Правовые аспекты демографической проблемы в России

(Силуянова И. В., Яковлев В. В.) («Российская юстиция», 2010, N 4)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ

И. В. СИЛУЯНОВА, В. В. ЯКОВЛЕВ

Силуянова И. В., доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета.

Яковлев В. В., научный сотрудник НИЛ «Биоэтика и правовые проблемы здравоохранения» Российского государственного медицинского университета.

Статья содержит пять конкретных предложений по совершенствованию правового регулирования искусственного прерывания беременности в России. Авторы считают одной из основных причин демографического кризиса существующее правовое регулирование аборта, которое не отвечает требованиям времени и особенностям современного положения России.

Ключевые слова: право, демографический кризис, аборт, рождаемость.

This article contains five specific suggestions for improving the legal regulation of abortion in Russia. The authors consider one of the main causes of the demographic crisis the existing legal regulation of abortion, which does not meet the requirements and characteristics of the current situation in Russia.

Вопросы демографической политики всегда находятся в центре внимания политиков. Это находит свое отражение в том, что в каждом очередном послании Президента РФ Федеральному Собранию рассматривается и дается оценка демографическому положению в стране. В условиях демографического кризиса в России в обществе сложился консенсус в понимании того, что преодоление демографического кризиса становится ключевой для всей страны проблемой. Из трех основных составляющих демографического положения — показателей смертности, миграции населения и рождаемости особое внимание было уделено программе стимулирования рождаемости. Президентом был предложен комплекс финансовых и административных мер поддержки молодых семей, женщин, материального стимулирования рождения второго ребенка. Однако для решения этой проблемы должны быть привлечены не только финансовые, но и другие возможные и доступные способы, в том числе меры правового порядка. Возможность регулирования демографических процессов на уровне государственно-правового контроля за рождаемостью была известна уже греческой цивилизации. Аристотель в «Политике» рекомендовал: «Пожалуй… должно поставить предел скорее для деторождения, нежели для собственности, так, чтобы не рождалось детей сверх какого-либо определенного числа. Это число можно было бы определить, считаясь со всякого рода случайностями, например с тем, что некоторые браки окажутся бездетными. Если же оставить этот вопрос без внимания, что и бывает в большей части государств, то это неизбежно приведет к обеднению граждан, а бедность — источник возмущений и преступлений» <1>. В IV — III вв. до н. э. демографический вопрос в Древней Греции решался ограничением рождения одного — двух детей в семье. Для Аристотеля основным средством строгого и обязательного соблюдения этой нормы был аборт. Он полагал: «Если же у состоящих в супружеском сожитии должен родиться ребенок сверх (этого) положенного числа, то следует прибегнуть к аборту, прежде чем у зародыша появится чувствительность и жизнь» <2>. ——————————— <1> Аристотель. Политика. Т. 4. М., 1984. С. 416 — 417. <2> Там же. С. 624.

Нельзя не обратить внимание, что в центре внимания Аристотеля проблемы «перенаселения», в качестве основного средства решения которых он выбирает аборт. Не логично ли предположить, что в условиях недонаселения следует обратить внимание на механизмы государственно-правового регулирования производства абортов в стране с целью уменьшения их числа? Положение в государстве, с одной стороны, теряющего население катастрофическими темпами, с другой — законодательно никак не ограничивающего массового производства абортов, вряд ли можно определить как нормальное. Именно такая ситуация сложилась в России. С одной стороны, в стране фиксируется устойчивая тенденция падения рождаемости, с другой — не предпринимается никаких мер для ограничения самого большого в мире (от 1,5 до 7 миллионов в год!) — производства абортов как основного фактора регулирования рождаемости. За последние 5 лет отечественные юристы все чаще поднимают вопросы о необходимости совершенствования конституционно-правового регулирования репродуктивных прав человека <3>. ——————————— <3> См. Перевозчикова Е. В., Панкратова Е. А. Конституционное право на жизнь и правовой статус эмбриона человека // Медицинское право. 2006. N 2 (14). С. 16 — 22; Чернега К. А. Юридические аспекты права врача отказаться от производства абортов // Православие и проблемы биоэтики. Вып. 2. М., 2006. С. 79 — 84; Рубанова Н. А. Право человека на жизнь в законодательстве РФ: понятие, содержание, правовое регулирование: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006; и др.

Наши предложения касаются ст. 36 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (от 22.07.1993 N 5487-1) <4>. Статья 36 называется «Искусственное прерывание беременности» и начинается с утверждения: «Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве». В контексте данной статьи искусственное прерывание беременности рассматривается как право каждой женщины. На уровне общественного морально-этического сознания этот принцип равнозначен суждению: «Каждая женщина имеет право на детоубийство». Для традиционного морального сознания данный принцип является предельным выражением аморализма. Именно морально-этическая некорректность искусственного прерывания беременности веками сохраняла за абортом статус преступления «против жизни, против семьи и общественной нравственности» в законодательствах европейских государств. В Уголовном уложении России — с 1832 г. (первое издание) до революции 1917 г. — «изгнание плода» классифицируется как вид смертоубийства. Даже в СССР с 1937 г. по 1955 г. аборт был уголовно наказуемым действием <5>. ——————————— <4> Приводим полный текст: «Статья 36. Искусственное прерывание беременности. Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям — при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины — независимо от срока беременности. Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации, а перечень социальных показаний — положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации». <5> УК РСФСР. Ст. 140 (а, б). Аборт. М.: Госюриздат, 1953. С. 45.

Учитывая принципиальную роль права, которое наряду с моральными принципами является основной формой регулирования поведения человека, мы предлагаем: — принять новую редакцию ст. 36, исключив первую фразу «Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве» и заменив ее на следующее положение: «Каждая женщина решает вопрос о материнстве после беседы с врачом и в соответствии со своими нравственными и религиозными убеждениями»; — добавить в текст статьи положение, отражающее политику государства, терпящего убыль населения: «Врач при беседе должен исходить из презумпции деторождения, естественных законов природы». Это означает, что: 1) врач первой фразой должен предложить рожать; 2) врач не вправе принуждать беременную к проведению аборта; — внести изменения во второй абзац данной статьи в целях ограничения доступности аборта. Это означает необходимость утвердить проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения вне рамок обязательного медицинского страхования через систему предоставления платных медицинских услуг (ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Это обеспечит право большинства налогоплательщиков, закрепленное в ст. 28 Конституции РФ, не финансировать действия, противоречащие их совести, нравственным чувствам и религиозным убеждениям; — сократить перечень социальных показаний к искусственному прерыванию беременности с 4 <6> до 1 позиции: для беременностей после изнасилования; ——————————— <6> Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 485 «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности» // Российская газета. 2003. 15 августа.

— легализовать право врача отказаться от производства абортов, закрепленное в п. 6 Декларации Всемирной медицинской ассоциации «О медицинских абортах» (Осло, 1983), согласно которому в том случае, «если личные убеждения не позволяют врачу сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге». Привести Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан в отношении свободы отказа от аборта в соответствие со ст. 28 Конституции РФ. Мы против введения уголовной ответственности за аборт. В то же время мы считаем допустимым наряду с предложенными мерами рассмотреть и такую возможность, как исключение ст. 36 из Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и переход к регулированию данной медицинской процедуры наравне с другими медицинскими процедурами нормативными ведомственными актами. Данная мера предотвратит правовой «пиар» превращения опасного с точки зрения медицины, преступного с точки зрения морали, катастрофического для государства и трагического для каждой женщины выбора в категорию ее неотъемлемых прав. Перечисленные меры, безусловно, будут способствовать совершенствованию этической корректности российского медицинского права, что найдет свое отражение в изменении морального отношения в обществе к абортам, что, в свою очередь, рассматривается нами как важнейший этико-правовой фактор решения демографических проблем страны.

——————————————————————