В Греции, в «апартаментах» с бывшей женой

(Редакционный материал)

(«Обозрение: судебные новости», 2001, N 1)

В ГРЕЦИИ, В «АПАРТАМЕНТАХ» С БЫВШЕЙ ЖЕНОЙ

Отношения между покупателем зарубежной путевки (тура) и туристической фирмой регулируются не по правилам купли-продажи, а по правилам договора возмездного оказания услуг (и соответствующего раздела Закона о защите прав потребителей). На это указал в порядке надзора Верховный Суд РФ, и это означает, что сотни граждан, чей отдых оказался испорченным, могут предъявлять претензии и иски к туристическим фирмам в России.

Михаил Терлер приобрел путевки в Грецию для себя и своей бывшей жены с ребенком. В Афинах он забронировал два отдельных номера — одноместный и двухместный. Однако в это время в Греции проходил легкоатлетический чемпионат и таких свободных номеров в гостинице не оказалось. Туристу и его семье предложили поселиться в двухкомнатном четырехместном номере. Объяснения Терлера о том, что ставшие чужими люди не могут проживать совместно, принимающая фирма отклонила как несостоятельные. Туристу выдали справку о том, что ему был предоставлен другой номер по независящим от греческой стороны причинам. Михаил Терлер — инвалид второй группы, но даже этот аргумент не подействовал на принимающую сторону. Отдых был испорчен.

Вернувшись на родину, разгневанный клиент отправился в фирму «Селена-Центр», где приобретал злосчастную путевку. Ему выплатили 56 долларов в счет компенсации понесенного ущерба, так как заказанные номера и фактически предоставленные «апартаменты» существенно отличались по комфортности. На этом специалисты туристического бизнеса инцидент посчитали исчерпанным, а Михаил Терлер начал хождения по судам. Он обратился в Дзержинский федеральный суд Петербурга с иском о возмещении морального и материального ущерба.

Истец полагал, что дело вовсе не в деньгах, а в качестве оказанной услуги.

Ответчик признал, что условия договора действительно не были выполнены, но не по вине турфирмы. Соответственно, никакой ответственности она нести не должна. Суд в удовлетворении иска отказал, сославшись на ст. 476 ГК РФ и ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». Терлеру разъяснили, что он приобрел товар, за недостатки которого после передачи его покупателю продавец ответственности не несет. Особенно если недостатки возникли в результате действия третьих лиц.

Но истец не успокоился и обратился в жалобой в городской суд, который, впрочем, подтвердил решение районного. Тогда Терлер подал жалобу на имя председателя Санкт-Петербургского городского суда Владимира Полуднякова и приложил письмо председателя Общества потребителей Петербурга Галины Козловской. «Решение суда, — говорится в нем, — создает прецедент в правовом регулировании отношений туриста и туристической фирмы. Согласно этому решению гражданин, приобретающий путевку на территории России у российской туристической фирмы для отдыха за рубежом, фактически не имеет правовой защиты в случае ненадлежащего исполнения условий договора туристического обслуживания». Но и председатель городского суда посчитал решение, принятое в районном, правильным. И тогда Михаил Терлер обратился в Верховный Суд РФ.

И только там выяснилось, что туристические услуги — не товар и приравнивать куплю-продажу туристической путевки к условиям продажи конкретной вещи неправомерно. Следовательно, статьи Гражданского кодекса и Закона «О защите прав потребителей», примененные районным судом, здесь не действуют.

Правоотношения сторон, по решению Верховного Суда, в данном случае должны рассматриваться в контексте гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» и раздела 3 Закона «О защите прав потребителей» — «Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг». За качество туристической услуги полностью отвечает тот, кто продал путевку. Верховный Суд вынес протест на решение городского суда Санкт-Петербурга.

Городской суд с доводами Верховного согласился, отменил решение районного суда и направил дело на новое рассмотрение. Но до сих пор этот вопрос окончательно не закрыт. Дело в том, что «Селена-Центр» ликвидирована, и районный суд дело прекратил. Михаил Терлер не унывает и продолжает судиться.

Важен уже сам прецедент. Ситуаций, подобных той, в которой оказался истец, великое множество. Тысячи людей не могут добиться правды и найти управу на деятелей турбизнеса. Оказывается, бороться за свои права не только можно, но и нужно. Закон на стороне потребителя, шанс победить есть и вовсе не призрачный, хотя и не стопроцентный.

Агентство судебной информации

——————————————————————