Современные направления формирования туристской политики муниципального образования

(Саак А. Э., Жертовская Е. В.) («Туризм: право и экономика», 2011, N 1)

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. Э. СААК, Е. В. ЖЕРТОВСКАЯ

Саак А. Э., кандидат технических наук, заведующий кафедрой государственного и муниципального права и управления Таганрогского технологического института Южного федерального университета (ТТИ ЮФУ).

Жертовская Е. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального права и управления (ТТИ ЮФУ).

В результате рассмотрения основ функционирования туристского комплекса на муниципальном уровне выявлено, что эффективное функционирование и развитие данного сектора экономики требуют комплексного подхода к структуре и организации управления его потенциалом (рис. 1) [6].

Прочие воздействия V V V внешней среды V V V

V V V \ / \ / \ /

Индустрия Туристские Туристская туризма ресурсы инфраструктура

\ /

> Туристский > потенциал <

/ \ \ /

\ / Предприятия Система Управленческие других муниципального воздействия Туристский < > секторов < управления > комплекс МО < местной туристским > Управленческие экономики потенциалом воздействия / \ / \ / \ / \

\ /

Туристы < \ /

\ / > Местное < население > Бюджет МО < > <

Территория туристского рынка МО

Рисунок 1. Туристский комплекс муниципального образования как социально-экономическая система

Это обусловливает необходимость создания системы управления туристским потенциалом на муниципальном уровне (рис. 2), формирования муниципальной туристской политики за счет разработки и реализации концепций, муниципальных целевых программ развития сферы туризма, выбор мероприятий для которых целесообразно осуществлять с помощью такого инновационного инструмента, как когнитивное моделирование.

\ /

Туристский потенциал МО — объект муниципального управления Органы местного самоуправления, координирующие прямая связь развитие туристского \ / комплекса на Население муниципальном уровне Система муниципального муниципального (н-р, Управление > управления туристским < образования потребительского рынка, комплексом (местные сообщества) — товаров и услуг субъект муниципального Администрации обратная связь управления г. Таганрога), — субъект муниципального управления \ /

Концепция муниципального управления туристским комплексом в целях социально-экономического развития муниципального образования

Рисунок 2. Система управления туристским потенциалом на муниципальном уровне

Предложенный инструментарий позволяет по результатам моделирования динамики возможного развития проблемной ситуации получить конкретные сценарии развития туристского комплекса на муниципальном уровне, а также на когнитивных моделях выделить те факторы, влияние которых на развитие туристского комплекса муниципального образования является основным, и принимать решения по управлению конкретно ими. Под концепцией развития туризма, с одной стороны, будем понимать систему взглядов на то, как должен развиваться туристский комплекс на соответствующей территории и как нужно воздействовать на этот процесс, а с другой — документ, в котором представлены материалы и результаты перспективного (стратегического) планирования в области туризма [9]. Концепция развития туризма, как на региональном, так и на муниципальном уровне, основывается на уже известных положениях-подходах: рекреационном, экономическом, маркетинговом, межотраслевом, структурно-инвестиционном [5]. Механизм разработки концепции развития туризма представлен на рисунке 3 [9].

Механизм разработки концепции развития туризма

V

1 этап Проведение предпроектных исследований и разработок (с помощью когнитивной методики исследования слабоструктурированных проблем сложных систем)

V

2 этап Проектные работы планировочного характера, которые включают: — градостроительное планирование; — инвестиционно-экономическое проектирование; — социальное планирование; — экологическое планирование

V

3 этап Проектные работы по основным «узлам» или «точкам роста» структуры туристского комплекса — новые проекты

V

4 этап Проектные работы по конкретным уже существующим объектам туризма города — повышение эффективности уже существующих туристских объектов

Рисунок 3. Механизм разработки концепции развития туризма

В соответствии с Приказом от 11 июля 2007 г. N 66 «Об утверждении типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации», подготовленным Федеральным агентством по туризму, под муниципальной (региональной) программой развития туризма субъекта Российской Федерации понимается комплекс мероприятий в сфере туризма, реализуемых на территории субъекта Российской Федерации [1]. Тогда под целевой программой развития туристского комплекса муниципального образования будем рассматривать систему мероприятий, направленных на достижение системного эффекта — комплексного развития сферы туризма в муниципальном образовании, обеспеченных необходимым для реализации туристским потенциалом. Целью таких программ видится развитие и формирование современного туристского комплекса в муниципальном образовании как целостной конкурентоспособной единицы для удовлетворения потребностей как временно пребывающих туристов, так и жителей города в разнообразных туристских услугах посредством объединения объектов сферы туризма в единую систему — туристский комплекс и последующего системного развития ее туристского потенциала. Схема процесса разработки программы развития туризма в муниципальном образовании представлена на рисунке 4 [8].

2 этап Подготовка заданий на 3 этап разработку Разработка вариантов программы; определение программ развития состава разработчиков; туризма на 1 этап формулирование территории. Данные Формирование главной цели; подготовка программы приоритетных подпрограмм по выделенным представляют собой целей, задач перспективным видам взаимоувязанные и направлений > туризма для исследуемой > блоки мероприятий, развития территории; определение позволяющих туристского количественных значений комплексно и комплекса целевых показателей; системно решать территории составление инструктивных проблемы развития и методических материалов; туризма территории определение объема и источников финансирования; определение сроков реализации

4 этап Оценка и выбор 6 этап 5 этап наиболее Согласование проекта < Оформление проекта < эффективного < программы программы варианта программы (по результатам, по затратам ресурсов, по срокам)

Рисунок 4. Схема процесса разработки муниципальной программы развития туризма

Основные параметры муниципальных программ развития туризма (на примере туристских центров Ростовской области) представлены в таблице 1 [13, 14]. Сравнительный обзор муниципальных программ развития туризма отечественных муниципальных образований показывает, что основные цели и ожидаемые конечные результаты очень схожи и практически воспроизводят основные параметры стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г.

Таблица 1. Основные параметры муниципальных программ развития туризма (на примере туристских центров Ростовской области) [13]

Наименование документа/ Основная цель и задачи Ожидаемые конечные сроки его действия/объем программы результаты необходимых финансовых ресурсов

г. Ростов-на-Дону

1. Городская целевая Цель: создание на Результаты прямого программа «Развитие территории города действия: туристских ресурсов в социально-экономических увеличение числа городе Ростове-на-Дону условий для развития прибывающих на 2008 — 2010 годы» въездного и внутреннего в Ростов-на-Дону 2. Всего средств бюджета туризма, иностранных и российских города: 36 990 тыс. руб. обеспечивающих: туристов — на 7 — 9%; — права граждан на увеличение номерного отдых; фонда средств размещения — пополнение на 20%; муниципального бюджета; увеличение общей доли — увеличение доходов платных услуг субъектов участников рынка туриндустрии в общем туристских услуг; объеме платных услуг — приток инвестиций; населению за годы — создание рабочих действия программы мест. на 30%. Задачи: Результаты косвенного формирование действия: конкурентоспособных — увеличение вклада туристских ресурсов; субъектов туристской формирование индустрии в конкурентоспособных формирование участников туристской муниципального бюджета индустрии; за счет позиционирование на мультипликативного рынке туристских услуг эффекта, в том числе создание дополнительных рабочих мест, повышение размера оплаты труда в отрасли, повышение культурного уровня горожан и т. д.

г. Таганрог

1. Комплексная целевая Цель: создание Увеличение количества программа развития нормативной прибывающих в Таганрог туризма в г. Таганроге организационной и иностранных и российских на 2008 — 2010 гг. экономической среды, туристов на 8% к 2010 г. 2. Всего: 2 983 786 тыс. способствующей Увеличение номерного рублей. формированию фонда средств размещения современной на 60%. туристской индустрии в Увеличение вклада городе Таганроге, субъектов индустрии увеличению потока туризма в формирование туристов (спроса на городского бюджета туристские услуги) и (ежегодные налоговые развитию материальной отчисления только по базы туризма. налогу на доходы Задачи: физических лиц и единому совершенствование социальному налогу городского туристского составят более 27 млн. продукта; рублей; общая сумма увеличение туристских предполагаемой арендной потоков (формирование платы за земельные спроса на туристские участки, предоставленные услуги города) за счет под строительство развития въездного и гостиниц, составит более внутреннего туризма; 13 млн. рублей). активное продвижение Создание новых рабочих туристских ресурсов и мест — более 2170 достопримечательностей, совершенствование системы информационного обеспечения туристской индустрии города; создание благоприятных условий для повышения инвестиционной привлекательности туристской отрасли и сферы услуг; реставрация объектов туристского показа, интенсивное и рациональное использование природно-рекреационного и культурно-исторического наследия; увеличение количества объектов индустрии туризма; создание новых рабочих мест; повышение прямых и косвенных доходов городского бюджета от деятельности предприятий туристской отрасли и санаторно-гостиничного комплекса

Шолоховский район

1. Муниципальная целевая Цель: создание Создание в Шолоховском программа «Развитие экономической среды, районе развитой туризма в Шолоховском способствующей развитию инфраструктуры туризма, районе на 2008 — 2010 современной туристской в том числе увеличение годы». индустрии, включающей мест размещения. 2. Всего: 141 218,2 санаторно-рекреационный Увеличение потока тыс. руб. комплекс, в районе, въездного туризма способной стать одной до 8 — 10%. из отраслей его Увеличение вклада экономики. субъектов индустрии Задачи: туризма в формирование эффективное консолидированного использование бюджета Шолоховского уникальных возможностей района. туризма для развития Прирост рабочих мест — экономики района; более 150. создание развития Развитие смежных системы инфраструктуры отраслей экономики туризма, обеспечивающей (транспорт, торговля и комфорт и безопасность общественное питание) въездного туризма; сохранение природного и культурно-исторического наследия Шолоховского района, дальнейшее развитие музейно-выставочного дела, народных промыслов и оздоровительно — профилактического лечения; развитие предпринимательства в сфере туризма; реализация комплекса целевых мероприятий по развитию туризма в районе на 2008 — 2010 гг.; формирование и использование современной маркетинговой стратегии для продвижения районного туристического продукта и др.

Одним из перспективных обоснованных направлений туристской политики для муниципальных образований, обладающих туристским потенциалом, должно стать создание туристского информационного центра (например, на базе специализированного научного или образовательного учреждения) в форме муниципального унитарного предприятия «Туристский информационный центр» (МУП ТИЦ) или некоммерческого партнерства (НП ТИЦ МО). Так, например, по данным Ростуризма, в декабре 2009 г. в Угличе открылся первый в Ярославской области Туристский информационный центр. Центр финансируется из местного и областного бюджетов. «Туристский информационный центр послужит на благо не только нашего города, но и всей области, здесь будет аккумулироваться разнообразная информация, доступная для всех туристов. Уверена, что в скором времени подобные центры откроют в других районах, и тогда нам удастся закольцевать туристические города, создать эффективную сеть их информационного взаимодействия», — сообщила Элеонора Шереметьева, возглавляющая Ассоциацию малых туристских городов России. По словам Ростислава Даниленко, руководителя Департамента промышленности предпринимателей, потребительского рынка и туризма, Правительство Ярославской области приняло решение построить подобные центры во всех крупных городах области. В целях стимулирования предпринимательской инициативы по созданию в муниципальных образованиях Ростовской области туристско-информационных центров (ТИЦ) Областной целевой программой развития туризма на 2008 — 2010 гг. предусмотрена финансовая поддержка деятельности ТИЦ в форме субсидирования части затрат, направленных ими на арендные платежи, пополнение материально-технической базы, изготовление печатной продукции, производство рекламы и приобретение программного обеспечения [2]. Рассмотрим форму организации туристского информационного центра — некоммерческое партнерство, поскольку она является наиболее распространенной на современном этапе. Некоммерческое партнерство «Информационно-туристический центр муниципального образования» является некоммерческой организацией, основанной на членстве, учрежденной гражданами и юридическими лицами, для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных уставом. Некоммерческое партнерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и уставом. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Партнерство приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации. Некоммерческое партнерство обладает обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Для достижения своих целей партнерство имеет право заключать договоры. Цели и задачи туристского информационного центра в системе муниципального управления: — подготовка предложений по разработке и реализации механизма взаимодействия органов местного самоуправления с участниками туристского бизнеса в сфере развития туристского комплекса муниципального образования; — ведение статистической и информационно-аналитической деятельности с целью определения тенденций развития туристского комплекса муниципального образования; — обеспечение проведения социологических опросов среди туристов; — создание единого информационного банка данных о туристском потенциале города — составление кадастра туристских ресурсов и туристских объектов; — создание единой базы данных о программах и инвестиционных проектах города в туристской сфере (составление бизнес-карт); — прямая связь с туристскими предприятиями города; — интеграция с аналогичными региональными российскими и международными информационными туристскими службами; — консультационное обеспечение; — сбор информации о зарубежном опыте и технологиях использования туристских ресурсов и организации туристской деятельности; — разработка нового комплексного турпродукта и предложений по его внедрению и продвижению; — создание современной системы рекламно-информационного обеспечения туристской деятельности (интерактивного интернет-портала) и продвижение турпродукта города с целью создания положительного имиджа туристского центра на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, продвижение туристского центра на туристские рынки всех уровней; — оказание помощи при разработке программ и проектов в сфере туризма на муниципальном уровне; — предоставление информационных услуг региональным властям для проведения оценки эффективности развития туризма; — анализ и составление бизнес-планов отдельных мероприятий и объектов туристской инфраструктуры и проведение тендеров. Основные функции туристского информационного центра муниципального образования [7]: — предоставление платных консультационных услуг в области туризма; — исследование туристского потенциала территории МО и содействие формированию и реализации туристской политики; — маркетинг туристской территории. Таким образом, в качестве основных видов деятельности туристского информационного центра муниципального образования выделим следующие. Информационно-справочная — представление информации о туристских возможностях туристского центра всем заинтересованным лицам и организациям, сбор и поддержка базы данных об объектах туристской индустрии и инфраструктуры, анализ статистики турпотоков, организация тренингов и семинаров, создание информационного портала. Координирующая и проектная — консолидация предприятий и организаций, как данного туристского центра, так и туристского региона, занятых обслуживанием туристов с целью повышения качества обслуживания, сотрудничество с государственными, региональными, общественными, частными структурами с целью создания единого информационного пространства и внедрения новых инновационных технологий, содействие разработке проектов комплексных целевых программ при формировании муниципальной туристской политики. Международная — участие в международных проектах в области туризма, контакты с международными инфоцентрами с целью сбора информации о зарубежном опыте и технологиях использования туристского потенциала и организации туристской деятельности. Выставочно-издательская — организация стендов о туристских возможностях туристского центра на российских и зарубежных туристских форумах, издание информационных материалов о туристском потенциале (каталогов, путеводителей, буклетов). Сотрудничество со СМИ — размещение новостных материалов, сведений в различных изданиях. Из перечисленных целей, задач, функций видно, что создание туристского информационного центра в муниципальном образовании — это один из инструментов реализации государственно-частного партнерства, что является особо актуальным направлением на современном этапе. Следует заметить, что с целью комплексного развития сферы туризма в муниципальных образованиях целесообразно на территории туристского центра создать также туристское некоммерческое объединение в форме ассоциации. В данном случае говорится не об ассоциации туристских предприятий, а об объединении фактически всех учреждений и предприятий муниципального образования, в той или иной степени заинтересованных в сбалансированном социально-экономическом развитии муниципалитета, а именно: — администрации, центра стандартизации и сертификации, других контролирующих органов; — предприятий и институтов сферы туризма; — градообразующих и бюджетообразующих предприятий, определяющих жизненный уклад города; — всех заинтересованных предприятий и граждан, которые желают заниматься проблематикой развития туристского комплекса. Таким образом, за счет объединения общих усилий участников туристской ассоциации, направленных на развитие муниципального образования как туристского центра посредством объединения хозяйствующих субъектов в единую систему, а не за счет конкуренции между ними реализуются поставленные задачи по развитию туристского комплекса муниципального образования (ТКМО), способствуя комплексному социально-экономическому развитию, как муниципального образования, так и туристского региона в целом. Инициатором разработки концепций, стратегий, целевых программ развития туристского комплекса на муниципальном уровне должна выступать Администрация муниципального образования. Для обеспечения участия всех заинтересованных сторон, а также их координации при главе администрации или его заместителе рекомендуется сформировать представительный обособленный орган в виде координационного совета по развитию туристского комплекса. К функциям данного органа отнесем следующие: — сформировать механизм работы, разрабатывать процедуры подготовки и обсуждения, принятия и реализации стратегических управленческих решений в области развития ТКМО; — одобрять механизм работы над программой развития ТКМО; — обеспечивать процедуру выдачи заданий на научно-исследовательские работы туристского информационного центра; — организовывать тендеры и конкурсы по размещению заданий на научно-исследовательские работы; — принимать положение о тендерах на разработку отдельных проектов комплексной муниципальной программы развития туризма; — обеспечивать научную экспертизу, общественное обсуждение и приемку туристских проектов; — подготавливать и выносить на обсуждение итоговый проект целевой программы развития туристского комплекса на муниципальном уровне; — обобщать результаты обсуждения и подготавливать к изданию финальную версию документа. Проект организационной структуры координационного совета по развитию туристского комплекса при администрации муниципального образования представлен на рисунке 5 [8].

Руководитель координационного совета/центра/отдела по развитию туристского комплекса при местной администрации

V V

Главный Ведущий Ведущий специалист по специалист по специалист по < туризму стратегическому курортному делу планированию и маркетинговым Ведущий исследованиям Ведущий специалист по специалист в < внутреннему области > туризму по Специалист по юриспруденции направлениям > маркетингу и рекламе

Ведущий < Ведущий Специалист по специалист по специалист по информационным системе въездному > технологиям в безопасности > туризму по туризме отдыха и защиты направлениям туристов

Данные специалисты могут быть включены в состав сотрудников МТИЦ при его наличии в МО

Рисунок 5. Организационная структура координационного совета по развитию туристского комплекса при администрации муниципального образования (проект)

Следует отметить, что обычно функции данного органа возложены на комитет по физической культуре, спорту и туризму, отдел международных связей или другие отделы администраций муниципальных образований, деятельность которых в той или иной степени имеет отношение к туризму. Механизм взаимодействия туристского информационного центра, Координационного совета по развитию туристского комплекса и Туристской ассоциации (при условии наличия их всех) представлен на рисунке 6 [8].

. Координационный совет < . Музейный по развитию туризма ……> комплекс Прочие общественные и . города . > частные организации, / \ . …… . учреждения города, . . . . . . > Туристы … / \ .. частные лица, V V V . . . . . заинтересованные в . . . развитии ТК МО . Туристский информационный <. ….. V ..V V . > центр АССОЦИАЦИЯ ПО ТУРИЗМУ МО . / \ . / \ > . . / \ / \/.\ . V . . . . Научно-методический орган (на . . базе специализированных научных . . заведений) . . . . . . V

. . . . . > Предприятия туристского комплекса

/ \ / \ / \ / \ / \ / \

Туристско — Санаторно — Предприятия Средства экскурсионные курортные общественного размещения предприятия, предприятия питания, входящие в муниципального входящие в туркомплекс МО образования туркомплекс МО

Предприятия Предприятия спортивно — инфраструктуры развлекательной туризма сферы

. . . . . > Потоки информации (в виде статистической отчетности, рекламных изданий, информационных порталов и т. д.)

> Потоки людских ресурсов, проекты, предложения

> Варианты стратегических альтернатив для обсуждения при формировании туристской политики

……………> Финансовые потоки

Рисунок 6. Механизм взаимодействия Туристского информационного центра муниципального образования, Координационного совета по развитию туристского комплекса и Туристской ассоциации (проект)

Развитие внутриотраслевых связей между предприятиями частного, общественного и государственного секторов способствует разработке мероприятий по формированию новых общественно-предпринимательских структур и инициатив, деятельность которых направлена на совместное решение проблем туристского развития территории муниципального образования, а также на выработку предложений, нацеленных на формирование внутриотраслевых связей, как на муниципальном, региональном, так и на национальном уровне. Подобного рода взаимодействие можно рассматривать как практику стратегического планирования развития туристской деятельности на муниципальном уровне на основе государственно-частного партнерства. В настоящее время кластерный подход к социально-экономическому развитию территориальных образований находит в России все большее понимание и признание. Организационные и концептуальные принципы формирования кластеров изложены в Концепции кластерной политики в РФ, принятой Правительством РФ в 2008 г. [11]. Возникнув в США, первоначально кластерный подход применялся исключительно к отраслям промышленного производства и рассматривался соответственно лишь как группа географически соседствующих и интеграционно-взаимодействующих компаний и связанных с ними организаций, функционирующих в определенной отраслевой (многоотраслевой) сфере и взаимодополняющих друг друга [10]. Международный опыт показывает эффективность развития кластеров и в таких непроизводственных сферах, как туризм, бизнес-услуги [10]. В мире есть территории, которые уже зарекомендовали себя как успешно функционирующие туристские кластеры: побережья Средиземного и Адриатического морей, Карибского бассейна; Объединенные Арабские Эмираты; горнолыжная индустрия Альпийского региона; развлекательная индустрия в Лас-Вегасе и Голливуде. В России кластерный подход к организации сферы туризма только развивается. Примерами территорий, которые обладают ресурсами и возможностями для формирования и развития туристских кластеров, являются: культурно-исторические центры Центральной части России (Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо России), туристско-рекреационные зоны на побережьях Черного моря (курорты Краснодарского края) и озеро Байкал; а также территория регионов Западной Сибири (Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Алтайский край, Республика Алтай). Особенности кластеров по сравнению с другими формами организации заключаются в следующем [10]: необычно широкий состав участников; географический размер кластера может варьироваться от масштаба города до уровня страны или группы соседних стран; наличие синергетического эффекта; гибкость и динамичность функционирования; конкурирующие организации идут на сотрудничество в целях реализации потенциала территории и ее конкурентных преимуществ. Поэтому в целях развития туристского комплекса муниципального образования на территориях муниципальных образований могут создаваться муниципальные туристские кластеры, формирование которых обусловлено наличием значительного туристского потенциала. Известно много определений понятия «кластер», но обобщенным и вполне применимым для муниципальной экономики является следующее: муниципальный туристский кластер — это группа расположенных на территории муниципального образования или вблизи его взаимосвязанных предприятий и организаций туристского комплекса, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга [3; 10; 12]. Основной целью муниципального туристского кластера является формирование и развитие конкурентоспособного туристского комплекса в системе муниципального образования. Для муниципальной экономики туристские кластеры могут выполнять роль «точек роста» внутреннего рынка. Участниками муниципального туристского кластера помимо предприятий и организаций туристского комплекса могут стать представители администрации, научно-исследовательские институты, образовательные учреждения, профессиональные объединения (в том числе туристские ассоциации), представители общественности и т. д. Эффективная работа всех элементов туристского кластера поможет не только значительно пополнить бюджеты территорий, но и образовать новую сферу занятости населения, стимулировать вовлечение в оборот дополнительных капиталов. Кроме того, функционирование кластера позволит сохранить культурно-исторические памятники, природные парки и заповедники, оздоровить экологическую обстановку, развить сферу услуг, совершенствовать туристскую инфраструктуру территорий. Развитие муниципальных туристских кластеров проходит несколько этапов: от проявления инициативы представителей администрации, бизнеса, местных жителей до формирования управляющей компании, определения стратегического развития муниципального образования (разработка комплексной программы развития туризма на муниципальном уровне), осуществления текущего управления, мониторинга и дальнейшего развития на принципах самоорганизации. Управляющая компания (УК) представляет собой самостоятельное юридическое лицо, в организационных принципах которого лежит государственно-частное партнерство, т. е. в управляющей компании представлены как администрация, так и бизнес-структуры, общественные организации и т. д. [10]. В качестве УК может выступать туристская ассоциация, созданная на территории муниципального образования по принципу государственно-частного партнерства. Алгоритм технологии создания и управления туристскими кластерами представлен на рисунке 7, составленном по материалам [12].

1. Принять 2. Провести 3. Разработать научно обоснованную решение о социологический концепцию и создать программу развитии > опрос местных > развития туризма на территории туристского жителей и гостей на основе оценки ее туристского комплекса о необходимос ти потенциала и экологического туристского состояния освоения территории

6. Провести туристскую 5. Разработать 4. Разработать экспертизу, проект паспорт туристской направленную на выбор < туристского < территории < оптимальных проектов кластера (инвентаризация туристского освоения туристских территории ресурсов)

7. Создать координационный совет или ассоциацию при администрации с участием 8. Принять проект 9. Провести общественности, туристского кластера работу по представителей бизнеса и и создать управляющую привлечению > администрации, > компанию по его > инвестиций и специализированных реализации получению учебно-научных заведений кредитов

11. Создать условия для 10. Обеспечить строительство и эффективного управления развитием эксплуатацию инженерных объектов туристского кластера < туристского кластера на основе < государственно-частного партнерства

Рисунок 7. Технология создания и управления туристскими кластерами

Подобная модель позволяет учесть интересы всех активных участников муниципального туристского кластера, а также обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие территории муниципального образования. По мнению Н. В. Шабалиной, заместителя декана МГУ имени М. В. Ломоносова и вице-президента Национальной академии туризма, директора Института комплексных исследований образования, зав. кафедрой рекреационной географии и туризма МГУ имени М. В. Ломоносова В. И. Кружалина, у кластерной организации туристского сектора экономики есть следующие преимущества для органов власти и бизнеса территориальных образований [10; 12]: увеличивается количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес), появляется удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации экономического развития территории; с помощью кластеров органы власти могут эффективнее использовать новые рыночные тенденции для социально-экономического развития территории, сочетая оценки внутри кластера (как участник кластера) и понимание внешних макроэкономических факторов, социально-политических тенденций и реалий (т. е. кластерный подход предоставляет органам власти инструментарий эффективного взаимодействия с бизнесом, более глубокого понимания его характерных показателей и тактических задач, дает возможность целенаправленного, реального и мотивированного стратегического планирования туристских ресурсов, развития территорий); в рамках кластера органы власти могут резко повысить эффективность инициатив по стимулированию активизации частного сектора экономики (например, субсидирование программ подготовки и переподготовки кадров открывает новые возможности перед предпринимателями, рабочими и специалистами; для бизнеса — возможность реального обеспечения конкурентоспособности бизнеса в будущем, возможность делиться положительным опытом и снижать затраты (снижение затрат происходит вследствие эффекта масштаба, который проявляется при кооперации производителей и потребителей)); кластеры стимулируют значительное повышение производительности труда и внедрение инноваций; постоянное взаимодействие способствует формальному и неформальному обмену знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками; для малых и средних предприятий кластер может существенно снижать барьер выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы (используя репутацию кластера, предприятия малого и среднего бизнеса получают новые возможности доступа к финансовым ресурсам, имидж кластера переносится внешними по отношению к кластеру партнерами и на отдельные предприятия); кластер предоставляет предпринимателям новые возможности для систематизации возникающих проблем, выбора путей их преодоления (используя влияние и авторитет кластера, бизнес и региональные власти совместно могут искать пути наиболее эффективного продвижения своих инициатив через федеральные структуры, включая подготовку законопроектов и лоббирование на федеральном уровне прохождения региональных, муниципальных и отраслевых инициатив); создание муниципальных и региональных туристских кластеров формирует единую туристско-рекреационную систему России; создание туристских кластеров способствует развитию смежных отраслей народного хозяйства регионов, муниципальных образований; успех кластеров укрепляет и развивает экономическую ситуацию в территориальном образовании, содействует экономическому росту муниципалитета/региона, поэтому кластеры имеют политическую значимость для органов власти, в первую очередь в связи с выполнением социальных обязательств перед населением и созданием благоприятных возможностей для экономического развития муниципального образования/региона. Туристский кластер может формироваться как на муниципальном, так и на локальном уровне. Так, особой формой муниципальных туристских кластеров могут являться локальные туристские кластеры по видам туризма, например спортивный, деловой, курортный, приключенческий или культурно-познавательный (в зависимости от имеющегося преобладающего вида туристских ресурсов). Каждый из них формируется на однородном сегменте локального туристского рынка, охватывает определенную продуктовую нишу. На современном этапе в качестве основных проблем формирования и развития туристских кластеров можно выделить следующие [10]: — отсутствие профессиональных туристских кадров, способных понимать все преимущества и выгоды от подобной формы кооперации; — низкая восприимчивость руководящих работников к инновациям; — отсутствие практики стратегического планирования туристской деятельности на основе государственно-частного партнерства; — достаточно длительный период «запуска» туристского кластера (в среднем около трех лет). Однако наличие нормативно-законодательной базы формирования кластеров в РФ существенно упрощает процедуру организации подобных образований даже в стартовых условиях, как на муниципальном, так и на региональном уровне.

Литература

1. Приказ Ростуризма от 11 июля 2007 г. N 66 «Об утверждении типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации». 2. Постановление Администрации Ростовской области от 7 октября 2008 г. N 492 «О порядке предоставления субсидий туристско-информационным центрам в целях возмещения части отдельных видов затрат». 3. Александрова А. Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2007. 4. География туризма: Учебник / Под ред. А. Ю. Александровой. М.: КНОРУС, 2008. 5. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003. 6. Саак А. Э., Горелова Г. В., Жертовская Е. В. Информационно-аналитическое обеспечение процесса формирования туристской политики муниципального образования с помощью технологии поддержки принятия управленческих решений на основе когнитивного подхода // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. N 4. 7. Саак А. Э., Горелова Г. В., Жертовская Е. В. Управление развитием туристского комплекса муниципального образования с помощью комплексной методики выбора и принятия управленческих решений (на примере г. Таганрога) // Туризм: право и экономика. 2008. N 1. 8. Саак А. Э., Жертовская Е. В. Управление туристским комплексом на муниципальном уровне: системный подход // Муниципальная власть. 2008. N 4. 9. Умнов А. Бедность — не порок. Региональный туризм: только ли в деньгах счастье? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2005. N 3. 10. Шабалина Н. В. Введение в туристскую кластеризацию // URL: http:// www. bzm. su/ articles/ article-05. 11. О концепции кластерной политики в России // URL: http:// www. expert. ru/ printissues/ ural/ 2008/ 14/ qa_klasternaya_politika. 12. Кружалин В. И. Технология формирования туристско-рекреационных кластеров на принципах государственно-частного партнерства // URL: http:// www. bzm. su/ userfiles/ bzm. su/ Сентябрь19_09_09(l).ppt. 13. Материалы сайта Администрации Ростовской области // URL: http://www. donland. ru. 14. Материалы официального портала туризма Ростовской области // URL: http://www. dontourism. ru.

——————————————————————