Управление развитием туристского комплекса муниципального образования с помощью комплексной методики выбора и принятия управленческих решений (на примере г. Таганрога)
(Саак А. Э., Горелова Г. В., Жертовская Е. В.) («Туризм: право и экономика», 2008, N 1)
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ ВЫБОРА И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ Г. ТАГАНРОГА)
А. Э. СААК, Г. В. ГОРЕЛОВА, Е. В. ЖЕРТОВСКАЯ
Саак А. Э., кандидат экономических наук, заведующий кафедрой государственного и муниципального права и управления Таганрогского технологического института Южного федерального университета (ТТИ ЮФУ).
Горелова Г. В., доктор технических наук, профессор, профессор кафедры государственного и муниципального права и управления ТТИ ЮФУ.
Жертовская Е. В., ассистент кафедры государственного и муниципального права и управления ТТИ ЮФУ.
Развиваясь, туристский комплекс оказывает непосредственное воздействие на ключевые секторы экономики, тем самым улучшая уровень социально-экономического развития как отдельных территориально-хозяйственных систем, так и регионов, нации в целом. Однако происходящее в России реформирование экономики с неизбежностью вызвало крутые перемены и в сфере туристской деятельности. Предполагалось, что в этих условиях туризм станет одним из наиболее доходных и привлекательных сегментов рынка. На деле же он оказался в глубоком кризисе, хотя на поверхности это, может быть, не столь очевидно. Поэтому в современных условиях появилась объективная необходимость перенести центр экономической ответственности в решении проблем развития сферы туризма на региональный уровень, то есть туда, где эта проблема наполняется реальным содержанием и привязана к условиям той или иной территории с учетом имеющихся ресурсов, реально существующих возможностей и конкретных запросов населения. На сегодняшний день у туристских регионов, обладающих туристским потенциалом, возникает потребность в стимулировании и планировании развития туристской сферы, а именно развития въездного и внутреннего туризма, тем самым обеспечивая улучшение их социально-экономического положения. Под туристским регионом в данном контексте будем понимать отдельную территориальную единицу, которая может соответствовать конкретному административно-территориальному делению, занимать его часть или представлять собой территорию, расположенную на нескольких административно-территориальных делениях, основанную на общности туристских ресурсов, объединенную общей туристской индустрией и инфраструктурой и воспринимаемую в виде целостного объекта. Категория «туристский регион» непосредственно используется в региональном туристском планировании, которое находит свое отражение в разработке региональной туристской политики, программ и планов развития сферы туризма с учетом специфических условий конкретного региона. Туристское планирование на местном уровне отличается сильной детализацией и осуществляется обычно на уровне туристского центра. Туристский центр — место отдыха туриста, включающее весь его туристский потенциал, или туристские возможности. Следует только отметить, что понятие «туристский центр» целесообразным видится использовать в привязке к туристскому региону, например «Таганрог — туристский центр Ростовской области». Проведение в регионах социально-экономических преобразований привело к росту роли муниципальных образований во всех сферах жизни общества. Поэтому новым импульсом в развитии сферы туризма и его инфраструктуры может стать объединение усилий центра и регионов, регионов и муниципальных образований, что поможет туристской сфере стать полноценной, эффективно функционирующей единицей экономической системы как страны, так и отдельного региона или муниципального образования. Следовательно, акцентируя внимание на проблематике развития сферы туризма, можно сделать вывод о том, что развитие любой социально-экономической системы, к которым, несомненно, относится туристский комплекс муниципального образования, невозможно без исследования, стратегического планирования, координации, организации, разработки, принятия и реализации управленческих решений, регулирования и контроля над их осуществлением, т. е. без четко выстроенной системы эффективного управления деятельностью и социально-экономическими процессами в туристской сфере, что обусловливает необходимость формирования и реализации активной действенной туристской политики, что делает актуальной проблему разработки комплексной методики выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса в социально-экономической системе, которая должна быть полезна региональным и муниципальным органам власти и управления при разработке концепций, целевых программ развития туризма соответствующих территориальных образований. В отечественной литературе проблемы выбора и принятия управленческих решений по развитию сферы туризма с целью повышения эффективности его функционирования в современных условиях в территориальном аспекте стали объектом исследования сравнительно недавно и относятся к числу мало разработанных. Рассматривая современные подходы, методы исследования состояния, развития туристской сферы и принятия управленческих решений в данной сфере, следует подчеркнуть, что на сегодняшний день не существует единой методики в рамках системного подхода, зарекомендовавшей себя так, чтобы претендовать на статус «наиболее эффективной». Принимая во внимание тот факт, что в процессе принятия управленческих решений в сфере туристского бизнеса возникают некоторые сложности — слабоструктурированные проблемы, обусловленные во многом тем, что исследование состояния и развития территориальных туристских комплексов характеризуется отсутствием достаточной количественной информации о динамике процессов, изменчивостью характера процессов во времени, что вынуждает к переходу к качественному анализу таких процессов. При разрешении слабоструктурированных проблем необходимы опыт, интуиция, ассоциативность мышления, мнения экспертов. Такая наука, как когнитология (инженерия знаний), которая посвящена проблемам структуризации знаний экспертов в конкретной предметной области (в сфере функционирования и развития туристского комплекса), и обеспечивает процесс передачи данных знаний ЭВМ. Поэтому методику выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса на муниципальном уровне рекомендуется разработать на основе когнитивного моделирования, позволяющего работать как с качественными, так и с количественными параметрами. Когнитивное моделирование — это способ анализа, который обеспечивает выявление силы и направления влияния факторов на перевод объекта управления в целевое состояние, с учетом сходства и отличия во влиянии различных факторов на данный объект управления. Когнитивное моделирование и системный анализ дают возможность объективизировать знания эксперта в предметной области, формализовать изучаемую социально-экономическую проблему, позволяют приближенно оценить результаты достижения цели, учитывая условия быстрой изменчивости внешней среды, прогнозировать наступление различных ситуаций и, анализируя их, принимать адекватные меры по эффективному управлению на любой стадии развития объекта управления. Математическим аппаратом когнитивного анализа и эффективного когнитивного управления являются знаковые графы с весами, учитывающие десятки или сотни необходимых параметров, позволяющие проводить анализ проблемной ситуации и синтез стратегий управления. Целью когнитивной структуризации применительно к турбизнесу является формирование и уточнение гипотезы о функционировании, развитии исследуемого туристского комплекса, объектом управления которого выступает его туристский потенциал, рассматриваемый как сложная система, которая состоит из отдельных, но взаимосвязанных между собою элементов и подсистем, и выявление будущих целевых и нежелательных состояний объекта управления и наиболее существенных (базисных) факторов управления и внешней среды, влияющих на переход объекта управления в эти состояния, а также установление качественных (причинно-следственных) связей между ними, с учетом взаимодействия факторов друг на друга. При этом, учитывая риски, опасности, возможности, шансы и т. п., можно достичь намеченных целей при минимуме затрат. Результатом структуризации знаний экспертов является построение когнитивной карты и когнитивной модели. Таким образом, структура когнитивного подхода к принятию управленческих решений в области развития туризма отвечает всем общим требованиям анализа, в нее удобно «встраивать» как широко всем известные методы и модели принятия решений (экспертные, программно-целевые, статистические, матрица решений и т. д.), так и специфические новые методы системного анализа (методы когнитивного анализа и моделирования), которые порождаются особенностями туристской системы. В результате была разработана комплексная методика выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса муниципального образования на основе когнитивного подхода, которая может выступать технологией поддержки принятия управленческих решений по регулированию развития туризма для органов местного самоуправления в условиях конкретной социально-экономической среды (рис. 1).
Объект исследования — туристский комплекс муниципального образования (ТК МО) как территориальная социально-экономическая система: объект управления — туристский потенциал
Когнитивная (познавательно-целевая) структуризация знаний об исследуемом объекте и внешней для него среды V
1. Идентификация исследуемой системы
1.1. Выделение базисных факторов: 1.3. Комплексная оценка — внутреннего характера, определяющих туристского потенциала МО: 1.4. Выявление ТК МО (в разрезе таких двух блоков, 1.2. Сбор, — текущая оценка и анализ перспективных как туристский потенциал, обусловленный систематизация развития основных элементов видов туризма > индустрией туризма, инфраструктурой > текущей > индустрии туризма; > в МО, туризма, туристскими ресурсами, а информации о — текущая оценка и анализ обусловленных также система управления туристским состоянии ТК МО развития инфраструктуры имеющимся потенциалом); туризма; туристским — внешнего характера, влияющих — текущая оценка туристских потенциалом на развитие ТК МО ресурсов
< 2. Формирование списка приоритетных проблем развития туристского комплекса в МО на основе SWOT-анализа
2.1. Выявление 2.2. Выявление 2.3. Формирование 2.4. Формирование 2.5. Выявление > сильных и слабых > возможностей > списка ключевых факторов > общего списка > приоритетных проблем сторон ТК МО и угроз ТК МО успеха (КФУ) данного МО проблем развития ТК МО
> 3. Постановка стратегической цели и приоритетных задач развития ТК МО (с учетом целей и приоритетов < социально-экономического развития, как муниципального образования, так и региона в целом) о б р > 3.1. Формирование критериев оценки эффективности > 3.2. Формулирование цели и задач развития ТК МО а решений в сфере управления развитием ТК МО (формирование дерева целей) т н а 4. Разработка проекта Концепции развития ТК в МО < я V с в 5. Разработка проекта целевой муниципальной программы развития ТК на основе когнитивного моделирования я з ь > 5.1. Определение цели, задач комплексной программы > 5.2. Формулирование основных направлений (блоков) программных мероприятий, обусловленных ранее и выявленными проблемами в области развития ТК МО 5.4. Когнитивное моделирование, основанное на к сценарном подходе (экспертиза альтернатив — выбор о наилучших вариантов по заданным критериям): 5.3. Формирование списка альтернатив (сценариев) р — разработка когнитивной карты; < решения приоритетных проблем в области развития < р — разработка когнитивной модели; ТК на муниципальном уровне е — когнитивный анализ; к — импульсное моделирование сценариев развития < нет т и сценарный анализ да и Цели > 5.6. Формирование конечного р > достигнуты? списка (рационального варианта) о 5.5. Разработка модели принятия решений в условиях программных мероприятий и в > неопределенности (платежной матрицы решений) население механизма управления ТК МО к > а 6. Согласование управленческих решений органами местного самоуправления < ц (по ресурсам, по срокам, по исполнителям) е л и > 7. Управление реализацией решений (подготовка закона, приказа: реализация концепции и комплексной программы)
> 8. Контроль за исполнением разработанных управленческих решений < в области развития ТК на муниципальном уровне
Рисунок 1. Комплексная методика выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса муниципального образования на основе когнитивного подхода
Следует также отметить, что достоинством созданной комплексной методики выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса как территориальной социально-экономической системы на основе когнитивного подхода является то, что она позволяет получить более глубокие знания об объекте исследования, о структуре взаимодействия туристского комплекса с социально-экономической средой территориального образования, о возможности развития проблемной ситуации, сложившейся в туристском бизнесе, и о комплексе возможных воздействий на ситуацию, позволяющих изменить ее в нужном направлении, принимать рациональные управленческие решения и формировать действенную туристскую политику. Адаптация разработанной методики на примере конкретного муниципального образования г. Таганрога — типичного крупного города, являющегося туристским центром Ростовской области, позволила оценить состояние туристского потенциала территории — рис. 2, провести анализ развития предприятий туристской сферы г. Таганрога, определить перспективные для развития на территории данного муниципального образования виды туризма, а именно спортивного, культурно-познавательного, делового и пляжного отдыха с учетом имеющегося туристского потенциала (рис. 3).
ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ г. ТАГАНРОГА V V
Индустрия и инфраструктура туризма Туристские ресурсы
V V > Средства размещения > Спортивные > Объекты сооружения отдыха Рекреационно — Природно — V V познавательные рекреационные V (культурно-исторические) (природно — Коллективные Индивидуальные > Развлекательные климатические) — СК «Красный котельщик»; комплексы: V V V — Академия тяжелой — РК «NEO»; атлетики им. Д. Ригерта; — РК «Пирамида»; 1. Историко-краеведческий музей. — гостиница «Центральная Частный — Дворец спорта завода — аквапарк 2. Музей «Градостроительство бристоль»; сектор «Прибой»; «Лазурный» и быт г. Таганрога». — ГРК «Ассоль»; — Стадион «Торпедо»; 3. Музей Дурова. — гостиница «Южная ночь»; — СК «Торпедо ЮР»; 4. Музей И. Д. Василенко. V — гостиница «Ника»; — Таганрогский Яхтклуб; Бильярдные: 5. Художественный музей. — ГРК «Золотой берег»; — ФОК «Солнечный»; > — «Классик»; 6. Памятник Петру I Умеренно — — ГРК «Приазовье»; — «Олимп»; — «Массе»; (Исторический бульвар). континентальный — гостиница «Алмаз»; — «Жемчужина»; — «Буксир» и др. 7. Памятник Александру. климат. — гостиница «ТАВИА»; — бассейн «Дельфин»; 8. Дворец Александра I Среднегодовая — гостиница «Отдых»; — бассейн «Садко»; (дом Папкова). температура +9. — ГРК «Извольте»; — Фитнес-клуб Прочие объекты 9. Памятник Джузеппе Гарибальди. Средняя температура — гостиница «Таганрог»; (ДК им. Ленина); досуга: 10. Дом Чайковских. в июле +23,5. — Гостинный двор «Северный»; — Фитнес-клуб «Gold Class» — кинотеатр 11. Дом Ф. И. Раневской. Водные ресурсы: — гостиница Политехнического > «Октябрь»; 12. Пушкинская набережная. побережье Азовского колледжа — сауны, казино, 13. Парк культуры и отдыха залива (Солнечный > Туристские организации и игровые центры им. Горького. пляж, Центральный (предприятия) 14. Роща «Дубки». пляж, Приморский > Предприятия питания (в т. ч. туристские) 15. Музей «Домик Чехова». пляж) V 16. Литературный музей V V А. П. Чехова. — ООО «Ростовтурист. 17. Музей «Лавка Чеховых». Кафе Рестораны Таганрогское турбюро»; 18. Театр А. П. Чехова. V — ООО «Спутник-Юг»; 19. ЦГПБ им. А. П. Чехова. V V — ООО «Тревел Сити-Дон» 20. Родовое гнездо Чеховых. Социально — (avantix. ru); 21. Дворец Алфераки и др. экономические «Чайка»; «Центральное»; — «Волна»; — ООО «Арсенал-Круиз»; «Дежавю»; «Ностальжи»; — «Абсолют»; — ООО «Эльф-СБ» («Клеопатра») «Абсолют»; Юг»; — «Моя Италия» — ТГОО «ТОИ» («РИО»); Финансовые < «Золотая рыбка»; «Бон (в т. ч. кафе); — ООО «Синьор Робинзон» — ТУЭС филиал ОАО «ЮТК»; ресурсы Аппети»; «ЛюдВик»; — «Славянская (обособленное подразделение); — ОАО «ИнфоТексТаганрогТелеком»; «Альбатрос»; «Старая Беседа»; — ПБОЮЛ Ерохина Е. П.; — филиал ФГУП «Почта России» (20 п. о.); V крепость»; «Огонек»; — «Баттерфиш»; — ООО «Росинтур» — ООО «Комтел-Таганрог»; «Каштан»; «Фараон»; — ГРК «Извольте»; (обособленное подразделение); — операторы сотовой связи и др. — местный бюджет; «Конкорд»; «Бен Боу»; — ГРК «Приазовье»; — ООО «ТК «Розовый слон»; — инвестиционные «Матрица»; «Клеопатра»; — ГРК «Ассоль»; — ИТД Белебехова О. О.; /\ ресурсы (частные «Пирамида» (на пляже); — ГРК «Золотой — ООО «Страна путешествий»; Автодороги, 13 банковских организаций, инвестиции) «У Богуслава»; берег»; — ООО «Юг-тур»; развитая ж/д 23 филиала страховых «У Кристины»; «Норма»; — «День и ночь» — ООО «Магазин горящих сеть, водный компаний, инвестиционные «Чайный домик»; путевок» транспорт, компании, профессиональные Информационные < «Красный мак»; авиационное участники рынка ц. б. и др. ресурсы «Конфети» и др. Инфраструктура сообщение, здравоохранения < внутригородской /\ V транспорт > Санаторно — < Инфраструктура связи — Библиотека им. курортный Образовательные учреждения > /\ А. П. Чехова; комплекс (ТТИ ЮФУ, каф. ГиМУ; — экономически — путеводители, РосНоу МИУС) активное энциклопедии о > Транспортная инфраструктура население природе и др.; V г. Таганрога — городской сайт
СП «Тополь», Финансовая инфраструктура /\ СП «Ивушка», СП ТРТУ, V > МУЗ «Детский санаторий «Березка», МУЗ «Детский Органы Отдел международных связей; Комитет по Трудовые ресурсы < санаторий «Сказка» управления > физкультуре и спорту; ОВИР г. Таганрога
Рисунок 2. Туристский потенциал г. Таганрога (по состоянию на 01.01.2007)
5 4,28 * — Спортивный 4,15 ** 3,91 = — Деловой 4 ** // ** // == 3,47 \ — Оздоровительный ** // == 3,32 ** // == ++ 2,94 0 — Транзитный 3 ** // == ++ \\ 2,62 ** // == ++ \\ ?? 2,51 % — Экологический ** // == ++ \\ ?? 00 2,19 ** // == ++ \\ ?? 00 ## 2,15 / — Культурно-познавательный 2 ** // == ++ \\ ?? 00 ## %% ** // == ++ \\ ?? 00 ## %% $$ + — Пляжный отдых ** // == ++ \\ ?? 00 ## %% $$ ** // == ++ \\ ?? 00 ## %% $$ ? — Сельский 1 ** // == ++ \\ ?? 00 ## %% $$ ** // == ++ \\ ?? 00 ## %% $$ # — Образовательный ** // == ++ \\ ?? 00 ## %% $$ ** // == ++ \\ ?? 00 ## %% $$ $ — Религиозный 0 Виды туризма
Рисунок 3. Результат проведенного экспертного анализа по выявлению приоритетных видов туризма для г. Таганрога с учетом имеющегося туристского потенциала
SWOT-анализ проблем развития туризма в г. Таганроге позволил выявить комплекс проблем, в результате ранжирования которых по отношению причина — следствие были выявлены наиболее приоритетные. Проблема, получившая первый ранг приоритетности, — отсутствие системы управления туристским потенциалом на муниципальном уровне. В рамках разработанной комплексной методики были определены стратегическая цель, приоритетные задачи развития туристского комплекса г. Таганрога — рис. 4, разработан проект целевой муниципальной программы развития туристского комплекса для города.
Главная цель г. Таганрога: повышение уровня социально-экономического развития муниципального образования (улучшение качества жизни всех слоев населения г. Таганрога)
Цель г. Таганрога: повышение доходов и занятости за счет обеспечения роста экономики
Задача: продвижение города Таганрога на внутренний и внешний рынок туристических услуг
2-й уровень 1-й уровень
Блок целей развития туристского комплекса г. Таганрога
Основная цель: сохранение, развитие и управление туристским потенциалом города, а также превращение города в высококонкурентоспособный доходный туристский центр Ростовской области с современной туристской индустрией
Задача 1: Задача 2: Задача 3: Задача 4: рекламно — создание создание формирование информационная эффективной современной комфортабельного деятельность, системы туристской многофункционального направленная на регулирования и индустрии, комплекса продвижение Таганрога координации соответствующей европейского уровня на внутренний и туристского международным внешний рынок комплекса города стандартам, туристских услуг, (механизма совершенствование повышение его управления), туристской конкурентоспособности нормативно — инфраструктуры среди других правовой базы, туристских центров, обеспечивающей превращение сферы улучшение туризма в инвестиционного высокодоходный климата в данной межотраслевой сфере и повышение комплекс качества и муниципального безопасности образования обслуживания туристов
Рисунок 4. Цели и задачи развития туристского комплекса г. Таганрога (дерево целей)
Проведение когнитивного моделирования позволило осуществить когнитивную структуризацию статистической и экспертной информации о туристском комплексе г. Таганрога и его внешней социально-экономической среде. Разработанная модель является приближенной к оценке реального взаимодействия туристского комплекса муниципального образования с внешней средой. Модель позволяет использовать технологию когнитивного анализа для исследования взаимовлияния факторов. Структурный анализ модели, проведенный на основе программной системы когнитивного моделирования (ПС КМ), показал, что заданные цели являются непротиворечивыми, т. е. изменение одного из целевых факторов в желательном направлении не приводит к изменению других целевых факторов в нежелательном направлении. Так, например, при внесении положительного импульса q0 = +1 в вершину V0 «Туристский комплекс МО» все целевые факторы растут (рис. 6). Следует пояснить, что ось абсцисс соответствует времени — тактам моделирования, а на оси ординат откладываются значения коэффициента пересчета в реальные единицы.
= — Вклад туризма в бюджет МО 0 — Инвестиц. прибыль МО / — Межрегиональный и внешнеэкономический обмен * — Качество жизни населения МО
k /\ 515,00 * 478,21 441,43 404,64 * 367,86 331,07 * 294,29 0 257,50 * 220,71 / 183,93 *0/ 147,14 / 110,36 / = 73,57 *0/ = 36,79 / = 0,00 *0/ = *0/ = * 0/= > 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 t
Рисунок 6. Изменение целевых факторов при внесении положительного импульса в вершину V0 «Туристский комплекс МО»
Формирование сценариев, моделирующих основные управленческие воздействия (разработка которых производилась на основании ранее выявленных приоритетных проблем развития ТК г. Таганрога по результатам SWOT-анализа), осуществлялось по подготовленному протоколу моделирования, в котором последовательно задавались активизирующие вершины, в которые вносились векторы управляющих воздействий (q i). v Сценарии, полученные в результате когнитивного анализа, могут служить альтернативами для принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса на муниципальном уровне. В соответствии с авторской методикой (этап 5.5) для выбора рационального варианта управленческих решений целесообразно воспользоваться моделью типа «платежная матрица». Поэтому представим выявленные альтернативы развития исследуемого сектора экономики следующим образом (табл. 1).
Таблица 1. Матрица принятия решений в области развития ТК МО
Сценарные Сценарии в ПС КМ Уровень негативных альтернативы факторов (экологические (стратегии) риски, сезонные риски) развития ТК МО низкий (O ) высокий (O ) 1 2
U (a ) P U (a ) P i ij i ij
1. Создание \/ — Туристский поток 8 2 6 0,5 Туристской 0 — Вклад туризма в бюджет МО 0,5 ассоциации в = — Межрегиональный и г. Таганроге внешнеэкономический обмен (q018 = +1) * — Качество жизни населения МО k /\ 150,00 * 139,29 128,57 * 117,86 107,14 96,43 * 85,71 75,00 * 64,29 53,57 * 42,86 32,14 * 21,43 * / 10,71 * =0/ 0,00 */\=0 / */=0\ / / \/ > 4 5 6 7 8 9 t
2. Создание \/ — Туристский поток 6 0,5 4 0,5 самостоятельной 0 — Вклад туризма в бюджет МО структуры при = — Межрегиональный и Администрации внешнеэкономический обмен г. Таганрога — * — Занятость населения МО Координационного k /\ совета, который 42,00 * будет заниматься 39,00 проблемами 36,00 * / развития 33,00 туристской сферы 30,00 * / на муниципальном 27,00 0 уровне 24,00 * /0 (q010 = +1) 21,00 =/ 18,00 *=0 15,00 =0/ 12,00 *0 / 9,00 0 / 6,00 0 3,00 /* / 0,00 * \ / */ \ > 4 5 6 7 8 9 t
3. Развиваются / — Туристский поток 4 0,5 2 0,5 объекты = — Экология индустрии 0 — Вклад туризма в бюджет МО туризма, * — Качество жизни населения МО увеличивается k /\ количество 432,00 * средств 398,86 размещения, 365,71 улучшается 332,57 * состояние 299,43 материально — 266,29 технической 233,14 * базы санаторно — 200,00 курортных 166,86 * организаций 133,71 / (q01 = +1, 100,57 * / q02 = +1) 67,43 /0 34,29 /0 1,14 */0 -32,00 *****=/=/0 = = > 5 6 7 8 9 10 t
4. Развиваются 0 — Вклад туризма в бюджет МО 10 0,5 8 0,5 информационные / — Бюджеты всех уровней туристские * — Качество жизни населения МО ресурсы МО за = — Безопасность территории МО счет создания k /\ муниципального 540,00 * туристского 500,71 информационного 461,43 центра при 422,14 * условии 382,86 неразвитой 343,57 туристской 304,29 / политики 265,00 * (текущее 225,71 / значение в 186,43 вершине «Уровень 147,14 * / развития 107,86 * 0 тур. политики» 68,57 * / 0 соответствует 29,29 * / 0 = значению — 1) -10,00 * / 0 = (q016 = +1) ===== /00 = = = == > 3 4 5 6 7 8 9 t
/ — Наука и инновации 0 — Туристский поток = — Экологические риски * — Инвестиц. прибыль МО k /\ 420,00 * 387,14 354,29 * 321,43 288,57 255,71 * / 222,86 190,00 */0 157,14 /0 124,29 */0 91,43 /0 58,57 */0 25,71 *0 -7,14 *0 -40,00 *******0 = = = > 3 4 5 6 7 8 9 t
5. Развиваются /\ — Туристский поток 5 0,5 3 0,5 дорожно — 0 — Вклад туризма в бюджет МО транспортная * — Качество жизни населения МО инфраструктура, = — Уровень социальной туристские напряженности организации, k /\ образование 30,00 * раздела «Туризм» 27,43 * в местном 24,86 бюджете с 22,29 * выделением 19,71 статьи «Расходы 17,14 * на развитие 14,57 туристского 12,00 * комплекса» 9,43 (q03 = +1, 6,86 * q06 = +1, 4,29 * /0 q013 = +1) 1,71 * 0/ -0,86 =====\0 0/ -3,43 = \/ -6,00 = = = = > 4 5 6 7 8 t
В таблице 1: u — полезность i исхода в состоянии природы (внешней ij среды) j, P — вероятности i исхода в состоянии природы j, v — ij ij результаты P x u . ij ij
При оценке полезности учитывались скорость развития ТК в г. Таганроге, количество управляющих воздействий, экономический и социальный эффекты (увеличение туристского потока, рост доходов местного бюджета и уровня (качества) жизни населения) и использовалась следующая шкала [1; 10]: — туристский комплекс МО развивается быстро, экономический и социальный эффекты наибольшие (что подтверждается значениями коэффициента приращения) и достигаются достаточно быстро, количество управляющих воздействий минимально [9; 10]; — развитие ТК МО происходит с меньшими темпами, при этом экономический и социальный эффекты выше среднего и достигаются достаточно быстро, количество управляющих воздействий минимально [7; 8]; — развитие ТК МО происходит с меньшими темпами, при этом экономический и социальный эффекты соответствуют среднему уровню, но количество управляющих воздействий возрастает [5; 6]; — развитие ТК МО происходит с меньшими темпами, при этом экономический и социальный эффекты ниже среднего, количество управляющих воздействий возрастает [3; 4]; — развитие ТК МО происходит достаточно медленно, при этом экономический и социальный эффекты достигаются не сразу, количество управляющих воздействий значительно возрастает [1; 2]. В соответствии с авторской методикой воспользуемся наиболее универсальным подходом для выбора рациональной стратегии — критерием максимизации математического ожидания полезности (формулы 1, 2), при котором выбирается стратегия развития ТК МО, обеспечивающая максимальную ожидаемую оценку. U (сигма ) = Y p x u , i = l, 2,…, m, j = 1, 2,…, n (1); i j ij ij 0 U = max {U (сигма )} (2), сигмаi i где U (сигма ) — математическое ожидание полезности результатов v при i ij выборе стратегии сигма с учетом состояния природы u , выражение (2) — i j правило выбора «рационального» решения — максимизации математического ожидания полезности. Таким образом, преобразуя данные таблицы 1 в соответствии с представленной технологией, получим: U = 0,5 x 8 + 0,5 x 6 = 7; 1 U = 0,5 x 6 + 0,5 x 4 = 5; 2 U = 0,5 x 4 + 0,5 x 2 = 3; 3 U = 0,5 x 10 + 0,5 x 8 = 9; 4 U = 0,5 x 5 + 0,5 x 3 = 4; 5 U = max {U } = 9. 0 i Таким образом, опираясь на результаты исследования, проведенные с помощью разработанной комплексной методики выбора и принятия управленческих решений в области развития туристского комплекса в социально-экономической системе, целесообразно выбрать 4-ю стратегию, т. е. создать муниципальный туристский информационный центр в г. Таганроге. Однако следует также заметить, что создание Туристской ассоциации в г. Таганроге также выступает приемлемой альтернативой, реализация которой способна оказать позитивное воздействие на развитие ТК МО, но развитие его будет происходить с меньшими темпами из-за большего времени, необходимого для ее организации, и меньшего числа выполняемых ею функций. Создание самостоятельной структуры при Администрации г. Таганрога — Координационного совета, который будет заниматься исключительно проблемами развития туристской сферы на муниципальном уровне, требует большего объема финансовых средств, не снижает потребность в создании муниципального туристского информационного центра, что подтверждает правильный выбор авторами именно 4-й стратегии как приоритетной на начальном этапе развития ТК в г. Таганроге. Применение модели принятия решений в условиях неопределенности (в виде матрицы решений) позволило выбрать множество альтернатив решений проблем в области развития ТК МО для включения в проект целевой муниципальной программы развития туризма и, в-четве ртых, обосновать выбор наилучшей наиболее рациональной (по критерию максимизации ожидаемой полезности) альтернативы для г. Таганрога на современном этапе, а именно организации создания муниципального туристского информационного центра. Основные задачи туристского информационного центра представлены на рис. 7.
Туристский информационный центр МО (МУП ТИЦ)
V V V
Предоставление Исследование туристского Маркетинг платных потенциала территории МО туристской консультационных и содействие турполитике территории услуг в области туризма V Продвижение — оценка состояния, проблем комплексного > Информирование и перспектив развития турпродукта МО < туристов индустрии туризма МО; как турцентра — оценка туристических ресурсов; Организация — оценка и анализ Участие в семинаров, инфраструктуры туризма МО; рекламной, > конференций, — содействие формированию маркетинговой, < тренингов конкурентоспособного ТК МО; выставочно — — содействие формированию презентационной системы статистики в деятельности Разработка области туризма на инвестиционных муниципальном уровне; > проектов в — содействие разработке и Сбор, обработка, области туризма сопровождение программ и систематизация проектов в сфере туризма. и размещение информации о состоянии туристского потенциала < территории на муниципальном, региональном туристском портале
Рисунок 7. Основные задачи муниципального туристского информационного центра (МТИЦ)
Эффекты, создаваемые в процессе реализации данной стратегии для г. Таганрога, представлены в виде импульсных процессов на рис. 8 — 10.
k /\ 9,00 * 8,36 7,71 * 7,07 0 — ТК МО 6,43 * — Частные инвестиции в развитие ТК МО 5,79 * / /\ — Маркетинг туристской территории 5,14 = — Ур-нь разв. турполитики МО 4,50 * / 3,86 = 3,21 * /0 2,57 / 1,93 * = 0 1,29 / 0,64 / * = 0 0,00 / = 0 / *= 0 > 0 1 2 3 4 5 t
Рисунок 8. Импульсный процесс развития туристского комплекса при организации в г. Таганроге муниципального туристского информационного центра
/ — Наука и инновации = — ТК МО = — Туристский поток / — Бюджеты всех уровней 0 — Вклад туризма в бюджет МО * — Инвестиц. прибыль МО * — Качество жизни населения МО 0 — Межрегиональный и внешнеэкономический обмен k /\ k /\ 120,00 * 84,00 = 111,43 78,00 102,86 * 72,00 =/ 94,29 66,00 * 85,71 * 60,00 = 77,14 54,00 / * 68,57 * / 48,00 = 60,00 42,00 / * 51,43 * / 36,00 = 42,86 30,00 / * 34,29 * / 24,00 /= 25,71 / 18,00 / * 17,14 * / =0 12,00 = *00 8,57 * / =0 6,00 ==== / 0* 0,00 */=000= 0,00 = */0* */ = = *0 ***** = > *0 > 3 4 5 6 7 8 t 3 4 5 6 7 8 t
Рисунок 9. Импульсный процесс Рисунок 10. Импульсный процесс развития таких факторов внешней 4 5 6 1 7 развития V8 , V8 и V8 при среды, как V2, V6, V8 , V8 , организации в г. Таганроге при организации в г. Таганроге муниципального туристского муниципального туристского информационного центра информационного центра
Таким образом, авторская методика создает фундамент для выбора и обоснования необходимых управленческих решений в процессе разработки концепций и комплексных программ развития туризма для муниципальных образований.
Литература:
1. Биржаков М. Б. Введение в туризм: Учебник. СПб.: Издательский дом «Герда», 2004. 2. Горелова Г. В., Захарова Е. Н., Радченко С. А. Исследование слабоструктурированных проблем социально-экономических систем: когнитивный подход. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 2006. 3. Жертовская Е. В. Механизм разработки комплексной целевой программы развития сферы туризма на муниципальном уровне // Региональная научно-практическая конференция «Проблемы развития внутреннего туризма в Центральной России: образование, менеджмент, планирование». Ярославль: Изд-во Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, 2005. 4. Жертовская Е. В. Технологии поддержки принятия управленческих решений в сфере туризма на основе когнитивного моделирования // VI Международная конференция «Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций». Москва: Изд-во Института проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2006. 5. Планирование на предприятии туризма: Учеб. пособие для вузов / Е. И. Богданов, О. Н. Кострюкова, В. П. Орловская, П. М. Фенин; Под ред. Е. И. Богданова. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2003. 6. Саак А. Э., Пшеничных Ю. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007. 7. Саак А. Э., Тюшняков В. Н. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. 8. Соколов А. Как нам реорганизовать туризм? // Турбизнес. 2004. N 12. 9. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под редакцией В. Б. Зотова. СПб.: Лидер, 2005. 10. Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма: Учебное пособие / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенин. М.: КНОРУС, 2007. 11. Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях: Учебное пособие / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова. М.: КНОРУС, 2007.
——————————————————————