Перспективные направления решения правовых проблем, возникающих в связи с оперативным изменением внешнего облика человека

(Мограбян А. С.) («Гражданское право», 2012, N 5)

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ОПЕРАТИВНЫМ ИЗМЕНЕНИЕМ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ЧЕЛОВЕКА <*>

А. С. МОГРАБЯН

——————————— <*> Mograbyan A. S. Future directions for solving the legal problems arising from operational changes the external appearance of a person.

Мограбян Армине Самвеловна, старший преподаватель кафедры гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье освещены основные частноправовые проблемы, которые возникают при проведении операций по изменению внешнего облика человека. С целью решения выявленных проблем даны конкретные рекомендации по совершенствованию норм действующего законодательства в части установления возрастных ограничений на пластические операции, ведения архивов фотографий пациентов.

Ключевые слова: внешний облик человека, изменение внешнего облика, правовые проблемы пластической хирургии, защита прав пациентов, подготовка специалистов в сфере пластической хирургии.

The article highlights the major private law issues that arise during the operation to change the appearance of man. In order to address the problems identified are specific recommendations for improving the legislation in force in the establishment of the age restrictions on plastic surgery, archival photographs of patients.

Key words: appearance of a person, change appearance, the legal problems of plastic surgery, the protection of the rights of patients, training of specialists in the field of plastic surgery.

С развитием современных технологий в сфере медицины, позволяющих менять внешний облик человека, возникают правовые проблемы, связанные с проведением пластических операций с целью удовлетворения потребностей в эстетическом улучшении внешнего облика, к которым стали нередко прибегать не только известные лица, но и рядовые граждане. Однако правовое регулирование данной сферы медицинских услуг еще только находится в стадии развития <1>. Это вызывает немало вопросов у правоприменителя, вынужденного в условиях отсутствия эффективной законодательной базы принимать решения, основанные не на специальных, а на общих нормах, что, в свою очередь, приводит к отсутствию единообразия при вынесении решений по соответствующей категории дел. ——————————— <1> См. подр.: Мограбян А. С. Право физического лица на неприкосновенность внешнего облика: Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2011.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что вопросы законодательного закрепления отношений по изменению внешнего облика с применением различного рода хирургических процедур представляют серьезную проблему. С принятием части второй Гражданского кодекса Российской Федерации в 1996 г. договор возмездного оказания медицинских услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ), в том числе и услуг по изменению внешнего облика путем оперативного вмешательства, получил широкое распространение. Правовое регулирование медицинской услуги осуществляется также нормами Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Порядок и условия предоставления платных медицинских услуг определяют Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27 (далее — Правила). Однако анализ содержания названных нормативных актов показывает, что они, к сожалению, не содержат эффективных правовых механизмов защиты прав пациентов пластических хирургов. Так, согласно п. 11 Правил предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, в котором предусматриваются условия и сроки их оказания, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. В соответствии с действующим законодательством РФ медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории РФ, а также в случае причинения вреда жизни и здоровью потребителя (п. 15 Правил). Очевидно, что пациента, заключающего договор возмездного оказания медицинских услуг по оперативному изменению внешнего облика, в большей степени интересует результат оказанной услуги. Вместе с тем в Правилах нет пункта ни о результатах оказанной услуги, ни о рисках, в то время как профессиональные риски в медицине неизбежны. Таким образом, пациент, подписав подобный договор, добровольно лишается права требовать от стороны, предоставляющей услуги, результат. В цивилизованных странах принято говорить пациенту обо всех неприятных диагнозах и противопоказаниях к пластическим операциям. Более того, за границей обычно проводится полное обследование пациента перед пластической операцией, чтобы выявить все возможные противопоказания, что фактически не практикуется в подавляющем большинстве отечественных клиник, хотя данная информационная составляющая представляется чрезвычайно важной для человека, далекого от медицины и порой не способного объективно оценить риски, связанные с проведением операции. Кроме того, российские пациенты никак не застрахованы от врачебной ошибки. Нигде в цивилизованном мире невозможно вмешательство пластического хирурга без заключения договора, а в России такие случаи нередки, как и случаи заключения договоров с абстрактными условиями, в которых совершенно не оговаривается ответственность хирургов в случае неудавшейся пластической операции. Всем этим и объясняются многочисленные случаи неудачных операций по изменению внешнего облика, бесчисленные судебные иски «жертв пластической хирургии». Так, например, «жертвой» пластических хирургов стала Ольга Спиркина — героиня сериала «Обреченная стать звездой». Актриса обратилась в престижную клинику с целью убрать мимические морщины. В результате хирургического вмешательства (операции по вживлению в кожу «нитей») она потеряла былую привлекательность («щеки уползли вверх»). Ольга перенесла еще две операции, но безрезультатно. Врачи отказались добровольно выплатить денежную компенсацию. Тогда актриса обратилась в суд с иском о возмещении причиненного ей ущерба. В результате суд обязал клинику выплатить Ольге Спиркиной 150 тысяч рублей <2>. Таких примеров немало. Однако никакая компенсация не возместит те страдания, которые пришлось пережить жертвам некачественного хирургического вмешательства. ——————————— <2> Ольга Спиркина отсудила 150 000 рублей за испорченное лицо [Электронный ресурс] // Комсомольская правда: [электронная версия газеты]. 2007. 24 мая. URL: http://kp. ru (дата обращения: 10.05.2012).

Проблемным остается и вопрос о подготовке специалистов в сфере пластической хирургии и выдаче им сертификатов на данную специальность. Ни в Номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ от 27 августа 1999 г. <3>, ни в Номенклатуре специальностей от 11 марта 2008 г. <4> пластическая хирургия не значилась. Там называлась лишь «челюстно-лицевая хирургия». Только с принятием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23 апреля 2009 г. <5> пластическая хирургия была включена в Номенклатуру специальностей в качестве специальности, требующей дополнительной подготовки. На наш взгляд, выделение пластической хирургии в отдельную область — большой шаг вперед в сфере развития отечественной медицины, поскольку впервые в России эта отрасль признана официально. Как отмечают специалисты, введение специальности «пластическая хирургия» позволит, наконец, упорядочить рынок услуг по оперативному изменению внешнего облика, наполненный сегодня недобросовестными врачами, выдающими себя за пластических хирургов и не имеющими достаточного опыта в этой сфере. Однако, несмотря на выделение в отдельную отрасль, законодательно она никак не регламентируется. 30 ноября 2010 г. на сайте Минздравсоцразвития РФ был размещен проект Порядка оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия» <6> (далее — Проект). В дискуссии, посвященной его рассмотрению, приняли участие ведущие ученые в области медицины, которые отметили ряд противоречий и нерешенных проблем <7>. ——————————— <3> О Номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ: Приказ Минздрава РФ от 27 августа 1999 г. N 337 (в ред. от 20 августа 2007 г.) // СПС «КонсультантПлюс». (Утратил силу.) <4> О Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11 марта 2008 г. N 112н // СПС «КонсультантПлюс». (Утратил силу.) <5> О Номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 апреля 2009 г. N 210н (в ред. от 9 февраля 2011 г.) // СПС «КонсультантПлюс». <6> Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «пластическая хирургия»: проект Приказа Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2010 г. [Электронный ресурс] // Минздравсоцразвития России: официальный сайт. URL: http://www. minzdravsoc. ru (дата обращения: 10.05.2012). <7> См. подр.: Белоусов А. Е., Боровиков А. М., Миланов Н. О., Пшениснов К. П. Обсуждение проекта Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ и приложения «Порядок оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия» // Пластическая хирургия и косметология. 2011. N 2. С. 215 — 222.

А. Е. Белоусов подчеркивает проблему обучения и сертификации государственных пластических хирургов, отмечая, что этот вопрос «прописан» в Проекте недостаточно и нечетко <8>. По его мнению, предложенный Проект приведет к тому, что высокотехнологичные области пластической хирургии «останутся в загоне», в то время как косметическая хирургия «будет окончательно узаконена на государственных площадях и начнет конкурировать с частными клиниками уже с поглощением государственных средств. В то время как во всем мире косметическая хирургия — это зона исключительно частного сектора» <9>. ——————————— <8> Белоусов А. Е. Замечания к проекту «О порядке оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия» // Пластическая хирургия и косметология. 2011. N 2. С. 224 — 225. <9> Там же. С. 225.

Безусловно, Проект не лишен недостатков, он не решит всех существующих проблем и требует совершенствования. Тем более что в ч. 1 ст. 69 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», которая вступает в силу с 1 января 2016 г., установлено, что «право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста». Не менее важной является возрастная проблема. Сегодня на прием к пластическому хирургу может попасть человек любого возраста, в том числе дети, подростки. Радикальное вмешательство пластических хирургов оправдано, если у ребенка имеются новообразования на коже. Раннего вмешательства врачей требуют крайние случаи, связанные с врожденной патологией. Например, для устранения такого дефекта, как «заячья губа», необходимо 4 — 5 операций, первую из которых проводят в возрасте до одного года, а последнюю — после 25 лет, когда у человека завершается формирование лицевой части черепа. Но на практике многие молодые девушки прибегают к услугам пластических хирургов с целью изменить свой внешний облик. У многих подростков косметическая операция вызвана желанием подражать своим кумирам или просто выделиться из толпы, не задумываясь о том вреде, который они наносят своему растущему организму. На наш взгляд, недопустимо делать пластические операции без крайней необходимости молодым людям, организм которых еще не сформировался. Власти австралийского штата Новый Южный Уэльс для решения этой проблемы ввели ограничения на проведение пластических операций лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста. Целесообразно было бы ввести возрастные ограничения на пластические операции и в нашей стране. Еще одна проблема, которая нередко возникает при проведении операций по изменению внешнего облика человека, — проблема криминологического характера. Так, преступники, стремясь избежать ответственности, предпринимают меры по изменению внешнего облика и уничтожению особых примет путем пластических операций. Каждый человек имеет право выглядеть красиво, в том числе и преступники. Одно дело, если преступник прибегает к помощи пластических хирургов с целью избавления от проблем с внешностью. Но рынок услуг по изменению внешнего облика оперативным путем приобретает криминальный аспект, когда речь заходит о кардинальном изменении внешности преступника с целью избежать ответственности. Известно, что даже самые незначительные пластические операции на лице изменяют внешность, не говоря уже о кардинальных изменениях. Этим пользуются преступники. На наш взгляд, для решения этой проблемы необходимо на законодательном уровне обязать пластических хирургов вести архивы фотографий до и после проведения операции. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе составляют врачебную тайну и не могут быть разглашены без его письменного согласия (или законного представителя), в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей. Исключение составляют случаи предоставления таких сведений в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю; при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий; в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства РФ о персональных данных; в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования; в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что действующее законодательство в области регулирования рынка операций по изменению внешнего облика человека нуждается в совершенствовании. На наш взгляд, целесообразно принять специальный нормативный акт, который детально урегулировал бы отношения в сфере оказания медицинских услуг по изменению внешнего облика физического лица путем оперативного вмешательства и в котором содержались бы требования о возрастном ограничении на пластические операции, обязательности ведения архивов фотографий пациентов до и после пластических операций, а также подробно регламентировались бы условия договора на оказание услуг по оперативному изменению внешнего облика физического лица, среди которых должно быть предусмотрено условие, касающееся результатов оказанной услуги.

——————————————————————