Административная ответственность за правонарушения в сфере оборота наркотических средств по законодательству субъектов Российской Федерации

(Газизов Д. А.) («Административное право и процесс», 2012, N 8)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д. А. ГАЗИЗОВ

Газизов Дмитрий Анатольевич, начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Барнаульского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

В статье проведен анализ законодательства об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств.

Ключевые слова: наркотические средства, административная ответственность, оборот наркотических средств.

Administrative liability for offenses in the sphere of drug-trafficking under the law of RF subjects D. A. Gazizov

The article analyzes the law on administrative offences of Russian Federation in the field of trafficking of narcotics.

Key words: narcotic substances, administrative responsibility, trafficking of narcotics.

Статьей 1.1 КоАП РФ установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Законодательство об административной ответственности субъектов Российской Федерации в настоящее время представляет собой значительный объем нормативного материала, затрагивающий и регулирующий практически все основные сферы общественной жизни. При этом если в одних регионах создана стройная и действенная система нормативных правовых актов, то в других субъектах Российской Федерации нормативные акты, к сожалению, не согласовываются с действующим федеральным законодательством и друг с другом. Если же говорить в целом, то сегодня российское административно-деликтное законодательство представляет собой противоречивую по своей структуре систему федеральных и региональных нормативных правовых актов. В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, частью которых выступает законодательство об административных правонарушениях. Следует отметить, что отнесение Конституцией Российской Федерации к сфере совместного ведения административного и административно-процессуального законодательства способствовало бурному развитию регионального законодательства об административных правонарушениях, в том числе в сфере оборота наркотических средств. Так, в 90-х годах в связи с отменой административной и уголовной ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача субъекты Российской Федерации постарались восполнить образовавшийся пробел и принимали свои правовые акты. Были приняты: Постановление Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 1992 г. «Об установлении государственных мер против пьянства, алкоголизма и наркомании в Республике Саха (Якутия)» <1>; Законы: Чувашской Республики от 30 июля 1992 г. «Об административной ответственности за правонарушения в области торговли, финансов и общественного порядка» <2>; Республики Татарстан от 18 мая 1993 г. «Об административной ответственности за нарушения общественного порядка и порядка управления» <3>; Республики Башкортостан от 21 сентября 1993 г. «Об административной ответственности, направленной на борьбу с пьянством, алкоголизмом и наркоманией» <4>, Омской области от 28 ноября 1994 г. «Об административной ответственности за нарушения общественного порядка на территории Омской области» <5>; Республики Тыва от 12 мая 1995 г. «Об усилении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» <6>; Пермской области от 2 апреля 1997 г. «Об ответственности за отдельные административные правонарушения» и др., которые предусматривали административную ответственность за правонарушения в сфере оборота наркотических средств. ——————————— <1> Якут. ведомости. 1993. N 1. <2> Респ. газ. 1992. 6 авг. <3> Казан. ведомости. 1993. 15 июня. <4> Указы Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан по усилению правоохранительной деятельности. Уфа, 1993. С. 11. <5> Ведомости Законодат. Собр. Омс. обл. 1995. N 2. Ст. 47; 1995. N 5. Ст. 118. <6> Тувин. правда. 1995. 24 мая.

30 декабря 2001 г. был принят Федеральный закон N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» <7>, в соответствии с которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписывалось привести до 1 июля 2002 г. принятые ими нормативные правовые акты об административных правонарушениях в соответствие с КоАП РФ. ——————————— <7> СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 2.

Несмотря на предписание, активной законодательной работы на местных уровнях не проводилось: на момент вступления КоАП РФ в действие в некоторых регионах насчитывалось и продолжает насчитываться по одному-два «своих» акта, подпадающих под разграничение сферы административной ответственности <8>. В частности, в Законах (Кодексах): Белгородской области от 4 июля 2002 г. N 35 (в ред. от 27 декабря 2011 г.) «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» <9>; Архангельской области от 3 июня 2003 г. N 172-22-ОЗ (в ред. от 21 ноября 2011 г.) «Об административных правонарушениях» <10>; Тульской области от 9 июня 2003 г. N 388-ЗТО (в ред. от 3 марта 2011 г.) «Об административных правонарушениях в Тульской области» <11>; Омской области об административных правонарушениях от 24 июля 2006 г. N 770-ОЗ (в ред. от 12 сентября 2011 г.) <12>; Республики Татарстан об административных правонарушениях от 19 декабря 2006 г. N 80-ЗРТ (в ред. от 13 января 2012 г.) <13>; Калининградской области об административных правонарушениях от 12 мая 2008 г. N 244 (в ред. от 11 ноября 2011 г.) <14>; Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. N 273-70 (в ред. от 16 января 2012 г.) «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» <15>; Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-З (в ред. от 29 декабря 2011 г.) <16> — продолжают иметь место составы административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств. ——————————— <8> Масленников М. Я. Законодательство субъектов Российской Федерации об административной ответственности: правотворчество и центробежные импровизации // Административный процесс: теория и практика / Отв. ред. А. С. Дугенец. М.: НОУ «Шк. спецподготовки «Витязь», 2008. С. 183 — 205. <9> Сб. норматив. правовых актов Белгород. обл. 2002. N 40. <10> Ведомости Архангел. обл. Собр. депутатов третьего созыва. 2003. N 22. <11> Вестн. Тул. обл. Думы. 2003. N 6 — 8. <12> Ведомости Законодат. Собр. Омс. обл. 2006. N 2. Ст. 2936. <13> Респ. Татарстан. 2006. 26 дек. <14> Калининград. правда. 2008. 21 мая. <15> Вестн. Законодат. Собр. СПб. 2010. N 21. <16> Ведомости Гос. Собр. — Курултая, Президента и Правительства Респ. Башкортостан. 2011. N 16. Ст. 1151.

Изучение и анализ составов правонарушений, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, позволяют сделать вывод о том, что в ряде случаев они восполняют имеющиеся пробелы КоАП РФ, в некоторых дублируют либо противоречат нормам КоАП РФ. В частности, ст. 20.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (выделено мной. — Д. Г.). Появление же в опрятном виде, хоть и в состоянии наркотического опьянения, не влечет административной ответственности. Исключение составляет появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.22 КоАП РФ. Восполнить образовавшийся пробел попытались законодатели субъектов Российской Федерации, включив в региональные законы нормы, предусматривающие ответственность за некоторые «разновидности» появления в состоянии опьянения. Так, ч. 3 и 5 ст. 8.1 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. N 273-70 (в ред. от 16 января 2012 г.) «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» <17>; ст. 6.12 Закона Тульской области от 9 июня 2003 г. N 388-ЗТО (в ред. от 3 марта 2011 г.) «Об административных правонарушениях в Тульской области» <18> предусмотрена ответственность за выгул собак лицами, находящимися в состоянии наркотического опьянения. ——————————— <17> Вестн. Законодат. Собр. СПб. 2010. N 21. <18> Вестн. Тул. обл. Думы. 2003. N 6 — 8.

Таким образом, формально под ответственность подпадают и те лица, которым наркотические средства назначены врачом. Аналогичная ситуация складывается и по применению ч. 3 ст. 3.2 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-З (в ред. от 29 декабря 2011 г.) <19>; ч. 3 ст. 2.1 Закона Архангельской области от 3 июня 2003 г. N 172-22-ОЗ (в ред. от 21 ноября 2011 г.) «Об административных правонарушениях» <20>; ст. 52 Кодекса Омской области об административных правонарушениях от 24 июля 2006 г. N 770-ОЗ (в ред. от 12 сентября 2011 г.) <21>, которыми предусмотрена административная ответственность за купание в реках, водоемах и других местах в состоянии наркотического опьянения. ——————————— <19> Ведомости Гос. Собр. — Курултая, Президента и Правительства Респ. Башкортостан. 2011. N 16. Ст. 1151. <20> Ведомости Архангел. обл. Собр. депутатов третьего созыва. 2003. N 22. <21> Ведомости Законодат. Собр. Омс. обл. 2006. N 2. Ст. 2936.

Частью 1 ст. 13.6 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-З (в ред. от 29 декабря 2011 г.) <22> предусмотрена ответственность только за «катание, прыжки на лыжах для скоростного спуска (монолыжах, лыжах для сноуборда и других), коньках для скоростного спуска, катание на санках в состоянии опьянения на горнолыжных трассах». Следовательно, в других местах катание в состоянии наркотического опьянения ненаказуемо. ——————————— <22> Ведомости Гос. Собр. — Курултая, Президента и Правительства Респ. Башкортостан. 2011. N 16. Ст. 1151.

На наш взгляд, с учетом запрета в Российской Федерации потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача <23>, появление в общественных местах в состоянии наркотического опьянения в любом виде (опрятном или неопрятном) должно влечь за собой административную ответственность. ——————————— <23> Ст. 40 Федерального закона от 8 янв. 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Здесь следует сделать оговорку, т. к. указанное не должно распространяться на лиц, которые употребляют наркотические средства (имеются в виду медицинские препараты) по назначению врача. Статьей 3.4 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-З (в ред. от 29 декабря 2011 г.) <24> за нарушение установленных Законом Республики Башкортостан от 31 декабря 1999 г. N 44-З «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан» нормативов распространения печатной продукции, аудио — и видеопродукции, иной продукции… пропагандирующей национальную, религиозную и социальную нетерпимость, насилие и жестокость, наркоманию (выделено мной. — Д. Г.) предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати до двадцати тысяч рублей. ——————————— <24> Ведомости Гос. Собр. — Курултая, Президента и Правительства Респ. Башкортостан. 2011. N 16. Ст. 1151.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркомания — заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Об этом заболевании информация распространяется в печатной, аудио — и видеопродукции, средствах массовой информации, компьютерных сетях. На наш взгляд, весь массив печатной, аудио-, видео — и иной продукции о наркомании условно можно подразделить на три блока. Во-первых, ориентированная на использование конкретной категорией лиц, в частности, медицинскими и фармацевтическими работниками, т. к. содержит сведения о разрешенных к применению в медицинских целях — в целях оказания наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией — наркотических средствах, содержащаяся в специализированных изданиях. Во-вторых, используемая в целях скрытой пропаганды или рекламы наркотических средств, наркосодержащих растений, т. к. содержит сведения, пропагандирующие наркотические средства, а именно: способы, методы разработки, изготовления и использования наркотических средств, места их приобретения, способы и места культивирования наркосодержащих растений; она рассчитана на неопределенный круг лиц. Следовательно, образуется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.13 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. В-третьих, распространяемая в целях формирования негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков, повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях наркомании, проведения грамотной информационной политики в средствах массовой информации. В ч. 1 ст. 14 Закона Республики Башкортостан от 31 декабря 1999 г. N 44-З «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан» предусмотрено, что органы государственной власти Республики Башкортостан принимают меры по защите ребенка от распространения печатной продукции, аудио — и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Для чего в соответствии с ч. 2 ст. 14 указанного Закона «…устанавливаются нормативы (выделено мной. — Д. Г.) распространения печатной продукции, аудио — и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с ч. 1 настоящей статьи до достижения им возраста 18 лет». В соответствии с толковым словарем русского языка «норматив» означает «количество производимых или потребляемых материалов или средств» <25>. ——————————— <25> Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: АСТ: Астрель, 2004. С. 517.

Получается, что, если распространено 10 брошюр о вреде наркотиков и негативных последствиях наркомании, это законно, а если 11 или 12, то это уже состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 3.4 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-З (в ред. от 29 декабря 2011 г.) <26>. ——————————— <26> Ведомости Гос. Собр. — Курултая, Президента и Правительства Респ. Башкортостан. 2011. N 16. Ст. 1151.

Таким образом, оказывается невозможным осуществлять антинаркотические мероприятия, в частности мероприятия по профилактике немедицинского потребления наркотиков. В соответствии с п. 26 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. <27> мероприятия профилактики немедицинского потребления наркотиков предназначены для всех категорий населения, в первую очередь для детей и молодежи, находящихся в неблагоприятных семейных, социальных условиях, в трудной жизненной ситуации, а также для лиц групп риска немедицинского потребления. ——————————— <27> Утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. N 690 // СЗ РФ. 2010. N 24. Ст. 3015.

Стратегия рассматривает одним из предпочтительных направлений антинаркотической деятельности включение в основные и дополнительные образовательные программы общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования разделов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, а также программ, направленных на соответствующие целевые аудитории. Указанное невозможно осуществить без использования печатной, аудио-, видео — и иной продукции о таком заболевании, как наркомания. Таким образом, на наш взгляд, анализируемые нормы законодательных актов Республики Башкортостан являются по меньшей мере сомнительными и подлежат пересмотру. Аналогичная ситуация, на наш взгляд, складывается и с применением ст. 3.12 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях от 19 декабря 2006 г. N 80-ЗРТ (в ред. от 13 января 2012 г.) <28>, которая предусматривает административную ответственность за нарушение установленных нормативными правовыми актами Республики Татарстан требований, предъявляемых к выписыванию, отпуску и учету лекарственных препаратов с малым содержанием наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В качестве наказания предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — одного миллиона рублей. ——————————— <28> Респ. Татарстан. 2006. 26 дек.

Согласно ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации относится установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах состоит из Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. На наш взгляд, к таковым относятся и отношения, возникающие при привлечении лиц к административной ответственности за нарушения законодательства о наркотических средствах, а следовательно, они должны быть урегулированы только КоАП РФ. Следует отметить, что административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств имеют одинаково высокую степень общественной опасности на всей территории Российской Федерации вне зависимости от места проживания или нахождения лиц. Кроме того, в силу ст. 3.2 КоАП РФ субъекты Российской Федерации при установлении административной ответственности имеют право предусматривать такие виды наказаний, как предупреждение и административный штраф. Следовательно, региональные законодатели ограничены в выборе видов наказаний, что снижает эффективность противодействия незаконному обороту наркотических средств. Более того, как показал анализ правоприменительной деятельности, нормы законов субъектов Российской Федерации в анализируемой сфере имеют в отдельных случаях «нерабочий» характер, что говорит в пользу стремления заполнить образовавшуюся нишу не урегулированных на федеральном уровне проблем нормами местного законодательства <29>. ——————————— <29> Болотин В. С., Старостин Б. А. Проблемы правового регулирования субъектами России вопросов административной ответственности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ // Адм. право и процесс. 2010. N 4. С. 19 — 22.

Что же касается законодательства об административной ответственности вне сферы, определенной ст. 1.3 КоАП РФ, то оно относится к ведению субъектов Российской Федерации, чьи законы — в силу конституционно-правовой природы совместного ведения и исходя из ст. 72 и 76 Конституции Российской Федерации — не должны противоречить федеральным законам, в том числе КоАП РФ <30>. Такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в официально опубликованном Определении от 8 апреля 2004 г. N 137-О <31>. ——————————— <30> Определение Конституционного Суда РФ от 1 дек. 2005 г. N 429-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы Томской области о проверке конституционности п. 3 ч. 1 ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Справочные правовые системы «КонсультантПлюс»: Высш. шк. 2012. Режим доступа: http://www. consultant. ru. <31> Вестн. Конституц. Суда РФ. 2004. N 6.

——————————————————————