О правовой информированности населения по вопросам оказания медицинской помощи
(Герасименко Н. Ф., Ершов А. В., Григорьев Ю. И.)
(«Медицинское право», 2011, N 3)
О ПРАВОВОЙ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ВОПРОСАМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Н. Ф. ГЕРАСИМЕНКО, А. В. ЕРШОВ, Ю. И. ГРИГОРЬЕВ
Герасименко Николай Федорович, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой основ законодательства в здравоохранении Первого МГМУ им. И. М. Сеченова.
Ершов Анатолий Васильевич, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического университета.
Григорьев Юрий Иванович, доктор медицинских наук, профессор Тульского государственного педагогического университета.
В статье представлены результаты социологического исследования правовой информированности населения Калужской области по вопросам оказания медицинской помощи. Анализ полученных данных позволил установить ситуацию с уровнем правовых знаний населения о деятельности областной системы здравоохранения, а также выявить особенности медицинского обслуживания, присущие конкретным территориям региона.
Ключевые слова: социологическое исследование, правовые знания, медицинская помощь, население, Калужская область.
On juridical erudition in population about medical aids attendance
N. F. Gerasimenko, A. V. Ershov, Yu. I. Grigor’ev
In the article the results of sociological study on the question of juridical erudition of the population (living in the Kaluga region) about medical aids attendance are presented. The analysis of the data made it possible to determine the situation concerning the level of juridical knowledge of the population about activity of the region system of public health care and to reveal the peculiarities of medical attendance characteristic of concrete territorial regions.
Key words: sociological study, juridical erudition, medical aid, population, the Kaluga region.
В современных условиях получение оперативной и достаточной по содержанию информации о состоянии здоровья населения и оказании ему медицинской помощи возможно не только по данным обращений пациентов в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), но и по результатам специальных социологических опросов. Без развернутой медико-социологической характеристики здоровья населения и оценки его правовой информированности об условиях оказания медицинской помощи могут возникать затруднения в процессе разработки целенаправленных социально-экономических программ и при их дальнейшей реализации в зависимости от определенного региона страны [1 — 5].
В настоящее время имеется потребность в установлении уровня правовых знаний населения по вопросам оказания медицинской помощи в субъектах Российской Федерации. В качестве примера взята Калужская область, которая относится к числу регионов, территории которых характеризуются неблагоприятной эколого-демографической ситуацией. При этом природное состояние и тем более загрязнение окружающей среды промышленными и бытовыми отходами является одной из основных экологических проблем для населения области. Климатогеографические и экологические особенности области позволяют разделить ее территорию на две эколого-географические зоны — северо-восточную и юго-западную. Такое деление связано в первую очередь с загрязнением радионуклидами территорий административных районов, расположенных на юго-западе области и наиболее пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Территории административных районов северо-востока области являются благополучными в этом отношении, однако здесь имеет место значительное размещение промышленных объектов и большая степень несоответствия качества атмосферного воздуха, питьевой воды и почвы гигиеническим требованиям. Вместе с тем территорией, которая характеризуется высокими уровнями антропогенных загрязнений и в то же время лучшими условиями жизни населения, считается г. Калуга.
Для выяснения информированности жителей различных территорий изучаемого региона по данной проблеме нами осуществлено социологическое исследование с проведением анкетирования населения, проживающего в г. Калуге и на территориях северо-восточных (экозона «Север») и юго-западных (экозона «Юг») районов, с последующим анализом и оценкой полученных данных. С этой целью использована разработанная нами «Анкета для проведения социологического опроса населения Калужской области». В анкету включено 11 вопросов, отражающих актуальные направления правовых взаимоотношений населения с лечебными учреждениями. В процессе опроса от респондентов требовалось дать один или несколько ответов на каждый вопрос анкеты.
Ответы на вопросы анкеты были сгруппированы в два блока, которые отражали: 1) оценку уровня знаний о правах пациентов; 2) отношение населения к платным медицинским услугам.
Анализ результатов опроса по первому блоку вопросов показал следующее. В первую очередь нас интересовало мнение населения области о том, должен ли пациент нести материальную ответственность за вред, причиненный своему здоровью курением, употреблением алкоголя, наркотических средств и иных токсических веществ. Большинство опрошенных жителей г. Калуги, экозон «Север» и «Юг» ответили «да» — соответственно 41,67 +/- 4,74%, 47,53 +/- 2,26% и 54,52 +/- 1,98%. В то же время выявлена довольно значительная часть лиц, особенно среди представителей областного центра, которые считают, что нести такую ответственность за свои вредные привычки и наклонности они не должны — 30,55 +/- 4,43%, 19,75 +/- 1,81% и 16,98 +/- 1,49% из числа респондентов проанкетированных групп населения. Наряду с этим выяснено, что у многих из числа опрошенных респондентов возникают затруднения с ответом на этот вопрос — соответственно в 27,78 +/- 4,31%, 32,72 +/- 2,13% и 28,77 +/- 1,80% случаев.
На вопрос «Знаете ли Вы свои права при получении медицинской помощи?» у основной части респондентов возникли затруднения с ответом — соответственно 55,55 +/- 4,78%, 41,36 +/- 2,23% и 55,66 +/- 1,97% случаев. 41,67 +/- 4,74%, 27,78 +/- 2,03% и 19,34 +/- 1,57% проанкетированных ответили, что знают свои права как пациенты лечебно-профилактических учреждений. Как видим, жители областного центра в этом вопросе считают себя более информированными, чем граждане, проживающие в сельской местности (соответственно в 1,5 и 2,15 раза больше; p < 0,01 и < 0,001). Из последних ответили, что не знают своих прав, жители экозоны «Север» в 30,86 +/- 2,09% и экозоны «Юг» в 25,00 +/- 1,72% случаев. Меньше всего таковых оказалось среди жителей г. Калуги — 2,78 +/- 1,58%.
Проведенный анализ ответов респондентов на этот вопрос свидетельствует о том, что среди основной массы населения имеется только общее представление о правах при получении медицинской помощи, а в ряде случаев об определенной самоуверенности опрашиваемых в отношении своих знаний о таких правах. Полученные данные указывают на низкий уровень правовых знаний среди населения, что подтвердилось при ответах опрошенных лиц на последующие вопросы.
По мнению соответственно 38,89 +/- 4,69%, 32,10 +/- 2,12% и 24,53 +/- 1,71% респондентов, были случаи нарушения их прав медицинскими работниками. В связи с этим следует обратить внимание на то, что соответственно 80,56 +/- 3,81%, 75,31 +/- 1,96% и 69,81 +/- 1,82% респондентов считают необходимой защиту своих прав в случае нарушения их медицинскими работниками. В то же время 69,44 +/- 4,43%, 58,02 +/- 2,24% и 62,73 +/- 1,92% из них отметили, что случаев причинения им вреда медицинскими работниками при оказании медицинской помощи не было. По сравнению с этим выявлены лица, по мнению которых им был причинен вред, — соответственно 22,22 +/- 4,00%, 20,99 +/- 1,85% и 16,98 +/- 1,49% ответов «да». Преимущественное большинство респондентов считают, что должно осуществляться возмещение им вреда, причиненного медицинскими работниками, — получено ответов «да» в 75,00 +/- 4,17%, 67,28 +/- 2,13% и 59,43 +/- 1,95% случаев. В ряде случаев жители сельской местности имели иное мнение по этому вопросу. Из них ответили «нет» в экозоне «Север» 8,64 +/- 1,27% и экозоне «Юг» 13,68 +/- 1,36% респондентов.
На вопрос «Знаете ли Вы, кто должен компенсировать Вам вред, причиненный медицинскими работниками?» ответы распределились следующим образом. Большая часть из числа проанкетированных считают, что это должно осуществляться за счет медицинского учреждения — в г. Калуга 41,67 +/- 4,74%, в экозоне «Север» 23,64 +/- 1,91% и в экозоне «Юг» 32,09 +/- 1,84% респондентов, а также страховыми медицинскими организациями — соответственно в 25,00 +/- 4,17%, 33,33 +/- 2,12% и 18,14 +/- 1,52% случаев. В то же время, по мнению некоторых из них, вред, причиненный им медицинскими работниками, должен компенсироваться именно за их счет — 8,33 +/- 2,66%, 6,06 +/- 1,07% и 6,05 +/- 0,94% случаев. Кроме того, выяснено, что имеются определенные затруднения с ответом на данный вопрос у довольно значительного числа участвующих в опросе представителей г. Калуга (25,0 +/- 4,17%) и особенно административных районов экозон «Север» и «Юг» (соответственно 36,97 +/- 2,17 и 43,72 +/- 1,95% случаев ответов). Как видим, более проблематичная ситуация в отношении правовых знаний по данному вопросу существует у жителей юго-западных районов области, территории которых подверглись более интенсивному радиоактивному загрязнению.
Анализ результатов проведенного анкетирования показал, что только всего 12,96 +/- 1,52% респондентов экозоны «Север» и 1,42 +/- 0,47% жителей экозоны «Юг» осуществляли защиту своих прав или возмещение вреда, причиненного медицинскими работниками им лично или их родственникам. Остальные, в том числе и жители г. Калуги, дали на этот вопрос ответ «нет».
На вопрос «Считаете ли Вы необходимым страховать свою жизнь на случай причинения вреда медицинскими работниками?» жители г. Калуги, экозон «Север» и «Юг» имели самые различные мнения. Так, в областном центре ответы «да» и «нет» получены соответственно в 38,89 +/- 4,69% и 36,11 +/- 4,62% случаев, а 25,00 +/- 4,17% респондентов затруднилось с ответом. В то же время жители экозоны «Север» ответили утвердительно в 57,41 +/- 2,24%, а отрицательное мнение отмечено только в 16,66 +/- 1,69% случаев, т. е. в 3,45 раза меньше (p < 0,001). Жители экозоны «Юг» ответили «да» и «нет» соответственно в 40,09 +/- 1,94 и 21,70 +/- 1,63% случаев. Здесь положительных ответов было в 1,85 раза больше, чем отрицательных (p < 0,01).
Обобщая сказанное, можно отметить, что показатели анкетирования населения по вопросам, связанным с взаимоотношениями с медицинскими учреждениями, свидетельствуют об их актуальности и значимости как для первых, так и в деятельности вторых. Анализ результатов проведенного медико-социологического исследования позволяет выявить возможные пути и направления развития дальнейших взаимоотношений лечебного учреждения с обслуживаемым им населением области в таких подсистемах, как «ЛПУ — пациент», «врач — пациент», «пациент — медицинский персонал».
Довольно интересная информация получена при анализе ответов респондентов по блоку вопросов, позволяющих установить отношение населения области к платным медицинским услугам. Так, например, выявлена определенная тенденция возникновения связи в ответах респондентов, проживающих в г. Калуге и на территориях северо-восточных и юго-западных районов области, на вопрос о признании необходимости существования наряду с бесплатным платного медицинского обслуживания с их социально-экономическим положением.
Формулировка вопроса «Считаете ли Вы необходимым существование наряду с бесплатной медицинской помощью платного медицинского обслуживания?» способствовала более точному определению мнения респондентов о возможности осуществления альтернативного платного медицинского обслуживания. Для ответа на этот вопрос требовалось дать утвердительный (позитивный) или отрицательный ответ в виде «да» или «нет». Результаты обработки полученных данных выявили следующее. Всего из ответивших на данный вопрос жителей г. Калуги положительно отнеслось к возможному введению дополнительного платного обслуживания 77,78 +/- 4,00% респондентов, а отрицательно — 13,89 +/- 3,33% проанкетированных лиц. Остальные (8,33 +/- 2,66%) затруднились с ответом.
Совершенно иное, практически одинаковое, мнение было у жителей административных районов как экозоны «Север», так и экозоны «Юг». Среди опрошенных жителей населенных пунктов этих территорий области положительно ответили только соответственно 45,06 +/- 2,26% и 43,87 +/- 1,97% респондентов, что было в 1,73 и 1,77 раза меньше, чем по результатам опроса в г. Калуге при статистически достоверном их различии (p < 0,001). В то же время опрошенные лица из этих экозон не считали существование платного медицинского обслуживания необходимым, имея отрицательное мнение соответственно в 38,89 +/- 2,21% и 33,96 +/- 1,88% случаев. Как видим, негативное отношение к платным медицинским услугам среди жителей сельской местности отмечается соответственно в 2,8 и 2,44 раза чаще, чем среди жителей областного центра при статистически достоверном их различии (p < 0,001).
Далее был задан, на наш взгляд, более корректный в понимании, уточняющий вопрос: «Какие медицинские услуги Вы могли бы отнести к разряду платных?» Анализ полученных результатов показал, что среди опрошенных представителей городского и сельского населения имеется разное представление о понятии «платные медицинские услуги».
В связи с этим рассмотрим положение о том, что пациенты подразумевают под платной услугой при оказании им медицинской помощи в стационаре ЛПУ. Так, среди опрошенных представителей населения всех трех экозон выявлено мнение о том, что среди платных медицинских услуг основными должны являться такие, как: индивидуальный уход медперсонала, питание по выбору, дополнительное обследование и лечение в комфортабельной палате. В г. Калуге 19,64 +/- 3,07%, в экозоне «Север» 29,48 +/- 1,61% и в экозоне «Юг» 19,74 +/- 1,32% респондентов считают, что преимущественно платными могут быть такие сервисные услуги, как индивидуальный уход медицинского персонала. Кроме того, по мнению опрошенных лиц, к таким услугам можно отнести питание по выбору — соответственно 23,31 +/- 3,26%, 17,91 +/- 1,35% и 13,16 +/- 1,12% из них, дополнительное обследование — 23,21 +/- 3,26%, 18,28 +/- 1,36% и 25,00 +/- 1,43%, а также предоставление комфортабельной палаты — 21,43 +/- 3,17%, 25,37 +/- 1,53% и 30,92 +/- 1,53% случаев. Следовательно, в отличие от представителей областного центра жители сельских районов проявляют больший интерес к обеспечению их в процессе лечения при нахождении в стационаре больницы именно к последнему, т. е. к обеспечению их комфортабельной палатой. Полученные результаты свидетельствуют о том, что многие больные считают, что платная палата повышенной комфортабельности должна иметь, в частности, такие сервисные удобства, как бытовая техника, наличие отдельного санитарного блока и прикрепленного медицинского персонала.
Безусловно, индивидуальный уход медицинского персонала открывает большие возможности для развития платных сервисных услуг в медицине, поскольку не требует от лечебного учреждения дополнительных материальных затрат и позволяет использовать высококвалифицированный кадровый потенциал с наибольшей эффективностью. При этом возможно решение вопроса о материальном стимулировании медицинского персонала в ЛПУ.
Кроме того, необходимо отметить и такой момент, что часть респондентов отнесла к разряду платных услуг обеспечение их медикаментами — соответственно 7,14 +/- 1,99%, 4,48 +/- 0,73% и 7,24 +/- 0,86% ответов. По-видимому, это связано с тем, что в существующих условиях лечебные учреждения при оказании медицинской помощи не могут использовать современные дорогостоящие препараты в связи с ограниченным финансированием этой статьи расхода средств. Поэтому в ряде случаев пациенты для получения эффективного лечения вынуждены самостоятельно приобретать такие медикаменты.
Полученные результаты проведенного анкетирования указывают на достаточную осведомленность граждан о правовом статусе медицинской помощи, а также на то, что среди населения Калужской области существует определенная готовность к восприятию новых форм взаимоотношений в сфере здравоохранения, которые не противоречат действующему законодательству.
В связи с этим необходимо отметить, что социологический опрос населения позволяет выявить не только основные проблемные места в их взаимоотношениях с лечебными учреждениями, учесть основные негативные факторы, но и по возможности исключить их. Это особенно важно при изучении вопроса о введении сервисного обслуживания в медицине. Следовательно, платные медицинские услуги в настоящее время становятся более привлекательными для тех граждан, которые могут себе их позволить и при этом хотят избежать некоторых проблем, свойственных отечественным ЛПУ.
Анализ материалов проведенного медико-социологического исследования свидетельствует о том, что некоторые категории граждан, имеющие доходы выше прожиточного минимума, выражая свое неудовлетворение существующим уровнем оказываемых медицинских услуг, готовы выделять из семейного бюджета определенную часть средств, которые согласны потратить на профилактику, диагностику и лечение.
В конечном итоге на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проведение социологических опросов населения в виде анкетирования с детализацией вопросов способствует установлению приоритетных направлений и путей внедрения сервисных услуг в отечественном здравоохранении. Дальнейшее его развитие возможно именно через расширение объема и улучшение качества ухода за больными средним и младшим медицинским персоналом, а также путем оборудования платных комфортабельных палат в стационарах лечебных учреждений. Такие медицинские услуги являются, вероятно, существенным основанием для возможной их оплаты за счет самих потребителей.
Таким образом, проведение социологических исследований с использованием анкетирования населения по вопросам медико-социального законодательства и нормотворчества может способствовать установлению уровня его правовых знаний, путей принятия управленческих решений по дальнейшему развитию деятельности ЛПУ и обеспечению оказания более качественной медицинской помощи пациентам, а также совершенствованию законодательных основ. Кроме того, оно может быть полезным для осуществления эффективной государственной политики как в области охраны здоровья населения в целом, так и в процессе совершенствования деятельности здравоохранения субъектов РФ.
Литература
1. Герасименко Н. Ф. Правовое обеспечение здравоохранения в Российской Федерации // Здравоохранение Российской Федерации. 2007. N 1. С. 6 — 12.
2. Решетников А. В. Социология управления здравоохранением // Проблемы управления здравоохранением. 2002. N 3. С. 50 — 53.
3. Серегина И. Ф., Линденбратен А. Л., Гришина Н. К. Результаты социологического исследования мнения населения Российской Федерации о качестве и доступности медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009. N 5. С. 3 — 7.
4. Щепин О. П., Овчаров В. К. К развитию методологии в исследованиях общественного здоровья // Вестник РАМН. 2004. N 4. С. 38 — 41.
5. Основные направления совершенствования профилактической работы по материалам социологического исследования / О. П. Щепин, Р. В. Коротких, С. М. Смбатян, В. В. Растегаев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009. N 5. С. 25 — 29.
——————————————————————