Проблема таможенной стоимости как отражение системных просчетов таможенно-тарифной политики

(Быков В. Ю.)

(«Юрист», 2005, N 9)

ПРОБЛЕМА ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ КАК ОТРАЖЕНИЕ

СИСТЕМНЫХ ПРОСЧЕТОВ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

В. Ю. БЫКОВ

Быков В. Ю., главный государственный таможенный инспектор правового отдела Алтайской таможни.

Предстоящее вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) ставит нашу страну перед необходимостью принципиально и в кратчайшие сроки решить ряд проблемных вопросов таможенно-тарифной политики, вставших на пути интеграции России в мировую экономику и систему международных экономических отношений. Едва ли не самый сложный и многогранный среди них — низкий уровень законности действий и решений таможенных органов по таможенной стоимости.

Однако переломить негативную ситуацию в этом аспекте деятельности таможенных органов будет нелегко, поскольку причины ее накапливались годами и состоят ни много ни мало в политической недальновидности, организационном лицемерии, законодательной инертности и правоприменительной небрежности.

«Политическая недальновидность» связана прежде всего с самим фактом существования планового задания по таможенным платежам, обратной стороной которого неизбежно становится формирование и моральное оправдание избирательного подхода в вопросах законности в отношении всего того, что связано с таможенными платежами. И в первую очередь в отношении таможенной стоимости…

Пока же наличие приоритетной задачи по выполнению плана по таможенным платежам определяет цель и сущность всех принципиальных организационно-управленческих решений, связанных с таможенными органами. Показательно здесь то, что неоднократно провозглашенный с высоких трибун лозунг неукоснительного соблюдения законности на деле ничем не подкрепляется. Достижение же указанной цели невозможно как минимум без наделения правовых подразделений таможенных органов, по факту отвечающих в этой структуре за реализацию принципа законности, адекватными полномочиями, а также без реорганизации односторонне ориентированной в настоящий момент (только на выполнение плана) системы наказаний и поощрений. Отмеченное положение можно кратко охарактеризовать как «организационное лицемерие» со стороны руководителей таможенных органов…

«Законодательная инертность» также создает неблагоприятный фон для обеспечения законности в рассматриваемой области таможенных отношений. К сожалению, в соответствующих нормативных актах имеются правовые пробелы, коллизии и просто ошибки законотворческой деятельности. На практике это приводит к тому, что каждая из сторон старается обратить их в свою пользу. Изменить ситуацию способны только оперативные законодательные корректировки, направленные на повышение качества правовых норм, удобства в их толковании и применении, а также действенности в достижении заложенных в них целей, включая фискальные…

«Правоприменительная небрежность» является закономерным следствием трех предыдущих просчетов: политического, организационного и законодательного. Конечно, в первую очередь здесь надо говорить об отсутствии общей правовой дисциплины. Вместе с тем последнее понятие подразумевает наличие правильных, полноценных и действенных распоряжений руководства, которые на практике подчиненными почему-то не выполняются. Главная же причина правоприменительной небрежности простых исполнителей (а также руководителей среднего звена) в области определения и контроля таможенной стоимости состоит в том, что за нарушения законодательства (особенно мелкие) с них никогда серьезно не спрашивали. При этом они, привыкшие работать в атмосфере двойных стандартов, легко улавливали и улавливают действительно приоритетные цели своей деятельности, исходя далеко не из публичных заверений высшего таможенного руководства (тем более в средствах массовой информации), а из повседневных настроений своих непосредственных начальников, которые в свою очередь реально и, что называется, неотвратимо подкрепляются необходимым дисциплинарным давлением. В результате мы имеем ситуацию небрежного отношения к правовым предписаниям, обусловленную тем, что элементарно легче выполнить план любой ценой, чем добиться той же цели исключительно законными средствами. Поэтому рядовые исполнители, не ощущая четких сдерживающих политических сигналов, организационно-управленческих шагов и законодательных препятствий, просто идут по пути наименьшего сопротивления…

——————————————————————