Законодательство о репродуктивных правах в странах СНГ

(Романовский Г. Б.) («Медицинское право», 2010, N 5)

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВАХ В СТРАНАХ СНГ <1>

Г. Б. РОМАНОВСКИЙ

——————————— <1> Исследование проведено по гранту Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации (проект N МД — 633.2009.6).

Романовский Г. Б., Пензенский государственный университет, г. Пенза.

В статье анализируется содержание законов о репродуктивных правах, принятых в странах СНГ. Показана система репродуктивных прав, выделены особенности некоторых из них, обозначен комплекс правомочий, предоставляемый гражданину специальными нормативными актами. Сформулированы общие выводы, показывающие достоинства и недостатки существующих законов о репродуктивных правах.

Ключевые слова: правовое регулирование, репродуктивные права, права человека, право на воспроизводство.

Legislation on reproductive rights in the CIS countries G. B. Romanovskij

In the article the contents of laws on the reproductive rights accepted in the CIS countries is analyzed. The system of the reproductive rights is shown, features of some of them are allocated, the complex of competences represented the citizen by special normative acts is designated. The general conclusions showing merits and demerits of existing laws on the reproductive rights are formulated.

Key words: the right regulation, the reproductive rights, human rights, the right to reproduction.

Достижения в области медицины и биологии заставили человека по-новому взглянуть на процесс собственного воспроизводства. Это также заставляет юриспруденцию реагировать на результаты науки, чтобы урегулировать возникающие правоотношения. Появилась возможность искусственного оплодотворения — возникает потребность в правовом обеспечении новой технологии: кто может претендовать на данную услугу? Как следует определять отношения между родителями и появившимся ребенком? Кто может стать донором половых клеток? Сейчас развивается программа суррогатного материнства, есть потребность в осуществлении экспериментов с эмбрионами, стволовыми клетками. Можно приводить еще множество примеров, совокупность которых все больше заставляет говорить о самостоятельном правовом институте регулирования репродуктивных технологий. Нередко он подается как институт репродуктивных прав человека, в рамках которого изучают право на искусственное прерывание беременности, право на искусственное оплодотворение, право на суррогатное материнство, право на использование контрацептивов и т. д. В любом случае налицо группа фактически существующих общественных отношений, нуждающихся в своем законодательном обеспечении. В Российской Федерации репродуктивные технологии регулируются Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятыми в 1993 г. Однако уже по дате принятия видно, что закон устарел и нуждается в серьезной корректировке. Понимание этого присутствует и у законодателей, и у представителей научной общественности. Об этом свидетельствуют выступления российских чиновников и политиков, научные статьи в медицинской и юридической печати, подготавливаемые законопроекты, выносимые на суд общественности. Так, активно обсуждается проект Федерального закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их осуществлении» <2>. Необходимо отметить, что на постсоветском пространстве во многих странах приняты и действуют законы о репродуктивных правах, изучение которых будет весьма полезным для нашего государства. Сравнительно-правовое исследование позволяет выявить апробированные методы решения существующих проблем в анализируемой сфере, выделить недостатки содержания правовых норм. Кроме того, страны, входящие в Содружество Независимых Государств, долгое время имели общую историю, что предопределяет схожесть правосознания и правопонимания. ——————————— <2> Сергеев Ю. Д., Лебедев С. В., Павлова Ю. В., Дергачев Н. А. Проект Федерального закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях и гарантиях прав граждан при их осуществлении» // Медицинское право. 2008. N 2.

Следует отметить, что на постсоветском пространстве в ряде государств приняты специальные нормативные акты, посвященные именно репродуктивным правам как самостоятельной категории. К таковым следует отнести: Республика Молдова — Закон Республики Молдова N 185-XV от 24 мая 2001 г. «Об охране репродуктивного здоровья и планировании семьи», принят также Закон Республики Молдова от 28 марта 1995 г. N 411-XIII «Об охране здоровья». Республика Армения — Закон Республики Армения от 26 декабря 2002 г. N ЗР-474 «О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах человека». Республика Казахстан — Кодекс Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения (принят в сентябре 2009 г.). До этого времени действовал Закон Республики Казахстан от 16 июня 2004 г. N 565-2 «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления». Республика Таджикистан — Закон Республики Таджикистан от 2 декабря 2002 г. N 72 «О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах», принят также Закон Республики Таджикистан от 15 мая 1997 г. «Об охране здоровья населения». Кыргызская Республика — особенностью правового регулирования репродуктивных прав в данном государстве выступает то, что на протяжении последних 10 лет уже дважды принимался специальный закон. Так, действовал Закон Кыргызской Республики от 13 января 2000 г. N 5 «О репродуктивных правах граждан», который впоследствии был заменен на Закон Кыргызской Республики от 10 августа 2007 г. N 147 «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их реализации». Ряд государств СНГ не имеют специальных законов, регулируя определенные виды медицинской деятельности, оказывающие воздействие на репродукцию человека, как правило, с помощью общих нормативных актов в сфере охраны здоровья населения. К таковым следует отнести: Республика Узбекистан — Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1996 г. N 265-I «Об охране здоровья граждан»; Республика Беларусь — Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. N 2435-XII «О здравоохранении» (в ред. Закона от 20 июня 2008 г.), принят также Закон Республики Беларусь от 4 января 2002 г. N 80-З «О демографической безопасности Республики Беларусь»; Украина — Основы законодательства Украины об охране здоровья; Азербайджанская Республика — Закон Азербайджанской Республики от 26 июня 1997 г. N 360-1Г «Об охране здоровья населения». Вкратце рассмотрим содержание некоторых из указанных нормативных актов. Молдова. В преамбуле Закона Республики Молдова «Об охране репродуктивного здоровья и планировании семьи» <3> отмечается: «Настоящим Законом признаются, регламентируются и гарантируются права лиц на воспроизводство, являющиеся неотъемлемой частью прав человека. Положения настоящего Закона вытекают из конституционного права на уважение и охрану интимной, семейной и частной жизни и обеспечивают невмешательство государства в вопросы планирования семьи». Репродуктивные права как таковые в Законе не перечисляются, речь идет о праве на воспроизводство, под которым понимается право лица на охрану его репродуктивного здоровья, свободное принятие решения о рождении ребенка в браке или вне брака, а также на медико-социальную помощь, включая получение информации и консультаций в данной области (ст. 1). В то же время, исходя из преамбулы, получается, что право на воспроизводство, является, с одной стороны, самостоятельным правом, с другой — черпает себя в праве на неприкосновенность частной жизни (одном из общепризнанных прав человека). ——————————— <3> Закон Республики Молдова от 24 мая 2001 г. N 185-XV «Об охране репродуктивного здоровья и планировании семьи». Парламент Республики Молдова. URL: http:// www. parlament. md/ download/ laws/ ru/ 185-XV-24.05.2001.doc.

В Законе Республики Молдова провозглашается ряд других самостоятельных прав, которые из-за неточностей своих формулировок заставляют задуматься о необходимости их существования. Статья 5 закрепляет право на свободное принятие решения относительно количества детей и времени их рождения в браке или вне его. Именно такое видение несколько настораживает, поскольку фактически допускает право на адюльтер. Если гражданин свободен в принятии решений, то брачные узы никак не могут являться сдерживающим фактором. Это как бы понятно: «загулявший» супруг не будет считаться с мнением своей второй половины. Но нельзя говорить, что каждый имеет на это субъективное право (значит, гарантированное государством). Семейное законодательство демократических стран (как и Республики Молдова) исходит из равенства супругов при решении вопросов общего жития, которые принимаются совместно. Крайней мерой ответственности за несогласованность воли может служить развод. Так и в данном случае реализация супругом (супругой) своего права на воспроизводство вне брака вряд ли будет оставлена без внимания. Суд при рассмотрении дела о разводе положит в основу решения факт наличия стороннего ребенка, что для расторжения брака будет иметь одно из главенствующих значений. Закон Республики Молдова закрепляет также такие права, как: право на информацию о своем репродуктивном здоровье и планировании семьи (ст. 6); право на получение услуг по охране репродуктивного здоровья и планирования семьи (ст. 7); право несовершеннолетних лиц на охрану репродуктивного здоровья и половое воспитание (ст. 8); право на использование методов контрацепции, в том числе основанных на хирургическом вмешательстве (ст. 11); право на конфиденциальность при осуществлении прав на воспроизводство (ст. 12). Армения. В ст. 1 Закона Республики Армения «О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах человека» <4> в предмете регулирования четко обозначены именно репродуктивные права человека, а также технологии в сфере репродуктивности. Однако общее понятие репродуктивных прав отсутствует, в ст. 4 дается «стандартный» перечень (в то же время уточняется, что он носит открытый характер) «жизненно необходимых половых и репродуктивных прав». К таковым, в частности, будут относиться право создавать семью, самостоятельно определять количество своих детей и время их рождения и с этой целью располагать возможностью пользования надежными и эффективными услугами регулирования деторождения; быть защищенным от всех форм давления, в том числе сексуальной эксплуатации и насилия, принудительной беременности, абортов, стерилизации и иных нарушений репродуктивных прав; принимать собственные решения при медицинских вмешательствах, связанных с сексуальным и репродуктивным здоровьем, за исключением ситуаций, угрожающих жизни и требующих срочного вмешательства, и иных предусмотренных законом случаях; пользоваться новыми репродуктивными технологиями (включая методы регулирования деторождения и надежные и эффективные методы лечения бесплодия). ——————————— <4> Закон Республики Армения от 26 декабря 2002 г. N ЗР-474 «О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах человека». Национальное Собрание Республики Армения. URL: http:// www. parliament. am/ legislation. php? sel= show&ID;= 1339⟨= rus.

В Законе Республики Армения (как и в Законе Республики Молдова) предусматривается право самостоятельно распоряжаться своей половой и репродуктивной жизнью, которое в большей мере напоминает некий аналог «свободы любви». Такое понимание вызывает ожесточенную критику, что и объясняет неприятие законов о репродуктивных правах со стороны традиционных религиозных конфессий. Понятно, что репродуктивная свобода, как бы ее ни понимали, безусловно, сталкивается с ценностью семьи. Нельзя забывать, что в соответствии со ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Понятно, что архаические нормы семейного права канули в Лету: поражение в правах незаконнорожденных детей, ответственность за распутство (вплоть до применения уголовных наказаний), нерасторжимость и недобровольность брака и т. д. Но появляющиеся новые принципы семейного законодательства (как и его либерализация) не означают отказ от института брака, хотя об этом нередко можно услышать в средствах массовой информации. Защита прав детей вне зависимости от того, родились ли они в браке или нет, и свобода репродуктивной жизни — явления, находящиеся в разных плоскостях правового регулирования. Одно из другого не вытекает и одно другое не обусловливает. Казахстан. До недавнего времени в Республике Казахстан действовал Закон Республики Казахстан «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления», в ст. 1 которого определялось: «Репродуктивные права — права граждан на охрану их репродуктивного здоровья, принятие и реализация гражданами решения относительно рождения или отказа от рождения детей в браке или вне брака, методов зачатия и рождения детей, их числа, времени и места рождения, интервалов между рождениями, а также на медико-социальную, информационную и консультативную помощь в этой сфере». В нормативном акте изначально чувствовалось влияние этатизма. Если Законы Молдовы и Армении оперируют такой категорией, как «субъективные права», то применительно к тем же аспектам Закон Республики Казахстан указывал на «государственные гарантии». Так, ст. 4 Закона предусматривала «государственные гарантии осуществления репродуктивных прав граждан». Кодекс Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения от 18 сентября 2009 г. N 193-IV ЗРК <5> стал кодифицированным актом, вобравшим в себя большинство законов, регулирующих правоотношения в сфере медицины. В Кодексе появилась глава 17 «Охрана репродуктивных прав», в которой отсутствует общее определение репродуктивных прав, а большинство проблемных вопросов определяется с помощью общих принципов оказания медицинской помощи. В то же время ст. 96 предусматривает права и обязанности граждан в сфере охраны репродуктивных прав. Так, граждане имеют право на: ——————————— <5> Кодекс Республики Казахстан о здоровье народа и системе здравоохранения (Закон от 18 сентября 2009 г. N 193-IV ЗРК). Министерство здравоохранения Республики Казахстан. URL: http:// www. mz. gov. kz/ index. php? wakka=/ Rus/ Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».

— свободный репродуктивный выбор; — лечение бесплодия, в том числе с применением современных вспомогательных репродуктивных методов и технологий, разрешенных в Республике Казахстан; — использование и свободный выбор методов контрацепции; — свободное принятие решения относительно количества детей и времени их рождения в браке или вне брака, интервалов между рождениями, необходимых для сохранения здоровья матери и ребенка; — хранение половых клеток. Беларусь. Понятие репродуктивных прав закреплено в специфическом нормативном акте — Законе Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь» <6>, согласно которому репродуктивные права — возможность для всех супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать решение относительно количества своих детей, интервалов между их рождением, времени их рождения и располагать для этого необходимой информацией и средствами (ст. 1). Основными задачами обеспечения демографической безопасности согласно ст. 5 Закона являются в том числе формирование высоких духовно-нравственных стандартов граждан в области семейных отношений, повышения престижа семьи в обществе; обеспечение репродуктивных прав граждан и содействие формированию высоких репродуктивных потребностей населения. Сами репродуктивные права Законом не регулируются, их содержание в нем не раскрывается. ——————————— <6> Закон Республики Беларусь от 4 января 2002 г. N 80-З «О демографической безопасности Республики Беларусь». Демоскоп. URL: http:// www. demoscope. ru/ weekly/ knigi/ zakon/ zakon082.html.

Таджикистан. Согласно преамбуле Закон Республики Таджикистан «О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах» <7> устанавливает основы и порядок регулирования отношений в области репродуктивного здоровья и репродуктивных прав, возникающих с признанием права мужчин и женщин быть информированными и иметь доступ к безопасным, эффективным, доступным и приемлемым методам планирования семьи и деторождения, профилактики болезней, передаваемых половым путем, а также другим связанным с ним отношениям. Перечень общих понятий, закрепляемых Законом, весьма обширен. Так, указывается: репродуктивный (репродукция) — самовоспроизводство, размножение; репродуктивная система — комплекс органов, деятельность которых направлена на обеспечение репродуктивного процесса (половые органы, головной мозг, эндокринные органы); репродуктивное здоровье — состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы и ее функций и процессов; репродуктивное право — права граждан на охрану репродуктивного здоровья и свободное принятие решения в отношении рождения или отказа от рождения ребенка, а также на медико-социальную, информационную и консультативную помощь в этой сфере. Специально дополнено, что репродуктивное здоровье обусловливает здоровье в пострепродуктивные годы жизни как для женщин, так и для мужчин. ——————————— <7> Закон Республики Таджикистан от 2 декабря 2002 г. N 72 «О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах». UN Tajikistan Information Platform. URL: http:// www. untj. org/ files/ gender/ Policies_ Laws_ Statistics/ Law_ on_ Reproductive_ Health_ and_ Reproductive_ Rights-11_ 2002_ rus. pdf.

Собственно репродуктивные права граждан предусмотрены ст. 11 Закона. Изначально указывается, что они основаны на конституционных правах человека, таких как право на жизнь, свободу и личную безопасность, равное обращение, образование, информацию, развитие и достижение лучшего здоровья. Тем самым подчеркивается их производный характер. Выделено, что граждане Республики Таджикистан вправе реализовывать репродуктивные права по своей воле и в своих интересах. Осуществление гражданами своих репродуктивных прав не должно нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Кроме того, репродуктивные права основываются на признании основного права супружеских пар на свободное и ответственное принятие решений о количестве детей, времени их зачатия и интервалах между рождениями, на обладание необходимыми для этого средствами и информацией, на достижение репродуктивного здоровья. К основным репродуктивным правам относится также право людей свободно, без дискриминации решать вопросы, касающиеся репродукции. Оригинально также деление на права, которые граждане осуществляют самостоятельно, и государственные гарантии. Так, граждане имеют право самостоятельно: — решать вопрос о количестве детей; — принимать решение об интервале между рождением детей, исходя из медицинского и социального состояния, обеспечивающих эффективное воспитание потомства; — пользоваться способами и средствами защиты от заболеваний или увечий, которые могут помешать их сексуальным или репродуктивным функциям. Государством гарантируются: — дородовые и послеродовые льготы матерям; — защита от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального домогательства; — доступ к информации, направленной на поощрение социального, духовного и морального благополучия, физического и психического здоровья в сфере деторождения. Таким образом обеспечивается распределение «зон ответственности». Первый блок — элемент личной свободы гражданина. Второй блок — обязательства государства по предоставлению конкретных социальных благ. Кыргызстан. В данном государстве действовал Закон Кыргызской Республики от 13 января 2000 г. N 5 «О репродуктивных правах граждан», который впоследствии был заменен на Закон Кыргызской Республики от 10 августа 2007 г. N 147 «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их реализации» <8>. Как видно, само наименование указывает на изменение концепции. К собственно правам добавляются гарантии их реализации. Изменяется общее понятие репродуктивных прав. Закон 2000 г. устанавливал: «Репродуктивные права — права граждан на охрану их репродуктивного здоровья и свободное принятие решений в отношении рождения или отказа от рождения ребенка в браке или вне брака, а также на медико-социальную, информационную и консультативную помощь в этой сфере». Закон 2007 г. понятие расширил: «…репродуктивные права — права граждан на воспроизводство потомства, охрану их репродуктивного здоровья и свободное принятие решений в отношении рождения или отказа от рождения детей в браке или вне брака, а также на медико-социальную, информационную и консультативную помощь в этой сфере». ——————————— <8> Закон Кыргызской Республики от 10 августа 2007 г. N 147 «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их реализации». Медицинская аккредитационная комиссия. URL: http://mak. med. kg/.

Закон 2007 г. устанавливает следующий перечень репродуктивных прав: право на репродуктивный выбор (ст. 9), право на защиту репродуктивного здоровья (ст. 10), право на получение информации по охране репродуктивного здоровья (ст. 11), право на услуги по охране репродуктивного здоровья (ст. 12), право на материнство (ст. 14), право на лечение бесплодия (ст. 15), право на искусственное прерывание беременности (ст. 16), право на использование контрацепции (ст. 17), право на родительство с использованием метода суррогатного материнства (ст. 18), право быть донорами половых клеток (ст. 19), право на рождение детей с использованием методов искусственного оплодотворения (ст. 20), право на хранение половых клеток (ст. 21), право на хирургическую стерилизацию (ст. 21). Необходимо отметить, что новый Закон не стал закреплять ряд прав, которые именно к системе репродуктивных прав имели косвенное отношение. В то же время в Законе 2000 г. они предусматривались. В частности, в Законе, действовавшем ранее, закреплялись: право на свободу и безопасность личности, право на защиту от жестокого и унизительного обращения, право на усыновление (удочерение) детей, право на сохранение тайны при реализации репродуктивных прав, право граждан на защиту своих репродуктивных прав. Содержание некоторых из них определялось законодателем весьма оригинально. Например, право на свободу и безопасность личности обозначалось следующим образом: «Граждане независимо от возраста имеют право на свободу реализации своей половой и репродуктивной жизни, если это не угрожает их здоровью. Граждане независимо от возраста имеют право на свободу от навязанного им извне страха, стыда, вины, основанных на национальных традициях, и других психологических факторов, затрудняющих их обращение в службу по охране репродуктивного здоровья» (ст. 6). Устанавливалось, что граждане имеют право на защиту от унизительного обращения и насилия по отношению к их репродуктивным функциям. По-видимому, абсурдность некоторых прав предопределила их судьбу невключения в новый Закон. Обобщая, можно сформулировать некоторые выводы: 1. В большинстве стран — участниц СНГ приняты специальные нормативные акты, посвященные репродуктивным правам. Опыт правового регулирования обозначенной сферы в указанных государствах востребован в российских условиях. Компаративистское исследование выявит как преимущества, так и недостатки уже существующих нормативных актов. 2. Анализ законов о репродуктивных правах показывает, что все они посвящены в большей мере организации здравоохранения, чем регулированию определенных прав человека, открытию их особого содержания. Нередко проводится логическая цепочка выделения содержания репродуктивных прав из основных прав человека (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни и др.). Тем самым подчеркивается производный характер репродуктивных прав. 3. В законах о репродуктивных правах нередко отсутствует особенность предмета регулирования, отличающая его от иных законов, принятых в сфере организации и деятельности системы здравоохранения. Используются общие универсальные принципы, подведенные под частный случай: принцип информированного добровольного согласия, право на информацию, гарантированность предоставления медицинских услуг и др. 4. В большинстве случаев присутствует ярко выраженный этатистский характер законов о репродуктивных правах. Устанавливаются параметры государственной политики в сфере охраны репродуктивного здоровья, определяются государственные гарантии реализации репродуктивных прав, распределяется компетенция между носителями публичной власти. При положительной оценке всех указанных направлений следует напомнить, что выделенные законы направлены на определение содержания репродуктивных прав человека, относящихся к наиболее чувствительной сфере. Параметры же государственной политики в этой части — объект второстепенный. 5. В большинстве законов о репродуктивных правах делается попытка формулирования «новых» прав человека, которые на самом деле таковыми не являются. Из-за такого вольного отношения к понятию субъективного отраслевого права появляются права-фантомы, которые в реальности никакого содержания в себе не несут. К таковым «правам» следует отнести «право на свободный репродуктивный выбор». Такие права размывают институт семьи, разрушают взаимную ответственность и уважение в межличностных отношениях между мужчиной и женщиной.

——————————————————————