомобили перемещаются в составе транспортных средств (железнодорожном составе) в адрес одного получателя, допускается оформление одного ДКД на весь состав. При прибытии легковых автомобилей в таможенный орган назначения, расположенный в пункте пропуска через Государственную границу РФ, должностное лицо таможенного органа проводит таможенный контроль в соответствии с правилами, предусмотренными таможенным законодательством Российской Федерации, в том числе с проведением таможенного досмотра в целях идентификации вывозимых товаров и транспортных средств. Если легковые автомобили, перевозимые железнодорожным транспортом, поступили в таможенный орган без нарушения средств таможенной идентификации, наложенных таможенным органом отправления, и представлены все документы, необходимые для таможенных целей и оформленные надлежащим образом, таможенный досмотр может не проводиться. При этом в таможенный орган отправления не направляют письмо о подтверждении доставки товаров в таможенный орган назначения и акт таможенного досмотра. Если нарушены наложенные средства таможенной идентификации, таможенный контроль, в том числе для целей идентификации легковых автомобилей, проводится в полном объеме. После доставки легковых автомобилей в таможенный орган, расположенный в пункте пропуска через Государственную границу РФ, должностное лицо таможенного органа в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК РФ, проводит контроль фактического вывоза легковых автомобилей за пределы таможенной территории Российской Федерации. При этом должностное лицо таможенного органа заполняет журнал учета вывозимых товаров по ГТД как в бумажном, так и в электронном виде в соответствующем модуле АРМов «Доставка-П» и «Доставка-Т». Не позднее 3-х дней после фактического вывоза легковых автомобилей таможенный орган назначения направляет по электронной почте АСКДТ в таможенный орган отправления указанный электронный журнал. При этом факт вывоза фиксируется в указанном журнале раздельно по каждой ГТД и направляется только после вывоза всех легковых автомобилей, заявленных в соответствующей ГТД. Если легковые автомобили, при изготовлении которых использовались товары, в отношении которых предоставлена отсрочка уплаты таможенных платежей и применяется условный выпуск для свободного обращения, перемещались по процедуре доставки товаров под таможенным контролем, то в таможенном органе отправления их перевозка снимается с контроля после получения по электронной почте АСКДТ электронного подтверждения о доставке товаров. При этом таможенный контроль за условно выпущенными для свободного обращения товарами, которые использовались при изготовлении легковых автомобилей, может быть завершен только после поступления из таможенного органа назначения электронного журнала учета вывозимых товаров по ГТД. Для завершения таможенного контроля за условно выпущенными для свободного обращения товарами, которые использовались при изготовлении легковых автомобилей, таможенным органом отправления могут быть затребованы третьи экземпляры ГТД (копии) и транспортные (товаросопроводительные) документы с отметками таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, о фактическом вывозе легковых автомобилей <*>. ——————————— <*> Разъяснения об особенностях таможенного контроля легковых автомобилей российского происхождения, вывозимых с таможенной территории РФ, в соответствии с таможенным режимом экспорта приводятся в распоряжении ГТК РФ от 23 июля 2001 года N 741-р.

В целях совершенствования процедуры таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов, выполняющих международные перевозки, ГТК РФ Приказом N 1255 от 27 декабря 2001 года утвердил Правила таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов (приложение к данному Приказу) <*>. Данные Правила регулируют порядок таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов, перемещающих через таможенную границу Российской Федерации пассажиров и товары, включая багаж и международные почтовые отправления, по договорам международной перевозки. ——————————— <*> Вступает в силу по истечении 30 дней после официального опубликования (пункт 5 данного документа): опубликован в «Российской газете», N 37, 28.02.2002.

Воздушные суда подлежат декларированию таможенному органу в аэропорту прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, открытом в соответствии с установленным порядком для международного сообщения, либо в международном аэропорту отправления с таможенной территории Российской Федерации. Воздушные суда, используемые для международной перевозки пассажиров и товаров, перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом временного ввоза (вывоза). При совершении на таможенной территории Российской Федерации запланированных посадок с целью принятия на борт или выгрузки (перегрузки) с борта воздушного судна пассажиров и товаров (посадка с коммерческими целями) воздушным судном, осуществляющим международную перевозку, при которой пункт отправления и пункт назначения соответственно расположены за пределами таможенной территории Российской Федерации, возможно помещение такого воздушного судна под таможенный режим транзита. Места стоянки воздушных судов, выполняющих международные перевозки, являются зонами таможенного контроля. Изменение мест стоянки воздушных судов не допускается без разрешения таможенного органа. Документы, которые должны представляться для таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов, перечислены в части II и III Правил таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов. При отправлении воздушных судов за пределы таможенной территории Российской Федерации погрузка товаров (за исключением багажа) на воздушное судно разрешается после представления сотруднику таможенного органа соответствующего листа грузовой таможенной декларации или иного документа, принимаемого таможенным органом в качестве таможенной декларации, на которых проставлены отметки таможенного органа о выпуске товаров. Багаж пассажиров загружается на борт воздушного судна после завершения таможенного контроля. При перемещении товаров воздушными судами по территории Российской Федерации с совершением технических посадок таможенные органы, расположенные в местах технической посадки, не производят оформление доставки под таможенным контролем в отношении товаров, находящихся на борту воздушного судна и не выгружаемых с борта воздушного судна. Таможенный контроль воздушного судна, совершившего техническую посадку, осуществляют сотрудники таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место такой посадки. В случае необходимости может быть проверена номенклатура перемещаемых товаров с целью выявления товаров, которые запрещены для ввоза либо вывоза с территории Российской Федерации. Таможенный досмотр воздушных судов, совершивших техническую посадку, производится при выявлении товаров, запрещенных для ввоза на территорию Российской Федерации или вывоза с территории Российской Федерации, а также при наличии достаточных оснований полагать, что на воздушном судне могут перевозиться такие товары. При этом общее время таможенного досмотра не должно превышать времени стоянки в аэропорту воздушного судна, требуемого для завершения действий, в целях которых была совершена техническая посадка. В случае, когда воздушные суда совершают международные воздушные перевозки с несколькими посадками с коммерческими целями на территории РФ, то находящиеся на борту воздушного судна товары помещаются под таможенный режим транзита с оформлением транзитной декларации, в таможенном органе, расположенном в пункте первой посадки, в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК России. Если воздушное судно совершает одну посадку с коммерческими целями на таможенной территории Российской Федерации, оформление транзитной декларации на товары не производится. В местах стоянки воздушных судов, следующих транзитом через таможенную территорию Российской Федерации, допускается перегрузка товаров, которые согласно авианакладной доставляются в пункт трансфера (перегрузки), непосредственно с борта одного воздушного судна на борт другого без фактического размещения таких товаров на складе временного хранения. В этом случае перегрузка осуществляется в присутствии сотрудника таможенного органа. Разрешение на перегрузку дает таможенный орган, расположенный в месте посадки воздушного судна, при условии, если весь перегружаемый товар перемещается за пределы таможенной территории Российской Федерации. ГТК РФ Приказом от 12 сентября 2001 года N 892 утвердил согласованное с Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральной пограничной службой Российской Федерации Положение о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами. В нем приведен перечень документов, которые необходимы для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля, письмом ГТК РФ от 18 октября 2001 года N 01-06/41933 доведены формы документов, утвержденных Конвенцией по облегчению международного морского судоходства 1965 года и используемых при таможенном оформлении и таможенном контроле судов и перевозимых ими товаров. Таможенное оформление судов и товаров, а также транспортных средств производится в морских или речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения. Заходы в порты (на рейды), не открытые для международных сообщений, запрещаются, за исключением форс-мажорных обстоятельств (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, доставка спасенных людей и т. п.). О таких заходах капитан судна (лицо, им уполномоченное) незамедлительно информирует ближайший таможенный орган. Суда и товары, а также транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с таможенным режимом. Все операции, связанные с обеспечением стоянки судов, находящихся под таможенным контролем, производятся с разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля <*>. ——————————— <*> При форс-мажорных обстоятельствах (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, доставка спасенных людей и т. п.), требующих немедленного производства таких операций, уведомление таможенного органа и органа пограничного контроля может быть сделано после начала проведения указанных операций.

Таможенное оформление судов производится в портах как у причала, так и на рейде. Решение о возможности производства таможенного оформления судов на рейде принимает таможенный орган по заявке капитана судна (лица, им уполномоченного), согласованной им с портовыми властями. Таможенное оформление судов производится круглосуточно, в том числе по выходным и праздничным дням, по мере готовности судов и в порядке их очередности, устанавливаемой портовыми властями по согласованию с таможенным органом. При длительном (не менее 6 месяцев) снижении количества судозаходов в порт начальник таможни по согласованию с портовыми властями вправе устанавливать иной режим таможенного оформления судов. Таможенные сборы за таможенное оформление судов, перемещаемых через таможенную границу в качестве транспортных средств, не взимаются. Время таможенного оформления судов приведено в приложение 1 к Приказу ГТК РФ N 892 от 12 сентября 2001 года. Таможенный орган, исходя из необходимости более полного таможенного контроля и оформления, может увеличивать время таможенного оформления судна. Для избежания необоснованной задержки судов после их прихода и в целях сокращения времени, необходимого для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля, таможенный орган заблаговременно информируется (в произвольной форме) о предполагаемом часе прихода судна в порт. О пересечении судном таможенной границы Российской Федерации капитан судна (лицо, им уполномоченное) уведомляет в письменном виде таможенный орган. Данное уведомление подписывается капитаном судна (лицом, им уполномоченным). Не позднее чем через 30 минут после прихода судна в порт капитан судна (лицо, им уполномоченное) обязан письменно уведомить таможенный орган о приходе судна, уточнив информацию, представленную ранее, и указав точное место стоянки судна. Данное уведомление подписывается капитаном судна (лицом, им уполномоченным). Уведомление принимает сотрудник таможенного органа и приобщает его к информации, представленной ранее и хранящейся в делах таможенного органа. При приходе судна декларирование членами экипажа и пассажирами ввозимых ими товаров требуется в случаях, определяемых нормативными правовыми актами ГТК России, и осуществляется в установленном порядке. После завершения оформления судовых документов сотрудник таможенного органа разрешает выгрузку товаров на склад временного хранения (СВХ) либо в другое место, определенное нормативными правовыми актами ГТК России. Таможенное оформление судна при отходе производится после завершения всех погрузочно — разгрузочных работ, подготовки судна к рейсу, посадки пассажиров и выполнения формальностей с портовыми властями. Капитан судна (лицо, им уполномоченное) уведомляет в письменном виде таможенный орган (порта отхода судна) о намерении пересечь таможенную границу Российской Федерации не менее чем за 3 часа до предполагаемого отхода судна из порта. Сведения о припасах, погруженных на судно на таможенной территории Российской Федерации, подлежат включению в Декларацию о судовых припасах. Представления отдельной Декларации о судовых припасах на припасы, уже указанные при приходе судна, не требуется. Грузы (товары), погруженные на судно на таможенной территории Российской Федерации, подлежат включению в Декларацию о грузе. При отходе судна декларирование членами экипажа и пассажирами вывозимых ими товаров требуется в случаях, определяемых нормативными правовыми актами ГТК России, и осуществляется в установленном порядке.

——————————————————————