Миссия Всемирной туристской организации в новом тысячелетии

(Редакционный материал)

(«Туризм: право и экономика», 2006, N 1)

МИССИЯ ВСЕМИРНОЙ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ

Принимая во внимание ведущую роль Всемирной туристской организации в сфере туризма и путешествий, Организация Объединенных Наций возложила на нее главную и решающую роль в пропаганде и развитии ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, призванного способствовать экономическому развитию, международному взаимопониманию, миру, благосостоянию, а также взаимному уважению, безусловному соблюдению гражданских прав и основных свобод. Выполняя эту миссию, Организация уделяет особое внимание интересам развивающихся стран в сфере туризма.

Выполняя роль зонтичной организации в сфере мирового туризма, ВТО является катализатором процессов развития технического обмена и международного сотрудничества, стимулирования и расширения партнерства между государственными и частными организациями, поощрения реализации положений Глобального этического кодекса туризма, что позволяет странам — членам ВТО, туристским центрам и предприятиям максимально использовать экономическое, социальное и культурное воздействие туризма и полностью использовать его преимущества, при этом сводя к минимуму отрицательные последствия туризма для социальной сферы и экологии.

Цель ВТО состоит в том, чтобы, развивая туризм, стимулировать экономическое развитие, создавать рабочие места, поощрять меры по защите окружающей среды и памятников культурного наследия, а также способствовать установлению мира, повышению благосостояния и уважению гражданских прав.

В 2003 г. в состав Организации входили 141 страна, 7 территорий и около 350 Присоединившихся членов, представляющих предприятия частного сектора, учебные заведения, туристские ассоциации и местные туристские администрации.

Почему туризм?

Роль туризма в повышении благосостояния и укреплении мира

В начале нового тысячелетия туризм прочно утвердился во многих странах как основная отрасль экономики и наиболее быстро развивающийся экономический сектор, обеспечивающий приток иностранной валюты и создание рабочих мест.

Международный туризм обеспечивает самые высокие в мире поступления от экспорта и для большинства стран является важным фактором обеспечения платежного баланса.

Сфера туризма превратилась в один из важнейших факторов создания рабочих мест в мире. Развитие туризма стимулирует приток в инфраструктуру огромных инвестиций, большая часть которых идет на улучшение качества жизни как местного населения, так и туристов. Он обеспечивает правительствам значительные финансовые поступления в виде налоговых сборов. Большая часть новых рабочих мест и предприятий в туризме создается в развивающихся странах, что позволяет сбалансировать возможности экономического роста, а также содействует закреплению жителей в сельской местности, предотвращая их отток в перенаселенные города.

Межкультурные связи и личные дружеские отношения, возникающие в процессе туристского обмена, являются важным фактором улучшения международного взаимопонимания и способствуют укреплению мира между народами земного шара.

Всемирная туристская организация поощряет правительства стран к развитию партнерских отношений с предприятиями частного сектора, представителями местных администраций и неправительственными организациями, принимая таким образом более активное участие в развитии туризма. ВТО помогает странам всего мира максимально использовать преимущества туризма и при этом сводить к минимуму отрицательное воздействие туризма на экологию и социальную сферу.

История

Более 75 лет работы в туризме

Всемирная туристская организация была создана впервые как Международный конгресс официальных туристских ассоциаций в 1925 г. в Гааге. После Второй мировой войны организация была переименована в Международный союз официальных туристских организаций, и ее штаб-квартира была переведена в г. Женеву (Швейцария). Международный союз являлся технической неправительственной организацией, в состав которой в период пика ее деятельности входили 109 национальных туристских организаций (НТО) и 88 Ассоциированных членов, в том числе представляющих частные и общественные группы.

По мере того как туризм развивался и становился неотъемлемой частью современной жизни, возрастало его международное значение, и национальные правительства начали играть все более важную роль — их деятельность охватывала широкий диапазон проблем от инфраструктуры до функций регулирования. К середине 1960-х гг. стало ясно, что необходимо создать более эффективный инструмент, способный контролировать развитие туризма и обеспечить работу межправительственного механизма, предназначенного для регулирования перемещения граждан, туристской политики и воздействия туризма.

В 1967 г. члены Международного союза официальных туристских организаций призвали к преобразованию его в межправительственный орган, уполномоченный решать во всемирном масштабе все связанные с туризмом вопросы и сотрудничать с другими компетентными организациями, особенно входящими в систему Организации Объединенных Наций, такими, как Всемирная организация здоровья (ВОЗ), ЮНЕСКО и Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

В декабре 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла соответствующую резолюцию, в которой признавалась решающая и центральная роль, которую преобразованный Международный союз официальных туристских организаций должен играть в сфере туризма совместно с существующим в рамках ООН механизмом. Во исполнение этой резолюции в мае 1974 г. уставные документы ВТО были ратифицированы государствами, официальные туристские организации которых входили в Международный союз.

Таким образом, Международный союз официальных туристских организаций был преобразован во Всемирную туристскую организацию, первая Генеральная ассамблея которой прошла в Мадриде в мае 1975 г. Секретариат Организации разместился в Мадриде в начале следующего 1976 г. по приглашению испанского правительства, предоставившего здание для штаб-квартиры.

В 1976 г. ВТО получила статус исполнительного агента Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), а в 1977 г. было подписано официальное соглашение между ВТО и собственно ООН. В 2003 г. ВТО получит статус специализированного агентства Организации Объединенных Наций и, таким образом, подтвердит свою ведущую роль в сфере международного туризма.

С самого начала работы Организации число членов ВТО и ее роль в мировом туризме продолжали расти. В 2003 г. в ее состав входили 141 страна, 7 территорий и около 350 Присоединившихся членов, представляющих частный сектор, образовательные учреждения, туристские ассоциации и местные туристские администрации.

Ключевые события

1925 г. — Международный конгресс официальных туристских ассоциаций (Гаага, Нидерланды).

1934 г. — создание Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма (МСООПТ) (Гаага, Нидерланды).

1947 г. — МСООПТ преобразован в Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО).

1969 г. — Межправительственная конференция в Софии (Болгария) призывает к созданию межправительственной туристской организации.

1970 г. — 27 сентября (будущий Всемирный день туризма) в Мексике внеочередная Генеральная ассамблея МСОТО принимает Устав Всемирной туристской организации.

1975 г. — в Мадриде (Испания) проводится Первая Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации, Генеральным секретарем которой становится г-н Роберт Лонати.

1976 г. — Секретариат ВТО переезжает из Женевы в Мадрид.

1977 г. — проведение Генеральной ассамблеи ВТО в Торремолиносе (Испания).

1979 г. — учреждение Всемирного дня туризма, празднование которого проводится ежегодно.

27 сентября 1980 г. — ВТО созывает Всемирную конференцию по туризму в Маниле, единогласное принятие Манильской декларации, посвященной мировому туризму.

1981 г. — проведение Генеральной ассамблеи ВТО в Риме (Италия).

1982 г. — проведение Всемирной конференции по туризму в Акапулько, принятие Акапулькского документа.

1983 г. — проведение Генеральной ассамблеи в Дели (Индия).

1985 г. — принятие на Генеральной ассамблее ВТО в Софии (Болгария) Хартии туризма и Кодекса туриста.

1986 г. — г-н Виллибальд Пар (гражданин Австрии) избран Генеральным секретарем.

1987 г. — проведение Генеральной ассамблеи ВТО в Мадриде (Испания).

1989 г. — проведение Генеральной ассамблеи ВТО в Париже (Франция).

1989 г. — Проведение Межпарламентской конференции по туризму, организованной совместно с Межпарламентским союзом, принятие Гаагской декларации по туризму.

1990 г. — г-н Антонио Эрникес Савиньяк (гражданин Мексики) избран Генеральным секретарем.

1991 г. — проведение Генеральной ассамблеи ВТО в Буэнос-Айресе (Аргентина).

1993 г. — проведение Генеральной ассамблеи ВТО на Бали (Индонезия).

1995 г. — проведение Генеральной ассамблеи ВТО в Каире (Египет).

1996 г. — г-н Франческо Франжиалли назначен и. о. Генерального секретаря после выхода в отставку г-на Антонио Энрикеса Савиньяка.

1996 г. — второй Форум ВТО для парламентов и местных властей по теме «Ответственные за туристскую политику», принятие Декларации по туризму (Бали, Индонезия).

1997 г. — проведение Генеральной ассамблеи ВТО в Стамбуле (Турция).

1999 г. — проведение Генеральной ассамблеи ВТО в Сантьяго (Чили).

2001 г. — проведение четырнадцатой Генеральной ассамблеи в Сеуле (Республика Корея) и Осаке (Япония).

2001 г. — г-н Франческо Франжиалли (гражданин Франции) избран на пост Генерального секретаря на второй срок.

2003 г. — преобразование ВТО в специализированное учреждение ООН.

Как работает ВТО?

Руководящими органами Всемирной туристской организации являются:

Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея является высшим органом Всемирной туристской организации. Ассамблея созывается раз в два года для обсуждения бюджета Организации и ее программы работы, а также актуальных проблем в области туристского сектора. Раз в четыре года Генеральная ассамблея избирает Генерального секретаря Организации. Генеральная ассамблея состоит из голосующих делегатов из числа Действительных и Ассоциированных членов. Присоединившиеся члены и представители других международных организаций принимают участие в Ассамблее в качестве наблюдателей.

Исполнительный совет

Исполнительный совет является руководящим органом ВТО, отвечающим за выполнение Организацией своей программы работы в соответствии с установленным бюджетом. Исполнительный совет проводит свои заседания два раза в год. Этот орган состоит из 27 членов, избираемых Генеральной ассамблеей из расчета одно место в Совете от каждых пяти Действительных членов. Испания как страна, размещающая у себя Штаб-квартиру ВТО, имеет одно постоянное место в Исполнительном совете. Ассоциированные и Присоединившиеся члены участвуют в работе Исполнительного совета на правах наблюдателей.

Региональные комиссии

В ВТО имеется шесть региональных комиссий: для Африки, Американского региона, Ближнего Востока, Восточной Азии и Тихоокеанского региона, Европы и Южной Азии. Комиссии проводят свои заседания не реже одного раза в год и состоят из всех Действительных и Ассоциированных членов из соответствующего региона. Присоединившиеся члены из данного региона участвуют в работе Комиссии в качестве наблюдателей.

Комитеты

В ВТО существуют специальные комитеты, образованные членами ВТО для разработки рекомендаций по управлению и содержанию программы работы: Комитет по программе, Бюджетно-финансовый комитет, Комитет по статистике и макроэкономическому анализу туризма, Комитет по исследованию рынка и продвижению туризма, Комитет по устойчивому развитию туризма, Комитет по обеспечению качества, Комитет ВТО по образованию, Деловой совет ВТО и Всемирный комитет по этике туризма.

Секретариат

Секретариат, которым руководит Генеральный секретарь Франческо Франжиалли (гражданин Франции), имеет в своем составе около 90 сотрудников, работающих на полной ставке в Штаб-квартире ВТО в Мадриде. Генеральному секретарю помогает его заместитель г-н Давид Де Вилье (гражданин Южной Африки). Сотрудники ВТО отвечают за реализацию программы работы ВТО и выполнение задач, которые ставят члены Организации. Для обслуживания потребностей Присоединившихся членов ВТО в Мадридской штаб-квартире работает Исполнительный директор, чей пост финансируется Правительством Испании. К Секретариату также относится вспомогательное региональное бюро для Азиатско-Тихоокеанского региона, которое расположено в Осаке (Япония) и которое финансируется Правительством Японии. Официальными языками ВТО являются английский, арабский, испанский, русский и французский.

Сотрудничество в целях развития

Обмен техническим опытом

Передача туристского опыта развивающимся странам является одной из основных задач Всемирной туристской организации. В качестве исполнительного агентства Программы развития Организации Объединенных Наций ВТО использует накопленный в течение десятилетий опыт туристской деятельности в целях устойчивого развития народов во всем мире.

Выполняя пожелания стран-членов, ВТО обеспечивает финансирование, привлекает ведущих мировых экспертов, а также реализует многочисленные проекты развития — большие и малые. К числу долгосрочных проектов относятся:

— Генеральный план развития туризма в Пакистане (2001 г.).

— Генеральный план развития туризма в восьми провинциях Китая (2000 — 2002 гг.).

— Развитие национальных парков в Руанде (1999 г.).

— Стратегия развития туризма в Молдове (с 1999 г. по настоящее время).

— Объединенная программа развития для Палестинской администрации (2000 г.).

— Мероприятия по развитию примерно в 70 странах на сумму 2,5 млн. дол. США (2001 — 2002 гг.).

Проекты могут носить краткосрочный характер и решать текущие задачи, например:

— Туристское законодательство в Сирии.

— План развития экотуризма в Литве.

— Развитие статистической системы в Ботсване.

— Исследование социального воздействия туризма на Мальдивских о-вах.

— Управление объектами культурного наследия в Эквадоре.

— Классификация гостиниц в Боливии.

— План по повышению роли женщин в Намибии.

— Учебный курс по повышению качества обслуживания в сфере туризма в Перу.

Туризм зарекомендовал себя в качестве мощного инструмента искоренения нищеты. Он стал экономической основой для многих наименее развитых стран мира, обеспечив им возможность развития и создания рабочих мест. Совместная программа ВТО/ЮНКТАД под названием «Устойчивый туризм — залог искоренения нищеты (STEP)» направлена на решение двух взаимосвязанных задач: устойчивого развития туризма и искоренения нищеты с целью повышения их потенциальной взаимозависимости и усиления роли в устойчивом развитии наименее развитых и развивающихся стран. Программа STEP была одобрена на Всемирном саммите по устойчивому туризму в Йоханнесбурге в августе 2002 г.

Деятельность в регионах

Вокруг света

Региональные представители ВТО проводят прямые акции, направленные на укрепление и поддержку деятельности национальных туристских администраций.

Каждый из регионов мира — Африка, Американский регион, Восточная Азия и Тихоокеанский регион, Европа, Ближний Восток и Южная Азия — находятся в центре внимания соответствующих региональных представителей, базирующихся в штаб-квартире Всемирной туристской организации в г. Мадриде.

Региональные представители являются авангардом ВТО в реализации контактов со странами — членами Организации. Они регулярно выезжают в командировки на места, при этом их деятельность выходит далеко за рамки функций послов по особым поручениям.

— Они встречаются с руководителями индустрии туризма всех стран соответствующего региона для обсуждения актуальных вопросов и выработки решений.

— Они обеспечивают контакты между туристскими ведомствами и организациями, предоставляющими финансирование, особенно с Программой развития ООН, для разработки целевых проектов развития.

— Они представляют ВТО на туристских мероприятиях национального и регионального уровня.

— Они организуют национальные семинары по тематике, представляющей интерес для соответствующей страны.

— Они проводят региональные конференции по актуальной для многих стран проблематике с целью обмена опытом и определения совместных задач. За последнее время были проведены конференции по таким темам, как «Проблемы глобализации на Ближнем Востоке», «Развитие людских ресурсов в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе», «Евро и туризм в Европе», «Стандарты качества в Американском регионе», «Управление кризисными ситуациями в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе» и т. д.

— Они помогают налаживать продуктивные контакты между туристскими властями и другими государственными структурами, часто — на президентском уровне.

Вся эта деятельность направлена на повышение статуса национальных туристских администраций в их собственных странах и в то же время на повышение осведомленности о дальнейших шагах по развитию туризма и совершенствование технических и оперативных навыков.

В контексте особого внимания к развитию туризма в странах тропической Африки ВТО разработала специальную программу технических мероприятий на период 2003 — 2004 гг.

Не реже одного раза в год ВТО проводит заседания своих шести региональных комиссий для обсуждения деятельности Организации и определения приоритетов на будущее. Присоединившиеся члены, представляющие регионы, приглашаются к участию в конференциях и семинарах.

Проекты регионального развития

Уникальная позиция ВТО позволяет ей выполнять специальные проекты по продвижению туризма в группах стран — членов Организации. Примерами таких проектов являются «Шелковый путь» и «Путь невольников», которые ВТО реализует совместно с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Проект «Шелковый путь», начало которому было положено в 1994 г., направлен на возрождение туризма на этом древнем маршруте, по которому прошел Марко Поло. Шелковый путь простирается на 12 тыс. км от Азии до Европы, и для его осуществления свои усилия объединили 22 страны: Армения, Азербайджан, Китай, КНДР, Египет, Грузия, Греция, Иран, Италия, Израиль, Япония, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Корея, Российская Федерация, Сирия, Таджикистан, Туркменистан, Турция и Узбекистан. Совместная деятельность по продвижению этого проекта заключается в проведении семинаров, выпуске брошюры и видеофильма.

Проект «Путь невольников», начатый в 1995 г. в рамках объявленного Организацией Объединенных Наций Международного года терпимости, направлен на стимулирование развития туризма в западно-африканских странах. Его непосредственными задачами являются реставрация памятников, обогащение исторических музеев и организация на избранных направляющих рынках совместных рекламных кампаний, которые позволяют иностранным посетителям ознакомиться с историей этих стран и найти свои корни.

Всемирный день туризма

Начиная с 1980 г. члены Всемирной туристской организации ежегодно 27 сентября отмечают Всемирный день туризма. Посвященные празднованию мероприятия включают парады, концерты, туристские ярмарки, семинары, торжественные обеды, танцевальные вечера и бесплатное посещение музеев, а также другие мероприятия, которые привлекают внимание общественности к важной роли туризма в жизни местных сообществ.

Рабочая группа по управлению туристскими центрами

Принимая во внимание углубляющуюся децентрализацию туристских администраций, ВТО сформировала рабочую группу, специализирующуюся на решении вопросов, стоящих перед туристскими центрами. К таким вопросам в том числе относятся: управление перегруженными туристскими центрами в прибрежной зоне, экономическое измерение туризма на местном уровне, маркетинг городских туристских центров, управление рисками и кризисными ситуациями в отдельных туристских центрах. Рабочая группа по управлению туристскими центрами проводит регулярные заседания и выполняет функции неформального консультативного органа ВТО, целью которого является поощрение новых инициатив в этих направлениях и продвижение текущих проектов ВТО, относящихся к деятельности туристских администраций по управлению турцентрами.

Деловой совет

Рука об руку с предприятиями частного сектора

ВТО является единственной международной межправительственной организацией, открытой для оперативного сектора и поощряющей различные методы сотрудничества между своими членами. Около 350 членов Делового совета ВТО (ДС ВТО) представляют авиакомпании, гостиничные цепочки, туроператоров, торговые ассоциации, консалтинговые фирмы, рекламные агентства и образовательные учреждения.

ДС ВТО использует партнерский подход к туризму как метод, способствующий углублению интеграции государственного и частного секторов экономики, а также как модель достижения взаимопонимания между двумя секторами. В контексте реализации своих целей ДС ВТО оказывает поддержку своим членам в расширении туристского бизнеса, укрепляя сотрудничество между представителями туриндустрии, устанавливая контакты с соответствующими должностными лицами, развивая партнерство между туристскими и образовательными организациями, а также проводя специальные исследования для предприятий частного сектора.

В настоящее время ДС ВТО реализует многочисленные проекты, направленные на расширение партнерства между государственным и частным секторами и достижение устойчивого сотрудничества между туристскими предприятиями. Эти проекты включают исследование факторов, влияющих на развитие туризма, методы управления, помогающие избежать перегруженности туристских объектов, поддержку малого и среднего бизнеса и внедрение новых технологий.

Под руководством своего совета директоров ДС ВТО продолжает исследования в рамках вышеназванных проектов, реализуя в то же время программу ежегодных обследований, осуществляя сбор данных, публикацию результатов исследований и организацию конференций. Совет продолжает работу по углублению интеграции между государственным и частным секторами по темам, представляющим особый интерес для делового сообщества, включая следующие:

— сотрудничество государственного и частного секторов — путь к повышению конкурентоспособности туризма;

— маркетинг туристских направлений в режиме он-лайн — стратегии информационной эры;

— электронный бизнес в туризме;

— налогообложение в туризме — достижение справедливого решения;

— изменения в свободном времени.

Туризм и технологии

Приветствуя информационную эру

Интернет и другие компьютерные технологии вносят революционные изменения в методы работы туристского бизнеса и способы продвижения туристских центров на рынке. Деятельность ВТО в сфере новых информационных технологий (ИТ) направлена на обеспечение лидирующих позиций в вопросе внедрения передовых технологий в туризм, а также на сокращение разрыва в освоении цифровых технологий между богатыми и бедными странами — членами ВТО.

Для изучения роли ИТ в продвижении и развитии туризма ВТО проводит новые исследования, представленные, в частности, в публикациях «Маркетинг туристских направлений в режиме он-лайн» и «Электронный бизнес в туризме». ВТО раскрывает содержание этих исследований в серии региональных семинаров, которые проводятся во всех регионах мира.

В рамках ВТО действует Стратегический консультативный совет по информационным технологиям в туризме, который объединяет небольшую группу высококлассных экспертов, представляющих туристские центры, частный бизнес и исследовательские организации.

Туристские технологии особенно эффективны в совместных проектах государственного и частного секторов. Главная задача состоит в том, чтобы своевременно информировать членов ВТО о постоянно обновляющихся технологиях, которые в ближайшие годы будут оказывать большое влияние на индустрию туризма.

Образование

Ведущая роль в туристском образовании

Отдел развития людских ресурсов ВТО

Деятельность отдела развития людских ресурсов ВТО направлена на предоставление дополнительных услуг в туристском секторе странам — членам ВТО путем наращивания их организационного потенциала и предоставления прямой поддержки в сфере туристского образования, профессиональной подготовки и знаний. Отдел развития людских ресурсов ВТО координирует работу Совета ВТО по образованию, а также фонда WTO Themis с целью повышения конкурентоспособности и устойчивого развития туризма в странах — членах ВТО путем совершенствования туристского образования.

Задача отдела состоит в повышении образовательного потенциала стран — членов ВТО, обеспечивая руководство, инициативу и координацию для достижения качества туристского образования, профессиональной подготовки и исследований путем укрепления партнерства между организациями государственного и частного секторов, а также между странами — членами ВТО.

Фонд WTO Themis

Фонд WTO Themis, созданный ВТО в Андорре при щедром спонсорском участии правительства этой страны, обеспечивает административную поддержку отделу развития людских ресурсов ВТО в создании и распространении продуктов, предназначенных для обучения, профессиональной подготовки и обмена опытом, оптимизируя таким образом оказываемые странам — членам ВТО услуги.

Его задача состоит в достижении качества и эффективности туристского образования и профессиональной подготовки в тесной координации с деятельностью ВТО и отдела развития людских ресурсов, обеспечивая условия для организации и управления деятельностью в рамках своей программы работы и расширяя спектр услуг, предоставляемых странам — членам ВТО.

Совет ВТО по образованию

В Совет ВТО по образованию входят ведущие заведения сферы туристского образования, профессионального обучения и исследований, а также школы бизнеса из всех регионов мира, получившие сертификат WTO TedQual по крайней мере для одной из своих учебных программ в области туризма. Совет, имеющий в своем составе более 100 организаций, в свою очередь, составляет особую группу Присоединившихся членов ВТО, хорошо представленную в их руководящем органе — Правлении Присоединившихся членов. Совет ВТО по образованию ведет активную работу в рамках ВТО, принимая участие в разработке и реализации программы работы отдела развития людских ресурсов.

В число основных продуктов по развитию людских ресурсов входят следующие:

WTO TedQual. Блок программ по обеспечению качества туристского образования. Сертификат WTO TedQual выдается заведениям сферы образования и профессиональной подготовки по итогам аудита качества. Получившие сертификат WTO TedQual учреждения получают право на вступление в Совет ВТО по образованию (Присоединившийся член ВТО). Проводятся также семинары TedQual (обучение обучающих) для стран — членов Организации и консультации TedQual по проблемам качества для учебных заведений и центров профессиональной подготовки.

Практикум ВТО. Проводимая два раза в году программа для сотрудников из стран — членов ВТО. Она проводится в штаб-квартире ВТО в течение двух недель и включает курсы, семинары GTAT. TPS, технические визиты и рабочие встречи с ответственными сотрудниками Организации.

Практикум WTO Themis TedQual. Программа практикума разработана специально для сотрудников из стран — членов ВТО, назначенных своими правительствами для связи с ВТО в области обучения и профессиональной подготовки.

WTO. GTAT (Проверка качества подготовки по туристским специальностям). Комплекс программ для определения и контроля стандарта учебных программ и уровня знаний в туристских профессиях. Он включает программное обеспечение для проведения экзаменов, разработки и проведение учебных курсов, курсы GTAT для повышения уровня профессиональных знаний и/или подготовки к экзаменам, диагностику GTAT для определения сильных и слабых сторон в профессиональной подготовке, экзамены GTAT и сертификацию качества GTAT для студентов и профессионалов в сфере туризма.

Инициатива WTO. Sbest является структурой, объединяющей целый ряд программ ВТО, цель которых состоит в совершенствовании деятельности туристских направлений и компаний за счет повышения качества профессиональной подготовки и обучения. К ним относятся программа профессиональной подготовки WTO. Sbest, программа аудита WTO. Sbest, а также «Обзор рынков туристской рабочей силы ВТО». Организации, компании и турцентры, успешно закончившие эти программы, получают награды WTO. Sbest. Реализация многих программ координируется совместно с Рабочей группой ВТО по управлению туристскими центрами.

Обзор ВТО по рынкам трудовых ресурсов в сфере туризма. Эта программа была недавно инициирована Советом ВТО по образованию совместно с отделом по развитию людских ресурсов ВТО и Рабочей группой ВТО по управлению туристскими центрами. Ее задача состоит в сборе количественной и качественной информации о рынках трудовых ресурсов в сфере туризма в основных туристских странах во всех регионах мира с помощью ассоциаций работодателей, трудящихся, потребителей и студентов. Работа программы координируется туристскими центрами WTO. Sbest и центрами WTO TedQual.

К другим продуктам относятся:

— Семинары WTO. SIS.

— Публикации.

— Практикум WTO. Themis TedQual.

— Сертификация TedQual.

— Предварительные консультации по аудиту TedQual.

— Консультации по завершению аудита TedQual.

— Семинары TedQual.

— WTO. TedProm.

— Интернатура WTO Themis.

— Премии Одиссея за инновации и применение научных достижений в сфере туризма.

— Ежегодная конференция Совета ВТО по образованию.

Качество

В поисках совершенства и этических ценностей

Программа качества развития туризма нацелена на решение проблем, имеющих решающее значение для восприятия и утверждения качества туристской деятельности и опыта:

— создание системы регулирования в сфере торговли туристскими услугами, включая меры по либерализации и конкуренции;

— социальное воздействие туризма;

— безопасность и охрану, включая охрану здоровья;

— стандарты качества.

В своей деятельности по вопросам торговли туристскими услугами ВТО тесно сотрудничает с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и имеет статус наблюдателя при Всемирной торговой организации (WTO-OMC). Задача Организации состоит в том, чтобы связать правила и положения Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) с мерами по либерализации торговли туристскими услугами для оказания помощи странам-членам в принятии и проведении грамотной торговой политики и обеспечить вклад туристского сектора в устойчивое развитие туризма, особенно в отношении наименее развитых стран. ВТО регулярно проводит семинары для того, чтобы разъяснить переговорщикам особенности туристских услуг, информировать страны — члены Организации и представителей туриндустрии о ходе торговых переговоров и поддержать дебаты по инициативам, относящимся к сфере туризма, таким, как Приложение по туризму к ГАТС.

В контексте социального воздействия туризма два специальных проекта — Глобальный этический кодекс туризма и Рабочая группа по борьбе с сексуальной эксплуатацией детей в туризме призваны обеспечить содействие и поддержку международной кампании по развитию ответственного туризма. Деятельность Рабочей группы осуществляется в сотрудничестве с туристскими ассоциациями и неправительственными организациями. Начиная с 2001 г. эта программа получила грант Европейской комиссии в размере двух миллионов евро. Сеть по безопасности и защите стала еще одним проектом, создание и работа которого должны помочь странам — членам ВТО добиться транспарентности в этой области и наладить систему мер и услуг по обеспечению безопасности и охраны.

Глобальный этический кодекс туризма

Этот Кодекс, принятый Генеральной ассамблеей ВТО в 1999 г. и утвержденный специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 2001 г., содержит план из десяти пунктов, направленный на сохранение ресурсов, от которых зависит развитие туризма, и на обеспечение справедливого распределения экономических преимуществ от туризма.

Кодекс опирается на принципы устойчивого развития, которые лежат в основе всех программ ВТО, и особо подчеркивает необходимость привлечения местных сообществ к процессам планирования, управления и контроля за развитием туризма. Он включает девять статей, определяющих «условия игры» для туристских центров, правительств, туроператоров, турагентов, работников и предпринимателей в сфере туризма, а также для самих путешественников. Десятая статья посвящена вопросу реализации Кодекса через деятельность Всемирного комитета по туристской этике.

Основные публикации и инструменты:

Туризм и наименее развитые страны.

ГАТС и туризм.

Безопасность и защита в сфере туризма.

Туристские знаки и символы.

Рекомендации по безопасности в туризме.

Информация по охране здоровья и правилам, принятым в международном туризме.

Создание условий для путешествий инвалидов.

Заявление ВТО о борьбе с организованным секс-туризмом.

Качество, гигиена и безопасность питания в туристском секторе.

Устойчивое развитие

Принципы и практические инструменты

Философией, лежащей в основе деятельности отдела устойчивого развития туризма, является обеспечение устойчивого развития и управления туризмом для того, чтобы грядущие поколения могли пользоваться его преимуществами. ВТО разрабатывает практические инструменты, позволяющие туристским менеджерам как в государственном, так и в частном секторе применять принципы устойчивости в конкретных ситуациях. Отдел выпустил целый ряд публикаций, пособий, отчетов, аналитических исследований наиболее удачных примеров, которые получили широкое распространение, он также провел семинары в разных регионах мира. К числу наиболее важных проектов относятся следующие:

Международный год экотуризма — 2002

Признавая глобальное значение экотуризма, Организация Объединенных Наций провозгласила 2002 г. Международным годом экотуризма. Всемирный саммит по экотуризму в Квебеке (Канада, май 2002 г.), организованный совместно с Программой по окружающей среде ООН, собрал около 1200 участников, и его результатом стала Квебекская декларация по экотуризму, содержащая 49 специальных рекомендаций по устойчивому развитию и управлению экотуризмом.

Всемирный саммит по устойчивому развитию

Всемирная туристская организация принимала активное участие в подготовке Всемирного саммита по устойчивому развитию, который прошел в г. Йоханнесбурге (Южная Африка) 26 августа — 4 сентября 2002 г.

Планирование устойчивого развития туризма

ВТО выпустила несколько публикаций по планированию развития туризма на национальном, региональном и местном уровнях и организовала национальные семинары по туристскому планированию для представителей местных администраций в развивающихся странах.

Показатели устойчивого развития туризма

Показатели устойчивого развития туризма являются основополагающим инструментом планирования и контроля за развитием туризма. ВТО занимается внедрением показателей с 1992 г., проводя пилотные испытания, выпуская пособия и обучая пользованию показателями путем проведения серии технических семинаров в различных регионах и в различных типах туристских центров.

Удачные примеры устойчивого развития туризма

Ознакомление с удачными примерами развития и управления туризмом является важным фактором распространения опыта, который может быть использован в других туристских центрах. ВТО выпустила три сборника положительных примеров устойчивого развития, каждый из которых содержал в структурированном формате около 50 исследований конкретных примеров в более чем в 30 странах мира.

Основные публикации:

— Устойчивое развитие туризма: пособие для местных администраций с тремя региональными приложениями (Африка, Американский регион, Азия и Тихоокеанский регион).

— Практическое пособие по применению показателей устойчивого развития туризма.

— Повестка дня — 21 для индустрии туризма и путешествий.

— Рекомендации по развитию национальных парков и охраняемых территорий.

— Устойчивое развитие туризма — сборник удачных примеров.

— Устойчивое развитие экотуризма — сборник удачных примеров.

— Добровольные инициативы по устойчивому развитию туризма.

— Серия обследований рынков экотуризма.

Статистика

Все суммируется

Целью отдела ВТО по статистике и экономическому измерению туризма является подкрепление тезиса об экономическом воздействии туризма надежными фактами и цифрами. Отдел помогал разработать Вспомогательный счет в туризме и в настоящее время оказывает поддержку правительствам по внедрению этой точной системы измерения спроса и предложения в индустрию туризма.

ВТО устанавливает международные стандарты измерения и отчетности в туристской деятельности. Ее рекомендации по туристской статистике были приняты Организацией Объединенных Наций в 1993 г., что привело к созданию единого языка туристской статистики и позволило туристским центрам сравнивать свои успехи с достижениями конкурентов. В 2000 г. ООН одобрила методологию Вспомогательного счета в туризме, что сделало туризм первым в мире сектором экономики, располагающим международными стандартами, позволяющими достоверно измерять его экономическое воздействие.

ВТО предоставляет также самую обширную в мире статистику по туризму. Страны-члены, туристские компании, консалтинговые фирмы, университеты и средства массовой информации признают ВТО в качестве наиболее полного и надежного источника глобальной туристской статистики и прогнозов в мире. Поступающая из 190 стран мира туристская информация включает: туристские прибытия, финансовые поступления, ночевки, вид транспорта, длительность пребывания, туристские расходы и страну происхождения посетителей.

Основные публикации:

— Компендиум туристской статистики.

— Ежегодник туристской статистики.

— Вспомогательный счет в туризме как непрерывный процесс: прошлое, настоящее и будущее развитие.

— Документы Энцо Пачи об измерении экономического воздействия туризма, том 1 и том 2.

— Измерение относящихся к выездному туризму туристских расходов.

Вспомогательный счет в туризме

Утвержденный статистической комиссией Организации Объединенных Наций Вспомогательный счет в туризме является совместным проектом ряда межправительственных организаций и представителей туриндустрии. Он устанавливает ряд глобальных стандартов и определений, которые дают возможность измерить реальный вклад индустрии туризма в экономику с точки зрения доли туризма в ВВП, создания прямых рабочих мест и капитальных инвестиций. В соответствии с рекомендациями ООН ВСТ действует параллельно с системой национальной статистики. Он предоставляет систему сопоставимых на международном уровне данных, полученных в рамках национальной статистической системы. ВСТ впервые также ставит туризм в один ряд с другими, менее диверсифицированными секторами экономики. Разработка ВСТ дает возможность наладить сотрудничество между национальными туристскими администрациями, национальными статистическими учреждениями и центральными банками.

Исследование рынка

Информация, анализ и ноу-хау

Цель отдела исследования рынка и продвижения туризма ВТО состоит в обеспечении правительств и профессионалов в сфере туризма данными для понимания постоянно изменяющегося туристского рынка. В число ежегодно проводимых отделом мероприятий, в частности, входят: определение тенденций рынка по мере их проявления, краткосрочное и долгосрочное прогнозирование, анализ мировых рынков выездного туризма, исследование отдельных рыночных ниш, а также разработка инструментов оценки эффективности кампаний по продвижению туризма.

Ежегодная серия докладов «Тенденции туристского рынка» предоставляет своевременный и всеобъемлющий анализ итогов развития туризма во всем мире. Он позволяет туристской администрации сравнивать результаты своей деятельности с результатами других стран региона путем анализа числа туристских прибытий, поступлений и основных факторов, влияющих на развитие туризма в предыдущем сезоне.

Особое значение придается изучению туристских продуктов, таких, как спортивный туризм, круизы, конгрессный и деловой туризм MICE (конференции, поощрительные поездки, конгрессы и выставки), а также сегментов рынка, таких, как экотуризм, молодежный туризм и туризм для пожилых людей. Еще одной важной задачей является анализ выездного туризма как в основных, так и возникающих рынках. Исследования могут проводиться по любой теме, имеющей отношение к развитию туризма. Например, для более глубокого понимания эволюции туристского сектора было проведено исследование о влиянии консолидации, происходящей за счет союзов, слияний и приобретений в субсекторах гостиничного бизнеса, воздушного транспорта и распределения, на туристские центры, турагентов, малый бизнес и потребителя.

Для оказания помощи странам — членам ВТО в деле продвижения туризма отдел проводит периодические обследования туристских бюджетов и источников финансирования. Он также при необходимости предоставляет практические рекомендации. Например, после террористических атак 11 сентября 2001 г. отдел провел мониторинг сложившейся обстановки неуверенности, изучил уроки прошлых кризисов и помог странам — членам ВТО разработать стратегии адаптации к внезапному изменению условий рынка.

Издание прогнозов ВТО «Туризм — панорама 2020» в семи томах, посвященных развитию мирового туризма, является выдающимся исследованием, опирающимся на данные, полученные от стран — членов ВТО, а также на итоги интервью о будущем индустрии более чем с 75 специалистами в сфере туризма. Согласно прогнозам в ближайшие 25 лет, в период с 1995 по 2020 г., число международных прибытий ежегодно будет возрастать на 4,1%. «Туризм — панорама 2020» включает прогнозы о росте въездного и выездного туризма в странах каждого из регионов мира и анализирует перспективы развития некоторых сегментов рынка.

Результаты работы отдела распространяются различными способами, например в ходе презентаций и семинаров, на веб-сайте ВТО (см. ссылку «Факты и цифры»), а также с помощью большого числа различных публикаций, включая следующие:

— «Тенденции туристского рынка» — пять томов по регионам и один по миру в целом.

— «Основные показатели туризма».

— «Туризм — панорама 2020» — шесть томов по регионам и один по миру в целом.

— «Бюджеты национальных туристских администраций».

— «Рынки выездного туризма».

— «Барометр мирового туризма».

Коммуникации и документация

Координационный центр туристской информации

Первоочередными задачами, стоящими перед отделом прессы и коммуникаций ВТО, являются повышение осведомленности о значении туризма, пропаганда деятельности и задач ВТО путем эффективной коммуникации с целью обеспечения прозрачности ее мероприятий, помощь всем отделам ВТО в решении их задач и постоянное оповещение о всех новых проектах, исследованиях, результатах проведения семинаров и о готовящихся мероприятиях ВТО.

Страны — члены ВТО получают ежеквартальный выпуск «WTO News» и электронный выпуск «Бюллетень членов ВТО», который печатается каждые две недели. Контакты со странами, не являющимися членами Организации, осуществляются через средства массовой информации. База данных отдела прессы и коммуникаций ВТО включает 2000 ведущих журналистов всего мира, и отдел регулярно осуществляет контакты с ними с помощью пресс-релизов и пресс-конференций.

ВТО охватывает всю индустрию туризма с помощью своего веб-сайта в Интернете, а также имеет свой информационный стенд на крупнейших международных туристских выставках, включая следующие:

— FITUR, г. Мадрид (Испания).

— ITB, г. Берлин (Германия).

— MITT, г. Москва (Российская Федерация).

— WTM, г. Лондон (Великобритания).

В число других задач отдела прессы и коммуникаций ВТО входит помощь членам ВТО в улучшении их кампаний по продвижению туризма путем повышения эффективности их информационных ресурсов, организации командировок и семинаров для представителей прессы с целью развития контактов и управления кризисными ситуациями. Отдел публикует пособие по коммуникациям «В лучах мировой прессы», которое включает справочник по основным средствам массовой информации крупнейших выездных рынков мира. Всемирная конференция по туристским коммуникациям (TOURCOM), которая пройдет в начале 2004 г., станет регулярным местом встречи профессионалов в сфере туризма, представляющих как государственный, так и частный сектор, с представителями международных средств массовой информации.

Популярный, полностью обновленный в 2001 г. веб-сайт ВТО в Интернете доступен на английском, французском и испанском языках, причем все больше его разделов публикуется также на русском языке, а в дальнейшем он будет представлен и на арабском языке. Привлекательная домашняя страница сообщает последние новости ВТО, а легкодоступные ссылки предоставляют информацию о всех мероприятиях и продуктах. Пользователи имеют доступ к основным статистическим данным о мировом туризме, программе семинаров, полному календарю туристских событий во всем мире, детальной информации о специальных программах, таких, как заседания Комиссии по восстановлению туризма, проекты «Шелковый путь», «Борьба против сексуальной эксплуатации детей в туризме» и «Устойчивый туризм — искоренение нищеты» (STEP).

Публикации

Одна из наиболее важных функций ВТО состоит в том, чтобы служить постоянным источником информации для своих членов и мирового сообщества. ВТО выполняет эту задачу частично с помощью своей обширной программы публикаций, а также с помощью новой программы электронных продуктов. Широкий охват этих продуктов отражает, с одной стороны, многочисленные аспекты деятельности Организации, а с другой стороны, потребности ее членов.

В настоящее время ВТО предлагает публикации более чем 250 наименований. Каждый год этот список увеличивается на 30 — 40 наименований, выпускаемых на четырех официальных языках Организации отделом публикаций ВТО совместно с отделами, подготовившими эти публикации. Отдел публикаций имеет в штаб-квартире ВТО в Мадриде свой книжный магазин, в котором можно оформить заявку на любую публикацию или электронный продукт. Кроме того, все книги и электронные продукты очень подробно и с выдержками из текста представлены в электронном магазине Infoshop ВТО по адресу: www. world-tourism. org/infoshop. Для удобства покупателей магазин предлагает ряд услуг, включающих простое оформление покупки и возможность оплаты кредитной картой. Все продукты можно также заказать напрямую через глобальную сеть местных дистрибьюторов.

Для улучшения системы максимального распространения информации издательствам, желающим выпустить публикации ВТО на других официальных и неофициальных языках ВТО, предлагается приобрести права на перевод или репродукцию издания. В настоящее время публикации ВТО переведены более чем на 30 различных языков мира.

С помощью недавно реализованной программы библиотек-депозитариев отдел публикаций ВТО поощряет библиотеки приобретать все публикации ВТО и предлагать их широкой аудитории. Все библиотеки, отвечающие условиям библиотеки-депозитария, приглашаются для участия в этой инициативе, при этом им предлагаются выгодные финансовые условия.

Целью ВТО является расширение объема, тематики и качества публикаций и электронных продуктов, а также числа изданий, доступных на английском, французском, испанском, русском и других языках. Секретариат всегда приветствует отзывы о любом из продуктов ВТО. Если вы хотите получать информацию о новых продуктах, вы можете зарегистрироваться в нашем рассылочном списке по адресу: www. world-tourism. org/infoshop в разделе «рассылочный список».

Центр документации ВТО

Выполняя свою информационно-диспетчерскую роль, Центр документации ВТО предоставляет на тематической основе регулярно обновляемую качественную информацию по туристской деятельности и смежным вопросам.

Центр документации направляет свои усилия на совершенствование работы информационных сетей между Центром, членами ВТО и другими организационными партнерами с целью улучшения доступа к туристской информации, передачи и обмена информацией в глобальном масштабе.

Для выполнения этой задачи Центр предоставит онлайновый доступ к базе данных туристского законодательства, содержащей библиографические и текстовые данные по законодательным и регулирующим инструментам, которой располагает Секретариат ВТО, а также к другим аналогичным внешним информационным системам по законодательству.

К числу созданных Центром осязаемых продуктов относятся регулярные доклады о результатах исследований по стратегическим проблемам, таким, как роль, сфера компетенции и деятельность туристских администраций и инвестиционная политика в сфере туризма. Центр сотрудничает также с другими отделами Секретариата в вопросе создания постоянной информационной системы мониторинга налогообложения в туризме.

С целью укрепления функций диспетчера информационной службы специально созданная Центром база данных распространяет через Интернет фактическую информацию о деятельности и услугах, связанных с туристской деятельностью информационных систем, принадлежащих национальным и международным организациям. Кроме того, Центр документации создал «Многоязычный Тезаурус ВТО по деятельности в области туризма и отдыха», являющийся авторитетным инструментом индексации и получения информации по туризму и смежным областям деятельности.

Кто может стать членом Всемирной туристской организации?

Члены ВТО разделяются на следующие три категории: Действительные члены, Ассоциированные члены и Присоединившиеся члены.

— Статус Действительного члена доступен для всех суверенных государств.

— Статус Ассоциированного члена предоставляется всем территориям, не являющимся ответственными за осуществление своих внешних отношений. Территории могут стать Ассоциированными членами, если их кандидатуры предварительно одобрены правительством государства, несущим ответственность за их внешние отношения.

— Присоединившимися членами является широкий круг организаций и компаний, непосредственно работающих в сфере туризма и путешествий или в смежных с ней отраслях. К ним относятся авиакомпании и любые транспортные компании, гостиницы и рестораны, туроператоры, турагентства, банковские учреждения, страховые компании, консультационные центры, издательские дома и т. д. Присоединившиеся члены формируют три группы: Деловой совет ВТО, Совет ВТО по образованию и Оперативную группу ВТО по управлению туристскими центрами. Для вступления в Присоединившиеся члены требуется официальная поддержка той страны, на территории которой находится штаб-квартира кандидата.

ВТО является единственной межправительственной организацией, в состав которой входит оперативный сектор, что позволяет обеспечить активное сотрудничество между представителями правительств и руководителями туриндустрии. Широкий состав Присоединившихся членов имеет свою собственную программу работы, которая предусматривает ежегодные заседания и проведение технических семинаров на специфические темы, такие, как, например, «Электронный бизнес в туризме» в 2001 г. и «Сотрудничество и партнерство государственного и частного секторов» в 2002 г.

——————————————————————