Современное состояние и перспективы развития законодательства в сфере использования репродуктивных технологий

(Майфат А. В., Резник Е. С.) («Семейное и жилищное право», 2010, N 3)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ <*>

А. В. МАЙФАТ, Е. С. РЕЗНИК

——————————— <*> Majjfat A. V., Reznik E. S. Present condition and perspectives of development of legislation in sphere of use of reproductive technology.

Майфат А. В., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права УрГЮА.

Резник Е. С., кандидат юридических наук, магистр частного права.

В статье рассматриваются наиболее актуальные вопросы правового регулирования отношений в сфере применения репродуктивных технологий. Приводится аргументация необходимости и своевременности принятия федерального закона «О репродуктивных правах граждан». Авторы подчеркивают, что при подготовке такого акта в основу должен быть положен не отраслевой принцип регулирования, а функциональный, что вызвано межотраслевым характером складывающихся отношений. Подвергнут критическому анализу ряд положений действующих нормативных актов.

Ключевые слова: семейное право, репродуктивные технологии, суррогатное материнство, законодательство в сфере репродуктивных технологий.

The article is considering the most urgent issues of legal regulation relations in sphere of use of reproductive technology. Arguments are producing of necessity and timeliness enactment of the federal law «On reproductive citizens’ rights». The authors are emphasizing that functional principle of regulation but not trade principle of regulation must be assume as a basis when preparing this act. It was arousing of intersectoral nature of relations. A number of provision of current normative acts were analyze critical.

Key words: family law, reproductive technologies, ersatz maternity, reproductive technology legislation.

Стремительное изменение научных представлений относительно тех или иных явлений человеческой жизни приводит к переоценке, казалось бы, бесспорных утверждений. Еще несколько десятилетий назад люди не имели технологий, позволяющих замораживать эмбрионы, использовать механизм суррогатного материнства, осуществлять клонирование и т. д. Изменения, произошедшие в мире за последние годы, заставляют по-иному взглянуть на существование человека как физического объекта, на правовой режим органов и тканей, в том числе материалов, используемых в репродукционных технологиях (спермы, яйцеклетки), и т. д. Увеличение числа вмешательств в естественные процессы человеческой жизнедеятельности неизбежно увеличивает риск различного рода конфликтных ситуаций, неизвестных ранее. И надо сказать, что российский законодатель в целом достаточно своевременно отреагировал на указанные процессы, что выразилось в принятии целого ряда Законов: «О трансплантации органов и (или) тканей человека», Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, «О донорстве крови и ее компонентов», и нормативных актов меньшей юридической силы. Однако положение с правовым регулированием отношений в сфере репродуктивных технологий нельзя признать удовлетворительным, поскольку сегодня в России происходит бурное развитие технологий лечения бесплодия, соответственно растет и количество лиц, которым оказываются подобного рода услуги. По разным оценкам, число детей, родившихся в РФ с использованием репродукционных технологий, составило уже несколько тысяч. При этом число бесплодных супружеских пар и одиноких граждан, желающих иметь детей, не уменьшается, количество медицинских организаций, оказывающих соответствующие услуги, увеличивается. Тем самым очевидно, что существует целая группа социальных связей, регламентация которых правовыми средствами уже назрела. При этом современное правовое регулирование в данной сфере, предполагающее либо минимальное количество нормативных положений (например, относительно суррогатного материнства), либо только запрет определенной деятельности (как, например, в Федеральном законе «О временном запрете на клонирование человека» <1>), равно как и регулирование только на подзаконном уровне, представляется неверным. ——————————— <1> Запрет введен до дня вступления в силу Федерального закона, устанавливающего порядок использования технологий клонирования организмов в целях клонирования человека. См.: ФЗ от 20 мая 2002 г. N 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» // Российская газета. N 90. 2002. 23 мая; ФЗ от 29 марта 2010 г. N 30-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О временном запрете на клонирование человека» // Российская газета. N 90. 2010. 31 марта.

Регулирование отношений в сфере репродуктивных технологий сегодня представлено на двух уровнях. Первый представлен федеральными законами: Семейным кодексом (далее — СК) и Основами законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» (далее — Основы), где вопросам репродукционных технологий посвящен ряд норм, а именно п. 4 ст. 51 и п. 3 ст. 52 СК РФ, а также ст. 35 Основ. Второй уровень — подзаконные акты, и прежде всего это Приказ Минздрава РФ от 26 февраля 2003 г. N 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия», в котором содержатся как правовые аспекты, так и требования к проведению репродукционных процедур, носящие технический характер. Несомненно, что указанными актами решены отдельные и весьма важные вопросы, однако ряд проблем оставлен, к сожалению, законодателем без внимания. 1. На законодательном уровне отсутствуют такие понятия, как: «репродукционная деятельность», «искусственное оплодотворение», «инсеминация», «имплантация эмбриона», «суррогатное материнство» и т. д. 2. Право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона закреплено только для совершеннолетних женщин детородного возраста. В Основах ничего не сказано о праве родителей прибегнуть к помощи суррогатной матери. В СК РФ сказано только, что лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этого метода записываются его родителями в книге записей рождений. 3. Для осуществления искусственного оплодотворения женщины и имплантации эмбриона необходимо письменное согласие супругов или одинокой женщины, однако нет упоминания о согласии самой суррогатной матери на проведение такой операции. Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери). Однако при этом закон ничего не говорит о волеизъявлении супруга суррогатной матери, не прописан порядок его волеизъявления и т. д. 4. Полностью отсутствуют какие-либо положения, регламентирующие оформление и содержание договорных взаимоотношений между суррогатной матерью и родителями ребенка, родителями и медицинской организацией. Есть и иные пока не решенные вопросы. Выход из создавшейся ситуации видится в принятии специального нормативного акта в ранге закона «О репродуктивных правах граждан» (условное название). Важно отметить, что при подготовке такого акта в основу должен быть положен не отраслевой принцип регулирования, а функциональный, что вызвано межотраслевым характером складывающихся отношений. Целью принятия закона будет регулирование отношений, возникающих между лицами, так или иначе связанными с осуществлением репродуктивной деятельности, определение их правового положения, функций и компетенции государственных органов в сфере регулирования репродуктивной деятельности, охрана прав и законных интересов участников указанных отношений. Структура будущего закона предопределяется целью его принятия и может быть представлена в следующем виде. Шесть основных глав, первая из которых предполагает фиксацию основных положений. В частности, в рамках данной главы целесообразно закрепить, что государство поддерживает развитие репродуктивных технологий в целях обеспечения повышения уровня рождаемости и создает для этого благоприятные условия, в том числе путем финансирования исследований, проведения определенной налоговой политики, создания государственных центров и соответствующих контрольных механизмов. Именно государство должно выступать своеобразным гарантом прав, предусмотренных предлагаемым законом, и при этом не должно вмешиваться в профессиональную деятельность медицинских организаций и иных субъектов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Подлежит решению вопрос относительно уровня правового регулирования отношений, складывающихся в сфере репродукции человека. Это связано с тем, что определенная группа репродуктивных отношений относится к предмету регулирования семейного права, т. е. совместного ведения РФ и субъектов РФ, а часть — к гражданскому праву, что предполагает исключительное ведение РФ. Необходимо определить функции и компетенцию Правительства РФ в сфере регулирования репродуктивных отношений, а также полномочия государственного органа, который будет осуществлять контроль за деятельностью участников данного рынка. Следует указать на то, что вопросы, непосредственно касающиеся применения отдельных репродуктивных технологий, должны быть отнесены к компетенции органов здравоохранения. В качестве основных целесообразно дать определения таких понятий, как «репродуктивные технологии» <2>, «репродуктивные отношения», «репродуктивная деятельность», «эмбрион», «суррогатная мать», «донор», «потенциальные родители», «организации, оказывающие содействие участникам репродуктивных отношений» (далее — содействующие организации) и ряд других. ——————————— <2> О видах репродуктивной деятельности см.: Майфат А. В. Суррогатное материнство в новом Семейном кодексе РФ // Юридический мир. 2001. N 1.

В целом правовое регулирование должно базироваться на принципах свободы репродуктивного выбора, охраны тайны применения репродуктивных технологий, государственной поддержки такой деятельности. Кроме того, обязательным является принцип сочетания частных и публичных интересов при регулировании репродуктивных отношений. Данное утверждение может быть проиллюстрировано следующим примером. Действующий СК РФ запрещает браки между близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами (ст. 14)). Использование репродуктивных технологий приводит к рождению людей, которые могут явиться фактически родственниками (поскольку использовался генетический материал от одного донора), однако они регистрируются как лица, рожденные от разных родителей, и формально родственниками не являются. Следовательно, необходимо установление режима хранения и обмена информацией о донорах и суррогатных матерях. Последнее необходимо в том числе с целью недопущения в будущем возможного брака и (или) рождения детей от генетически близких людей, а также с целью недопущения злоупотреблений со стороны как доноров, так и суррогатных матерей (когда женщина слишком часто использует свое тело для вынашивания ребенка). В перспективе возможно создание банка генетических данных. В предлагаемом законе могут быть определены общие подходы к созданию такого банка данных, о принадлежности прав базе данных, ответственности за утерю и незаконное распространение данных. При этом необходимо соблюсти интересы всех участников репродуктивных отношений, в том числе связанные с личной и семейной тайной, а также непосредственно тайной применения репродуктивных технологий. Вторую главу следует посвятить правовому положению участников репродуктивных отношений. В рамках данной главы должны быть предусмотрены права и обязанности потенциальных родителей, суррогатной матери и иных лиц. Принципиально важным представляется закрепление на уровне закона требований, предъявляемых к суррогатным матерям и донорам генного материала, в том числе возраст, наличие или отсутствие собственных детей, сроки после родов, в течение которых женщина не может быть суррогатной матерью, ограничения количества детей, происходящих от одного донора, и т. д. Требуют своего разрешения вопросы социальных гарантий. Необходимо установить общие требования относительно условий пребывания суррогатной матери в родильном доме: кормление ребенка, допуск родителей к ребенку, выписка из роддома, выдача больничных листов для суррогатных матерей и уполномоченных родителей и ряд иных <3>. ——————————— <3> Потребуется внести изменения в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», где следует более подробно оговорить вопросы регистрации рождения детей от суррогатной матери.

Важно урегулировать также деятельность медицинских организаций, а также содействующих организаций, в задачи которых будет входить подбор потенциальных суррогатных матерей, оформление отношений с потенциальными родителями и осуществление иных посреднических функций. Здесь могут быть требования к размеру уставного капитала, наличию в штате сотрудников определенных профессий и т. д. При этом требования к деятельности всех участников отношений могут быть определены как нормами прямого действия на уровне закона, так и через отсылочные нормы к актам меньшей юридической силы. Одной из наиболее актуальных проблем в сфере правового регулирования репродукции человека является отсутствие нормативных положений, касающихся договоров, заключаемых между участниками репродуктивных отношений. На сегодняшний день такие договоры заключаются в произвольной форме, что может привести к нарушению интересов сторон. В законе предлагается определить форму, существенные условия, условия об ответственности сторон, установить правила изменения и прекращения таких договоров и т. д. <4>. ——————————— <4> Авторы предполагают подготовить отдельную статью о системе договоров в данной сфере.

Следующую главу целесообразно посвятить установлению правового режима осуществления репродуктивной деятельности. В частности, должны быть закреплены порядок и условия применения репродуктивных технологий медицинскими организациями, а также правила относительно хранения и распоряжения генным материалом и эмбрионами. В законе должны содержаться положения, определяющие правовой режим как генетического материала: яйцеклеток и спермы, так и эмбрионов. Эмбрион не может считаться имуществом, соответственно не может быть предметом общего имущества супругов, предметом наследования и т. д. <5>. В то же время важно понимать, кто именно может распоряжаться эмбрионами: может ли эмбрионом распорядиться только один из родителей или это должно быть их общее решение? Очевидно, что необходимо установить запрет для медицинских организаций по распоряжению эмбрионами. ——————————— <5> См.: Майфат А. В. Указ. соч.

Весьма важным представляется в рамках отдельной главы закона определить и вопросы юридической ответственности. Так, Основы определяют, что незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом очевидно, что, поскольку сейчас на законодательном уровне установлены только общие требования к использованию репродукционных технологий, это затрудняет возможность применения уголовных санкций. Нужны также дополнительные санкции за незаконное распоряжение генным материалом и эмбрионами. Очевидно, что нормы закона в части ответственности будут носить отсылочный характер. При этом следует учитывать, что затронутая сфера — сфера не только частного, но и публичного интереса. Поэтому частноправовые моменты такой системы должны быть тщательно уравновешены публично-правовыми нормами, призванными не допустить использования личных прав в общественно опасных целях, исходя из того, что основная цель правового регулирования здесь — обеспечение охраны здоровья и права на рождение детей. Последняя глава — заключительные положения должна содержать нормы о действии закона во времени, порядке вступления в силу, а также переходные положения. В этой части может быть закреплен запрет (постоянный или временный) на применение отдельных репродуктивных технологий, например в части клонирования. Таким образом, думается, что предлагаемый закон будет способствовать упорядочению отношений, связанных с использованием репродуктивных технологий, предоставит гарантии соблюдения прав и интересов граждан субъектов соответствующих отношений, будет способствовать реализации национального проекта «Здоровье» в части решения демографической проблемы.

——————————————————————