Некоторые правовые особенности регистрации смерти в Российской Федерации
(Кузин С. Г., Кузина О. С.)
(«Медицинское право», 2006, N 2)
НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ СМЕРТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. Г. КУЗИН, О. С. КУЗИНА
Кузин С. Г., начальник Бюро судебно-медицинской экспертизы Архангельской области.
Кузина О. С., аспирант юридического факультета Поморского государственного университета.
Изучение деятельности областного бюро судебно-медицинской экспертизы показывает, что как при выполнении повседневной работы, так и при участии в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) судебно-медицинскими экспертами совершаются самые разнообразные ошибки при оформлении медицинского свидетельства о смерти (Кузин С. Г., Молин Ю. А, 1999).
До 1984 г. в соответствии со ст. 128 Кодекса законов РСФСР «О браке, семье и опеке» во всех городах и населенных пунктах регистрация смертей производилась органами ЗАГСа исключительно на основании врачебного свидетельства о смерти, порядок оформления которого был предусмотрен инструкцией, утвержденной Приказом МЗ СССР от 12 февраля 1966 г. N 85. Затем при оформлении врачебного свидетельства о смерти судебно-медицинские эксперты руководствовались Инструкцией о порядке заполнения и выдачи врачебного свидетельства о смерти, утвержденной Приказом МЗ СССР от 19 ноября 1984 г. N 1300 «О дальнейшем совершенствовании ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождений и смертей».
С развитием общества изменения претерпевала и учетная медицинская документация в связи с переходом к статистической разработке причин смерти населения на основе очередного десятого пересмотра МКБ. С целью дальнейшего совершенствования учета естественного движения населения с 1 января 1999 г. утверждены и введены новые формы: «Медицинское свидетельство о смерти» ф. N 106/у-98 и «Медицинское свидетельство о перинатальной смерти» ф. N 106-2/у-98. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ было поручено обеспечить бланками учетных форм все ЛПУ, независимо от их организационно-правовой формы, в т. ч. частнопрактикующих врачей (Приказ МЗ РФ от 7 августа 1998 г. N 241). При этом изменившемся порядке оформления документов судебно-медицинские эксперты столкнулись с необходимостью кодирования причин смерти в соответствии с рубриками МКБ-Х.
Порядок выдачи медицинского свидетельства, по сути, не отличается от ранее принятого оформления врачебного свидетельства о смерти. Документ выдается родственникам умершего или лицам, взявшим на себя обязанности по захоронению. В соответствии со ст. 66 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» он должен быть представлен на регистрацию в органы ЗАГСа в трехдневный срок с момента наступления смерти либо со дня обнаружения трупа. Как и прежде, запрещается выдача медицинского свидетельства заочно, без личного установления врачом факта смерти. В исключительных случаях свидетельство о смерти может быть выдано врачом, установившим смерть только на основании осмотра трупа (при отсутствии подозрения на насильственную смерть). Это положение не распространяется на судебно-медицинских экспертов, которым запрещается выдавать медицинское свидетельство о смерти только на основании наружного осмотра. Однако жизненные ситуации таковы, что иногда от судебно-медицинского эксперта граждане, должностные лица, высокопоставленные чиновники требуют выдачи свидетельства без направления трупа на исследование, в том числе в случаях, когда труп не может быть предоставлен ввиду его необнаружения либо разрушения. При этом апеллируют к совести, милосердию эксперта, выполнению нравственного и гражданского долга, наконец, Присяги врача.
Так, например, при авиационной катастрофе, после падения военного самолета с большой высоты в результате разрушения конструкции не были обнаружены какие-либо останки пилотов, кроме фрагментов летных костюмов, прядей волос. Представители командования непосредственно и через прокуратуру потребовали от судебно-медицинского эксперта выдачи свидетельства о смерти. В результате отказа «дело» молниеносно дошло до руководства Администрации области. Работа сотрудников Архангельского областного бюро судебно-медицинской экспертизы, принявших участие в ликвидации последствий ЧС, возникшей из-за обрушения подъезда жилого дома в результате взрыва бытового газа в марте 2004 г., также выявила ряд проблем по выдаче документов о смерти.
Судебно-медицинскому эксперту необходимо четко ориентироваться в подобных ситуациях и попытаться объяснить заинтересованным лицам порядок выхода из сложившейся ситуации. Установление фактов, имеющих юридическое значение, признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим является прерогативой суда (ст. 44, 45 ГК РФ).
Объявление гражданина умершим базируется на предположении факта его физической смерти. На основании решения суда об объявлении гражданина умершим вносится запись о смерти этого человека в книги регистрации актов гражданского состояния. Специальные сроки, по истечении которых гражданин может быть объявлен умершим (отсутствие по месту жительства сведений о его месте пребывания в течение трех лет) установлены на случай изменения обстоятельств, дающих возможность предположить его смерть. Так, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного случая, установлен сокращенный срок в 6 месяцев, по истечении которого гражданин может быть объявлен умершим. К обстоятельствам, угрожавшим смертью, относятся стихийные бедствия — наводнение, землетрясение и т. д., а к обстоятельствам, дающим основание предполагать гибель от определенного случая, — непредвиденные обстоятельства (пожары, катастрофы и т. п.). Двухлетний срок со дня окончания военных действий установлен для объявления умершим военнослужащего или иного гражданина, пропавшего без вести в связи с такими действиями.
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении умершим (т. е. через 10 дней после вынесения решения). В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти дату предположительной гибели.
Объявление умершим, когда суд исходит из предположения о гибели, необходимо отличать от установления в судебном порядке факта смерти. В соответствии со ст. 247 ГПК РФ суд устанавливает факт смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах при отказе органов ЗАГСа в регистрации события.
Юридический факт смерти устанавливается тогда, когда событие является очевидным (прыжок в реку с железнодорожного моста, опрокидывание лодки во время ледохода, падение самолета, взрывы домов и т. д.), однако по объективным причинам, ввиду отсутствия трупа, невозможности его предоставления судебно-медицинскому эксперту для исследования, медицинское свидетельство о смерти не может быть выдано. В этой ситуации суд устанавливает факт смерти. При этом сроки, по истечении которых устанавливается данный юридический факт, законодательством не установлены.
Заявление об объявлении гражданина умершим может подаваться в суд по месту жительства заявителя уже на следующий день после случившегося. В заявлении необходимо указать, для какой цели необходимо объявить гражданина умершим, обстоятельства, угрожающие смертью или дающие основание предположить гибель от определенного несчастного случая. Подобные дела в гражданском судопроизводстве рассматриваются с обязательным участием прокурора. Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом ЗАГСа записи о смерти в книгу записи актов гражданского состояния.
Таким образом, знание судебно-медицинским экспертом некоторых положений гражданского процесса избавит его от ненужных объяснений с родственниками погибших и должностными лицами. А главное — оградит от принятия неправильного решения, как при выполнении ежедневной работы, так и при ликвидации последствий техногенных катастроф и иных ЧС, сопровождающихся обширными разрушениями тела человека и невозможностью в силу объективных обстоятельств исследовать труп и зарегистрировать смерть в установленном законом порядке.
——————————————————————