Обзор законодательства, регулирующего вопросы функционирования зон с особым экономическим режимом в зарубежных странах

(Редакционный материал) («Туризм: право и экономика», 2006, N 1)

ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА <*>, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗОН С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РЕЖИМОМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

——————————— <*> Обзор подготовлен Центром стратегических разработок при Правительстве Российской Федерации.

ЮГОСЛАВИЯ

В Югославии зонами с особым экономическим режимом являются свободные зоны.

Основные акты, регулирующие правовой режим свободных зон

Закон о свободных зонах.

Понятие СЗ. Порядок создания

Свободная зона (далее — зона) включает в себя отдельно огороженную и обозначенную часть территории Союзной Республики Югославии (далее — Югославия), на которой осуществляется деятельность, регулируемая законом о свободных зонах. Территория зоны не входит в таможенную территорию Югославии. Зона может быть создана на территории мест, где имеется морской порт, аэропорт или речной порт, открытые для международного сообщения, а также на магистралях, включенных в сеть европейских дорог (категория Е). На территории таких мест может быть создана только одна зона. Зона может состоять из нескольких пространственно обособленных частей — подразделений зоны, которые составляют хозяйственную организационную целостность зоны. Если зона состоит из нескольких частей, каждая ее часть должна быть отдельно огорожена и обозначена. Зона может быть создана, если это экономически оправданно; если из зоны происходит вывоз за границу товаров и услуг; если обеспечены условия по размещению, строительные, энергетические и технические условия, условия по защите окружающей среды и другие условия для нормального функционирования зоны, установленные законом. Под созданием зоны понимается процедура принятия акта о создании зоны, учреждение предприятия по управлению зоной, а также получение согласия Союзного Правительства на то, что на определенной части территории Югославии может быть создана зона. Акт о создании зоны принимают учредители зоны. Данный акт должен содержать название учредителей, название зоны и сведения о территории зоны. Учредителями могут быть местные и иностранные юридические и физические лица. Учредители зоны создают предприятие по управлению зоной, в котором учредительный вклад иностранного лица не может быть больше 49%. Созданное предприятие по управлению зоной направляет Союзному Правительству, через Союзное Министерство, ведающее вопросами финансов, ходатайство с просьбой о выдаче согласия на создание зоны или подразделения зоны. Союзное Правительство по предложению Союзного Министерства, ведающего вопросами финансов, выдает согласие на создание зоны или подразделения зоны в течение 30 дней с момента правильно направленного ходатайства. Согласие перестает действовать, если зона или подразделение зоны не начнет функционировать в течение двух лет с момента его выдачи. В течение двух лет со дня получения согласия на создание зоны предприятие по управлению зоной направляет союзному таможенному управлению ходатайство о принятии решения о начале функционирования зоны или подразделения зоны. Вместе с упомянутым ходатайством направляются доказательства обеспечения условий для осуществления деятельности в зоне или подразделении зоны.

Управление СЗ

Управление зоной осуществляет предприятие по управлению зоной. Оно организует и устанавливает условия по строительству, поддерживает и обеспечивает помещения, инфраструктуру и технические условия для нормального функционирования в зоне и обеспечивает меры защиты окружающей среды; принимает решения по ходатайствам об осуществлении деятельности в зоне, обеспечивает внутренний порядок в зоне, режим входа и выхода из зоны, обеспечивает условия для осуществления таможенного, инспекционного и другого надзора, устанавливает меры защиты окружающей среды и тарифы за пользование служебными помещениями в зоне; выполняет специальные и другие операции, представляющие интерес для пользователей зоны, а также другие операции в соответствии с актом о создании зоны.

Деятельность в СЗ. Порядок доступа для ведения деятельности

Непосредственно деятельность в зоне осуществляют пользователи, которыми могут быть как местные, так и иностранные юридические лица. Предприятие по управлению зоной обязано предоставить возможность любому пользователю зоной осуществлять деятельность в зоне на условиях, установленных законом. Порядок пользования территорией зоны для осуществления деятельности в зоне, а также внутренний порядок в зоне устанавливает предприятие по управлению зоной. Для осуществления деятельности на территории зоны пользователь подает ходатайство предприятию по управлению зоной. Последнее принимает решение об осуществлении деятельности в зоне. Взаимные права и обязанности конкретного пользователя и предприятия по управлению зоной регулируются договором.

Льготы и преимущества

Вложение капитала на территорию зоны, перевод прибыли, перевложение и возврат вклада являются свободными. Свободными являются вывоз товаров и услуг из зоны и ввоз товаров и услуг в зону. Получение кредита за границей для осуществления деятельности в зоне или для создания условий деятельности в зоне, а также предоставление кредита местным и иностранным юридическим лицам, осуществляющим деятельность в зоне, является свободным. К иностранным товарам, попадающим из зоны и из-за границы в оборот на территорию Югославии, применяются нормативные акты, регулирующие внешнеторговую деятельность. К иностранным товарам, ввозимым из-за границы на территорию зоны, такие нормативные акты не применяются. Пользователь зоны может временно вывезти товар из зоны на другую часть территории Югославии и ввезти товар в зону с другой части территории Югославии в целях проведения испытаний, тестирования, ремонта и маркетинговой презентации. Такой вывоз или ввоз по требованию пользователя зоны разрешает компетентная таможня путем принятия решения по упрощенной процедуре. Установленные для временного ввоза и вывоза условия применяются также к вывозу пользователем зоны товара из зоны на другую часть территории Югославии или ввозу товара в зону из другой части территории Югославии в целях его улучшения (переработки, доработки, обработки), а также в целях его установки. К экспорту произведенного в зоне товара, считающегося югославским, применяются положения нормативных актов, регулирующих возврат налоговых и других сборов в части, относящейся к возврату расходов по перевозке, уплаченных на иностранной территории в случае, если пользователь зоны ввезет в Югославию и передаст уполномоченному банку полученные в результате такого экспорта валютные поступления. В отношении ввоза товара, предназначенного для осуществления деятельности в зоне, таможенная пошлина и другие ввозные сборы не взимаются. Пользователь зоны и предприятие по управлению зоной могут держать валютные средства, полученные от деятельности в зоне, на валютном счету в уполномоченном банке в зоне или в ином уполномоченном банке, а также свободно распоряжаться этими средствами. К таким валютным операциям в зоне не применяются временные меры и другие ограничения, которые могут быть предусмотрены иными нормативными актами, регулирующими валютную деятельность.

Прекращение СЗ

Союзное Правительство может по предложению Союзного Министерства, ведающего вопросами финансов, принять акт о прекращении действия согласия на создание зоны, если в процессе функционирования зоны будет установлено, что в течение трех лет подряд не осуществляется годовой экспорт за границу в размере 50% от совокупной стоимости произведенного товара и оказанных услуг в зоне. В таком случае зона прекращает свою деятельность не позднее срока в один год со дня принятия акта о прекращении действия согласия на создание зоны.

РУМЫНИЯ

В Румынии к категории зон с особыми экономическими режимами относятся свободные зоны (СЗ).

Основные акты, регулирующие правовой режим свободных зон

Закон 1992 г. N 847 «О режиме свободной зоны», Закон 1997 г. N 1417 «О Таможенном кодексе», Закон N 414/2002 в части ставок налогов на прибыль, Постановление Правительства 1994 г. N 6827 «О концессионной деятельности».

Понятие СЗ. Порядок создания

Любая территория Румынии может быть объявлена свободной зоной, если это обосновано ее географическим положением, а также с экономической и социологической точки зрения. Свободные зоны являются частью государственной территории Румынии, и на них распространяется национальное законодательство. Свободные зоны должны быть четко отделены и огорожены от остальной территории государства либо забором, либо естественными границами, как-то: вода, водный путь. Морские или речные суда, находящиеся у причалов свободных зон, считаются находящимися на территории свободной зоны и подчиняются специальному законодательству. Создание и территориальное обособление свободных зон, а также таможенные и эмиграционные органы, прикрепленные к ним, определяются Правительством по предложению соответствующих центральных или местных органов государственной власти. Открытие каждой новой зоны, а также выделение средств для осуществления таможенного и пограничного контроля осуществляются на основании соответствующего постановления Правительства. Организацией в рамках Правительства, призванной координировать вопросы создания и функционирования свободных зон, является Генеральная дирекция свободных зон Министерства транспорта, строительства и туризма.

Управление СЗ

Управление и использование свободных зон осуществляются их администрациями, которые создаются и действуют как национальные компании или корпорации в зависимости от ситуации, в соответствии с законом. Государство, представленное Министерством транспорта, является единственным акционером или держателем контрольного пакета долей во вновь созданных национальных компаниях или корпорациях. Устав компании устанавливает пределы компетенции администрации зоны в соответствии с положениями закона и законодательством о коммерческих организациях, действующим на момент их создания. Координацию деятельности Администрации свободной зоны осуществляет Орган управления свободной зоны, действующий как публичное учреждение под эгидой Министерства транспорта. Создание и компетенция Органа управления свободной зоны устанавливаются постановлением Правительства. Орган управления, наделенный полномочиями, переданными ему Министерством транспорта, выполняет функции государственного органа; его финансирование осуществляется за счет выдачи лицензий на осуществление предприятиями и администрациями деятельности в свободных зонах, а также за счет технической поддержки и консультирования, одобрения обзоров и документации.

Деятельность в СЗ. Порядок доступа для ведения деятельности

Инвестировать в свободные зоны могут как юридические, так и физические лица. Деятельность в СЗ осуществляется на основании контракта, заключаемого с Администрацией зоны. При этом контракт может предусматривать либо концессионирование, либо аренду имущества, необходимого для осуществления деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства 682/1994 выбор концессионера осуществляется на основе открытых торгов с предварительным отбором кандидатов. Торги проводятся Администрациями зон периодически, но при желании потенциального инвестора взять в концессию большой земельный участок он может заявить об этом, не дожидаясь очередных торгов. Концессионирование и сдача земли в аренду в соответствии с законодательством не освобождаются от уплаты НДС. Порядок концессионирования устанавливается Методическими указаниями Министерства транспорта. Период концессии не может быть более 50. Его длительность устанавливается с учетом инвестиционного потенциала и особенностей деятельности инвестора. Для осуществления деятельности в свободных зонах необходимо также оформление платной лицензии, выдаваемой Органом управления свободной зоной с соблюдением принципов конкуренции на 1, 3, 6 или 12 месяцев. Орган управления может частично делегировать свои полномочия по выдаче лицензий Администрации свободной зоны. Стоимость лицензии в зависимости от срока ее действия и предусмотренного в ней вида деятельности составляет от 200 дол. США (складирование, срок 1 мес.) до 4000 дол. США (производство, срок 12 мес.). В СЗ может осуществляться любая производственная, торговая деятельность и деятельность по оказанию услуг, разрешенная законом. В частности, производство, переработка, упаковка, маркировка, проверка, измерение, сортировка, экспертиза, купля-продажа товаров, организация выставок, биржевых и банковско-финансовых операций, оказание внутренних и зарубежных транспортно-экспедиторских услуг, концессионирование земельных участков, аренда земли, зданий и сооружений, строительство объектов как промышленного и финансового назначения, так и отелей, предоставление, фрахтование и снабжение судов и других портовых средств. Здания в свободной зоне не могут использоваться как жилища. Помещения, предназначенные для персонала, работающего в свободной зоне, используются исключительно для охранной деятельности, столовых, ресторанов, отелей и офисов.

Льготы, предоставляемые в СЗ

Для привлечения инвесторов (в основном расчет строился на привлечение крупных иностранных инвестиций) в СЗ действует ряд льгот и преимуществ: — установление налога на прибыль в размере 5% в отличие от действующей в стране нормы 25%; — освобождение от уплаты НДС и акцизов при операциях внутри СЗ, между зонами и экспорте произведенных в зонах товаров; — освобождение от уплаты таможенных платежей на средства транспорта и товары иностранного происхождения, предназначенные для использования в свободных зонах; — освобождение от уплаты таможенных пошлин на румынские материалы, используемые при строительстве и реконструкции объектов внутри свободных зон; — освобождение от уплаты таможенных пошлин на поставляемые в свободные зоны румынские материалы и принадлежности, используемые при производстве товаров инвесторами; — освобождение от уплаты таможенных пошлин на товары, транспортируемые из одной зоны свободной торговли в другую; — освобождение от уплаты таможенных пошлин при экспорте произведенных на территории СЗ товаров; — ведение законных финансовых операций в зонах в свободно конвертируемой валюте, акцептованной Национальным Банком Румынии; — возможность репатриации прибыли и капиталов; — возможность выплаты заработной платы иностранному персоналу как в леях, так и в валюте. В настоящее время в Румынии существует шесть свободных зон, расположенных в районах крупных морских и речных портов и транспортных узлов. 15 апреля 2003 г. в Румынии создана СЗ в порту Констанца (свободный порт). Режим «свободного порта» предусматривает введение следующих мер: — отмена таможенного декларирования товаров иностранного происхождения, ввозимых в порт или находящихся в порту, которые подлежат дальнейшему вывозу из страны; декларированию подлежат только товары, предназначенные для ввоза в страну; — отмена требования о предъявлении таможенным властям разрешения на перегрузку в зоне свободного порта с одного транспортного средства на другое; — отмена требования заполнения таможенного формуляра при входе в порт и выходе из него официально зарегистрированного румынского или иностранного транспортного средства, как коммерческого, так и личного; — освобождение от уплаты импортных таможенных пошлин на оборудование, установки, контрольно-измерительную аппаратуру, транспортные средства (за исключением легковых автомобилей), средства перегрузки, маркировки, складирования, использующихся для обеспечения навигации, контроля транспортных потоков, защиты окружающей среды непосредственно в зоне свободного порта.

МАКЕДОНИЯ

Основные акты, регулирующие правовой режим свободных экономических зон

Закон о Свободных экономических зонах (принят Собранием (парламентом) Республики Македонии (далее — РМ) 21 мая 1999 г., вступил в силу 8 сентября 1990 г.).

Понятие свободной экономической зоны. Порядок создания

Свободная экономическая зона — часть территории Республики Македонии, которая обособлена, специально обозначена и огорожена как одно целое, где коммерческая деятельность ведется на условиях, предусмотренных Законом о СЭЗ и другими законами и в которых применяются таможенные и иные налоговые стимулы, установленные Законом о СЭЗ. СЭЗ создаются на территориях, определенных в соответствии с пространственными и физическими планами. СЭЗ может быть создана как в пределах, так и вне пределов городских территорий. СЭЗ может состоять из числа обособленных частей территории РМ, каждая из которых должна быть огорожена и отделена от другой части. СЭЗ может быть создана одним или несколькими национальными или иностранными торговыми компаниями или иными юридическими лицами (далее — основатель СЭЗ). Когда зона учреждается несколькими основателями, они должны заключить соглашение о создании СЭЗ. Основатель зоны должен огородить ее и отметить ее границы. Основатель СЭЗ подает в Дирекцию письменное ходатайство на учреждение СЭЗ. Дирекция дает одобрение на учреждение СЭЗ, основанное на предоставленной в запросе информации. На основе одобрения Дирекции Правительство РМ дает свое согласие на учреждение СЭЗ, если: — соблюдены предусмотренные законодательством условия; — существует экономический интерес в учреждении СЭЗ. К СЭЗ применяется все законодательство РМ, если иное не предусмотрено законом о СЭЗ. На май 2004 г. функционировала одна СЭЗ «Долина никеля». Создаются еще две СЭЗ.

Управление СЭЗ

В целях осуществления деятельности по созданию, развитию СЭЗ и надзору за деятельностью в рамках СЭЗ создается Дирекция СЭЗ. Правительство РМ принимает ежегодную программу для целей осуществления деятельности, входящей в компетенцию Дирекции. Во главе Дирекции стоит директор, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РМ на пять лет. Функционирует также Управляющая комиссия, которая управляет Дирекцией. Она состоит из семи членов — Министра экономики, Министра финансов, Министра труда и социальной политики, Министра транспорта и коммуникаций, Министра по делам окружающей среды и пространственного планирования, Министра иностранных дел и Директора Агентства по инвестициям и развитию. Членов комиссии также назначает Правительство РМ. Работой комиссии управляет ее Президент, назначаемый Правительством РМ из членов Комиссии.

Деятельность в СЭЗ. Порядок доступа

Начало деятельности в СЭЗ возможно только после того, как Дирекция вынесет решение о начале работы СЭЗ, но не позднее 12 месяцев с момента вынесения такого решения. Помимо основателя СЭЗ может иметь место также пользователь СЭЗ, которым может быть другое иностранное или национальное юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное для ведения деятельности в СЭЗ. Пользователь СЭЗ ведет деятельность в СЭЗ на основании соглашения с основателем СЭЗ. Основатель СЭЗ посредством принятия правил устанавливает условия, на которых СЭЗ может использоваться для ведения деятельности; деятельность, которая может осуществляться в СЭЗ; регулирует внутренний порядок и устанавливает отдельные меры для защиты окружающей среды. Эти правила должны соответствовать законодательству РМ. В СЭЗ могут производиться товары и услуги, предназначенные на экспорт, осуществляться внешняя биржевая торговля, банковская и другая финансовая деятельность, имущественное и личное страхование, перестрахование и другая коммерческая деятельность, за исключением текстильной. Пользователь СЭЗ может осуществлять деятельность по хранению в СЭЗ для собственных нужд. Товары, помещенные в СЭЗ, не могут оставаться там больше, чем пять лет. В СЭЗ можно осуществлять оптовую торговлю. Что касается розничной торговли, она может осуществляться пользователем только для удовлетворения потребностей других пользователей, для собственных нужд и для обслуживания средств транспорта международных перевозок и их бригады в СЭЗ. В соответствии с законом земля в СЭЗ может предоставляться в аренду иностранным инвесторам на период 50 лет с возможностью продления срока на 25 лет.

Льготы и преимущества

Продажа и обмен товаров между зонами не облагаются таможенными пошлинами и налогом на оборот. Пользователь может помещать товары из-за границы или с другой территории РМ в СЭЗ свободно и без обложения таможенными пошлинами. Однако вывоз товаров из СЭЗ на другую территорию РМ подпадает под регулирование экспорта и импорта товаров. Товары, вывозимые с территории СЭЗ на другую часть территории РМ, подлежат обязательной регистрации и предъявляются таможенному органу. Оборудование, предназначенное для ведения одобренной деятельности в СЭЗ, подпадает под таможенный режим выпуска для свободного обращения или временного ввоза, но таможенные пошлины за него не взимаются до тех пор, пока оно остается в пределах территории СЭЗ. Если оборудование вывозится, пользователь должен сообщить об этом таможенному органу и уплатить таможенные пошлины. Пошлины не взимаются, если это оборудование постоянно использовалось в СЭЗ в течение пяти лет.

Налоговые льготы и стимулы

Для получения налоговых льгот и стимулов пользователь должен направить ходатайство в Дирекцию. Ведомство по налогам и сборам в течение 30 дней с момента представления ходатайства выносит решение о соблюдении всех требований для получения льгот. В зависимости от вида налогов и налогового года Ведомство по налогам решает, предоставлены ли льготы на постоянной или временной основе. Пользователь СЭЗ получает доступ к налоговым льготам и стимулам, если: — ведет новую деятельность и не переносит деятельность из одной части территории РМ в СЭЗ; — не имеет задолженностей по налоговым и таможенным обязательствам; — в отношении его не возбуждено производство по уголовному или гражданскому делу, связанное с его предпринимательской деятельностью; — в отношении его не возбуждена процедура банкротства. Если пользователь СЭЗ отвечает установленным условиям, он получает следующие изъятия: — налог с оборота товаров в пределах СЭЗ, за исключением оборота товаров, предназначенных для конечного потребления; — налог с оборота товаров, импортированных в СЭЗ для производства, предназначенного на экспорт и для осуществления другой одобренной деятельности в СЭЗ; — налог с оборота услуг, предоставляемых в СЭЗ и непосредственно связанных с экспортом товаров и услуг; — налог на прибыль на период 10 лет с момента начала деятельности в СЭЗ; — налог на имущество на период 10 лет с момента начала деятельности в СЭЗ; — любые налоги, касающиеся передачи прав собственности и других прав между основателями и пользователями в СЭЗ. Если пользователь СЭЗ изымает основные фонды из СЭЗ до истечения пяти лет и одного дня с года, когда он начал использовать налоговые стимулы, перечисленные выше, размер использованных налоговых стимулов подлежит выплате в том году, в котором производится изъятие основных фондов. Пользователь СЭЗ освобождается от уплаты платежей, налогов и других обязанностей, касающихся использования земли, подключения к воде, канализации, отоплению, газу и электросети.

ТУРЦИЯ

В Турции зонами с особым экономическим режимом являются свободные зоны.

Основные акты, регулирующие правовой режим свободных зон

Закон о свободных зонах N 3218 (принят 6 июня 1985 г., опубликован 15 июня 1985 г.).

Понятие свободной зоны. Порядок создания

Турецкие свободные зоны (далее — СЗ) являются смежными с большинством турецких портов на Средиземном, Эгейском и Черном море и имеют простой доступ к международным аэропортам и магистралям. Свободные зоны в Турции считаются находящимися за пределами таможенной территории государства. Положения законодательства, касающиеся таможенных обязательств и обязательств, связанных с использованием иностранной валюты, в СЗ не применяются. В СЗ также не применяются (или их отдельные положения), к примеру, Закон о паспортах, Закон о международном туризме и проживании иностранцев в Турции, Закон об иностранных инвестициях и поощрении и другие законы, если они противоречат Закону о СЗ. Правом определять место расположения и границы свободной зоны обладает Совет Министров. Он также выдает разрешение на создание СЗ и функционирование СЗ государственным учреждениям и органам, физическим и юридическим лицам (как резидентам, так и нерезидентам). Все вопросы, касающиеся деятельности (работы) СЗ, регулируются руководящими постановлениями Совета Министров. Закон о свободных зонах распространяется на каждую СЗ с момента начала ее работы. Днем начала работы является день, когда завершено строительство внешнего ограждения и ворот СЗ и когда региональная дирекция, полиция и таможенные подразделения СЗ принимают на себя соответствующие обязанности.

Деятельность в СЗ. Порядок доступа

Любая промышленная, коммерческая деятельность и деятельность по оказанию услуг, санкционированная Высшим советом по координации экономических отношений, может осуществляться в СЗ. Закон о СЗ гарантирует отсутствие процедурных ограничений, касающихся цены, стандартов или качества товаров в турецких СЗ. Товары могут находиться в СЗ без ограничения сроков. Национальные и иностранные физические и юридические лица могут вести деятельность в СЗ при условии предоставления им Генеральной дирекцией подсекретариата СЗ по внешней торговле лицензии на ведение деятельности в СЗ. Все другие разрешения и лицензии, касающиеся использования земли, а также строительства и использования строений и оборудования в СЗ, выдаются региональной дирекцией. Однако перед выдачей лицензии организации, признанные удовлетворяющими условиям для получения лицензии, должны в течение 30 дней с момента уведомления об этом заключить договор аренды определенных площадей для ведения деятельности. Компании, желающие арендовать открытые площади, должны заключить договор аренды с оператором СЗ (государственное учреждение и государственный орган; юридическое и физическое лицо (как резидент, так и нерезидент)), компанией основателя/оператора. Компании, желающие арендовать закрытые площади, должны заключить договор аренды с одним из пользователей СЗ, имеющим особого рода лицензию на осуществление деятельности. Копия договора аренды, утвержденная соответствующей дирекцией зоны, направляется Генеральной дирекции СЗ. Только после этого может быть выдана лицензия. Срок действия лицензии составляет 10 лет для пользователей, которые арендуют уже построенные помещения (далее — пользователи-арендаторы), и 20 лет для пользователей, которые собираются построить свои собственные рабочие площади в СЗ (далее — пользователи-инвесторы). Однако срок действия лицензии составляет 15 и 30 лет соответственно для пользователей-арендаторов и для пользователей-инвесторов, если они осуществляют производственную деятельность. Что касается начала деятельности пользователей в СЗ, следует отметить следующее. Пользователи-арендаторы могут начать осуществление деятельности в СЗ с момента получения лицензии на осуществление деятельности. Однако пользователи-инвесторы после получения лицензии на осуществление деятельности должны получить лицензию на строительство для осуществления их строительных проектов. После завершения строительства они должны получить разрешение на введение построенного объекта в эксплуатацию, прежде чем начать осуществлять свою деятельность. Однако они могут осуществлять деятельность в СЗ еще до введения построенного объекта в эксплуатацию, арендуя во время периода строительства закрытые площади. Льготы и преимущества (в соответствии с поправками Закона N 5084 «О поощрении инвестиций и развитии занятости и внесении изменений в некоторые акты» (опубликован 6 февраля 2004 г.)). Льготы и преимущества, предоставленные в СЗ, распространяются на все организации вне зависимости от их происхождения. Все расчеты, относящиеся к деятельности в СЗ, осуществляются в иностранной валюте (в соответствии с Законом о СЗ иностранная валюта — все валюты, все виды чеков, которые считаются конвертируемыми Центральным банком Республики Турции). По решению Совета Министров расчеты могут осуществляться также в турецких лирах. Торговля, осуществляемая между свободной зоной и другими регионами Турции, осуществляется в режиме внешней торговли (продажа товаров на внутреннем рынке). Продажа товаров на внутреннем рынке облагается сбором в размере 0,5% от цены сделки. По запросу к товарам, происходящим из Турции, стоимостью менее 500 долларов США, могут не применяться экспортные процедуры. Режим внешней торговли неприменим к торговле, осуществляемой между СЗ и другими странами или другими СЗ. Нет ограничений на участие иностранного капитала в инвестировании в СЗ. Физические и юридические лица, получившие лицензии до 6 февраля 2004 г.: а) пользуются преимуществами освобождения от подоходного и корпоративного налогов в части доходов, полученных в процессе осуществления деятельности в СЗ в пределах сроков, указанных в их лицензиях на осуществление деятельности; б) до 2009 г. освобождаются от подоходного налога с выплачиваемой работникам зарплаты; с) освобождаются от всех налогов, сборов, пошлин при осуществлении деятельности в СЗ и связанных с такой деятельностью до 31 декабря 2009 г. Только доходы, полученные от продажи товаров, произведенных в СЗ физическими или юридическими лицами, получившими лицензию на осуществление производственной деятельности 6 февраля 2004 г. или позже, освобождаются от подоходного и корпоративного налогов до конца налогового периода года, когда Турция станет полноправным членом в Европейском союзе. Пользователи СЗ (физические и юридические лица, имеющие лицензию на ведение деятельности в СЗ и определенное место для ведения деятельности в СЗ) могут приобретать товары и потреблять услуги из Турции без уплаты НДС. Доходы и прибыль, полученные в СЗ, могут перемещаться в любую страну, включая Турцию, свободно без какого бы то ни было предварительного разрешения. С того момента, как СЗ станут частью единой таможенной территории Турции и ЕС, товары, находящиеся в свободном обращении, могут перемещаться из Турции в страны ЕС с использованием сертификатов. Таможенные пошлины при ввозе товаров, происходящих из третьих стран, в СЗ также не будут взиматься. Однако товары, происходящие из третьих стран, не находящиеся в свободном обращении, могут быть ввезены из Турции в страны ЕС с использованием А. ТК сертификатов только после уплаты таможенных пошлин, исчисленных в соответствии с общим таможенным тарифом. Фирмам предоставляется более благоприятный режим деятельности, если: — их деятельность требует минимального участия должностных лиц; — они продают за границу товары, производимые за счет иностранных вложений; — они работают в секторах с интенсивным использованием рабочей силы; — они занимаются транзитной торговлей, ре экспортом и бартерными операциями; — при осуществлении всех сделок для них является приоритетным использование иностранной валюты; — они нуждаются в современных помещениях и рабочих площадях с хорошей и подготовленной инфраструктурой.

ТАИЛАНД

В настоящее время в Таиланде нет реальных свободных экономических зон или зон свободной торговли. В то же время в т. н. промышленных зонах действуют таможенные склады и упрощенный порядок таможенных процедур. Предоставление налоговых и неналоговых льгот регулируется инвестиционным законодательством, в частности Законом о поощрении инвестиций от 29 апреля 1977 г., в соответствии с которым был создан Совет по инвестициям Таиланда (далее — Совет) и который устанавливает виды льгот и порядок их предоставления. Данные вопросы регулируются также извещениями Совета, которые являются подзаконными нормативными актами.

Порядок получения права на льготы

Для получения права пользоваться установленными указанным Законом и подзаконными актами льготами, необходимо получить статус стимулируемого субъекта. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в Совет по инвестициям в порядке и форме, которые установлены генеральным секретариатом Совета, с описанием инвестиционного проекта, который необходимо стимулировать. Стимулируемое лицо должно быть компанией, учреждением или кооперативом, созданным в порядке, установленном соответствующим законом. Заявление на стимулирование проекта может быть подано еще до создания компании, учреждения или кооператива в порядке и в форме, которые установлены Генеральным секретариатом. Закон устанавливает открытый перечень проектов, которым отдается предпочтение. Присваивая субъекту статус стимулируемого (выдача сертификата стимулирования), Совет может установить в сертификате условия, которые субъект должен соблюдать при реализации проекта, в частности размер и источник капитала, национальность и количество акционеров, количество местного сырья, которое должно быть использовано, обучение и занятость рабочей силы, период времени, в течение которого необходимо начать реализацию стимулируемого проекта, и пр. Решая вопрос о присвоении статуса стимулируемого субъекта, Советом рассматривается расположение производственных мощностей на территории страны, размер инвестиций и процентное соотношение иностранного и местного капитала в компании, доля экспорта в общем объеме производимой компанией продукции и другие факторы. В случае принятия решения о присвоении субъекту статуса стимулируемого и выдачи сертификата Совет в течение 15 дней с момента принятия такого решения уведомляет об этом заявителя. Если заявитель согласен, он должен в течение одного месяца с даты получения уведомления направить подтверждение в Совет. Заявитель, направивший подтверждение, должен в течение шести месяцев с момента подтверждения направить в Совет отчет о начале осуществления стимулируемого проекта.

Права и преимущества

Если законом об иммиграции не предусмотрено иное, Совет имеет право предоставлять иностранцам право въезжать в Королевство Таиланд в целях инвестирования или осуществления иной деятельности, способствующей инвестированию, и право проживать в Королевстве в течение этого периода. Если законом об иммиграции не предусмотрено иное, стимулируемому субъекту выдается разрешение привозить в Королевство иностранцев, которые являются опытными работниками, экспертами, а также супругами и иждивенцами первых двух категорий. Стимулируемый субъект освобождается от импортных пошлин на оборудование при условии, что оборудование такого качества не производится и не собирается в Королевстве в необходимом количестве для осуществления стимулируемой деятельности. При наличии достаточных оснований Совет может предоставить стимулируемому субъекту льготу по импортным пошлинам, но не более 19% от нормальной ставки, на сырье или необходимые материалы, ввозимые в Королевство для целей производства, переработки или сборки в процессе стимулируемой деятельности, каждый раз на период не более одного года с момента, определенного Советом, при условии, что сырье или необходимые материалы такого качества не производятся и не происходят из Королевства. Стимулируемому субъекту предоставляется льгота по подоходному налогу с юридических лиц в части чистой прибыли, полученной при осуществлении стимулируемой деятельности. Размер льготы устанавливается в пропорции от инвестируемого капитала, в который не включаются стоимость земли и рабочей силы. На период не больше восьми лет с даты, когда доход от этой деятельности был впервые получен. В случае если стимулируемая деятельность является особенно важной, стимулируемый субъект полностью освобождается от указанного налога. Доходы от стоимости «фирмы», авторских прав и других прав стимулируемого субъекта исключаются при расчете налоговой базы по налогу на доходы в течение пяти лет с даты, когда впервые был получен доход от стимулируемой деятельности. Дивиденды, полученные от стимулируемой деятельности, на которые распространяется льгота по налогу на доходы юридических лиц, исключаются при расчете налоговой базы в течение периода, когда стимулируемое лицо пользуется льготой по данному налогу. В целях стимулирования экспорта Совет может предоставить стимулируемому субъекту одно или несколько из следующих прав и преимуществ: — освобождение от импортных пошлин на сырье и необходимые материалы, непосредственно используемые при производстве, переработке и сборке товаров, предназначенных для экспорта; — освобождение от импортных пошлин на предметы (товары), которые ввозятся стимулируемым субъектом для реэкспорта, освобождение от экспортных пошлин товаров, произведенных или собранных стимулируемым субъектом, разрешение вычитать из определяемого размера налоговой базы по налогу на доходы юридических лиц сумму, равную 5% прироста дохода по сравнению с предыдущим годом, полученного от экспорта продукции, произведенной или собранной стимулируемым субъектом, за исключением расходов на перевозки и заграничного страхования. Стимулируемому субъекту или инвестору в стимулируемую деятельность, который домицилирован за пределами Королевства, предоставляется разрешение перевозить за границу денежные средства в иностранной валюте, если они представляют собой инвестиционный капитал, привезенный стимулируемым субъектом в Королевство, и дивиденды или иной доход от такого капитала, зарубежный заем по договору, утвержденному Советом, который стимулируемый субъект привез в целях инвестирования в стимулируемую деятельность, включая проценты по заему, платеж по внешним обязательствам стимулируемого субъекта по договору об использовании прав или услуг, относящемуся к стимулируемой деятельности, при условии, что этот договор утвержден Советом. В целях стимулирования инвестиций в определенных местностях или зонах Совет может устанавливать своими извещениями, публикуемыми в правительственной газете, такие местности или зоны, как зоны стимулирования инвестиций. Такие зоны установлены Извещением Совета по инвестициям от 1 августа 2001 г. N 1/2543. Этот акт делит страну на три так называемые инвестиционные зоны: I — Бангкок, II — 10 ближайших к столице провинций, III — все остальные провинции. Привилегии инвесторам возрастают от первой к третьей зоне, что объясняется стремлением государства развивать более удаленные провинции. Выделяются также промышленные зоны. Помимо развитой инфраструктуры, они предоставляют ряд дополнительных льгот, в т. ч. таможенные склады, упрощенный порядок оформления различных документов, расчет льгот на одну территориальную зону выше (так, в промышленной зоне, расположенной в Бангкоке, действуют льготы II территориальной зоны) и др. Не считая прав и преимуществ, установленных другими нормами Закона, Совет имеет право предоставлять стимулируемым субъектам, осуществляющим стимулируемую деятельность в таких местностях или зонах, одно или несколько специальных прав и преимуществ, как-то: — уменьшение на 50% нормальной ставки налога на доход юридических лиц в части чистой прибыли, полученной от стимулируемой деятельности в течение периода не более чем пять лет начиная с момента истечения восьми лет с даты, когда доход от этой деятельности был впервые получен, либо с момента, когда доход впервые получен от стимулируемой деятельности (для случая, если стимулируемому лицу не предоставлялась льгота по налогу на доходы юридических лиц); — разрешение уменьшать для целей определения размера налога на доход юридических лиц на двойной размер расходов на транспортировку, электричество, воду, которые стимулируемый субъект произвел в процессе осуществления стимулируемой деятельности; — разрешение исключать из чистой прибыли сумму, не превышающую 25% стоимости установки (введения в эксплуатацию) или строительства оборудования, используемого стимулируемым субъектом в соответствии с правилами, установленными Советом, согласно которым стимулируемый субъект, помимо нормального износа (амортизации), может осуществлять такое уменьшение чистой прибыли в любом году или нескольких годах в пределах 10 лет с даты первого извлечения дохода от осуществления стимулируемой деятельности.

Государственные гарантии

Государство обязуется не национализировать деятельность стимулируемого субъекта. Государство обязуется не конкурировать со стимулируемым субъектом. Государство обязуется не монополизировать продажу товаров того же вида или схожего с теми, которые производятся или собираются стимулируемым субъектом. Государство обязуется не устанавливать контроль над ценами на товары, производимые стимулируемым субъектом, за исключением случаев, когда это необходимо для экономического и социального развития и для обеспечения безопасности страны, но в любом случае контролируемые цены не должны быть ниже тех, которые Совет считает подходящими (уместными). Стимулируемому субъекту гарантируется разрешение экспортировать продукты, произведенные в процессе осуществления стимулируемой деятельности, в любое время, за исключением случаев, когда этого нельзя делать в целях экономического и социального развития и для обеспечения безопасности страны. Государство не разрешает ни одному государственному органу, государственному учреждению или государственному предприятию импортировать в Королевство с освобождением от импортных пошлин товары, производимые или собираемые стимулируемым субъектом, товары, сопоставимые по качеству с таковыми и доступные в необходимом количестве для их использования. В случаях, когда необходимо защитить деятельность стимулируемого субъекта, Совет имеет право налагать специальные сборы на импорт в Королевство продуктов того же вида или схожих или субститутов тех продуктов, которые производятся или собираются стимулируемым субъектом. Размер сбора устанавливается Советом, но не более 50% цены таких импортируемых товаров, включая страхование, осуществляемое иностранными страховщиками, и расходы на перевозки. В случае если стимулируемый субъект имеет затруднения или препятствия в процессе осуществления стимулируемой деятельности и подает заявление (жалобу) в Совет для получения поддержки, Председатель Совета имеет право оказать любую подходящую помощь или обязывает незамедлительно оказать такую помощь государственный орган, государственное учреждение или государственное предприятие. В случае если таким препятствием является структура, ставки или процедура взимания налогов, пошлин, сборов, независимо от того, подано заявление в Совет или нет, председатель имеет полномочие предписать соответствующему государственному органу, государственному учреждению или государственному предприятию принять корректирующие меры.

СИРИЯ

Основные акты, регулирующие правовой режим свободных зон

Декрет Президента САР от 27 января 2003 г. N 40, Декрет Президента САР от 18 февраля 1971 г. N 18.

Понятие свободной зоны. Порядок создания

Под свободной зоной (далее — СЗ) понимается огражденная и ограниченная территория САР, на которую не распространяется внутреннее таможенное и внешнеторговое регулирование. СЗ не является частью таможенной территории САР. Для создания каждой отдельной свободной зоны в Сирии необходимы соответствующие декрет президента и постановление правительства. В настоящее время в Сирии действуют восемь свободных зон. Могут создаваться частные свободные зоны. Де-юре любое частное предприятие, находящееся на ограниченной территории и обеспечивающее выполнение ряда требований таможенного контроля, может получить статус свободной зоны со всеми сопутствующими льготами. Де-факто данная норма рассчитана на реализацию крупных инвестиционных проектов производственной направленности, так как указанный статус может быть получен только по решению Совета директоров Генеральной организации свободных зон. На частные СЗ распространяются все льготы, установленные в СЗ.

Управление СЗ

Управлением и эксплуатацией свободных зон в Сирии занимается Генеральная организация (далее — ГО) свободных зон (находится в Дамаске). Данная организация находится в ведении Министерства экономики и торговли САР, имеет статус юридического лица, обладает финансовой и административной самостоятельностью, имеет право создавать свои отделения в других сирийских городах. ГО считается учреждением экономического характера, и ее взаимоотношения с третьими лицами регулируются нормами коммерческого права. ГО обеспечивает создание СЗ, в частности в ее обязанности входит возведение стен вокруг СЗ, обеспечение необходимых условий для деятельности в СЗ (здания, склады, навесы, оборудование, дорожная инфраструктура, электричество, вода, телефонные линии). ГО имеет исключительное право осуществлять деятельность по управлению и развитию СЗ, рынков, центров и частных СЗ. ГО имеет право взимать в СЗ следующие сборы: за хранение; арендные; за передачу товаров, транспортных средств, арендованных площадей; за другие услуги, как-то: перевозки, погрузочно-разгрузочные работы; за использование оборудования, станков (механизмов) и другого инструментария, предоставленного ГО; сборы за выдачу и заверение документов; экспортные сборы. ГО может устанавливать другие сборы за осуществление процедур, необходимых для работы СЗ. Размеры сборов устанавливаются решением ГО по согласованию с министром экономики и внешней торговли. Совет директоров ГО устанавливает инструкции осуществления деятельности для каждой отдельной частной СЗ, которые принимаются приказом министра экономики и внешней торговли с учетом места расположения СЗ, вида проекта, капитала и количества работников.

Деятельность в СЗ. Порядок доступа

В СЗ может осуществляться торговая, промышленная, банковская деятельность, отельный и ресторанный бизнес, деятельность в сфере электронной торговли, любой вид деятельности по оказанию услуг, любая другая деятельность, которая способствует развитию торгового обмена и национальной экономики. Деятельность, осуществляемая в СЗ, лицензируется ГО. Для осуществления деятельности в СЗ лицам, ее осуществляющим, предоставляется земля на праве аренды. Разрабатывает и заключает договоры аренды ГО. Договоры считаются заключенными на определенный срок (1, 15, 20 лет в зависимости от деятельности) и не регулируются законодательством об аренде. Для получения имущества в аренду будущий арендатор подает заявление в ГО, где указывает цель получения арендных прав. Если арендатор осуществляет промышленную деятельность, заявление должно содержать комплексное экономическое исследование, определяющее тип производства, на осуществление которого предполагается выдача лицензии, и необходимое оборудование. Пространство земли, которое может занять будущий арендатор, не должно превышать 10% пространства СЗ, предназначенного для сдачи в аренду. В СЗ не разрешается проживание без специального разрешения ГО, и только если это нужно для осуществления деятельности в СЗ. Никто не может въезжать в СЗ без специального разрешения генерального директора ГО, за исключением таможенной охраны и уполномоченных должностных лиц в случае необходимости, связанной с работой. Устанавливается особый порядок ввоза и вывоза товаров в СЗ. Ввоз — только после одобрения поданного соответствующим лицом или его представителем заявления, содержащего указание на страну происхождения, вид, вес, сорт и стоимость товаров, а также их тип, торговую марку, номер партии. Вывоз — также после подачи заявления в ГО, где должны быть указаны тип товаров, страна происхождения, номер и тип партии. Ввоз и вывоз товаров в СЗ регистрируются в специальном журнале допусков и вывозов, который содержит всю информацию о соответствующих товарах и все данные, которые могут облегчить идентификацию таких товаров. Товары, допущенные в СЗ, регистрируются в определенном законом порядке, если только они не ввезены в частные СЗ. В СЗ разрешается создание складов для хранения сырья, материалов и готовой продукции. При продаже товаров со складов в СЗ резидентам (т. е. реализации на местном рынке) оплачиваются все таможенные пошлины, налоги и сборы. Оплата пошлин, налогов и сборов, как правило, производится покупателем или за его счет. В случае вывоза товаров, хранившихся на складах в СЗ, за границу оплачиваются только тарифы и сборы СЗ независимо от причины вывоза товара (возврат, реэкспорт, продажа). Товары в СЗ хранятся на общих крытых таможенных складах, а при отсутствии таковых под навесом или на открытых площадках с учетом особенностей товаров. Собственнику товаров, переданных на хранение, выдается именное складское свидетельство. Максимальный срок хранения товаров в СЗ составляет пять лет независимо от того, хранились ли товары все это время в одной СЗ или в нескольких. Товары хранятся в пределах этого срока до тех пор, пока уплачиваются сборы за их хранение. ГО имеет право уменьшать максимальный срок хранения товаров в СЗ в отношении товаров с малой стоимостью, а также товаров, которые могут нанести вред другим товарам или складу в силу своей природы. В СЗ разрешается учреждать и осуществлять свободно с предварительным получением лицензии у ГО различную промышленную деятельность и деятельность по переработке. Указанная деятельность главным образом должна осуществляться в местах, принадлежащих лицу, осуществляющему деятельность на праве аренды. Промышленная деятельность в СЗ должна быть прежде всего ориентирована на экспорт. Производителям разрешается оставлять до 25% произведенной продукции в стране. В отношении такой части выдается импортная лицензия. Она не подпадает под регулирование и ограничения импорта. Выручка от продажи этой части продукции должна оставаться в стране. ГО может создавать свободные рынки как в пределах, так и за пределами СЗ в городах, сельской местности, гражданских аэропортах и морских портах. Свободные рынки состоят из коммерческих магазинов оптовой или розничной торговли иностранными и национальными товарами транзитным и международным пассажирам. К магазинам беспошлинной торговли применяются общие правила СЗ. По решению совета директоров ГО в СЗ могут создаваться банковские организации (при наличии у них соответствующей лицензии) и осуществлять свои функции в финансировании торговой, промышленной и иной деятельности (помимо осуществления различных банковских услуг). Для финансирования различной коммерческой и промышленной деятельности предпринимателей на условиях инвестирования разрешается создавать свои филиалы в СЗ. Правительство Сирии уже выдало лицензии ряду иностранных коммерческих банков на право функционирования в сирийских свободных зонах.

Льготы и преимущества

В СЗ разрешается ввозить товар иностранного производства независимо от его вида и происхождения. При этом товар не подвергается действию правил внешней торговли и не облагается таможенными пошлинами, налогами и сборами; из СЗ товар может быть вывезен в другие СЗ страны или за границу без таможенных пошлин, налогов и сборов. В СЗ допускается создание цехов и промышленных предприятий по переработке ввозимого из-за границы давальческого сырья. Готовая продукция, производимая на этих предприятиях, вывозится в другие страны без уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов. Иностранные товары могут приобретаться для учреждения и обеспечения деятельности инвестиционных предприятий в СЗ, а также для использования иностранных машин, оборудования и реализации других нужд инвестиционной деятельности без уплаты таможенных пошлин и других подлежащих уплате налогов. Кроме того, они не подпадают под внешнеторговое регулирование, касающееся ограничений и превентивных мер, если товары используются в СЗ для целей, указанных выше. Разрешается экспортировать в СЗ строительные материалы, станки и оборудование, произведенные в Сирии, или те, которые стали национальными после уплаты таможенных пошлин, без экспортной лицензии и без соблюдения запретов экспорта или ограничительных норм, когда эти материалы, станки и оборудование используются в СЗ для строительства, инвестиционной деятельности. Экспорт сырья или упаковочного материала, которые включены в список, определенный министром для каждого инвестора, не подпадает под регулирование внешней торговли и валютное регулирование. Деятельность внутри СЗ и свободных рынков освобождается от всех налогов и сборов, в частности от подоходного налога и всех других налогов, которые взимаются на территории страны. В отношении предприятий СЗ, их инвестиционных прав, товаров и имущества не распространяются нормы о конфискации.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В Великобритании нет зон с особым экономическим режимом в их традиционном понимании. Однако некоторые специалисты считают, что с высокой долей условности к подобного рода образованиям можно было бы отнести так называемые свободные зоны и зоны предпринимательства, существующие в Великобритании.

Свободные зоны

Основные акты, регулирующие правовой режим свободных зон: Директива КЕС N 2504/88. Резолюция ЕС N 2562/90 с дополнениями и изменениями от 1991 г. N 2485. Положения 1991 г. о СЗ, изданные на основе указанных документов ЕС Королевской службой таможен и акцизов подзаконные акты об учреждении отдельных СЗ.

Понятие СЗ. Порядок создания

Под свободной зоной понимается специально выделенная часть территории Великобритании, в которой товары, произведенные вне стран — членов ЕС, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории ЕС. Разрешение на учреждение СЗ выдается Королевской службой таможен и акцизов и оформляется соответствующим подзаконным актом по каждой отдельной зоне. Запрос об учреждении территории с режимом СЗ может подаваться любым физическим или юридическим лицом.

Деятельность в СЗ

На территории СЗ могут размещаться и находиться на хранении следующие виды товаров, исходя из их правового статуса: — товары, произведенные вне пределов ЕС; — товары, произведенные в ЕС, включая Великобританию, свободно обращающиеся в ЕС; — свободно обращающиеся товары, по которым не все таможенные формальности выполнены; — товары, находящиеся в свободном обращении, но ввоз которых и их происхождение должны быть подтверждены одной из стран ЕС. В СЗ разрешается производить следующие виды операций с товарами, находящимися в ней: хранение, фасовка и переработка товаров с применением низких и высоких технологий, уничтожение товаров.

Льготы и преимущества

Импортные пошлины и НДС взимаются и уплачиваются лишь в случае, если товары вывозятся из СЗ на рынок стран ЕС, включая Великобританию, или используются либо потребляются непосредственно в зоне. В СЗ не применяются какие-либо другие налоговые льготы, включая местные. Таможенный контроль в СЗ существует в двух формах: — когда контрольные меры осуществляются в рамках специально ограниченной территории, и каждая партия товаров проверяется при ее поступлении в зону и вывозе из СЗ; — когда контроль базируется на требованиях, предъявляемых к таможенным складам (обычно в виде проведения аудиторских проверок таможенных складов).

Зоны предпринимательства

Понятие. Порядок создания

Под зоной предпринимательства понимается определенная Правительством на срок 10 лет ограниченная территория, создаваемая в целях стимулирования экономической деятельности и на которой в течение длительного времени наблюдался значительный спад экономической активности. Такие территории выделяются на основании характеристик проживающего на них населения, главными из которых являются хроническая и высокая безработица и низкие доходы. Сейчас таких зон 30. Документы об учреждении каждой зоны утверждаются лицами, уполномоченными Госсекретарем (министром) окружающей среды, транспорта и регионов (заместителем Премьер-министра Великобритании). В этих документах определяется управляющий орган (например, местный совет или корпорация развития).

Льготы и преимущества

Для вновь создаваемых и уже существующих предприятий и фирм деятельность в ЗП может предоставить следующие преимущества: — заявки от фирм, находящихся в ЗП, на определенные таможенные услуги обрабатываются вне очереди, так как рассматриваются в качестве приоритетных (вопросы освобождения от уплаты импортных пошлин с товаров, ввозимых из стран, не являющихся членами ЕС, для их последующей переработки и экспорта за пределы ЕС; создание таможенных складов). Освобождение от корпоративного и подоходного налогов средств, направляемых на капитальные затраты в промышленном и коммерческом строительстве (но не за пользование водой и др. виды услуг). Предоставляется автоматически и не требует специального обращения. Освобождение от налога на хозяйственную деятельность для промышленных и коммерческих объектов: — упрощенный режим планирования застройки: развитие любой площадки, расположенной на территории ЗП, не требует индивидуального планового разрешения; остающиеся в силе законные контрольные меры осуществляются в ускоренном порядке, сотрудники освобождаются от уплаты сбора за производственно-техническое обучение и обязанности направлять информацию в Комитет по производственно-техническому обучению; — снижены требования по предоставлению статистической информации. Стимулирование деловой активности осуществляется также за счет продажи в частные руки городской собственности (земли, зданий и сооружений) и отмены некоторых видов местного нормативного регулирования хозяйственной деятельности.

НИДЕРЛАНДЫ

В Нидерландах зоны с особым экономическим режимом (экономические зоны) имеют место на принадлежащих им Антильских островах, которые являются частью Королевства Нидерландов. Экономические зоны функционируют на острове Кюрасао, где сконцентрирована основная часть экономики Нидерландских Антильских островов. В настоящее время таких зон три. Экономическая зона порта Виллемстад, аэропортовая особая экономическая зона, расположенная около международного аэропорта Кюрасао, а также особая экономическая зона «Промышленный парк Бривенгат». Все три особых экономических зоны управляются компанией «Сиппде М. У.», контрольный пакет (85%) которой принадлежит Администрации острова Кюрасао.

Основные акты, регулирующие правовой режим экономических зон

Закон от 12 февраля 2001 г. N 18.

Понятие экономической зоны. Порядок создания

Экономическая зона (далее — ЭЗ) — территория, признанная таковой, где товары могут храниться, дорабатываться, упаковываться, подвергаться другой обработке, где и откуда могут предоставляться услуги. ЭЗ создаются и прекращаются указом Исполнительного совета островов. Указ о создании должен включать четкое указание и определение границ территории (территорий), где будет установлена ЭЗ. В отношении территории (территорий), где учреждается ЭЗ, Исполнительный Совет устанавливает правила, которые должны соблюдаться при переходе права собственности или ограниченных вещных прав на территорию ЭЗ. Правила должны гарантировать, что территория, до тех пор, пока она составляет ЭЗ, будет использоваться исключительно от имени корпоративной организации, допущенной на соответствующую зону.

Управление ЭЗ

Органом, ответственным за управление и функционирование ЭЗ, является Исполнительный совет Островов. По решению Исполнительного совета полномочия по управлению и ЭЗ и деятельностью в ЭЗ могут передаваться компании публичного права или обществу с ограниченной ответственностью.

Деятельность в ЭЗ. Порядок допуска

Только корпоративная организация, капитал которой поделен на доли и которая будет осуществлять предпринимательскую деятельность исключительно в определенной ЭЗ, может быть допущена для ведения деятельности в ЭЗ. Допуск предоставляется Исполнительным советом Островов. Исполнительный совет своим решением может передать полномочия на выдачу соответствующих допусков компании публичного права или обществу с ограниченной ответственностью. Допуск предоставляется корпоративной организации, если осуществляемая ею предпринимательская деятельность может внести вклад в экономическое развитие островов: — путем развития островов как международной оптовой базы посредством осуществления торговли товарами преимущественно с зарубежными странами или путем оказания услуг преимущественно в зарубежные страны или компаниям, находящимся в ЭЗ; — путем обеспечения притока иностранной валюты на острова; — путем прямого или косвенного развития занятости. О выдаче допуска для ведения деятельности в ЭЗ Исполнительный совет или орган, который предоставляет допуск, информирует Управление по налогам. Исполнительный совет, компания публичного права или общество с ограниченной ответственностью, если им предоставлены полномочия по управлению ЭЗ, могут предоставить лицензию (разрешение) на приобретение прав собственности или прав пользования на землю, включая право возводить здания в ЭЗ или право на формирование инфраструктуры в ЭЗ. Лицензия может предоставляться исключительно корпоративным организациям. Организациям, которым предоставлена такая лицензия, не нужно получать доступ для ведения деятельности в ЭЗ. Поставка находящихся в ЭЗ товаров на внутренний рынок корпоративной компанией, которая получила допуск на осуществление предпринимательской деятельности в ЭЗ, возможна только на основании лицензии, предоставленной Исполнительным советом по согласованию с министром финансов. Лицензия выдается на определенный период и может возобновляться. Лицензия может выдаваться с условием соблюдения предписаний в отношении цены, качества и распространения товаров, в отношении предотвращения негативных воздействий на внутренний рынок. Такие предписания принимаются Исполнительным советом по согласованию с министром финансов. На хранящиеся в ЭЗ товары, не происходящие непосредственно из-за границы, таможенного склада для хранения нерастаможенных товаров или из зон свободной торговли Антильских островов, распространяется режим экспорта. По согласованию с министром финансов Исполнительный совет может предоставить корпоративной организации лицензию на оказание услуг посредством электронных систем связи и информационных систем на внутренний рынок. Лицензия может выдаваться при условии соблюдения определенных предписаний.

Льготы и преимущества

Не взимаются импортная пошлина и налог, установленный законом о национальном налоге с оборота в случаях: — размещения в ЭЗ товаров, предназначенных для ЭЗ; — вывоза из ЭЗ товаров, предназначенных для хранения на таможенном складе для хранения нерастаможенных товаров или в другую ЭЗ, при условии соблюдения определенных условий. При отсутствии экспортных пошлин поставки на внутренний рынок Антильских островов облагаются импортными пошлинами и налогом на прибыль, действующими на территории страны, но не могут превышать 25% с общего объема продаж. Не взимается акциз в случае размещения товаров, подлежащих обложению акцизом, которые предназначаются для ЭЗ, при должном соблюдении предписаний, устанавливаемых Директором управления по налогам. Не взимаются пошлины, установленные в случае размещения товаров, предназначенных для ЭЗ. Замечание: без ущерба перечисленным положениям (1 — 3) правовые акты, касающиеся импортных, экспортных, транзитных и акцизных платежей, действительны (применяются в ЭЗ). До 1 января 2026 г. на прибыль от экспортных операций: — корпоративной организации, допущенной в ЭЗ для ведения предпринимательской деятельности организации, которой Исполнительным советом переданы полномочия по управлению ЭЗ; — корпоративной организации, которой предоставлена лицензия на приобретение прав собственности на землю, установление прав пользования на землю, включая право возводить здания в ЭЗ, или на создание инфраструктуры в ЭЗ в той мере (до таких пределов), в какой эта прибыль была получена путем развития инфраструктуры в ЭЗ, исчисляется по ставке 2% от полученной прибыли; — отсутствие налога с продаж; — отсутствие налогов на недвижимость и собственность.

РЕСПУБЛИКА ЛИТВА

Основные акты, регулирующие правовой режим свободных экономических зон

Закон от 28 июня 1995 г. N 1-976 «Об основах свободных экономических зон».

Понятие свободной экономической зоны. Свободные территории. Порядок создания

Свободная экономическая зона (СЭЗ) — территория, предназначенная для целей ведения торгово-предпринимательской и предпринимательской деятельности на финансовых рынках, в рамках которой субъектам предпринимательской деятельности предоставлены особые экономические и правовые условия ведения деятельности, установленные законом о СЭЗ. В СЭЗ действуют Конституция РЛ и Закон о СЭЗ. Другие законы и нормативные акты РЛ действуют на территории СЭЗ в той степени, в которой они регулируют отношения, не урегулированные Законом о СЭЗ. С согласия Таможенного департамента Министерства финансов в пределах СЭЗ могут создаваться свободные территории — части территории СЭЗ, обособленные от остальной части территории СЭЗ и от таможенной территории РЛ и не составляющие таможенную территорию. В рамках свободной территории товары считаются находящимися за пределами таможенной территории РЛ для целей импортных и экспортных платежей и других запретов и ограничений экономического характера. Свободные территории СЭЗ являются свободными зонами в соответствии с Таможенным кодексом. Создание СЭЗ может быть инициировано городским или районным муниципалитетом РЛ, а также окружным муниципалитетом, путем представления в Правительство РЛ предложения о создании СЭЗ. СЭЗ создается законом РЛ, который должен устанавливать территориальные границы СЭЗ; виды деятельности, допустимые в СЭЗ; срок действия СЭЗ; структуру управляющей компании СЭЗ, функции, полномочия ее должностных лиц; процедуру ликвидации управляющей компании СЭЗ без ликвидации самой СЭЗ и порядок формирования новой компании; основные принципы отношений между государственными и муниципальными органами по поводу важных государственных (муниципальных) объектов и управляющей компанией СЭЗ по поводу использования этих объектов для обслуживания СЭЗ; процедуру для установления налогов, уплачиваемых предприятиями СЭЗ для общих нужд СЭЗ. После того как Сейм РЛ принимает закон о создании СЭЗ, Правительство РЛ принимает решение о проведении конкурса (в котором могут участвовать и иностранцы), чтобы выбрать лучший бизнес-план для работы СЭЗ и лучший устав СЭЗ. Условия конкурса устанавливаются Законом о создании СЭЗ. Победители этого конкурса учреждают Управляющую компанию СЭЗ (далее — УК). Правительство РЛ и совет муниципалитета той территории, где создается СЭЗ, назначают по одному члену УК СЭЗ каждый. Председатель УК выбирается членами УК открытым голосованием. Утверждается он органом, уполномоченным Правительством РЛ. Наблюдательный совет в УК не формируется.

Управление СЭЗ

Экономическую деятельность в СЭЗ организовывает (создает организационную структуру) УК СЭЗ. Территория СЭЗ передается в аренду УК СЭЗ в порядке, предусмотренном законом. УК является юридическим лицом. Не менее 51% голосов в управляющей компании СЭЗ должны иметь юридические и физические лица, которым эти доли принадлежат на праве частной собственности. Полномочия УК устанавливаются законом о СЭЗ, а также актами самой управляющей компании. Согласно Закону о СЭЗ (ст. 1 2 Закона о СЭЗ) в полномочия УК входит, в частности, выдавать лицензии на ведение деятельности в СЭЗ; с согласия Таможенного департамента Министерства финансов объявлять части территории СЭЗ свободными территориями и устанавливать их границы. Одной из важных обязанностей УК является организация экономической деятельности в СЭЗ.

Деятельность в СЭЗ. Порядок допуска

Предприятие, которое вправе вести деятельность в СЭЗ, именуется в Законе Предприятием СЭЗ. Предприятием СЭЗ может быть предприятие любой организационно-правовой формы и формы собственности, находящееся в пределах территории СЭЗ и зарегистрированное в соответствии с требованиями закона о регистрации предприятий в РЛ, к которым применяются сроки и условия ведения деятельности, установленные Законом о СЭЗ, и государственные гарантии их деятельности в пределах СЭЗ. Порядок создания предприятий СЭЗ устанавливается законами, регулирующими порядок создания предприятий, и законом о создании конкретной СЭЗ. Предприятия, уже созданные и работающие (до того, как на данной территории была создана СЭЗ) в пределах СЭЗ, должны получить статус предприятия СЭЗ после того, как УК СЭЗ выдаст им лицензию на ведение деятельности в СЭЗ и регистратор юридических лиц зарегистрирует поправки во внутренних актах предприятия вследствие получения статуса предприятия СЭЗ. Для того чтобы зарегистрировать предприятие СЭЗ, необходимо представить регистратору установленные законодательством документы и лицензию на осуществление деятельности в СЭЗ, выданную УК СЭЗ. Предприятие СЭЗ не может создавать дочерние компании и представительства за пределами СЭЗ, однако может быть учредителем другого предприятия, находящегося за пределами СЭЗ. Предприятие, находящееся за пределами СЭЗ, может быть учредителем предприятия СЭЗ. По общему правилу предприятие СЭЗ может вести в СЭЗ любую деятельность, обозначенную в его учредительных документах, не запрещенную законами РЛ. Розничная торговля в пределах свободных территорий запрещена, за исключением случаев, когда она осуществляется в целях удовлетворения внутренних потребностей. Виды деятельности, которые можно осуществлять в рамках определенной СЭЗ, определяются в законе о ее создании.

Льготы и преимущества

Предприятия, зарегистрированные в СЭЗ, и их работники платят только следующие налоги и сборы в порядке, установленном Законом о СЭЗ: — налог на прибыль; — налог на доход физических лиц; — налог на загрязнение и за пользование природными ресурсами; — обязательные взносы по социальному страхованию; — обязательные взносы по страхованию здоровья; — таможенные платежи — в порядке и в случаях, которые установлены нормативными актами НДС, акциз, налог на сахар, налог с оборота товаров — в порядке и в случаях, которые установлены нормативными актами. УК СЭЗ платит земельный налог по уменьшенной ставке в размере 50%. УК имеет право платить земельный налог вперед за весь срок аренды или за часть срока, следуя процедуре, установленной Правительством РЛ или уполномоченным им органом. Предприятия СЭЗ, в которых инвестиции достигли по крайней мере 1000000 евро, освобождаются от налога на прибыль на срок в шесть налоговых периодов начиная с периода, когда указанный уровень инвестиций был достигнут; в течение других 10 налоговых периодов предприятие имеет право применять ставку 50% по налогу на прибыль. Указанная привилегия может предоставляться, если по крайней мере 75% дохода предприятия СЭЗ в рассматриваемом налоговом периоде являются доходами от производства, обработки и хранения товаров в СЭЗ, оптовой торговли товарами, хранящимися в СЭЗ, и/или предоставления услуг, касающихся видов деятельности, осуществляемых в СЭЗ. Наличие требуемого объема инвестиций устанавливает аудитор. Указанная привилегия не предоставляется кредитным организациям и страховым организациям. Полученные дивиденды в СЭЗ не облагаются налогами в порядке в случаях, установленных законом о налоге на прибыль в РЛ. Замечание: налоговые льготы, определенные выше, и другие виды экономической помощи применяются, если они не противоречат нормам закона о контроле за государственной помощью субъектам предпринимательской деятельности. Для платежей и расчетов между предприятиями СЭЗ может использоваться конвертируемая иностранная валюта.

Государственные гарантии инвесторам

Инвестиции, законно заработанная прибыль, доход, дивиденды и законные интересы инвесторов защищаются законами РЛ. Система государственных гарантий инвестиционной безопасности применяется к субъектам предпринимательской деятельности, ведущим экономическую и предпринимательскую деятельность, а также иную деятельность в СЭЗ. Государство гарантирует субъектам предпринимательской деятельности право ввозить в СЭЗ и вывозить из СЭЗ и РЛ капитал и прибыль. Субъектам предпринимательской деятельности гарантируется право собственности на 100% активов предприятия, действующего в СЭЗ. Условия инвестирования капитала или существование инвестиций не должны меняться в течение пяти лет с момента начала инвестирования для тех инвесторов, которые инвестировали капитал, принадлежащий им на праве собственности в соответствии с порядком и условиями, которые установлены в момент действия соответствующего закона. Иностранные инвесторы имеют право переводить законно заработанный доход (прибыль) за границу без ограничений. Иностранным инвесторам дозволяется брать доход (прибыль) или ее часть в форме товаров, купленных на внутреннем рынке, или реинвестировать их в экономику РЛ.

БРАЗИЛИЯ

В Бразилии действует одна свободная экономическая зона — «Манаус».

Понятие свободной экономической зоны. Порядок создания

Решение о создании свободной экономической зоны «Манаус» было принято Национальным конгрессом Бразилии в качестве экономической альтернативы развития и интеграции района Внутренней Амазонии в экономику всей страны. Закон от 6 июня 1957 г. N 3173 о создании СЭЗ «Манаус» предусматривал выполнение Программы регионального развития, направленной на экономическое возрождение региона. Фактически СЭЗ «Манаус» была создана через 10 лет Декретом от 28 февраля 1967 г. N 288/67, в котором, в частности, отмечается, что СЭЗ «Манаус» представляет собой зону свободной торговли и специальных налоговых льгот сроком на 30 лет. Статьей 40 Акта временных конституционных постановлений действующей Конституции Бразилии от 5 октября 1988 г. налоговые льготы были продлены до 5 октября 2013 г., а единственным параграфом этого Акта определено, что только федеральные законы могут устанавливать или заменять критерии, согласно которым утверждается или нет реализация различных проектов в СЭЗ «Манаус». С принятием Закона от 30 декабря 1991 г. N 8.587 в СЭЗ был образован режим свободной зоны; устранены глобальные годовые ограничения импорта, образован Международный торговый порт СЭЗ «Манаус».

Управление СЭЗ

В 1967 г. для управления СЭЗ «Манаус» был создан специальный орган — Управление СЭЗ «Манаус». Стратегические задачи: — использовать возможность привлечения инвестиций; — привлекать частных инвесторов. Добиваться признания регионального, а также международного статуса СЭЗ как одного из путей привлечения инвестиций. Стимулировать вложения в создание инфраструктуры «Манаус» как частных, так и государственных инвесторов. Контролировать промышленный парк СЭЗ «Манаус». Повышать коммерческую активность по развитию сферы услуг. В обязанности входит: укрепление промышленного парка «Манаус» весомой технологической базой; развитие и совершенствование проекта СЭЗ, придавая ей национальное и региональное значение; укрепление роли в СЭЗ «Манаус», имея в виду проведение политики Правительства Бразилии по развитию Амазонии, а также по дальнейшему продвижению приграничного интеграционного процесса на севере страны.

Льготы и преимущества

На территории СЭЗ «Манаус» предприятиям предоставляются следующие налоговые и финансовые льготы: — освобождение от уплаты налога на импорт импортных товаров, предназначенных для потребления внутри свободной зоны; снижение ставки налога на импорт на импортные товары, использующиеся для производства промышленных товаров в СЭЗ с последующей их реализацией в других районах страны; — освобождение от налога на промышленную продукцию потребительских и промышленных товаров, произведенных в свободной зоне; — освобождение предприятий от уплаты подоходного налога сроком на 10 лет; — освобождение предприятий от уплаты налога на экспорт; — освобождение от налога на оборот товаров и услуг товаров, происходящих из других бразильских штатов и предназначенных для потребления или производства промышленной продукции в СЭЗ «Манаус»; — выделение финансовых ресурсов из специального инвестиционного фонда для Амазонии предприятиям для реализации особо важных проектов. Помимо федеральных налоговых льгот, предприятиям, функционирующим в СЭЗ «Манаус», предоставляются также налоговые льготы штатом Амазонас и муниципалитетом г. Манауса.

ИТАЛИЯ

Италия не имеет опыта создания особых экономических зон либо зон свободной торговли, законодательная база, регулирующая деятельность в этой области, отсутствует. Однако законодательство Италии предоставляет особый режим предпринимательской деятельности ряду таможенных зон, наиболее крупной из которых является зона свободного порта г. Триеста. Последней предоставляются следующие основные преимущества для обращения товаров и предпринимательской деятельности: — ввоз в зону свободного порта товаров, поступающих морским путем, независимо от пункта назначения, происхождения и рода товара (за исключением случаев применения норм санитарного характера или соблюдения требований безопасности) не сопровождается оплатой пошлин или иных сборов, за исключением случаев платы за предоставленные услуги; — владелец товара не ограничен во времени подачи документов для его таможенного оформления в случае дальнейшего перемещения товара как в виде транзита для отправки в третьи страны, так и импорта на рынок ЕС; — товары, поступающие в зону свободного порта наземным транспортом для последующего вывоза с территории ЕС, считаются экспортированными в момент ввоза, вследствие чего могут отгружаться в любое время (за исключением случаев передачи товаров по требованию владельца на складское хранение при необходимости получения особых налоговых льгот); — при импорте товаров на рынок ЕС через свободный порт Триеста владельцы товаров получают право на рассрочку оплаты таможенных пошлин и налогов (налог на доходы, НДС и пр.) максимальным сроком до 180 дней с взиманием за это процентных платежей по особо низкой ставке, периодически устанавливаемой Минфином Италии; — для товаров, ввозимых на имя иностранного получателя, допускается производить без каких-либо ограничений так называемые сопутствующие операции с товаром (упаковка и переупаковка, отбор образцов и пр.); для осуществления промышленной переработки товара требуются разрешения таможенных органов или Минфина, связанные с определением конечного получателя товара, подвергнутого переработке. В отличие от обычного режима временного импорта при осуществлении таких операций на территории свободного порта от владельца товара не требуется внесения авансовых таможенных платежей на всю партию товара, ввезенного в режиме временного импорта; — используя залоговую стоимость некоторых товаров, размещенных на складе свободного порта, их владелец может получать банковские гарантии для краткосрочного кредитования своих операций.

(Продолжение следует)

——————————————————————