Совершенствование административно-правового механизма системы здравоохранения Хабаровского края

(Свередюк М. Г., Ступак В. С., Степенко В. Е.)

(«Медицинское право», 2013, N 6)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА

СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

М. Г. СВЕРЕДЮК, В. С. СТУПАК, В. Е. СТЕПЕНКО

Свередюк Максим Геннадьевич, преподаватель кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения КГБО УДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» (г. Хабаровск).

Ступак Валерий Семенович, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ, заведующий кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения КГБО УДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения».

Степенко Валерий Ефремович, доктор юридических наук, доцент, декан юридического факультета ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет».

В статье проводится анализ существующих проблем по реализации положений законодательства в сфере здравоохранения. Предлагается решение ряда вопросов с помощью формирования механизмов реализации посредством разработки административных регламентов и локальных правовых актов.

Ключевые слова: система здравоохранения, объект управления, административно-правовой регламент, локальный правовой акт.

Improvement of administrative-law mechanism of the system of healthcare of the Khabarovsk Territory

M. G. Sveredyuk, V. S. Stupak, V. E. Stepenko

The authors analyze the existing problems in the implementation of the provisions of the legislation in the field of health care. Offered a number of issues with the formation mechanisms of implementation by means of the development of administrative regulations and local legislation.

Key words: health care, facility management, administrative and legal regulations, local legal act.

В условиях модернизации системы здравоохранения, вступления в силу ряда новых нормативно-правовых актов возникает острая необходимость в проведении научного, сравнительного, социологического анализа типологии механизма управления здравоохранением на системной основе.

Система здравоохранения не является замкнутой, обособленной, она входит в общую систему органов исполнительной власти. И реализация права на охрану здоровья должна рассматриваться как комплексное явление с позиции политики здравоохранения, которая, в свою очередь, в контексте управления может выражаться в двух аспектах: а) в узком смысле как совокупности действий правительства, направленных на улучшение состояния здоровья населения путем предоставления здравоохранительных услуг и медицинского лечения; б) в широком — любые действия правительства, оказывающие влияние на состояние здоровья или болезнь отдельных людей, а не только действия органов управления здравоохранения и государственных учреждений здравоохранения, профессионалов и предоставление медицинских услуг [1].

Целью проводимой модернизации системы является задача «…повысить качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств; снять устаревшие и избыточные ограничения в работе социальных учреждений страны; переориентировать их на запросы и интересы граждан России. Для бюджетных учреждений будут установлены государственные задания на оказание услуг с четким описанием их объема, требований качества, условий их предоставления» [2].

Указанные положения находят закрепление в существующих нормативно-правовых актах. Так, в соответствии с п. 2.9 Типового регламента взаимодействия федеральных органов государственной власти «государственные услуги предоставляются на основании установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства требований к качеству и доступности государственных услуг» [3].

В этой связи весьма остро стоит вопрос о необходимости разработки механизмов взаимодействия управляющих органов с непосредственными исполнителями — учреждениями здравоохранения, а также механизмов взаимодействия медицинских организаций с потребителями медицинских услуг — пациентами.

В данном случае внутри системы необходимо будет определить четкие критерии взаимодействия, решить ряд процедурных вопросов.

Содержательным аспектом и выражением воли управляющей системы является нормотворческая деятельность. На сегодняшний день пласт подзаконных нормативно-правовых актов нуждается в коренном реформировании в соответствии с новыми законами.

На субъект управления возлагается задача устанавливать четкие, понятные критерии правомерного поведения, а также разработка санкций за их несоблюдение. Однако в настоящий момент ввиду отсутствия нормативных актов, предусматривающих механизм реализации норм, закрепленных в федеральном законодательстве, актуальным является вопрос формирования порядка реализации правовых норм посредством разработки и внедрения административных регламентов на уровне органов исполнительной власти и формирования локальной правовой базы учреждений здравоохранения.

Посредством административных регламентов и локальных правовых актов необходимо сформировать механизм реализации законодательных положений, сформировать внутрисистемные и межсистемные взаимосвязи, решить вопросы координации и контроля управляющего субъекта с объектом управления.

В частности, в более детальной регламентации нуждаются следующие аспекты:

— вопросы осуществления страховыми медицинскими организациями и специалистами фонда обязательного медицинского страхования контроля качества оказания услуг медицинскими организациями;

— разработка административного регламента, определяющего порядок этапного перехода на тарифы с полным возмещением расходов на оказание медицинской помощи, стоимости оказанной медицинской услуги;

— разработка и внедрение четкого регламента осуществления платежей за оказанную медицинскую услугу;

— разработка механизма реализации правоотношений по предоставлению гражданину-пациенту информации о его состоянии здоровья, включая перечень необходимой информации, сроки предоставления;

— внедрение механизма реализации комплексных отраслевых норм по оказанию медицинскими работниками услуг пациентам в рамках действующего законодательства, включая алгоритм реализации права на выбор врача в условиях многопрофильного стационара, с учетом норм административного права, трудового права;

— разработка порядка обжалования актов, принятых в результате проведения контрольных мероприятий и экспертиз в отношении страховых медицинских организаций;

— закрепление норм на уровне локального правового акта по оптимизации административно-правового механизма ресурсного обеспечения многопрофильного лечебного учреждения, с позиции реализации норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [4];

— вопросы разработки, оформления информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи и отказа от медицинской помощи.

Применительно к содержательной части административных регламентов целесообразно закрепить:

— описание последовательности действий по исполнению административной процедуры;

— нормативные сроки осуществления действий должностными (ответственными) лицами;

— порядок взаимодействия между структурными подразделениями, должностными (ответственными) лицами, другими органами власти и учреждениями;

— перечень оснований для отказа в предоставлении государственной функции;

— порядок предоставления информации о действиях и административных процедурах;

— возможность установления персональной ответственности должностных (ответственных) лиц за соблюдение требований административных регламентов.

Таким образом, формирование механизмов реализации отдельных норм посредством внедрения административных регламентов и локальных правовых актов позволит повысить качество и эффективность медицинской услуги, а также улучшить реализацию действующих федеральных законов.

Литература

1. Blakemore K. Are Professionals Good for you? Health Policy and Health Professionals // Social Policy: An Introduction. Philadelphia: Open University Press, 1998.

2. Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина на совместном заседании коллегий Минфина и Минэкономразвития России (14 мая 2010 г.) // URL: www. minfin. ru/ru/budget/83-fz/slide/?id4=9980.

3. Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2005. N 12.

4. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 28.07.2005. N 163.

——————————————————————