К истории развития медицинского и уголовно-правового понятия искусственного прерывания беременности

(Эркенова И. В.) («Медицинское право», 2006, N 4)

К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО И УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПОНЯТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ

И. В. ЭРКЕНОВА

Эркенова И. В., майор юстиции, г. Нальчик, КБР.

Прерывание беременности до его естественного завершения называется в зависимости от его срока абортом или преждевременными родами. Точное определение понятия «аборт» необходимо не только с чисто теоретических позиций понимания криминального аборта, но и в плане правильного определения всей совокупности признаков аборта, что важно для решения вопроса об уголовной ответственности за незаконный аборт. И в связи с этим представляет интерес срок прерванной беременности и связанная с этим жизнеспособность плода, его способность к самостоятельному существованию вне утробы матери. К сожалению, этим вопросам в юридической литературе не уделяется должного внимания. Так, в юридической науке под абортом понимается «искусственное прерывание беременности» <1>. При этом не указывается временной или какой-либо границы, за пределами которой умерщвление плода нельзя считать абортом. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации — ИНФРА-М-НОРМА, 2000 (издание третье, измененное и дополненное). —————————————————————— <1> Научно-практический комментарий к УК РФ. Т. 1. Н. Новгород, 1996. С. 291; Комментарий к УК РФ / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М., 2004. С. 150 — 151.

Решение этой проблемы может быть удачным лишь при использовании юристами положений современной медицинской науки. В медицинской литературе под абортом понимается не только искусственное, но и самопроизвольное прерывание беременности, а само понятие «аборт» отличается от понятия «преждевременные роды». Если под абортом понимается прерывание беременности до наступления 28-недельного ее срока, то ее прерывание после этого срока уже оценивается как преждевременные роды <2>. ——————————— <2> Хаскин С. Г. Указ. соч. С. 4; Популярная медицинская энциклопедия. М., 1980. С. 7 — 8.

Указанное различие аборта и преждевременных родов представляет правовой интерес, поскольку искусственное прерывание беременности после 28 недель не может отождествляться по степени общественной опасности с более ранним прерыванием беременности <3>. ——————————— <3> Томилин В. В., Пашинян Г. М. Руководство по судебной медицине / Под ред. В. В. Томилина, Г. М. Пашинян. М., 2002. С. 30.

Представляет интерес и классификация абортов по характеру их возникновения. По этому критерию они делятся на две основные группы: самопроизвольные и искусственные <4>. ——————————— <4> Популярная медицинская энциклопедия. М., 1980. С. 7 — 8.

В медицинской литературе употребляется и такое понятие, как «самопроизвольный выкидыш», отождествляемый с абортом (самопроизвольным выкидышем), под ним понимается преждевременное прерывание беременности, которое происходит помимо воли и намерения женщины, без содействия ее самой или другого лица <5>. Имеется и другое определение этого понятия, быть может, не имеющее значения для медика, но не безразличное для юриста, а именно: прекращение беременности, которое имеет своей причиной изменения как в самом развивающемся яйце, так и в организме матери <6>. В Большой советской энциклопедии такая ситуация характеризуется как «прерывание беременности без какого-либо вмешательства самой женщины или других лиц» <7>. ——————————— <5> Гентер Г. Г. Учебник акушерства. М., 1976. С. 433. <6> Дуда В. И. Учебное пособие по гинекологии. Минск, 2002. С. 360. <7> БСЭ. М., 1970. С. 24.

В юридическом аспекте указанное понятие представляется более содержательным, поскольку именно это определение позволяет отграничить криминальный аборт от самопроизвольного аборта. Ведь и криминальный аборт также результат заболевания матери или плода, хотя и вызванного теми или иными механическими или химическими агентами в результате действий, образующих объективную сторону криминального аборта. Как и любая хирургическая операция, искусственный аборт может сопровождаться осложнениями, возникающими во время операции, например кровотечениями, повреждением матки и др., или через некоторое время после нее, например, воспаление матки и ее придатков и т. п. <8>. ——————————— <8> Популярная медицинская энциклопедия. М., 1980. С. 10.

Искусственный аборт является социальной проблемой, т. к. касается не только интересов женщины, но и государства. В современных условиях развития России наблюдается резкий спад рождаемости населения. И уже сегодня смертность в два раза превышает рождаемость населения. Вот почему государство заинтересовано в сокращении искусственных абортов, создавая различные социальные и материальные условия для стимулирования рождаемости. Хотя, объективности ради, следует отметить, что принимаемые меры в этом направлении еще недостаточны и по многим параметрам значительно отстают от аналогичных мер, принимаемых в ряде других государств. Однако из Послания Президента России Государственной Думе за 2006 г. мы узнали радостную весть о том, что наше государство повернулось лицом к актуальной проблеме — проблеме рождаемости в нашей стране; оно обещает значительную материальную поддержку женщинам при рождении детей. Когда намечаемые льготы женщине-матери начнут действовать, можно надеяться, что эта помощь Правительства будет стимулировать рост рождаемости, который явится одним из факторов решения демографических проблем России. Ученые-медики различают следующие стадии аборта: угрожающий, начинающийся аборт, неполный аборт, полный аборт. Установление стадии аборта, как указывают К. Н. Жмакин и Ф. А. Сыроватко, имеет большое значение, так как от этого зависит терапия и предсказания. При угрожающем и начинающемся абортах нередко удается сохранить беременность, при других стадиях аборта продолжение беременности невозможно <9>. Указанная классификация важна для определения при соответствующих обстоятельствах характера совершенного криминального аборта с точки зрения классификации соответствующих стадий развития преступной деятельности. Но следует заметить, что стадии совершения преступления могут не совпадать со стадиями аборта в их медицинском понимании. В. С. Малиновский дает определения незаконченного и законченного аборта. Незаконченным аборт считают тогда, когда в полости матки остались части плодного яйца (послед со всеми оболочками или только одни оболочки). Диагноз законченного аборта ставится на основании объективно найденной клинической картины и реконструкции выделившегося наружу яйца и его частей <10>. ——————————— <9> Кулаков В. И., Серов В. Н. Руководство по безопасному материнству. М., 2000. С. 200 — 202. <10> Малиновский В. С. Оперативное акушерство. М., 1974.

В период запрещения производства абортов <11> искусственный аборт классифицировался в медицинской литературе двумя видами: ——————————— <11> Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов и увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многодетным семьям и т. д.».

1) аборт, производимый по медицинским показаниям; 2) аборт криминальный (запрещенный, наказуемый). При легализации государством искусственного аборта определение его понятия сужено и означает прерывание беременности по желанию женщины или по рекомендации врача. Как видно из приведенных положений, медицинское понятие искусственного аборта в значительной степени зависело от динамики государственно-правового регулирования общественных отношений, связанных с производством аборта. Это, по нашему мнению, еще одно свидетельство социальной сущности аборта, не сводимое к чисто аналитическому понятию. Наиболее полное определение криминального аборта было дано А. А. Пионтковским и В. Д. Меньшагиным, которые ввели в число компонентов этого определения медицинские показатели. Под понятие аборта, пишут они, подойдут два различаемых медициной аборта: прерывание беременности в то время, когда плод еще нежизнеспособен (первые шесть месяцев), и прерывание беременности в последующий период, когда зародыш считается настолько уже развившимся, что он способен при надлежащих условиях к внеутробной жизни <12>. Однако из этого определения и дальнейших рассуждений остается неясной их позиция в отношении квалификации такого прерывания беременности, которое, приведя к преждевременным родам, не вызвало гибели плода. ——————————— <12> Пионтковский А. А., Меньшагин В. Д. Курс советского уголовного права. Особенная часть. Т. 1. М., 1955. С. 614.

В уголовно-правовой литературе и уголовном законодательстве по этому вопросу никаких указаний не имеется, и поэтому остается неясным, следует ли под криминальным абортом в смысле состава преступления, предусмотренного ст. 123 УК РФ, понимать и такое умышленное искусственное прерывание беременности, при котором изгоняется плод сроком свыше 28 недель, т. е. такой плод, который может быть жизнеспособным: не говоря уже об очевидном различии результативности криминального вмешательства в развитие беременности женщины, далеко не одинакова и опасность такого вмешательства для ее здоровья. Поэтому не случайно производство аборта в медицинских учреждениях согласно Инструкции к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 декабря 1961 г. «О порядке проведения искусственного прерывания беременности» допускается, если беременность не превышает трех месяцев. Однако криминологический интерес вместе с тем представляет и качественное различие характера общественной опасности прерывания беременности, связанное с гибелью плода и рождением плода жизнеспособного. Изучение практики ряда роддомов г. Нальчика позволяет привести немало таких примеров. Так, М. в возрасте 20 лет была доставлена в 1-й роддом г. Нальчика с диагнозом: преждевременные роды. При ее осмотре была установлена беременность 35 недель. В результате криминального вмешательства с целью прерывания беременности, повлекшего вскрытие плодного пузыря, наступили преждевременные роды живого недоношенного ребенка. Состояние ребенка первое время после рождения было тяжелое, затем средней тяжести. Через некоторое время ребенок был переведен в детскую больницу в удовлетворительном состоянии <13>. ——————————— <13> История болезни N 58 за 1990 г. // Архив роддома N 1 г. Нальчика.

Аналогичные случаи оказались и во 2-м роддоме г. Нальчика у женщин 17 лет и в возрасте 23 лет <14>, которые имели беременность свыше 28 недель. Всем им поставлен диагноз: преждевременные роды, вызванные криминальным вмешательством, которые закончились рождением жизнеспособных детей, и др. примеры. ——————————— <14> История болезни N 18 за 1989 г. // Архив роддома N 2 г. Нальчика.

В приведенных примерах имели место случаи преступного вмешательства в организм беременной женщины при сроке беременности свыше 28 недель, в результате чего произошли преждевременные роды. Между тем в соответствии с действующим законодательством такие преждевременные роды квалифицировались как криминальный аборт (ст. 123 УК РФ). В результате криминальных родов вероятность гибели способного к внеутробной жизни плода как внутри матери, так и родившегося живым весьма велика, следовало бы предусмотреть в законе наступление при указанных обстоятельствах смерти ребенка в качестве отягчающего обстоятельства. Обстоятельством, еще более отягчающим преступление, было бы целесообразно предусмотреть вызванную криминальными родами гибель беременной. Вопрос в указанном плане в юридической литературе не ставился, но несовершенство действующего уголовного законодательства по рассматриваемому вопросу не осталось незамеченным. В 60-х гг. к нему впервые привлек внимание И. И. Горелик, предложивший разграничивать криминальный аборт и умышленное убийство, относя к последнему криминально вызванные искусственные роды при сроке беременности свыше 28 недель <15>. По существу, И. И. Горелик вновь поставил вопрос об определении начала жизни человека. ——————————— <15> Горелик И. И. Квалификация преступлений, опасных для жизни и здоровья. Минск, 1973. С. 153 — 154.

Как известно, о понятии начального момента жизни человека в уголовно-правовой литературе нет единства мнений. Одни авторы предлагают начальным моментом жизни считать начало дыхания или полное отделение ребенка от утробы матери <16>. ——————————— <16> Гродзинский М. М. Преступление личности. М., 1924; Пионтковский А. А. Советское уголовное право. М., 1927; Загородников М. И. Преступление против здоровья. М., 1969. С. 14.

Авторы в данном случае имеют в виду родившегося ребенка, жизнеспособного, начавшего внеутробную жизнь. Другие криминалисты признают начальным моментом жизни ребенка начало физиологических родов. Нам представляется, что такое определение не отражает специфики именного криминального аборта и не позволяет отграничить его от медицинского понимания аборта. Поэтому под криминальным абортом, на наш взгляд, следует понимать умышленное, с согласия беременной женщины противоправное искусственное прерывание беременности, совершенное с нарушением установленных нормативными правовыми актами правил и условий для его производства. Указанные правила производства аборта определены Инструкцией Наркомздрава СССР от 1 июля 1939 г. «Об определении доношенности (зрелости) новорожденных»; Инструкцией Минздрава СССР «О Порядке производства абортов» от 29 ноября 1955 г.; Приказом Минздрава РФ от 28 декабря 1993 г. «Об утверждении Перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности»; Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г. «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности»; Инструкцией «О порядке проведения операции искусственного прерывания беременности», утвержденной Приказом Минздрава РФ от 14 октября 2003 г.; Основами законодательства РФ от 22 июля 1993 г. «Об охране здоровья граждан» (в ред. от 20 декабря 1999 г.). Таким образом, производство криминального и медицинского аборта имеет широкий спектр законодательных актов, которые в зависимости от социальных проблем в государстве меняются. В соответствии с действующим законодательством преждевременные роды, вызванные криминальным путем при сроке беременности свыше 28 недель, квалифицируются как криминальный аборт. На наш взгляд, криминальные роды следует выделить в самостоятельный состав преступления, т. к. они социально еще более опасны, чем криминальный аборт.

——————————————————————